ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧСЕКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ 6
§ 1.1. Понятие социально-психологической адаптированности 6
§1.2. Особенности социально-психологической адаптированности молодых людей с инвалидностью в стационарном учреждении социального обслуживания 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ 34
§2.1. Методика исследования социально -психологической
адаптированности молодых людей с инвалидностью в стационарном учреждении 34
§2.2. Анализ и оценка результатов эмпирического исследования социально-психологической адаптированности молодых людей с инвалидностью в стационарном учреждении 39
§2.3. Рекомендации по повышению уровня социально
психологической адаптированности молодых людей с инвалидностью, проживающих в интернатном учреждении 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность исследования. Проблема социально-психологической адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с серьезными изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Не менее важным является и изучение проблемы социальнопсихологической адаптированности молодых инвалидов. Уровень адаптированности этой категории граждан к условиям жизни общества остается практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с молодыми инвалидами, проживающими в интернатных учреждениях.
Актуальность исследования особенностей адаптированности молодых инвалидов обусловлена рядом общественных противоречий. Основное из них состоит в несоответствии меняющейся системы нравственных ценностей гуманного общественного отношения к инвалидам и реальной практики социального исключения инвалидов из общественного воспроизводства. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы адаптированности молодых инвалидов не ориентированы на исследование данной группы и на современную социально-педагогическую действительность. Возникает необходимость адаптировать существующие и обосновать новые подходы к исследованию уровня адаптированности молодых инвалидов.
Особое место в решении этой задачи отводится стационарным учреждениям социального обслуживания населения, специфика деятельности которых состоит в том, что там постоянно проживают лица с особой тяжестью состояния здоровья (тяжелыми формами поражения опорнодвигательного аппарата, расстройством психики, ярко выраженной умственной отсталостью и т.д.). Несмотря на расширение области нестационарного обслуживания инвалидов, стационарные учреждения в настоящее время выполняют и, по нашему мнению, еще долго будут выполнять важную функцию социального устройства инвалидов, которые в существующих устройствах не могут существовать самостоятельно.
Инвалидность, как специфическое социальное явление разрабатывали Т.Д. Добровольская, А.В. Осадчих, С.П. Пешков, Н.Б. Шабалина, Е.И. Холостова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др. Авторы рассматривают социальные факторы инвалидности: неблагоприятную окружающую среду, войны, рост алкоголизма, профессионального травматизма, проблемы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Современные отечественные ученые начали активно исследовать социальные проблемы инвалидов с конца 80-х гг. XX века. Л.К. Грачев, А. А. Дыскин изучали процессы социальной реабилитации и интеграции инвалидов; А.И. Осадчих, Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева, Э.И. Ташохина исследовали сущность и содержание процесса социальной адаптации инвалидов, разработали первые типологии стратегий социальной адаптации инвалидов; Е.Р. Смирнова-Ярская, П.В. Романов анализировали социальные проблемы инвалидов с феноменологических позиций и изучали влияние общественных стереотипов инвалидности наадаптационное поведение инвалидов.
Особенное место занимают труды, рассматривающие проблемы работы с инвалидами в стационарных учреждениях. Среди них следует выделить публикации О.С. Андреевой, Н.Ф. Дементьевой, В.В. Поляничко, Б.А. Сырниковой, В.И Явных и других авторов. Таким образом, имеется литература, посвященная проблемам реабилитации различных категорий инвалидов. Вместе с тем, многие вопросы данной проблематики остаются не раскрытыми. В частности недостаточно исследован потенциал стационарных учреждений в процессе реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
...
Важнейшей проблемой современного общества является неприспособленность молодых людей с инвалидностью к жизни вне стационарного учреждения. Актуальность проблемы изучения особенностей социально-психологической адаптированности молодых людей с инвалидностью обусловила выбор темы исследования. Целью нашего исследования стало изучение особенностей социально-психологической адаптированности молодых людей с инвалидностью, проживающих в доме - интернате.
В рамках данного исследования были реализованы следующие задачи.
Проанализирована психологическая и социально-педагогическая
литература по теме исследования.
Инвалидность, как специфическое социальное явление разрабатывали Т.Д. Добровольская, А.В. Осадчих, С.П. Пешков, Н.Б. Шабалина, Е.И. Холостова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др. Авторы рассматривают социальные факторы инвалидности. С конца 80-х гг. XX века начали активно исследовать социальные проблемы инвалидов Л.К. Грачев, А.А. Дыскин, А.И. Осадчих, Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева, Э.И. Ташохина, Е.Р. Смирнова-Ярская, П.В. Романов. Проблемы работы с инвалидами в стационарных учреждениях. Рассматривались в работах О.С. Андреевой, Н.Ф. Дементьевой, В.В. Поляничко, Б.А. Сырниковой, В.И Явных и других авторов.
Сущность социально-психологической адаптации заключается в поиске и нахождении конструктивного жизненного смысла, ценностей, обладающих для личности большой значимостью и позволяющих преодолевать проблемные ситуации и фрустрации, которые сопровождают жизненный путь личности [11].
Адаптированность можно определить, как такое состояние субъекта, которое позволяет ему чувствовать себя свободно и раскованно в социально - культурной среде, включаться в основную деятельность, чувствовать изменения в привычном социально-культурном окружении, углубляться во внутриличностные духовные проблемы, обогащать собственный мир путем более совершенных форм и способов социокультурного взаимодействия [31].
Социально-психологическая адаптированность проявляется как способность человека адаптироваться в широком спектре различных ситуаций, которые возникают в данной общественной среде. Следовательно, в процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется в середе в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется. Экспериментально было доказано, что адаптированность у молодых людей с инвалидностью в стационарном учреждении занижена. Результатом социальной адаптации молодого инвалида является появление чувства удовлетворенности жизнью, отношениями с близким окружением, рост творческой активности, достижение успеха в общении и совместной деятельности малой группы и среде жизнедеятельности.
Эмпирическое исследование особенностей социально-психологической адаптированности молодых людей с инвалидностью, проживающих в стационарном доме-интернате, было организовано и проведено в течение 2016-2017 гг. на базе КГБУ СО «Красноярский дом-интернат для инвалидов», при участии 20 молодых инвалидов в возрасте от 18 до 40 лет, проживающих в данном учреждении.
На подготовительном этапе экспериментальной работы был взят опросник социально-психологической адаптивности (СПА) А.К.Осницкого и определены критерии, подвергшиеся обследованию: адаптивность,
дезадаптивность, принятие себя, не принятие себя, доминирование, ведомость.
...
1. Албегова И.Ф., Корешкова И.В. Социальная работа с молодыми инвалидами: основные направления, формы, методы и технологии.// Вестник социально-политических наук. 2016. № 15 (15). С. 23-26.
2. Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова. - М.: КНОРУС, 2012. - 400 с
3. Битянова М. Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. -М.: Образ. центр «Педагогический поиск», 1998.
- 112 с.
4. Ветрова, И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов/ И.Ю. Ветрова. - М.: Дело, 2000. - 256 с.
5. Гришко Н.А. Молодые инвалиды как представители специфической категории в процессе социализации.// Человек: преступление и наказание. - 2012. - № 1. - С. 138-141.
6. Дудкин, А.С. Десять доступных мер повышения эффективности социального обслуживания в России / А.С. Дудкин // Социальная работа. - 2012. - №12. - С. 25-28.
7. Зозуля, Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов / Т.В. Зозуля. -М.: Академия, 2005. — 304 с.
8. Ковкова Т.Г., Рюмина Ю.Н. Специфика социальной работы с молодыми инвалидами в стационарном учреждении. - Шадринск, 2012. - C. 4-7.
9. Кон И. С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 1978. - 368 с.
10. Никончук А.С. Социальная адаптация и социализация личности в контексте социально-педагогической работы. / А.С. Никончук // СПР .-2005. № 3
11. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения : учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева ; под ред. проф. П. Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.
12. Панов, А.М. Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации: современное состояние, проблемы, перспективы / А.М. Панов // Отечественный журнал социальной работы. - 2007. - № 3. -С. 44-58
13. Петросян В А Особенности реабилитации инвалидов в условиях стационарных учреждений // Отечественный журнал социальной работы, № 3, 2003
14. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О
федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам
государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»
15. Словарь социального педагога и социального работника:/Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского. - Мн.: БелЭн., 2001- 256 с.
... всего 32 источника