СТУДЕНЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-НАСТАВНИКОВ НА ПРИМЕРЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1. Сущность понятия «наставничество» в зарубежной и отечественной литературе 11
1.2. Роль института наставничества в формировании профессиональных компетенций 20
1.3. Опыт реализации наставничества в современной системе высшего образования 26
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ СТУДЕНЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА 39
2.1. Опытно-поисковая работа по разработке модели студенческого наставничества 39
2.2. Описание модели реализации студенческого наставничества 62
2.3. Анализ внедрения студенческого наставничества в образовательный процесс РГ1П1У 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
Приложение 1 113
Приложение 2 123
Приложение 3 125
Актуальность исследования.
На социально-педагогическом уровне выражается следующим противоречием: с одной стороны велика потребность со стороны работодателей в бакалаврах со сформированными профессиональными компетенциями, а с другой стороны в образовательном процессе вуза не используется потенциал такого фактора формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения, как студенческое наставничество.
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы исследования определяется разницей во взглядах и подходах различных авторов к феномену студенческого наставничества. Так, например, группа исследователей (И.Б. Балюкова, Т.Н. Гучкова, Е.А. Бреусова, Е.Н. Мелешко, Е.П. Савчишкина, И.А. Задорожная и др.) рассматривают наставничество как одну из форм обучения, для которой характерен индивидуальный подход и акцент на практическую составляющую деятельности. В этом случае результатом наставничества становится развитие прикладных профессиональных компетенций обучающегося. Другая группа исследователей (И.А. Урмина, Н.Н. Горелова, Л.Л. Иванова) определяет наставничество как процесс передачи знаний и опыта от более опытного участника образовательного процесса менее опытному. В свою очередь Н.Е. Ерофеева, Г.А. Мелекесов, И.В. Чикова считают, что наставничество это в первую очередь профессиональное консультирование обучающихся. Е.Н. Фомин рассматривает студенческое наставничество как метод обучения в условиях производственной практики. А.В. Кузнецова, Н.А. Боброва трактуют наставничество как систематическую воспитательную работу с каждым индивидом, подразумевающую под собой взаимодействие студентов старших и младших курсов и способствующую скорейшей адаптации последних к студенческой жизни. Однако пока никто из исследователей не рассматривал студенческое наставничество как способ формирования профессиональных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения.
Научно-методический уровень актуальности выражен необходимостью формулирования совокупности цели, содержания, методов и средств, форм и организационно-педагогических условий для эффективного функционирования студенческого наставничества в образовательной организации, а также потребностью в разработке и апробации способов выявления имеющихся профессиональных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения, сформированных благодаря участию в реализации модели студенческого наставничества.
Ключевые понятия исследования: студенческое наставничество, профессиональные компетенции, адаптация, сопровождение, воспитательная работа со студентами.
Проблема: теоретическое обоснование студенческого наставничества в формировании профессиональных компетенций (ПК-5, ПК-6) у будущих бакалавров профессионального обучения и определение совокупности цели, содержания, методов и средств, форм и условий для его успешной реализации.
Цель: разработать модель студенческого наставничества, обеспечивающую формирование профессиональных компетенций (ПК-5, ПК-6) у будущих бакалавров профессионального обучения.
Объект: формирование профессиональных компетенций у студентов- наставников на примере будущих бакалавров профессионального обучения.
Предмет: студенческое наставничество в формировании профессиональных компетенций (ПК-5, ПК-6) у студентов-наставников на примере будущих бакалавров профессионального обучения....
Изучению различных аспектов реализации наставничества посвящены многие научные исследования. Достаточно хорошо изученный и проработанный институт наставничества в настоящее время используется в разных сферах профессиональной деятельности человека. Так, например, в США - практика наставничества неотъемлемая часть подготовки вооруженных сил, а именно - офицерского состава. В Германии наставники - это сертифицированные мастера, помогающие молодым специалистам на предприятиях. В Скандинавских странах наставничество ориентировано в большей степени на развитие инклюзивного образования, а в Великобритании - активно используется в виде поддержки молодежного предпринимательства. В целях адаптации молодых педагогов в школьном образовании наставничество успешно реализуется в ряде стран: Ирландия, Япония, Корея, Франция, Австралия, Швейцария и т.д.
В России наставничество получило широкое применение во времена СССР. Именно тогда оно массово развивалось на предприятиях как форма коммунистического воспитания, в ходе которого передовые работники не только делились с вновь прибывшими своим опытом и знаниями, но и развивали у них политические и идейно-нравственные принципы. На современном этапе развития страны наставничество наиболее широко используется в работе государственных органов, а также в школах для поддержки молодых педагогов в первые годы работы. Кроме того, в последние годы набирает обороты наставничество в коммерческих организациях, где оно используется для повышения производительности и развития корпоративной культуры предприятия.
Студенческое наставничество, в ходе которого происходит активизация субъектной позиции обучающихся, развивается в нашей стране относительно недавно - в последнее десятилетие. Анализ деятельности различных систем наставничества (тьюторства) в отечественных вузах показал, что средняя продолжительность их функционирования - пять лет. Также в ходе анализа были сделаны выводы о слабом методическом обеспечении функционирования студенческого наставничества в результате отсутствия каких бы то ни было научных исследований, посвященных настоящей проблематике.
Таким образом, подводя итоги первой главы настоящего исследования, следует отметить, что феномен наставничества не является принципиально новым ни для России, ни для зарубежных стран. Насчитывая многовековую историю, наставничество продолжает притягивать внимание как ученых - исследователей, так и руководителей организаций, не переставая приносить положительных эффектов в области адаптации молодых кадров. Несмотря на огромное количество научных трудов, а также проведенных исследований, посвященных вопросам организации эффективного наставничества, можно утверждать, что до сих пор отсутствуют какие бы то ни были работы, рассматривающие наставничество как один из важнейших инструментов при формировании профессиональных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения.
В соответствии с выявленной проблемой, была сформулирована цель исследования: разработать и обосновать модель студенческого наставничества, обеспечивающую формирование профессиональных компетенций (ПК-5, ПК-6) у будущих бакалавров профессионального обучения. Достижение поставленной цели планировалось осуществить за счет решения следующих задач:
1) выявление и анализ сущности, структуры и содержания студенческого наставничества в системе высшего образования;
2) проектирование и реализация в образовательном процессе РПП1У модели студенческого наставничества;
3) проведение оценки результатов внедрения модернизированной модели студенческого наставничества для определения ее эффективности непосредственно для наставников.
В рамках реализации озвученных задач, а также для подтверждения выдвинутой научной гипотезы о способностях наставничества осуществлять формирование профессиональных компетенций у будущих бакалавров профессионального обучения, была организована опытно-поисковая работа, ход проведения которой изложен во второй главе настоящего исследования....
1. Crisp G. Mentoring college students: A critical review of the literature between 1990 and 2007 / G. Crisp, I. Cruz // Research in Higher Education. 2009. Vol. 50(6). Pp. 525-545.
2. Collings R. The impact of peer mentoring on levels of student wellbeing, integration and retention: a controlled comparative evaluation of residential students in UK higher education / R. Collings, V. Swanson, R. Watkins // Higher Education. 2014. Vol. 68 (6). Pp. 927-942.
3. Leidenfrost B. The impact of peer mentoring on mentee academic performance: is any mentoring style better than no mentoring at all? / B. Leidenfrost, B. Strassnig, M. Schutz, C. Carbon, A. Schabmann // International journal of teaching and learning in Higher Education. 2014. Vol. 26(1). Pp. 132 -141.
4. Абрамовских Н.В. Тьюторство: история и современность / Н.В. Абрамовских, Е.А. Казаева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2013. № 3 (19). С.156 - 162.
5. Абульханова-Славская К.А. Проблема саморазвития субъекта деятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология. 2001. №14. С. 92 - 97.
6. Андреева Е.В. Педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки студентов ВУЗа в процессе внеучебной деятельности.: диссертация кандидата педагогических наук / Е.В. Андреева. Якутск. 2013. 193 с.
7. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. М.: Высшая школа. 1997. 368 с.
8. Архив государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов и программ высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru
9. Балюкова И.Б. Студенческое наставничество как форма профилактической работы с девиантными подростками / И.Б. Балюкова, Т.Н. Гучкова // Психолого-педагогические проблемы девиантного поведения личности: исследования, профилактика, преодоление: материалы международной научно-практической / под ред. Д.Я. Грибановой. Псков: Псковский государственный университет, 2015. С. 174 -178.
10. Бевз Е.В. Наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования / Е.В. Бевз // СПО. 2012. № 9. С. 8 - 10.
11. Безюлёва Г.В. Профессиональная компетентность специалиста: взгляд психолога / Г.В. Безюлёва // Профессиональное образование. 2013. № 12. С. 25-27.
12. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов / Г.В. Безюлёва. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт. 2014. 320 с.
13. Бреусова Е.А. Подходы к развитию управленческого потенциала с целью совершенствования управления карьерой / Е.А. Бреусова, Е.Н. Мелешко, Е.П. Савчишкина // Социально-экономические и гуманитарно-философские проблемы современной науки / под ред. И.С. Карабулатовой, С.Д. Галиуллиной, И.С. Коберси. Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. С. 50 - 65.
14. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы / М.В. Буланова-Топоркова. Ростов-на-Дону: Феникс. 2009. 544 с.
15. Быков А. К. Методы активного социально-психологического обучения / А.К. Быков. М.: ТЦ Сфера. 2012. 60 с...(70)