Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №148643

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2015
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование исследования социальных представлений и социального сознания как целостной структуры 7
1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Подходы к исследованию социального сознания за рубежом и в России . 12
1.3. Развитие методов изучения социального сознания 23
Выводы по Главе 1 28
Глава II. Особенности социального сознания детей младшего школьного
возраста 31
2.1. Организация и проведение исследования 31
2.2. Анализ ситуаций речевого взаимодействия с участием детей младшего
школьного возраста 33
2.3. Характеристики социального сознания в младшем школьном возрасте .. 52
2.4. Анализ особенностей социального сознания в младшем школьном
возрасте по сравнению со старшим дошкольным возрастом 56
Выводы по Главе II 58
Заключение 60
Библиографический список 62

В настоящее время социальные представления и социальное сознание как целостная структура детей младшего школьного возраста значительно отличаются от тех особенностей, которые имели дети десять или даже пять лет назад. Это связано в первую очередь с динамикой социально - экономических, историко-культурных условий и факторов, а также с информационным развитием общества, которое создает новые, виртуальные коммуникативные и деятельностные пространства - пространства социально­психологической турбулентности (термин И.Г. Маланчук).
Государство на уровне требований к результатам образования ставит задачу развития социальных качеств человека, что делает диагностику структур и качества социального сознания и социальных отношений чрезвычайно актуальной. В силу этого изучение социального сознания, социальных представлений в их формировании и развитии становится все более значимой для отечественной психологии в целом, а также для ее разделов - общей, возрастной, социальной, педагогической психологии, психологии социального познания, когнитивной психологии.
У младших школьников в связи с началом школьного обучения появляются новые требования и обязанности, преобразуются познавательные, умственные возможности, эмоции и переживания, круг общения увеличивается, в связи с получением нового опыта, изменяются социальные представления детей.
Знание особенностей социального сознания младшего школьника в целом, возможность и навык анализа отдельных социальных представлений младших школьников является важным условием эффективного построения работы педагога с детьми, так как это позволит ему осознавать задачи развития социальных представлений детей, корректировать имеющиеся, формировать дружественную детям атмосферу. Важен в этом смысле и социально-коммуникативный образ самого педагога, так как младшие школьники, стремясь подражать ему, считывают и усваивают его формы поведения, взгляды, стереотипы, оценки, отношение к людям.
В завершении обучения в начальной школе у ребенка должны сформироваться определенные характеристики социального сознания, которые появляются за счет взаимодействия с другими детьми и педагогами, развития рефлексии, умения слушать и слышать других. При этом существует проблема целенаправленного развития социальных представлений детей, целостной структуры социального сознания, однако сначала требуется изучить социальные представления младших школьников, понять культурную норму и ее варианты, что позволит, осознавая возможности развития социальности детей, сформировать ее желаемый образ для данной ступени образования.
Зарубежные и отечественные психологи в последние 20 лет находятся в поиске более эффективного инструмента, с помощью которого можно проанализировать, зафиксировать особенности социального сознания, что описывается терминами «социальные представления» (С. Московичи; Г.М. Андреева; Л.А. Петровская), «социальное мышление» (С.Л. Рубинштейн; К.А. Абульханова-Славская), «социальное познание» (В. Дуаз), «социальный конструкционизм» (К. Джерджен), «теория психического» (Дж. Флейвелл). Предложены инструменты анализа - от эксперимента и его интерпретации (Д. Деннет; С. Бэрон-Коэн; Е.А. Сергиенко, А.А. Герасимова и др.) до реконструкции социальных представлений и структуры социального сознания по фактам речи и языка (И.Г. Маланчук).
Необходимость выявления особенностей социального сознания младших школьников определило тему нашего исследования: «Особенности социального сознания детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: изучение особенностей социального сознания детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: социальное сознание.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами были исследованы особенности социального сознания детей младшего школьного возраста.
В связи с началом нового этапа в жизни младшего школьника: поступлением в школу, перестройкой отношений с окружающими людьми, формировании социальных мотивов самоутверждения и самосовершенствования - происходит преобразование социальных представлений и возникновение новых.
Анализ литературы показал, что на сегодняшний день нет четкого определения социального сознания, но есть информация о том, что его источником являются социальные представления, поэтому нами было использовано рабочее определение, на основе которого построено данное исследование. Под социальным сознанием понимается целостная система социальных представлений, имеющих структурные связи, иерархию, глубинный и актуальный для возраста уровни, система, репрезентированная в формы речи и языка, в формы поведения.
Были определены методы изучения социального сознания детей младшего школьного возраста: невключенное наблюдение, контент-анализ социальных категорий сознания, реконструкция социальных представлений / социального сознания по фактам речи и языка детей.
Было выдвинуто предположение о том, что особенности социального сознания детей младшего школьного возраста составляют: удержание границ коммуникативной ситуации и стабилизация своей роли в микрогруппе, введение детьми личных правил и условий по отношению к окружающим, ментальный перенос содержания виртуального пространства в реальность и реализация правил виртуального пространства в реальном мире и реальных социальных отношениях.
В результате анализа диалогов, полилогов детского речевого взаимодействия были выделены такие особенности социального сознания детей младшего школьного возраста: 1) удержание границ коммуникативной 60
ситуации, регулирование хода диалога, четкое представление о своей роли в ней; 2) индивидуализация социальных правил, введение личных правил по отношению к окружающим; 3) жалоба, как запрос на оптимальную форму поведения в конкретной ситуации, проявление личностной некомпетентности;
4) измерение социального статуса в конкретных, структурированных по определенным признакам критериям, начало формирования социального превосходства; 5) перенос детьми содержания виртуального пространства в реальность; 6) демонстрация результатов собственной деятельности и значимость ее одобрения окружающими, предъявление авторства на результаты деятельности (идеи); 7) принижение способностей представителей других национальностей; 8) понимание детьми психологической разницы между мужчинами и женщинами; 9) сформированность представлений о значимости материальных ценностей и денежных средств в жизни человека; 10) проявление «нечестности» по отношению к другим людям вызывает недовольство детей; 11) стремление вызвать положительные эмоции родителей, и оградить от негативных реакций на ребенка; 12) демонстрация себя в позиции взрослого, проявление независимости от кого-либо, привлечение внимания; 13) выделение людей по физическим данным; 14) сформированность представлений об опасности окружающего мира и выражение сомнения в его изменении; 15) «внешние» формы знаний о профессиях.
Таким образом, в результате анализа ситуаций речевого взаимодействия детей младшего школьного возраста можно сделать вывод о том, что предложенная нами гипотеза подтвердилась. В особенностях социального сознания детей действительно проявляются следующие тенденции: удержание границ коммуникативной ситуации и стабилизация своей социальной роли в микрогруппе, введение детьми личных правил и условий по отношению к окружающим, перенос детьми содержания виртуального пространства в реальность.


1. Абульханова, К.А. Социальное мышление личности / К.А. Абульханова // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности". М.: Изд-во "Институт психологии РАН". -2002. -С. 88-103.
2. Андреева, Г.М. Психология социального познания. - М.: Гриф. Минобр, 2004. - 288 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. ин-в. / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1973. - 288 с.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. - 488 с.
6. Джерджен, К. Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности Хрестоматия / Отв. ред. М.П.Гапочка; Ред.-сост. Е. В. Якимова. - М.: ИНИОНРАН, 1995. - 252 с.
7. Довыденко, Л.В., Маланчук, И.Г. Ябедничество как форма речевого поведения дошкольников / Л.В. Довыденко, И.Г. Маланчук// Материалы III Общейроссийской студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15-20 февраля 2011 г. Психологические науки. - URL: http://www.rae.ru/forum2011/12/2039 (дата обращения: 15.03.2015 г.).
8. Донцов, А. И., Емельянова, Т. П. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии: уч. пособие / А.И. Донцов, Т.П. Емельянова. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 128 с.
9. Ковалев, А. Г. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Просвещение», 1970. - 390 с.
10. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса.— М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.— 280 с.
11. Маланчук, И.Г. Социальное сознание и речевое поведение в дошкольном возрасте: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 236 с.
12. Манаев, О.Т. Контент-анализ - описание метода. - URL: http://psyfactor.org/lib/kontent.htm (дата обращения: 12.04.15).
13. Маркова, И. Представления как субъект-объектные отношения / Маркова И. Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна / Рос. акад. наук. Ин-т психологии ; ред. К. А. Абульханова- Славская. - М.: 2011. - С. 399
14. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
15. Мищенко, З.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. - Курск.: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2002. - 134 с.
... всего 42 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ