ВЕДЕНИЕ 4
1. ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРОФЕССИОНАЛЬ-НОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ 12
1.2 Практике - ориентированные технологии в подготовке конкурентоспособных выпускников
1.3 Организационно - содержательные форма практико -ориентированного обучения «Учебная фирма»
2.ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИ-ЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ «УЧЕБНОЙ ФИРМЫ» В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ
2.1. Научно - методическая программа «Учебная фирма»
2.2 Организация опытно - экспериментальной деятельности по определению степени эффективности работы «Учебной фирмы» 30
2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно - поисковой деятельности
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 76
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
Система профессионального образования в настоящее время претерпевает значительные изменения, характер которых обусловлен созданием организационных, методических, нормативно-правовых, кадровых и содержательных основ реализации государственной политики в области профессионального образования.
Современное образование в России развивается в условиях стандартов нового поколения - Федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней, в основу которого положена новая образовательная парадигма. Целью современного образования становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности. Основным подходом ФГОС нового поколения - компетентностью подход, который является системо-образующим фактором по формированию субъектности самого обучающегося.
Современное образование отходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, а положения стандарта указывают деятельностный подход в формировании компетенций.
Поставленная задача требует перехода к новой практико¬ориентированной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными системно-деятельностными изменениями в работе педагога, реализующего стандарт нового поколения. Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех её звеньях, направленными на достижение нового качества образования. Федеральная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов, форм и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию. На современном этапе развития общества предъявляются повышенные требования к специалистам любой отрасли, что обусловлено необходимостью обеспечения рынка труда конкуренто¬способными кадрами. Стандарты нового поколения диктуют условия развития современному профессиональному образованию в России. Образовательные организации ориентированы на организацию образовательного процесса, таким образом, во время которого обучающийся будет являться субъектом учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности. От того, каким выпускник придёт в профессию, насколько он окажется готовым к активной профессиональной деятельности, будут ли у него сформирована мотивация к самосовершенствованию и профессиональному развитию как профессионала, в полной мере зависят успешность его профессиональной судьбы. [35, с.207].
На сегодняшний день приоритетным является не только реализация государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, но и удовлетворения потребностей будущих работодателей в кадрах нового поколения.
Существующая система профессионального обучения в системе СПО в настоящее время учитывает в совокупности потребности работодателей и отраслевую направленность для преодоления возникающих сложностей с трудоустройством и реализацией будущим специалистом полученных профессиональных навыков в конкретной отрасли. В свою очередь, активный процесс совершенствования рынка образовательных услуг побуждает образовательные организации пересматривать подход к подготовке профессиональных кадров: необходимо заниматься разработкой новых методов и приемов обучения, создавать новые организационно-содержательные формы реализации профессионально-образовательной деятельности. Образовательные организации ориентированы на организацию образовательного процесса, таким образом, во время которого обучающийся будет являться субъектом учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности. Результаты производственной и учебной практик показывают, что зачастую в ряде случаев они не достаточно эффективно выполняют поставленную задачу формирования компетенций будущих специалистов....
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Система профессионального образования в настоящее время претерпевает значительные изменения, характер которых обусловлен созданием организационных, методических, нормативно-правовых, кадровых и содержательных основ реализации государственной политики в области профессионального образования. Современное образование в России развивается в условиях стандартов нового поколения - Федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней, в основу которого положена новая образовательная парадигма. Целью современного образования становится развитие обучающегося как субъекта познавательной деятельности. Современное образование отходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, а положения стандарта указывают деятельностный подход в формировании компетенций.
Поставленная задача требует перехода к новой практико-ориентированной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными системно-деятельностными изменениями в работе педагога, реализующего стандарт нового поколения. Практическая направленность обучения нацелена на актуализацию востребованного в жизни знания, развитие функциональной грамотности, и, как результат, реализацию собственных жизненных устремлений обучающихся[4]. В условиях адаптации компетентностного подхода к российской образовательной системе его практическая реализация осуществима по средствам встраивания практико-ориентированного компонента в традиционное содержание профессионального обучения.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что в системе профессионального образования обозначено несколько подходов к практико-ориентированному образованию. Авторы (Н.П. Клушина, Ю.П. Ветров,) практико-ориентированное образование соотносят с организацией учебной, производственной и преддипломной практики обучающегося с целью его погружения в профессиональную среду, сравнивания своего представления о профессии с запросами работодателя. Другие авторы (П.Образцов, Т. Дмитриенко) считают наиболее эффективным использование профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у обучающихся актуальных для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по будущей специальности. Некоторые авторы (А. Вербицкий, [9] Е. Плотникова, В. Шершнева и др.) практико-ориентированное образование связывают с применением возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Мы разделяем мнения авторов А.А. Скамницкого и В.А. Ясвина в том, что практико-ориентированный подход является интегративным подходом компетентностного и деятельностного подхода. Современная образовательная ситуация характеризуется переходом компетентностного подхода из стадии осмысления в стадию практической реализации.
Тема исследования: «Учебная фирма» как практико-ориентированная организация для формирования профессиональных компетенций у будущих менеджеров по продажам» позволила выявить, обосновать и экспериментально проверить эффективность применения технологии «Учебная фирма» как средство формирования и развития профессиональных компетенций у студентов направления подготовки «Коммерция по отраслям» в Краснотурьинском политехникуме.
Объектом исследования являлась практико-ориентированная организация обучения студентов по специальности «Коммерция (по отраслям)».
Предметом исследования - формирование профессиональных компетенций у студентов с помощью технологии «Учебная фирма».
Гипотеза исследования доказана: «Учебная фирма», при разработанной модели (структуры, особенности, содержания), создания оптимальных условий (кадровых, организационных, методических, материально-технических,) и мотивации субъектов учебного процесса, позволяет эффективно и результативно формировать профессиональные компетенции у будущих менеджеров по продаже....
1. Анохин П. К. Теория функциональной системы. "Успехи физиол. наук.", 1970, т. 1, № 1, с. 19-54.
2. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. № 4. 2005. С19-27.
3. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности (в обучении естественнонаучным предметам). Дисс. докт. пед. наук. Москва, 1983. 236 с.
4. Бондаренко Т.Н., Латкин А.П. роль практикоориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг рф // Современные проблемы науки и образова- ния.2012. №6; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7784(дата обращения: 16.11.2017
5. Булакова Е. Ю., Воскобитова Л. А., Воскобитова М. Р. и др. Адвокат: навыки профессионального мастерства / Под ред. Л. А. Воскобитовой, 2006
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989. 230 с.
7. Бухарова Г.Д. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях. Основы исследовательской деятельности. Журнал «Научные исследования в образовании», выпуск № 11 / 2012. [Электронный ресурс]: Режим доступа: CyberLeninka.ru >article.opytno-poiskovaya.rabota.
8. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
9. Вербицкий А.А. Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. Москва: Высшая школа, 1986. 158 с.
10. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32¬37
11. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. 148 с.
13. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. Москва, 1996, 112 с.
14. Гомбоева И.С. контекстное обучение как средство реализации компетентностного подхода // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть III. - Новосибирск: СибАК, 2011.
15. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов Учебник / О. Ю. Ермолаев 2 изд. испр. Москва: Московский психолого-социальный институт Флинта 2003. 336....(38)