Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период

Работа №14863

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Современное понимание и тенденции исследования стресса 8
I.1. Стресс: психологическая характеристика понятия 8
I.2. Классификации видов стресса 15
Выводы по главе I 19
Глава II. Теоретические аспекты рассмотрения проблемы учебного
стресса 20
П.1. Особенности проявления стресса в студенческой среде 20
П.2. Методы управления стрессовыми состояниями студентов 25
Вывод по главе II 29
Глава III. Эмпирическое исследование особенностей проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период 30
111.1. Организация и методы исследования 30
111.2. Описание результатов эмпирического исследования особенностей проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный
период 33
III.2. Рекомендации для студентов по управлению стрессовыми состояниями
37
Вывод по главе III 46
Заключение 47
Список литературы 50
Приложения 55


Различные формы поведения и деятельности человека протекают на фоне некоторой совокупности психических состояний, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на адекватность и успешность поведения человека и его деятельности в целом.
Вопроса о психических состояниях касались Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.С. Мерлин, Ю.Е. Сосновикова и другие.
В последние годы в психологии все больше внимания уделяется изучению такого ярко выраженного психического состояния как стресс. Проблема стресса была и остается одной из наиболее интересных и, в то же время, недостаточно изученных проблем вот уже на протяжении не одного десятилетия.
Стресс всё более настойчиво и прочно входит в наш обиход. Он оказывает воздействие на физическое здоровье организма, на психические процессы и на социально-психологические функции человека, что отражается на всех сферах жизнедеятельности человека.
Универсальную концепцию стресса разработал и доказал Г. Селье. Анализировал теорию стресса Дж. Мейсон. Изучением психологической стороны стресса занимались такие выдающиеся ученые, как Ж. Годфруа, И.С. Кон, Б.М. Коган, С.Л. Рубинштейн, К.В. Судаков и др. В отечественной психологии вопросы поведения людей в экстремальных
ситуациях изучали представители психологии труда: Л.Г. Дикая, М.Н.
Дьяченко, Л.Н. Захарова, В.В. Собольников и др.
Стресс не всегда вызывает отрицательные последствия, ведя за собой нарушение нормального функционирования всего организма человека. Небольшие воздействия стрессового характера способствуют мобилизации жизненных сил человека. Характер проявления стресса в большей степени определяется личностными характеристиками индивида, его способностью противостоять стрессовой ситуации.
Жизнь человека сопровождается множеством различных стрессовых ситуаций. Одним их этапов жизни человека является обучение, особенно обучение в высшей школе. Студенческая жизнь это серьезное испытание, первая школа взрослой самостоятельной жизни и достаточно трудная жизненная ситуация, к которой необходимо приспосабливаться.
Студентам приходится сталкиваться с разными проблемами. Новые условия жизни и обучения требуют от них больше самостоятельности, ответственности, самоорганизации. Студентам приходится впервые преодолевать трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Но не все студенты готовы к многочисленным проблемам и их решениям.
Если не предпринять во время меры, то в итоге многочисленные стрессы, испытываемые студентами, могут отрицательно сказаться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.
Кроме того, жизнь в состоянии постоянного стресса ведёт к ряду проблем со стороны здоровья: синдром хронической усталости, частые респираторные заболевания, бронхиальная астма, гормональные нарушения (в первую очередь сахарный диабет), бессонница, нарушение аппетита. Возникает хроническая тревожность, дезадаптация в поведении, проблемы в общении. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления учебного стресса студентов в пред- и после- экзаменационный период.
Объект исследования - учебный стресс.
Предмет исследования - специфика проявления учебного стресса студентов в пред - и после- экзаменационный период.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что учебный стресс студентов в пред- и после- экзаменационный период имеет специфику проявления, которая определяется степенью выраженности и доминированием его отдельных показателей.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему учебного стресса студентов.
2. Выявить особенности проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период.
3. Дать сравнительную характеристику стрессовых состояний студентов в пред- и после- экзаменационный период.
4. Составить рекомендации для студентов по управлению стрессовыми состояниями.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - опрос («Тест на учебный стресс» (Ю.В. Щербатых)); статистические - методы количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе психолого-педагогического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина. В эксперименте принимали участие 40 студентов (20 студентов 1 курса очной формы обучения и 20 студентов 1 курса заочной формы обучения).
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в педагогической деятельности и деятельности педагогов вуза с целью оптимизации стрессовых состояний студентов в период сессии.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в публикации:
Вишняков, С.А. Проблема учебного стресса и способы управления им [Электронный ресурс] / С.А. Вишняков / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 641с. - С. 327-330.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (теоретических «Современное понимание и тенденции исследования стресса» и «Теоретические аспекты рассмотрения проблемы учебного стресса» и практической «Эмпирическое исследование особенностей проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период»), заключения, списка литературы, приложений; содержит иллюстрационный материал (рисунки, таблицы).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ источников по теме исследования позволил определить понятие стресса как неотъемлемой части жизни человека , ответной реакции организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное равновесие.
На сегодняшний день стресс не является чем-то сверхъестественным. Наоборот, это естественная реакция организма на стресс, стрессовую ситуацию, накопившиеся проблемы, на непрерывную борьбу с трудностями, с которыми каждый человек сталкивается каждый день.
Причины, которые вызывают стресс, могут быть самыми разными. Например, такие причины, которые связаны с личной жизнью, с профессиональной и с учебной деятельностью.
Стресс, с которым студенты сталкиваются в своей учебной деятельности, связан, прежде всего, с учебной нагрузкой, с особенностями учебного процесса в высшем учебном заведении. Тем самым стресс влияет непосредственно на психические и соматические функции, на самочувствие студентов.
Негативное влияние стресса на организм человека свидетельствует о необходимости управления стрессовыми состояниями. Многие люди знают, как преодолеть стрессовую ситуацию. Однако антистрессовые методы не всегда применяются человеком обоснованно, зачастую спонтанно, что в результате дает низкую эффективность.
Учебная деятельность в вузе - один из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности. Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов.
Для студентов вуза стресс может быть обусловлен неблагоприятными факторами, приводящими к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности организма.
Загруженность студентов в период сессии, безусловно, особенно велика. Настроение студента, его самочувствие, психика и психоэмоциональное состояние находятся в период экзаменационной сессии под влиянием зачетов и экзаменов.
Интенсивность развивающейся адаптационной реакции у человека, как правило, зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора. Поэтому один и тот же экзамен может у различных студентов приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям.
У некоторых студентов процедура экзаменов может оказывать значительное травмирующее воздействие на психику вплоть до появления у невротических расстройств. По данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов.
Изучение особенностей проявления стресса у студентов, принимающее особую актуальность в период сессии, позволило предположить, что учебный стресс студентов в пред- и после- экзаменационный период имеет специфику проявления, которая определяется степенью выраженности их показателей.
Для проверки гипотезу было проведено эмпирическое исследование по выявлению особенностей проявления учебного стресса студентов в пред- и после- экзаменационный период.
Исследование проводилось на базе психолого-педагогического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина. В исследовании принимали участие студенты в количестве 40 человек.
Для реализации цели был использован «Тест на учебный стресс» (Ю.В. Щербатых).
Эмпирическое исследование особенностей проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период проводилось в 2 этапа:
1 этап - в период зачетной недели (пред- экзаменационный период).
2 этап - во время каникул (после- экзаменационный период).
Сравнительные результаты первого и второго этапов исследования период свидетельствуют о том, что существуют значительные различия в степени выраженности показателей учебного стресса в пред- и после-экзаменационный периоды. Студенты в пред- экзаменационный период отмечают у себя повышение уровня стресса. В после- экзаменационный период состояние стресса исчезает практически у всех студентов.
Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что учебный стресс студентов в пред- и после- экзаменационный период имеет специфику проявления, которая определяется степенью выраженности и доминированием его отдельных показателей.


1. Аверина, А.О. Исследование проявлений учебного стресса в жизни студентов [Текст] / А.О. Аверина, В.И. Федосеева // Концепт. - 2016. - Т. 46. - С. 8-12.
2. Андреева, Е.А. Особенности проявления стресса у студентов во время
сдачи экзаменационной сессии [Текст] / Е.А. Андреева, С.А. Соловьева // Азимут научных исследований: педагогика и психология;
Некоммерческое Партнерство «Институт направленного образования» (Тольятти). - 2016. - Т.5. - №1. - С. 140-143.
3. Апчел, В.Я. Стресс и стрессоустойчивость человека [Текст] / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. - СПб: Военно-медицинская академия, 1999. - 86с.
4. Баранова, М.В. Стрессовые ситуации студентов в процессе обучения [Текст] / М.В. Баранов, К.А. Холуева // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6. - С. 74-75.
5. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 528с.
6. Бодров, В.А. Информационный стресс [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ, 2000. - 138 с.
7. Брайт, Д. Стресс. Теории, исследования, мифы [Текст] / Д. Брайт, Ф. Джонс. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 - 352с.
8. Веденина, О.А. Преодоление стресса у студентов в период сессии путем организации самостоятельных занятий физической культурой [Текст] / О.А. Веденина // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - №77. - С. 334-337.
9. Величковская, С.Б. Особенности развития учебного стресса у студентов разных специальностей [Текст] / С. Б. Величковская // Вестник МГЛУ. - 2014. - Вып. 16 (702). - С. 75-87.
10. Гупта, М.К. Как всегда оставаться счастливым [Текст]: рекомендации по преодолению стресса, нервного напряжения и тревожности / М.К. Гупта. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 128c.
11. Долгова, В.И. Социальный стресс как фактор дезадаптации личности [Текст] / В.И. Долгова, Е.А. Василенко // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №8. - С. 303-306.
12. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова.
- М.: Русский язык, 2000. - 1233с.
13. Жидкова, Н.С. Особенности проявления учебного стресса в студенческом возрасте [Текст] / Н.С. Жидкова, М.В. Алаеква // Всероссийская весенняя психологическая сессия. - 2017. - С. 132-135.
14. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен [Текст] / А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. - №9. - С. 243-247.
15. Киселева, Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия [Текст] / Е.В. Киселева, С.П. Акутина // Молодой ученый. - 2017. - №6. - С. 417-419.
16. Климанова, В.Е. Профилактика стрессовых состояний у студентов в период сдачи экзаменов [Текст] / В.Е. Климанова // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №11. - С. 877-880.
17. Кондратенко, Т.Н. Психология студенчества [Текст] / Т.Н. Кондратенко.
- М.: Академия, 2010. - 268с.
18. Куликова, Т.И. Психология стресса [Текст] / Т.И. Куликова // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №7.
- С. 180-181.
19. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования [Текст] / Р. Лазарус // Под ред. Л. Леви. - М.: Медицина, 1970. - С. 178-209.
20. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса [Текст] / А.Б. Леонова // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. Психология. -
2000. - №3. - С. 4-22.
21. Маленова, А.Ю. Особенности и личностные детерминанты
копингповедения в ситуациях оценивания на примере ситуации экзамена
[Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.Ю. Маленова. - Омск, 2007. - 22с.
22. Матюшкина, Е.Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения [Текст] / Е.Я. Матюшкина // Консультативная психология и психотерапия. - 2016. - Т.24. - №2. - С. 47-63.
23. Мельник, Ш. Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и высокую эффективность в любых ситуациях [Текст] / Ш. Мельник. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 310с.
24. Мельников, В.И. Экзаменационный стресс студентов и основные методы его оптимизации [Текст] / В.И. Мельников // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. - 2007. - №18. - С. 295-304.
25. Нагирнер, И.И. Условия формирования стрессоустойчивости в образовательном процессе вуза [Текст] / И.И. Нагинер // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №5. - С. 590.
26. Одинцова, М.А. Психология стресса [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 299 с.
27. Онишина, В.В. Учебный стресс и способы его нейтрализации [Текст]: методическое пособие / В.В. Онишина. - М.: Педагогическая академия последипломного образования, 2009. - 68с.
28. Павлова, А.В. Научная дефиниция «стресс»: подходы к толкованию и классификации [Текст] / А.В. Павлова, Т.Н. Патрахина // Научное сообщество студентов XXI столетия // Экономические науки. - Новосибирск: Изд. «СибАК». - 2014. - №12. - С. 47-54.
29. Павлова, Н.В. Психофизиологическое состояние студенток при экзаменационном стрессе [Текст] / Н.В. Павлова, А.А. Свешников, С.А. Хвостова // Фундаментальные исследования. - 2013. - №6. - С. 371-376.
30. Психология и педагогика [Электронный учебник] / Под ред. Л.В. Лялиной. - Информационно-аналитический отдел БФ ЧГУ, 2010. - Режим
доступа: http://www.chuvsu.ru/~batyrevo/e-
book/psychology&pedagogy_lalina_lv/about.htm (28.01.2018).
31. Психология стресса и методы его профилактики [Текст]: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. - ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 142с.
32. Репина, Д.А. Гендерные особенности психофизиологического состояния студентов во время экзаменационного стресса [Текст] / Д.А. Репина, Е.А. Раскина, А.О. Новикова, Е.В. Дорохов, А.В. Карпова // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - №2. - С. 115-117.
33. Сандомирский, М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием [Текст] / М.Е. Сандомирский. - М.: СПб: Питер; 2014. - 304c.
34. Сафина, Г.Р. Стресс в студенческой среде [Текст] / Г.Р. Сафина, В.Р. Бильдянова // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5. - С. 300-301.
35. Седин, В.И. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты [Текст] / В.И. Седин, Е.В. Леонова // Высшее образование в России. - 2009. - №7. - С. 83-89.
36. Селье, Г.Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г.Г. Селье - М.: Прогресс,
2001. - 274с.
37. Семенов, П. Как защититься от стресса? Практические методики и рекомендации [Текст] / П. Семенов. - М.: Феникс, 2014. - 160c.
38. Семенова, И. Как избавиться от стресса и депрессии по методу И. Семеновой [Текст] / И. Семенова, М. Краснощеков. - М.: Феникс, 2015. -
272c.
39. Серебрякова, Т.А. Психология стресса [Текст]: учебное пособие / Т.А. Серебрякова. - Н. Новгород: ВГИПУ, 2007. - 143с.
40. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Д. Смирнов. - М.: Академия, 2001. - 304с.
41. Стёганцев, А.В. Управление стрессом: системный подход [Текст] / А.В. Стеганцев // Управление кредитной организацией. - 2008. - № 1. - С. 36¬
42.
42. Стресс и стрессовые ситуации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.ronl.ru/stati/psikhologiya/837013/ (28.01.2018).
43. Суворова, В.В. Психофизиология стресса [Текст] / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1975. - 208с.
44. Судаков, К.В. Индивидуальность эмоционального стресса [Текст] / К.В. Судаков // Журнал неврологии и психологии. - 2005. - Т. 105. - №2. - С. 4-12.
45. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.
46. Усатов, И.А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса [Текст] / И.А. Усатов // Концепт. - 2016. - Т. 2. - С. 21-25.
47. Хвалина, С.А. Экзаменационный стресс [Текст] / С.А. Хвалина // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - Саратов, 2013. - Выпуск 2. - С. 4.
48. Церковский, А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости [Текст] / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2011. - №1. - Том 10. - С. 6.
49. Чирков, Ю.Г. Стресс без стресса [Текст] / Ю.Г. Чирков. - М.: ФиС, 1988. - 176с.
50. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256с.
51. Юнусова, С.Г. Стресс: биологический и психологический аспекты [Текст] / С.Г. Юнусова, А.Н. Розенталь, Т.В. Балтина // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2008. - Т. 150. - Кн.3. - С. 139-150.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ