Особенности проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период
|
Введение 4
Глава I. Современное понимание и тенденции исследования стресса 8
I.1. Стресс: психологическая характеристика понятия 8
I.2. Классификации видов стресса 15
Выводы по главе I 19
Глава II. Теоретические аспекты рассмотрения проблемы учебного
стресса 20
П.1. Особенности проявления стресса в студенческой среде 20
П.2. Методы управления стрессовыми состояниями студентов 25
Вывод по главе II 29
Глава III. Эмпирическое исследование особенностей проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период 30
111.1. Организация и методы исследования 30
111.2. Описание результатов эмпирического исследования особенностей проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный
период 33
III.2. Рекомендации для студентов по управлению стрессовыми состояниями
37
Вывод по главе III 46
Заключение 47
Список литературы 50
Приложения 55
Глава I. Современное понимание и тенденции исследования стресса 8
I.1. Стресс: психологическая характеристика понятия 8
I.2. Классификации видов стресса 15
Выводы по главе I 19
Глава II. Теоретические аспекты рассмотрения проблемы учебного
стресса 20
П.1. Особенности проявления стресса в студенческой среде 20
П.2. Методы управления стрессовыми состояниями студентов 25
Вывод по главе II 29
Глава III. Эмпирическое исследование особенностей проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период 30
111.1. Организация и методы исследования 30
111.2. Описание результатов эмпирического исследования особенностей проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный
период 33
III.2. Рекомендации для студентов по управлению стрессовыми состояниями
37
Вывод по главе III 46
Заключение 47
Список литературы 50
Приложения 55
Различные формы поведения и деятельности человека протекают на фоне некоторой совокупности психических состояний, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на адекватность и успешность поведения человека и его деятельности в целом.
Вопроса о психических состояниях касались Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.С. Мерлин, Ю.Е. Сосновикова и другие.
В последние годы в психологии все больше внимания уделяется изучению такого ярко выраженного психического состояния как стресс. Проблема стресса была и остается одной из наиболее интересных и, в то же время, недостаточно изученных проблем вот уже на протяжении не одного десятилетия.
Стресс всё более настойчиво и прочно входит в наш обиход. Он оказывает воздействие на физическое здоровье организма, на психические процессы и на социально-психологические функции человека, что отражается на всех сферах жизнедеятельности человека.
Универсальную концепцию стресса разработал и доказал Г. Селье. Анализировал теорию стресса Дж. Мейсон. Изучением психологической стороны стресса занимались такие выдающиеся ученые, как Ж. Годфруа, И.С. Кон, Б.М. Коган, С.Л. Рубинштейн, К.В. Судаков и др. В отечественной психологии вопросы поведения людей в экстремальных
ситуациях изучали представители психологии труда: Л.Г. Дикая, М.Н.
Дьяченко, Л.Н. Захарова, В.В. Собольников и др.
Стресс не всегда вызывает отрицательные последствия, ведя за собой нарушение нормального функционирования всего организма человека. Небольшие воздействия стрессового характера способствуют мобилизации жизненных сил человека. Характер проявления стресса в большей степени определяется личностными характеристиками индивида, его способностью противостоять стрессовой ситуации.
Жизнь человека сопровождается множеством различных стрессовых ситуаций. Одним их этапов жизни человека является обучение, особенно обучение в высшей школе. Студенческая жизнь это серьезное испытание, первая школа взрослой самостоятельной жизни и достаточно трудная жизненная ситуация, к которой необходимо приспосабливаться.
Студентам приходится сталкиваться с разными проблемами. Новые условия жизни и обучения требуют от них больше самостоятельности, ответственности, самоорганизации. Студентам приходится впервые преодолевать трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Но не все студенты готовы к многочисленным проблемам и их решениям.
Если не предпринять во время меры, то в итоге многочисленные стрессы, испытываемые студентами, могут отрицательно сказаться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.
Кроме того, жизнь в состоянии постоянного стресса ведёт к ряду проблем со стороны здоровья: синдром хронической усталости, частые респираторные заболевания, бронхиальная астма, гормональные нарушения (в первую очередь сахарный диабет), бессонница, нарушение аппетита. Возникает хроническая тревожность, дезадаптация в поведении, проблемы в общении. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления учебного стресса студентов в пред- и после- экзаменационный период.
Объект исследования - учебный стресс.
Предмет исследования - специфика проявления учебного стресса студентов в пред - и после- экзаменационный период.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что учебный стресс студентов в пред- и после- экзаменационный период имеет специфику проявления, которая определяется степенью выраженности и доминированием его отдельных показателей.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему учебного стресса студентов.
2. Выявить особенности проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период.
3. Дать сравнительную характеристику стрессовых состояний студентов в пред- и после- экзаменационный период.
4. Составить рекомендации для студентов по управлению стрессовыми состояниями.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - опрос («Тест на учебный стресс» (Ю.В. Щербатых)); статистические - методы количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе психолого-педагогического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина. В эксперименте принимали участие 40 студентов (20 студентов 1 курса очной формы обучения и 20 студентов 1 курса заочной формы обучения).
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в педагогической деятельности и деятельности педагогов вуза с целью оптимизации стрессовых состояний студентов в период сессии.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в публикации:
Вишняков, С.А. Проблема учебного стресса и способы управления им [Электронный ресурс] / С.А. Вишняков / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 641с. - С. 327-330.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (теоретических «Современное понимание и тенденции исследования стресса» и «Теоретические аспекты рассмотрения проблемы учебного стресса» и практической «Эмпирическое исследование особенностей проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период»), заключения, списка литературы, приложений; содержит иллюстрационный материал (рисунки, таблицы).
Вопроса о психических состояниях касались Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.С. Мерлин, Ю.Е. Сосновикова и другие.
В последние годы в психологии все больше внимания уделяется изучению такого ярко выраженного психического состояния как стресс. Проблема стресса была и остается одной из наиболее интересных и, в то же время, недостаточно изученных проблем вот уже на протяжении не одного десятилетия.
Стресс всё более настойчиво и прочно входит в наш обиход. Он оказывает воздействие на физическое здоровье организма, на психические процессы и на социально-психологические функции человека, что отражается на всех сферах жизнедеятельности человека.
Универсальную концепцию стресса разработал и доказал Г. Селье. Анализировал теорию стресса Дж. Мейсон. Изучением психологической стороны стресса занимались такие выдающиеся ученые, как Ж. Годфруа, И.С. Кон, Б.М. Коган, С.Л. Рубинштейн, К.В. Судаков и др. В отечественной психологии вопросы поведения людей в экстремальных
ситуациях изучали представители психологии труда: Л.Г. Дикая, М.Н.
Дьяченко, Л.Н. Захарова, В.В. Собольников и др.
Стресс не всегда вызывает отрицательные последствия, ведя за собой нарушение нормального функционирования всего организма человека. Небольшие воздействия стрессового характера способствуют мобилизации жизненных сил человека. Характер проявления стресса в большей степени определяется личностными характеристиками индивида, его способностью противостоять стрессовой ситуации.
Жизнь человека сопровождается множеством различных стрессовых ситуаций. Одним их этапов жизни человека является обучение, особенно обучение в высшей школе. Студенческая жизнь это серьезное испытание, первая школа взрослой самостоятельной жизни и достаточно трудная жизненная ситуация, к которой необходимо приспосабливаться.
Студентам приходится сталкиваться с разными проблемами. Новые условия жизни и обучения требуют от них больше самостоятельности, ответственности, самоорганизации. Студентам приходится впервые преодолевать трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Но не все студенты готовы к многочисленным проблемам и их решениям.
Если не предпринять во время меры, то в итоге многочисленные стрессы, испытываемые студентами, могут отрицательно сказаться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.
Кроме того, жизнь в состоянии постоянного стресса ведёт к ряду проблем со стороны здоровья: синдром хронической усталости, частые респираторные заболевания, бронхиальная астма, гормональные нарушения (в первую очередь сахарный диабет), бессонница, нарушение аппетита. Возникает хроническая тревожность, дезадаптация в поведении, проблемы в общении. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования заключается в изучении особенностей проявления учебного стресса студентов в пред- и после- экзаменационный период.
Объект исследования - учебный стресс.
Предмет исследования - специфика проявления учебного стресса студентов в пред - и после- экзаменационный период.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что учебный стресс студентов в пред- и после- экзаменационный период имеет специфику проявления, которая определяется степенью выраженности и доминированием его отдельных показателей.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему учебного стресса студентов.
2. Выявить особенности проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период.
3. Дать сравнительную характеристику стрессовых состояний студентов в пред- и после- экзаменационный период.
4. Составить рекомендации для студентов по управлению стрессовыми состояниями.
В качестве методов исследования использовались: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические - опрос («Тест на учебный стресс» (Ю.В. Щербатых)); статистические - методы количественного и качественного анализа (описание и сравнение данных).
Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе психолого-педагогического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина. В эксперименте принимали участие 40 студентов (20 студентов 1 курса очной формы обучения и 20 студентов 1 курса заочной формы обучения).
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования в педагогической деятельности и деятельности педагогов вуза с целью оптимизации стрессовых состояний студентов в период сессии.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены в публикации:
Вишняков, С.А. Проблема учебного стресса и способы управления им [Электронный ресурс] / С.А. Вишняков / Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Международной с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.). - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 641с. - С. 327-330.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав (теоретических «Современное понимание и тенденции исследования стресса» и «Теоретические аспекты рассмотрения проблемы учебного стресса» и практической «Эмпирическое исследование особенностей проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период»), заключения, списка литературы, приложений; содержит иллюстрационный материал (рисунки, таблицы).
Теоретический анализ источников по теме исследования позволил определить понятие стресса как неотъемлемой части жизни человека , ответной реакции организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное равновесие.
На сегодняшний день стресс не является чем-то сверхъестественным. Наоборот, это естественная реакция организма на стресс, стрессовую ситуацию, накопившиеся проблемы, на непрерывную борьбу с трудностями, с которыми каждый человек сталкивается каждый день.
Причины, которые вызывают стресс, могут быть самыми разными. Например, такие причины, которые связаны с личной жизнью, с профессиональной и с учебной деятельностью.
Стресс, с которым студенты сталкиваются в своей учебной деятельности, связан, прежде всего, с учебной нагрузкой, с особенностями учебного процесса в высшем учебном заведении. Тем самым стресс влияет непосредственно на психические и соматические функции, на самочувствие студентов.
Негативное влияние стресса на организм человека свидетельствует о необходимости управления стрессовыми состояниями. Многие люди знают, как преодолеть стрессовую ситуацию. Однако антистрессовые методы не всегда применяются человеком обоснованно, зачастую спонтанно, что в результате дает низкую эффективность.
Учебная деятельность в вузе - один из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности. Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов.
Для студентов вуза стресс может быть обусловлен неблагоприятными факторами, приводящими к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности организма.
Загруженность студентов в период сессии, безусловно, особенно велика. Настроение студента, его самочувствие, психика и психоэмоциональное состояние находятся в период экзаменационной сессии под влиянием зачетов и экзаменов.
Интенсивность развивающейся адаптационной реакции у человека, как правило, зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора. Поэтому один и тот же экзамен может у различных студентов приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям.
У некоторых студентов процедура экзаменов может оказывать значительное травмирующее воздействие на психику вплоть до появления у невротических расстройств. По данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов.
Изучение особенностей проявления стресса у студентов, принимающее особую актуальность в период сессии, позволило предположить, что учебный стресс студентов в пред- и после- экзаменационный период имеет специфику проявления, которая определяется степенью выраженности их показателей.
Для проверки гипотезу было проведено эмпирическое исследование по выявлению особенностей проявления учебного стресса студентов в пред- и после- экзаменационный период.
Исследование проводилось на базе психолого-педагогического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина. В исследовании принимали участие студенты в количестве 40 человек.
Для реализации цели был использован «Тест на учебный стресс» (Ю.В. Щербатых).
Эмпирическое исследование особенностей проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период проводилось в 2 этапа:
1 этап - в период зачетной недели (пред- экзаменационный период).
2 этап - во время каникул (после- экзаменационный период).
Сравнительные результаты первого и второго этапов исследования период свидетельствуют о том, что существуют значительные различия в степени выраженности показателей учебного стресса в пред- и после-экзаменационный периоды. Студенты в пред- экзаменационный период отмечают у себя повышение уровня стресса. В после- экзаменационный период состояние стресса исчезает практически у всех студентов.
Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что учебный стресс студентов в пред- и после- экзаменационный период имеет специфику проявления, которая определяется степенью выраженности и доминированием его отдельных показателей.
На сегодняшний день стресс не является чем-то сверхъестественным. Наоборот, это естественная реакция организма на стресс, стрессовую ситуацию, накопившиеся проблемы, на непрерывную борьбу с трудностями, с которыми каждый человек сталкивается каждый день.
Причины, которые вызывают стресс, могут быть самыми разными. Например, такие причины, которые связаны с личной жизнью, с профессиональной и с учебной деятельностью.
Стресс, с которым студенты сталкиваются в своей учебной деятельности, связан, прежде всего, с учебной нагрузкой, с особенностями учебного процесса в высшем учебном заведении. Тем самым стресс влияет непосредственно на психические и соматические функции, на самочувствие студентов.
Негативное влияние стресса на организм человека свидетельствует о необходимости управления стрессовыми состояниями. Многие люди знают, как преодолеть стрессовую ситуацию. Однако антистрессовые методы не всегда применяются человеком обоснованно, зачастую спонтанно, что в результате дает низкую эффективность.
Учебная деятельность в вузе - один из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности. Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов.
Для студентов вуза стресс может быть обусловлен неблагоприятными факторами, приводящими к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности организма.
Загруженность студентов в период сессии, безусловно, особенно велика. Настроение студента, его самочувствие, психика и психоэмоциональное состояние находятся в период экзаменационной сессии под влиянием зачетов и экзаменов.
Интенсивность развивающейся адаптационной реакции у человека, как правило, зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости действующего фактора. Поэтому один и тот же экзамен может у различных студентов приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям.
У некоторых студентов процедура экзаменов может оказывать значительное травмирующее воздействие на психику вплоть до появления у невротических расстройств. По данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов.
Изучение особенностей проявления стресса у студентов, принимающее особую актуальность в период сессии, позволило предположить, что учебный стресс студентов в пред- и после- экзаменационный период имеет специфику проявления, которая определяется степенью выраженности их показателей.
Для проверки гипотезу было проведено эмпирическое исследование по выявлению особенностей проявления учебного стресса студентов в пред- и после- экзаменационный период.
Исследование проводилось на базе психолого-педагогического факультета АГГПУ им. В.М. Шукшина. В исследовании принимали участие студенты в количестве 40 человек.
Для реализации цели был использован «Тест на учебный стресс» (Ю.В. Щербатых).
Эмпирическое исследование особенностей проявления учебного стресса у студентов в пред- и после- экзаменационный период проводилось в 2 этапа:
1 этап - в период зачетной недели (пред- экзаменационный период).
2 этап - во время каникул (после- экзаменационный период).
Сравнительные результаты первого и второго этапов исследования период свидетельствуют о том, что существуют значительные различия в степени выраженности показателей учебного стресса в пред- и после-экзаменационный периоды. Студенты в пред- экзаменационный период отмечают у себя повышение уровня стресса. В после- экзаменационный период состояние стресса исчезает практически у всех студентов.
Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что учебный стресс студентов в пред- и после- экзаменационный период имеет специфику проявления, которая определяется степенью выраженности и доминированием его отдельных показателей.



