Введение
II. Основная часть
Глава 1. Научно-исследовательский раздел……………………………….6
1.1 История шпалерного ткачества..……………………………………………6
1.2 Роль текстиля в современном мире…………………………………………8
Глава 2. Проектно-композиционный раздел……………………………...12
2.1 Идея создания
2.2 Создание проектно-композиционного решения. ..………………………26
Глава 3. Технологический раздел……………………………………………30
3.1 Техника переплетений и их разновидности ………………………………30
3.2 Выбор материала и технологические особенности
3.3 Создание проекта
III.Заключение
IV. Список используемой литературы
V. Иллюстративное приложение
Тема дипломного проекта – природа Шри-Ланки. Автор посетила Шри-Ланку и вдохновилась множеством оттенков зелени и разнообразием фактур в растительности острова. Возникла идея воплотить эти цвета и фактуры в ткачестве так, чтобы максимально передать в материале впечатления и ощущения от невероятной природы этого тропического рая.
Цель дипломной работы – создание гобелена на тему «Путешествие на Шри-Ланку», выполненного в смешанной технике. Чтобы достичь цели необходимо решить ряд задач.
Первой задачей было исследовать историю шпалерного ткачества. Объект исследования – шпалерное ткачество, предмет исследования– современное панно в технике шпалерного ткачества. Это помогло в выборе материала для гобелена и техники переплетения нитей для создания объемных фактур. Создание объема необходимо для наиболее полного воплощения идеи проекта.
Вторую задачу можно сформулировать как исследование мотивов природы Шри-Ланки, неразрывно связанного с ним мотива леса и Индийского океана с его песчаными пляжами. Здесь особенно важна цветопередача. Именно яркие и разнообразные оттенки природы острова необходимо передать в работе. Для автора важно было обратиться к истории острова и затронуть тему Буддизма, неразрывно связанного с Шри-Ланкой. Эти наблюдения легли в основу концепции проекта. Результаты отразились в выборе колористической палитры и вариантах основных композиционных решений.
Третья задача – обосновать выбор техники исполнения и через нее раскрыть образ, создание которого – главная задача художника. Приемы фактурного ткачества также помогают отразить смысл, который автор вкладывает в изобразительный мотив.
Четвертая задача состоит в том, чтобы описать технологию исполнения дипломной работы, обратившись к анализу основных используемых в шпалерном ткачестве материалов и разновидностям гобеленовых переплетений. На этом этапе выполняются пробники в материале и вносятся правки.
Пятой задачей является исполнение проекта в материале и решение всех технологических задач.
Шестая задача заключается в том, чтобы сделать выводы из проведенного исследования и созданной дипломной работы.
Для работы над пояснительной запиской автор обратилась к книгам и периодическим изданиям из разных областей знаний — это исторические, искусствоведческие, культурологические, литературоведческие и технологические труды. Были использованы публикации как на русском, так и на иностранных языках: английском и испанском.
Глава об истории гобелена написана на основе трудов Анри де Морана «История декоративно-прикладного искусства» 1982 года[1], а также благодаря книге, представляющей для нас особый интерес – «Превращение шпалеры» В. И. Савицкой 1995 года [3], в которой дан содержательный рассказ об истории декоративно-прикладного искусства и описание технологических приемов большого количества гобеленовых переплетений.
История острова, его культура и художественное творчество населяющего его народа освещены на основе интернет-ресурсов, книг, статей, посвященных Шри-Ланке.
Изучение аспектов создания шпалер основывается как на собственном опыте автора, так и на книге И.М. Дворкиной «Гобелен за десять вечеров»1998 года [2], в которой описываются основы гобеленового ткачества. Часть материалов по переплетениям взята из Интернет-источника «Информационный портал текстильной промышленности». (www.4textile.ru.)[4]
Таким образом, мы определили цель, основные задачи дипломного проекта и провели обзор основных источников информации и литературы, используемой для ее написания.
Подводя итог, можно сказать, что дипломная работа «Путешествие на Шри-Ланку» — это выражение определенного опыта, рассуждений и исследований автора за большой период его жизни, ведь Природа — это величайший творец, у которого можно учиться бесконечно.
Тема тропического леса, духовные мотивы и яркие цвета семантически
насыщены, что не может не отразиться на восприятии работы зрителем, поскольку использованные образы заложены в память человечества опытом многих поколений. Природа очень значима для человека, но сейчас, в век прогресса и высоких технологий, многие почти лишены возможности общения с ней. Отчасти поэтому природные мотивы не только не теряют своей актуальности, но и обретают все большее распространение, привлекая как автора, так и зрителя.
Сегодня как традиционный, так и современный гобелен, прежде всего, является драгоценным элементом оформления интерьера как жилого, так и общественного помещения.
Можно с уверенностью сказать, что освоение смешанной техники может стать базой для дальнейших экспериментов в ручном ткачестве. Во время работы над дипломным проектом возникло множество идей, воплощение которых станет логичным развитием приобретенных умений и навыков.
Перед выполнением дипломного проекта были поставлены определенные цели и задачи. Которые последовательно решались в ходе работы над проектом.
Решены форма и размер композиции, соответствующие идейному замыслу проекта. Выдержан цветовой колорит.
В первой главе мы исследовали историю гобеленов. Также проследили эволюцию форм, использование различных материалов и варианты декорирования. Познакомились с современными авторами и увидели их технологии настоящего времени.
Во второй главе подробно описан процесс рождения идеи, его концепция, выбор композиции и цвета. Проведена работа по размещению предмета в интерьере. (см. ил. 20)
Третья глава посвящена технологическому разделу, где рассматривался выбор материала для работы, технологии плетения и процесс создания изделия.
1. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. /Анри де Моран- М.: Искусство, 1982.
2. Дворкина И. А. Гобелен за десять вечеров. / Дворкина И. -М.: Культура и традиции, 1998.
3. Савицкая В.И. Превращение шпалеры. /Савицкая В.И.- М.:Галарт, 1995.
4. Информационный портал текстильной промышленности http://www.4textile.ru/(дата обращения 19.05.2023).
5. Сайт Пути-Дороги https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/109-sigiriya(дата обращения 19.05.2023).
6. Информационный портал Большая Азияhttps://bigasia.ru/content/pub/review/shri-lanka-kontseptsii-otdykha-v-rayskom-mestechke/ (дата обращения 19.05.2023).
7. Сайт туроператора Кайлашhttps://www.kailash.ru/srilanka/325.html(дата обращения 19.05.2023).
8. Сайт Туристерhttps://www.tourister.ru/world/asia/sri-lanka/city/sinharaja/reserves/8469(дата обращения 19.05.2023).
9. Сайт Тонкости туризмаhttps://tonkosti.ru/Журнал/Вся_соль_Шри-Ланки:_волны,_море,_океан. (дата обращения 19.05.2023).
10. Сайт Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Буддизм_в_Шри-Ланке(дата обращения 19.05.2023).
11. Berge de Zoete, Dance and Magic Drama in Ceylon, London, 1935; E.R. Sarachandra, The Folk Drama in Ceylon, Colombo, 1966.
12. N.D. Wijesekera, The People of Ceylon, Colombo, 1965.
13. СайтJIMDOhttps://textile-art.jimdofree.com (дата обращения 19.05.2023).
14. Журнал программы ДПИ Факультета искусств СПбГУ Мастерская 01/2022.
15. Статья диалог пространства и героя в гобеленах О. Орешко//ИЗО Урала, Сибири и Дальнего Востока, 2021, №2(7).
16. Каталог Большого собрания ИЗОASG. Том VI. Шпалеры Западной Европы XVI-XIXвв./Межд. ин-т антиквариата; авт. А.В. Булгакова, М.С. Торшина, М.К. Яо, общ. науч. ред. А.В. Булгакова – Казань, 2017.
17. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские шпалеры XVI-XVIII вв.: краткий путеводитель; Гос. Эрмитаж – Ленинград: Аврора, 1972.
18. Бирюкова Н.Ю.Французские шпалеры конца XV-XX века в собрании Эрмитажа: [альбом]. – Ленинград: Аврора, 1974.
19. Минаев И.П.Львиный остров. Письма с острова Цейлона. Вестник Европы, №2, 1875.
20. Ульрих Макош. Шри Ланка. Перевод с немецкого В. Смирнова. Предисловие и научная редакция В. Кочиева: Мысль, 1974.
21. Цветкова Н.Н., Чистяков А.Н. Искусство ручноготкачества.: СПбКО, 2014.
22. Сайт музея Царицыно.https://tsaritsyno-museum.ru/events/exhibitions/p/triennale-gobelena-v-muzee-zapovednike-tsaritsyno/(дата обращения 20.05.2023).
23. Сайт Борис Мигаль. https://borismigal.ru (дата обращения 20.05.2023).