Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности жизненной перспективы студентов-выпускников Выпускная квалификационная работа

Работа №14862

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14909
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Проблема жизненной перспективы в психологической литературе 6
1.2 Особенности студенческого возраста 16
1.3. Развитие жизненной перспективы в студенческом возрасте 20
Выводы по 1 главе 26
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ- ВЫПУСКНИКОВ 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования жизненной перспективы студентов 1 и 4
курсов 39
2.3 Анализ результатов исследования субъективного благополучия студентов 1
и 4 курсов 60
2.4 Сопоставление результатов исследования субъективного благополучия и
жизненной перспективы студентов 1 и выпускных курсов 71
2.5 Рекомендации по оптимизации субъективного благополучия и жизненной
перспективы студентов 80
Выводы по 2 главе 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 107


Актуальность исследования обусловлена тем, что радикальные изменения, которые произошли в нашей стране повлияли на различные аспекты жизни. Ситуация, в которой находится современное общество неоднозначна: с одной стороны, социальные и политические условия российской действительности значительно расширили возможности людей, а с другой стороны, ситуация нестабильности общества в целом стала постоянная. Острота социально-экономических проблем, резкого имущественного расслоения населения привело к духовному кризису общества, которое сопровождается эмоциональным дискомфортом людей. В последние годы широко обсуждается проблема неумения молодого поколения ценностно распоряжаться временем жизни, выстраивать жизненную перспективу, расставлять в будущем цели, значимые для субъекта и окрашенные личностным смыслом.
Особое значение приобретает изучение жизненной перспективы в студенческом возрасте, когда представления о своём будущем, осознание прошлого, конструирование своего жизненного пути, является основой жизненного самоопределения, влияет на последующие значимые выборы человека. Известно, что студенты представляют собой особую социальную группу, которая объединена определённым возрастом, специфическими условиями труда и жизни, целями самоопределения. Получение высшего образования надлежит отнести к специфическому виду деятельности, который непосредственно связан с высоким уровнем физических и психических нагрузок, весьма усиливающихся в период сессий, с дефицитом времени и необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объём информации.
Период обучения в вузе приходится на время наиболее интенсивного психологического и социального формирования личности, ее взросления, осознания студентом его роли и места в обществе. Построение жизненной перспективы подразумевает выдвижение этапных целей, разработку путей их достижения, а также рефлексию смысла достижения этих целей. Жизненные перспективы личности, их чёткое осознание, надежность, их дальности определяются возрастным, семейным и профессиональным самоопределением в жизни, зависящим от личности, от её социальной и психологической активности и зрелости.
Всё вышесказанное придаёт особое значение глубокому теоретическому и
практическому изучению жизненной перспективы в студенческом возрасте.
Цель исследования - выявить особенности жизненной перспективы студентов-выпускников.
Объект исследования - жизненная перспектива как психологический феномен.
Предмет исследования - особенности жизненной перспективы студентов-выпускников.
Гипотеза исследования строилась на предположении, что жизненная перспектива студентов 1 и выпускного курсов имеет различия в продолжительности и ориентации жизненной перспективы и связана с субъективным благополучием.
Исходя из цели исследования целесообразно решение следующих задач:
1) Проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
2) Изучить жизненную перспективу и субъективное благополучие у студентов 1 и выпускных курсов;
3) Сопоставить результаты исследования;
4) Составить рекомендации по оптимизации жизненной перспективы студентов.
В качестве методов исследования использовались:
1) Теоретический - анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования.
2) Эмпирические: методика неоконченных предложений Ж.Нюттена, методика «Опросник временной перспективы» Зимбардо, методика ШСБ).
3) Методы количественной и качественной обработки результаты исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на трудах таких ученых как JI.C. Выготского, Б.Ф. Ломова, В.П. Кузьмина, К.А. Абульхановой-Славской, Е.И. Головаха, В.И. Слободчикова, И.А. Ральниковой, Н.Ю. Литвиновой и др.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога высшего учебного заведения по поддержанию жизненной позиции и субъективного благополучия студентов.
Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались:
• На кафедре педагогики и психологии;
• На XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
По результатам исследования опубликована 1 статья:
Шибанникова, М.И. Проблема жизненной перспективы в психологической науке / М.И. Шибанникова // Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронное издание]: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) / отв. ред. Т.Н. Зотова. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).
Экспериментальная база - исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО АГГПУ им Шукшина. Выборку составили студенты 1 - 4 курсов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения, содержит иллюстрационный материал (рисунки и таблицы).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучение в вузе охватывает довольно длительный период юности и ранней молодости. В этот чрезвычайно значимый период жизни основным видом деятельности является учебно-профессиональная деятельность, в которой закладываются основы для будущих профессиональных достижений человека.
Особое значение приобретает изучение жизненной перспективы в студенческом возрасте, когда представления о своём будущем, осознание прошлого, конструирование своего жизненного пути, является основой жизненного самоопределения, влияет на последующие значимые выборы человека.
Построение жизненной перспективы подразумевает выдвижение этапных целей, разработку путей их достижения, а также рефлексию смысла достижения этих целей. Жизненные перспективы личности, их чёткое осознание, надежность, их дальности определяются возрастным, семейным и профессиональным самоопределением в жизни, зависящим от личности, от её социальной и психологической активности и зрелости.
В этой связи нами было организовано исследование по выявлению жизненной перспективы студентов 1 и выпускных курсов. В основу исследования была положена гипотеза о том, что жизненная перспектива студентов 1 и выпускного курсов имеет различия в продолжительности и ориентации жизненной перспективы и связана с субъективным благополучием.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО АГГПУ им Шукшина. Выборку составили студенты 1 - 4 курсов, в общем количестве 40 человек.
Исходя из данных полученных в ходе исследования можно сделать следующие выводы:
Показатели временных перспектив у респондентов 1 и 4 курсов находятся в диапазоне средних значений. Однако необходимо отметить, что жизненная перспектива студентов 1 и выпускного курсов имеет различия в продолжительности и ориентации жизненной перспективы.
Рассматривая индивидуальные профили студентов 1 и выпускных курсов, следует отметить, что для студентов 1 курса на первом месте стоят профессиональные цели (активность, связанная с учебно-профессиональной направленностью), а студенты выпускного курса на первое место ставят социальные контакты. В остальном категории направленности в принципе одинаковы.
Для всех студентов 1 и выпускных курсов средние показатели на разную временную перспективу имеют преимущественно средний и выше среднего балл. Рассматривая значения временной перспективы студентов 1 и 4 курсов, следует отметить, что для студентов 1 курса на первом месте выступает «Будущее», а студенты 4 курса во главу ставят «Гедонистическое настоящее».
Представители 1 и выпускных курсов характеризуют своё прошлое, придавая ему позитивную окраску. Респонденты выражают сентиментальное, тёплое отношение к прошлому, проявляя при этом ноты ностальгии; нередко сожалея о совершенных поступках. Временная перспектива студентов к 4 курсу приобретает более оформленный характер и более отчётлива, по сравнению со студентами на начальном периоде обучения.
В результате исследования субъективного благополучия можно сделать вывод о том, что среди студентов 1 и выпускных курсов преобладают индивиды со средним уровнем субъективного благополучия, характеризующего умеренное субъективное благополучие, что говорит о том, что студенты не испытывают серьезных эмоциональных проблем, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, эффективно действуют в условиях стресса и адекватно управляют своим поведением. Однако, имеются некоторые отличия показателей субъективного благополучия по шкалам. Студентам 1 курсов более свойственны высокие показатели признаков психоэмоциональных симптомов, социального окружения и удовлетворенностью жизнью; выпускники же показали более высокий результат по компоненту напряженность и чувствительность.
Исследование по выявлению взаимосвязи жизненной перспективы и субъективного благополучия студентов 1 и выпускных курсов, показало, что наличие статистически значимой корреляции. Обобщая полученные результаты можно сказать, что жизненная перспектива выступает довольно важным условием субъективного благополучия студентов.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о подтверждении гипотезы: жизненная перспектива студентов 1 и выпускного курсов имеет различия в продолжительности и ориентации жизненной перспективы и связана с субъективным благополучием.



1. Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 512 с.
2. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3 - 18.
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности / Психология личности и образ жизни [Текст]/ Под ред. Е.В. Шороховой. М., 1987. - 259 с.
5. Альбуханова-Славская, К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская. - М.: ИП РАН, 2001. -373 с
6. АлексанДрова, М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии [Текст]/ М.Д. Александрова. Л., Изд-во ленинградского ун-та, 1985. - 135 с.
7. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст]/ Б.Г. Ананьев; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
8. АнДреева, Ю.В. Как воспитать ребенка оптимистом [Текст]: моногр. /Ю.В. Андреева. - Уфа: Вост. экон.-юрид. гуманит. акад. (Академия ВЭГУ), 2011. - 200 с.
9. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая
защита [Текст]/ Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3 - 18.
10. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., «Мысль», 1996. - 158 с.
11. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст]: учебное пособие / Г.М. Бреслав. Серия: Психология для студента. Издательство: Смысл - 3-е издание, стереотипное. - Москва: Смысл: Академия, 2007. - 544 с.
12. Бурлачук, Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. [Текст]/ Л.Ф. Бурлачук. М., 2005. - 263 с.
13. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. [Текст]/ В.К. Вилюнас - М.: Изд-во МГУ, 1990.- 288 с.
14. Глозман, Ж.М. Общение и здоровье личности[Текст]: учеб. Пособие / Ж.М. Глозман. - М.: Академия, 2002. - 199 с.
15. Головаха, Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности [Текст]/ Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб., 2001. - 356 с.
16. Духновский, С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум [Текст] / С.В. Духновский. СПб.: Речь, 2009. - 141 с.
17. Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособие / Ермолаева Марина Валерьевна; РАО; Моск. психолого-соц. ин-т. - М.; Воронеж: НПО «Модэк», 2004. - 279 с.
18. Зейгарник, Б.В. Теория личности К. Левина [Текст]/ Б.В. Зейгарник. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 118 с.
19. ЗимбарДо, Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь [Текст] / Ф. Зимбардо. - СПб.: Речь, 2010. - 352 с.
20. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребёнка [Текст] / Е. И. Изотова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
21. Карпов, А. В. Рефлексия в структуре метакогнитивной организации субъекта [Текст] / А. В. Карпов // Материалы всерос. науч. конф., по- священной 200-летию ЯрГУ им. П. Г. Демидова / отв. за вып. М. М. Кашапов. - Ярославль : Изд-во Яр-ГУ, 2003. - С. 3 - 7.
22. Карпов, А. В. Психология профессиональной адаптации: монография [Текст] / А. В. Карпов, В. Е. Орел, В. Я. Терпопол ; Ин-т «Открытое Общество», Рос. психол. о-во. - Ярославль, 2003. - 144 с.
23. Коростылева, Л. А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке [Текст] / Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. - С. Петербург, 1997. - С. 3-19.
24. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / отв. ред. А.А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1988. - 191 с.
25. Киричук, Е.И., Лысенко О.П. Временная перспектива и тип становления профессиональной направленности личности [Текст]/ Е.И. Киричук // Психология личности и время жизни человека. - Черновцы, 1991.
26. Левин, К. Определение понятия «поле в данный момент» // Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса [Текст]/ К. Левин - М., 1980.
27. Ломов, Б.Ф., Системность в психологии [Текст]/ Б.Ф Ломов. - М.: Изд- во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 150 с.
28. Литвинова, Н.Ю. Психологические факторы субъективного благополучия [Текст] /Н.Ю. Литвинова; Известия ...- Саратов, 2004. — 180 с.
29. Литвинова, Н. Ю. Психологическое сопровождение социально-психологических дезадаптаций ресурсами рефлексии, креативности, целеполагания [Текст] / Н. Ю. Литвинова // Актуальные проблемы альтернативной и социальной педагогики, клинической психологии, психиатрии: традиции и перспективы междисциплинарного взаимодействия : материалы науч.-практ. конф. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2011. - С. 134 - 143.
30. Литвинова, Н.Ю. Формирование смысла и стрессоустойчивости в вузе [Текст] / Н. Ю. Литвинова // Техника, информатика, обучение, 2012. - С. 42 - 45.
31. Литвинова, Н.Ю. К вопросу о гуманитаризации образования [Текст] / Н. Ю. Литвинова // Техника и обучение. - 2014. - С. 43 - 45.
32. Литвинова, Н.Ю. Практические аспекты психологического сопровождения профессиональной компетентности студентов [Текст] / Н. Ю. Литвинова // Техника и обучение. - 2013. - С. 60 - 62
33. МанДрикова, Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности [Текст]/ Е.Ю. Мандрикова // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29, №4. - С. 54-65
34. Минуллина, А.Ф., Гурьянова, О.А. Тренинг личностного роста [Текст]: Методическое пособие / А.Ф. Минуллина.- Казань: Издательство «Бриг», 2015. - 96 с.
35. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2004. - 456 с.
36. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.- Кн.1:Общие основы психологии. - 688 с.
37. Общая психология под редакцией А.В. Карпова [Текст]. - М., 2004,-232 с.
38. Психологические ресурсы совладающего поведения в жизнедеятельности человека: монография [Текст] / Н. Ю. Литвинова; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд- во ВлГУ, 2015. - 88 с.
39. Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения [Текст]/ К.К. Платонов. - М., 1982. - 216 с.
40. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
41. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА - М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175с.
42. Ральникова, И.А. Жизненные перспективы личности (психологический контекст) [Текст]: монография / И.А. Ральникова. Барнаул, 2002. - 152 с.
43. РаменДик, Д.М. Тренинг личностного роста [Текст]: Учебное пособие / Д.М. Рамендик.-М.:ФОРУМ, 2007. -176с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы Общей психологии[Текст]. В двух томах. Т. I.- M. Педагогика. 1989.- 488 с.
45. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека [Текст]: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005 - 460 с.
46. Соколова, М.В. Шкала субъективного благополучия [Текст] / М.В. Соколова. Второе издание. НПЦ «Психодиагностика» Ярославль. - 1996 - 22 с.
47. Социальная психология: Курс лекций [Текст] / В.Г. Крысько. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
48. Толстых, Н.Н. Роль временной перспективы в развитии личности и индивидуальности в юношеском возрасте [Текст]/ Н.Н. Толстых// Научные основы прикладной психологии. - М., 1998.
49. Усова, Е. Б. Возрастная психология [Текст] / Е.Б. Усова - Мн.: Изд-во МИУ, 2010. - 220 с.
50. Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы [Текст]/ Р.М. Шамионов. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. - 296 с.
51. Шамионов, P.M. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции) [Текст] / P.M. Шамионов // Мир психологии. - 2012. - № 2. - с. 143-148.
52. Яремчук, С.В., Новгородова Е.Ф. Саморазвитие и субъективное благополучие современной молодежи [Текст]: монография. М.: НИЦ ИНФРА- М, 2015. - 142 с.
53. ALGLIB User Guide - Статистика: общие алгоритмы - Корреляция / [Режим доступа]: http://alglib.sources.ru/statistics/correlation.php
54. Дилигенский, Г.Г. Ценности в смысловой сфере личности / Статьи, научные материалы / Учебные материалы по психологии и педагогике [Режим доступа] https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1336
55. Кучинская, Н.Л. Тренинг «Жизненная перспектива и профессиональное
самоопределение» [Режим доступа]
https://www.bsuir.by/m/12_100229_1_91314.pdf
56. Митина, О.В., Сырцова А. Опросник временной перспективы Ф Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии [Режим доступа] http://docplayer.ru/40696427
57. Ральникова, И.А. Жизненные перспективы личности в научной
парадигме психологического [Режим доступа] /
https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-perspektivy-lichnosti-v-nauchnoy- paradigme-psihologicheskogo-znaniya
58. Тест мотивационной индукции Дж. Нюттена [Режим доступа] https://studopedia.ru/11_48313_pravila-pryamogo-i-obratnogo-perevoda-otvetov-v- balli.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ