ВВЕДЕНИЕ
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ЕВРОСОЮЗА В УСЛОВИЯХ БРЕКЗИТА И ПАНДЕМИИ…6
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ЕС В ПЕРИОД УКРАИНСКОГО КРИЗИСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность предлагаемого исследования заключается в том, что Евросоюз представляет собой игрока нового типа на международной арене, являющимся объединением государств, которое нельзя представить ни в качестве государства, ни в качестве международной организации; вследствие этого возникает потребность отследить и выявить возможности развития и трансформации такого уникального игрока, перспективы его существования в международной системе и влияния на внешнюю среду этой системы. Такое исследование поможет сделать выводы о том, насколько способна международная система в её нынешнем состоянии быть основой взаимодействия как традиционных, так и «нетрадиционных», подобных Европейскому Союзу, игроков, а также о том, насколько такой «нетрадиционный» игрок, как ЕС, способен приспосабливаться к международной системе в её нынешнем состоянии и, возможно, своим примером даже приводить к формированию игроков нового типа на международной арене.
Цель исследования – рассмотреть ситуации политической турбулентности, произошедшие с Евросоюзом в последние годы его существования, и выявить изменения роли Европейского Союза как внешнеполитического субъекта, порождённые данными ситуациями.
Научная новизна проведённого исследования следующая: определены направления и особенности трансформации роли ЕС в системе международных отношений в ситуации политической турбулентности, выявлены как «базовые константы» европейской политики, так и переменные характеристики ЕС как внешнеполитического субъекта; определены ключевые факторы трансформации ЕС при взаимодействии с внешней средой международной системы в условиях турбулентности.
Теоретическая и практическая значимость ВКР. В выпускной квалификационной работе проведён анализ взаимозависимости между структурной трансформацией ЕС как субъекта внешней политики и изменениями международной системы; Европейский Союз рассмотрен как система с внутренними противоречиями и отображена динамика развития этого объединения вследствие его противоречивости; выдвигаются варианты будущего развития ЕС как субъекта международных отношений. Практическая значимость: рассмотренные константы и переменные внешней политики ЕС помогают предсказать стратегические направления внешней политики ЕС и способы и возможности взаимодействия с ним.
Источниковая база исследования. При проведении исследования автором использовались такие источники, как Договоры о Европейском Союзе (благодаря ним автор использовал информацию о базовых константах внешней политики ЕС и структурных особенностях ЕС как международного актора), соглашения между ЕС и другими игроками международной системы (помогли выявить направления внешней политики ЕС и его роли в международной системе), акты и постановления ЕС, принятые в рассматриваемый период политической турбулентности (помогли вывить направления и особенности структурной трансформации ЕС), документы об основах внешней политики ЕС (такие как Глобальная стратегия, Версальская декларация, Стратегический компас), выступления и интервью европейских политиков (используются для выявления видения европейской внешней политики).
Что касается научной разработанности проблемы, то в научной литературе много внимания уделяется трансформации ЕС как внешнеполитического субъекта, а также константам европейской политики в современной системе международных отношений; но недостаточно подробно отображается проблема трансформации роли ЕС в международной системе, наиболее ярко проявившая себя в связи с последними событиями политической турбулентности. Иначе говоря, уделяется внимание или внутренней динамике ЕС, или изменениям его внешней политики, взятым абстрактно, вне взаимодействия с остальной средой международной системы. Также, несмотря на многочисленные рассуждения о «природе» ЕС как внешнеполитического объединения, недостаточно широко распространена теоретическая концептуализация вопроса о том, каким образом ЕС как внешнеполитический субъект объединяет многочисленные, нередко противоречащие друг другу составляющие своей внешней политики, проявляя себя в качестве целостного актора международной системы.
Методология исследования следующая: автор использует системный метод, рассматривая ЕС как подсистему международной системы, объединяющей на разных уровнях многочисленные противоречия своей внутренней и внешней политики. Благодаря этому ЕС рассматривается как целостный, динамически развивающийся, внутренне противоречивый игрок, цели и направления трансформации которого являются ответом на потребности, возникающие в результате взаимодействия с международной системой. Подход, используемый автором, – структурно-реалистический, благодаря чему удаётся выявить ответ Евросоюза на изменения в ситуации баланса сил и экзистенциальные угрозы, который задаёт динамику как его внутренней трансформации, так и изменения взгляда на своё положение в мире и его роль в международной системе.
Положения, выносимые на защиту ВКР:
1). Евросоюз – масштабное объединение, стремящееся играть ключевую структурную роль в международной системе максимизировать разрешение политических разногласий и противоречий между европейскими государствами, что приводит к его внутренней противоречивости, главным образом – между локальными и национальными интересами государств-членов и наднациональными устремлениями объединения в целом.
2). Внутриполитическое единство Евросоюза основывается на его роли как объединения, выражающего общие для государств-членов ценности и интересы. Структурная роль ЕС как внешнеполитического объединения подвергается трансформации из-за противоречия между ценностями и интересами: последние становятся всё более прагматичными и реалистическими, что противоречит многуровневости интеграции, обеспечиваемой, в первую очередь, ценностями.
3). Множество акторов, вовлечённых в интеграцию, делают её характер общим и абстрактным, что говорит о незавершённости интеграции и неопределённости ситуации в ЕС в рамках различных перспектив трансформации Евросоюза как объединения, которая определит его дальнейшую роль.
Евросоюз – это хрупкий, медленно трансформирующийся субъект мировой политики, ставящий перед собой масштабные задачи. Проявляющиеся противоречия его развития как субъекта, особенно противоречия в области ОВПБ – «экзистенциальной» сферы сотрудничества – отражают то, что интеграция, изначально довольно активно развиваясь, «приостановилась». Главным образом это проявляется в готовности ответить на экзистенциальные вызовы, такие как пандемия коронавируса и украинский кризис. Если в первом случае игроки Евросоюза продемонстрировали неопределённость реакции, готовность разными способами отреагировать на угрозу, что в совокупности с проблемой обратимости интеграции, дошедшей до определённой точки, продемонстрировало разные варианты трансформации ЕС как политического объединения, то во втором эти же игроки продемонстрировали, напротив, сплочённость, готовность защищать европейские фундаментальные ценности и интересы. Однако такое сплочение обернулось, с другой стороны, общим или внешним характером интеграции, а также отчуждением наднационального уровня власти, его готовности самостоятельно решать противоречия европейского проекта. Впервые же политическая турблентность в ЕС проявилась ещё в период Брекзита, но в период пандемии и украинского кризиса она достигла пика.
Трансформация ЕС в указанный турбулентный период проявила себя в виде изменения отношений между ценностями и интересами Евросоюза. Ценности – фундаментальная основа единства Евросоюза, производной которой являются интересы, в том смысле, что реализация первых способствует реализации вторых. Однако в период турбулентности произошёл разрыв между ценностями и интересами, который проявился, например, в восприятии государствами-членами ЕС ценностей как слишком «идеального», а интересов – как конкретно-практической реализации европейской политики, что привело к попытке «обратить» выгоды интеграции в свою пользу. В период пандемии разрыв между ценностным и реалистическим достиг наибольшей степени, в то время как украинский кризис стал временем восстановления единства ЕС, однако такого, которое не ликвидировало его внутренние противоречия, а лишь отложило их.
В результате, ЕС можно охарактеризовать как игрок, который претендует на то, чтобы быть фундаментальным столпом мировой стабильности и развития, активно привносящий во внешний мир свои ценности. Однако, ЕС зарекомендовал себя в качестве хрупкого игрока, поэтому баланс ценностей и интересов в нём периодически нарушается. Не всегда проявляется единство в понимании интеграции, а иногда и вовсе торжествует реализм. Всё это довольно специфическим образом сказывается на роли Евросоюза в мире. Евроинтеграция – это своеобразный «материал» формирования стратегий управления европейскими акторами мировыми процессами. Ценности, распространяемые ЕС, помогают сформировать контуры будущего международного сообщества, однако, стремясь активизировать свою роль в мире, ЕС обнаруживает свою аморфность, порождённую чрезмерной общностью и масштабностью стратегии выстраивания взаимосвязей, что подталкивает его к обратной тенденции – стремлению к обретению более строгой и определённой структурной роли. Чем более ЕС активен, тем больше обнаруживаются его «уязвимые места». В конечном счёте, он не всегда проявляет себя как «идеалистическое» объединение: многие исследователи характеризуют внешнюю политику Евросоюза через понятие «неоколониализм».
Особое значение в формировании роли Евросоюза в международной системе имеет интеграционный процесс. Евросоюз проявил себя как объединение с углублённой интеграцией для реализации таких ценностей, как защита жизни и прав граждан европейского континента, свобод, демократии и процветания, но его первоначальная амбициозность в виде желания предстать проектом по снятию противоречия между национальным и наднациональным, между внешней и внутренней политикой пока ещё не реализовала себя окончательно и находится в процессуальной стадии. Институциональный и общественный баланс ЕС отражает незавершённость интеграции, её временный и переходный этап. Вместе с тем, интеграция в Евросоюзе проявляет себя комплексно. Однако можно говорить о том, что «высшие» уровни интеграции внешних политик подвержены лишь «общему» характеру, в то время как в решении «частных» проблем Евросоюз стремится преуспевать (за счёт своей многоуровневой системы), что, во многом, и является причиной «переходного состояния» интеграционного процесса. В результате, формируется противоречие между проникновением интеграционных процессов на разные уровни политики и общественной жизни, с одной стороны, и разной ролью разных общественных слоёв в нём, с другой. В результате возникает проблема отчуждённости наднациональных структур и ограниченности реализации интересов внутренних акторов ЕС, что порождает всё тот же реалистический подход к нему.
1. Морозов М. К. Влияние пандемии на соотношение национального и наднационального компонента внешней политики стран ЕС // Азимут научных исследований: экономика и управление. Том 11. № 3. 2022. С. 48 – 54. . Доступ: https://elibrary.ru/item.asp?id=49989489. DOI: 10.57145/27128482_2022_11_03_09.
2. Морозов. М. К. Государства ЕС и пандемия: «за» и «против» евроинтеграции // Общенациональный научно-политический журнал «Власть» Том 30. № 6. (2022). С. 195-203. Доступ: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/9375. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v30i6.9375.
3. Морозов М. К. Между «атлантизмом» и многополярностью: динамика российско-итальянских отношений и перспективы смещения их баланса в период обострения украинского кризиса. Материалы международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2022». Секция «Мировая политика», подсекция «Региональные проблемы международных отношений: Запад». Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2022 /data/section_21_25643.htm.
4. Морозов М. К. Механизмы урегулирования конфликтов при становлении полицентрической конфигурации международной системы. Сборник тезисов XI Международной Молодёжной научной конференции «Устойчивость политических систем в условиях глобальных вызовов современности», Санкт-Петербургский государственный университет. СПб.: Скифия-принт, 2021.- 278 с., С.114-116.
5. Морозов М. К. Партнёрство ЕС и США в полицентричном мире: перспективы сохранения. Материалы международного молодёжного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2021». Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2021/data/section_20_22069.htm.
6. Морозов М. К. Приоритетность партнёрства с Евросоюзом для России в условиях становления полицентричного миропорядка. Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности // Сборник работ IX международной студенческой научной конференцией. – СПб.: Скифия-принт, 2021.-386 с., С. 165-176.
7. Морозов М. К. Трансформация внешней политики ЕС как центра полицентричного мира в период украинского кризиса // Общенациональный научно-политический журнал «Власть» Том 31. № 2. (2023) С. 232-240. Доступ: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/9567. DOI: https://doi.org/10.31171/
vlast.v31i2.9567.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбатова Н. К. 2022. Переломный год во внешней политике Евросоюза. – Независимая газета. Доступ: https://www.ng.ru/dipkurer/2022-01-30/10_8358_france.html.
2. Бордачёв Т. В. 2022. Европа и её мифы. – Валдай. Международный дискуссионный клуб.: URL:https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/evropa-i-eye-mify/.
3. Байков А., Дымова Л. Выход Великобритании из ЕС и устойчивость европейской региональной структуры. URL: https://www.elibrary.az/docs/JURNAL/jrn2017_836.pdf.
4. Боррель, Ж. « Коронавирусный» марафон ЕС: забег по всем дорожкам/ Боррель, Ж. URL: https://eeas.europa.eu/delegations/moldova/78019/%D0%BA%D0%
BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%BD-%D0%B5%D1%81-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%
BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BE-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%BC-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0% BA%D0%B0%D0%BC_ru. 2020. Европейская служба внешних связей.
5. Бостан С. Особенности развития интеграции как формы международной политики в контексте современных глобализационных процессов / С. Бостан //Studia Humanitas. – 2014. – № 4. – С. 1-13.
6. Внешняя политика и оборонные связи Европейского Союза: осмысливая роль ЕС в мире. Коллективная монография. – Иркутск: издательство «Оттиск», 2018. – 340 с.
7. Гусев А. А. 2021. На что направлен новый бюджет Евросоюза? – Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/33101.
8. Громыко А. А. 2020. Об иллюзиях новой биполярности. – Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ob-illyuziyakh-novoy-bipolyarnosti/.
9. Громыко А. А. 2022. От невероятного к «новой норме»: заблуждения и реалии в мировой политике. – Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/ot-neveroyatnogo-k-novoy-norme-zabluzhdeniya-i-realii-v-mirovoy-politike/.
10. Гусев А. А. 2021. На что направлен новый бюджет Евросоюза? – Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/33101.
11. Джакоб Х. 2022. Спецоперация на Украине разбудила Европу. Она захотела создать новый мир. – Новости ВПК. URL: https://vpk.name/news/617054_specoperaciya_na_ukraine_razbudila_evropu_ona_zahotela_sozdat_novyi_mir.html.
12. Европа в кризисном мире. Коллективная монография. Ред. А. А. Громыко. 376 с.
13. Европейский Союз. Факты и комментарии. Ред. Потёмкина О. Ю. Выпуск 110. Институт Европы РАН. 2022. 130 с.
14. Ерёмина Н. URL: Внешняя политика ЕС: сложности и перспективы. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vneshnyaya-politika-es-slozhnosti-i-perspektivy/.
15. Ерёмина Н. Brexit: лучше ужасный конец, чем ужас без конца. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/brexit-luchshe-uzhasnyy-konets-chem-uzhas-bez-kontsa/.
16. «Зелёный» курс приведёт Евросоюз к голоду. Sputnik Латвия. URL: https://lv.sputniknews.ru/20220127/zelenyy-kurs-privedet-evrosoyuz-k-golodu-20177661.html.
17. Зуев В. ЕС: Наднациональный механизм – главный инструмент европейской интеграции? / В. Зуев // Современная Европа. – 2011. – С. 94-109.
18. Кавешников Н. Ю. 2022. Антироссийская политика Европейского Союза как реакция на украинский кризис. – Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/antirossiyskaya-politika-evropeyskogo-soyuza-kak-reaktsiya-na-ukrainskiy-krizis/.
19. Кавешников Н. Ю. Некоторые последствия Brexit для развития Европейского Союза. URL: https://mgimo.ru/upload/iblock/a3d/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F%20%D0%91%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B7%D0%B8%D1%82%20(%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%9C%D0%93%D0%98%D0%9C%D0%9E).pdf.
20. Кавешников Н. Ю. Сценарии развития Европейского Союза/ Н. Кавешников URL: http://mirperemen.net/2020/06/scenarii-razvitiya-evropejskogo-soyuza/
21. Кавешников Н. Ю. Трансформация институциональной структуры Европейского Союза. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002935970.pdf.
22. Китрар Л., Липкинд Т., Остапкович Г. Европейская программа экономического восстановления // Л. Китрар, Т. Липкинд, Г. Остапкович // М.: НИУ ВШЭ. 2020 – 17 с.
23. Крастев И., Леонард М. Невидимый раскол в Европе: как COVID-19 поляризовал европейскую политику / И. Крастев, М. Леонард URL: https://globalaffairs.ru/articles/nevidimyj-raskol-v-evrope/. – 2021.
24. Леонард М., Пизани-Ферри З. Геополитика «Зелёной сделки» Европейского Союза. // Вестник международных отношений. 2021. Т. 16. № 2. С. 226.
25. Лукьянов Ф. А. 2022. Эмбарго против глобализации. – Россия в глобальной политике. URL: https://globalaffairs.ru/articles/embargo-protiv-globalizaczii/.
26. Меньшиков Ю. 2021. Роль Евросоюза после пандемии COVID-19. – Международная жизнь. URL: https://interaffairs.ru/news/show/30434.
27. Новая стратегия ЕС в центральной Азии. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/novaya-strategiya-es-v-tsentralnoy-azii/.
28. . Несмашный А. Д. 2022. Российский допинг для американской гегемонии. – Россия в глобальной политике. Доступ: https://globalaffairs.ru/articles/rossijskij-doping/.
29. Оганисян Л. Дилеммы сирийской политики ЕС / Л. Оганисян // Современная Европа. – 2020. – № 1. – C. 91-101.
30. Павлова Е. Б., Романова Т. А. 2018. «Постколониальный подход» во внешней политике Европейского Союза (на примере отношений с Российской Федерацией). – Современная Европа. № 6. С. 82 – 92.
31. Парсонс Т. О социальных системах. - М.: Академ. Проект, 2002. – 832 с.
32. Розенау Д. Турбулентность в мировой политике. URL: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxwb2xpdGljYW1pcmF8Z3g6M2RjMWU2NjA1ODE1YWI1Yw.
33. Тренин Д. В. 2022. Что изменилось в мироустройстве за шесть месяцев спецоперации на Украине. – Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/chto-izmenilos-v-miroustroystve-za-shest-mesyatsev-spetsoperatsii-na-ukraine/.
34. Цзинь Л. Европейская (дез)интеграция в зеркале пандемии // Л. Цзинь URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/evropeyskaya-dez-integratsiya-v-zerkale-pandemii/. – 2020.
35. Шабага А. В. 2015. Методология исследования международных отношений: реализм. – Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. Т. 15. № 3. С. 24-33.
36. Шумилин А. Фактор пандемии во внешней политике Евросоюза / А. Шумилин // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2020. – № 2. – с. 14-20.
37. Энтин М., Энтина Е. О состоянии дел в Европейком Союзе. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vsye-strannee-i-strannee-ili-chto-proiskhodit-s-integratsionnym-obedineniem/.
38. Актуальная информация о мерах ЕС по борьбе с коронавирусом. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_ru/75996/%D0%90%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%20%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%85%20%D0%95%D0%A1%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D0%B5%20%D1%81%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BE%D0%BC.
39. Меры ЕС по борьбе с коронавирусом. URL: https://eeas.europa.eu/sites/default/files/coronavirus_measures_30.03_ru.pdf.
40. A look into the future of the COVID-19 pandemic in Europe: an expert consultation. The Lancet Regional Health – Europe 8 (2021). – P. 1-14.
41. Bond, I. The COVID-19 pandemic: The EU must think and act globally / Centre for European Reform. 2020. P. 1-4.
42. Colibasanu, A. Europe after the Pandemic / A. Colibasanu. URL: https://geopoliticalfutures.com/europe-after-the-pandemic/.
43. Consilium. Europa. Video conference of the members of the European Council, 19 November 2020. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/meetings/european-council/2020/11/19/.
44. Csaba, I. _European_Foreign_Policy_Choices_in_the_Aftermath_of_the_Covid-19_Pandemic / Chine-CEE Institute. 2020. P. 1–15.
45. Dworkin, A. Built to Order: How Europe Can Rebuild Multilateralism after Covid-19/ A. Dworkin. URL: https://ecfr.eu/publication/how-europe-can-rebuild-multilateralism-after-covid-19/.
46. EU Global Strategy: “We must be ready to go beyond NATO”. URL: https://www.politico.eu/article/eu-global-strategy-we-must-be-ready-to-go-beyond-nato-foreign-policy-security-policy/.
47. European Council conclusions, 1-2 October 2020. URL: https://www.consilium.europa.eu /en/press/pressreleases/2020/10/02/european-council-conclusions-1-2-october-2020/.
48. Krastev, I., Leonard, M. Europe’s invisible divides: How COVID-19 is polarizing European politics. URL: https://ecfr.eu/publication/europes-invisible-divides-how-covid-19-is-polarising-european-politics/. European Council on Foreign Relations. 2021.
49. Matthew D., Townend R. What is the Role of the European Union in the COVID-19 Pandemic? / D. Matthew, R. Dworkin // Medicine and Law. – 2020. – P. 249-267.
50. Meyer Christoph, O. How the COVID-19 crisis has affected security and defence-related aspects of the EU / Directorate-General for External Policies, Policy Department. 2021. P. 1-45.
51. Moravcsic, A. Why Europe Wins. URL: https://www.tbsnews.net/analysis/why-europe-wins-137548.
52. Consolidated version of the Treaty on European Union http://data.europa.eu/eli/treaty/teu_2016/oj.
53. Consolidated version of the Treaty on European Union http://data.europa.eu/eli/treaty/teu_2012/oj.
54. Consolidated version of the Treaty on European Union http://data.europa.eu/eli/treaty/teu_2010/oj.
55. Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union. http://data.europa.eu/eli/treaty/tfeu_2016/oj.
56. Consolidated version of the Treaty establishing the European Atomic Energy Community http://data.europa.eu/eli/treaty/euratom_2016/oj.
57. Charter of Fundamental Rights of the European Union http://data.europa.eu/eli/treaty/char_2016/oj.
58. Treaty on European Union http://data.europa.eu/eli/treaty/teu/sign.
59. Treaty on European Union (Consolidated version 2006) http://data.europa.eu/eli/treaty/teu_2006/oj.
60. Treaty establishing the European Economic Community http://data.europa.eu/eli/treaty/teec/sign.
61. Treaty of Nice amending the Treaty on European Union, the Treaties establishing the European Communities and certain related acts.
62. Treaty establishing the European Community (Consolidated version 1997) http://data.europa.eu/eli/treaty/tec_1997/oj.
63. Treaty of Amsterdam amending the Treaty on European Union, the Treaties establishing the European Communities and certain related acts http://data.europa.eu/eli/treaty/ams/sign.
64. Agreement for the termination of Bilateral Investment Treaties between the Member States of the European Union http://data.europa.eu/eli/agree_eums/2020/529/oj.
65. Agreement between the European Community and the Council of Europe on cooperation between the European Union Agency for Fundamental Rights and the Council of Europe http://data.europa.eu/eli/agree_internation/2008/578/oj.
66. Agreement between the United States of America and the European Union on the Allocation to the United States of a Share in the Tariff Rate Quota for High Quality Beef referred to in the Revised Memorandum of Understanding Regarding the Importation of Beef from Animals Not Treated with Certain Growth-Promoting Hormones and Increased Duties Applied by the United States to Certain Products of the European Union (2014) http://data.europa.eu/eli/agree_internation/2019/2073/oj.
67. Agreement in the form of an Exchange of Letters between the European Union and the Swiss Confederation on the cumulation of origin between the European Union, the Swiss Confederation, the Kingdom of Norway and the Republic of Turkey in the framework of the Generalised System of Preferences http://data.europa.eu/eli/agree_internation/2019/131/oj.
68. Agreement Establishing an Association between the European Union and its Member States, on the one hand, and Central America on the other. 17, 19.1.2013. https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/229507/8633.pdf.
69. AGREEMENT between the European Community and the Government of the People’s Republic of China on cooperation and mutual administrative assistance in customs matters. 23.12.2004. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:22004A1223(01)&from=EN.
70. A Strategic Compass for Security and Defence. https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-7371-2022-INIT/en/pdf.
71. ECONOMIC PARTNERSHIP AGREEMENT between the European Union and its Member States, of the one part, and the SADC EPA States, of the other part. 16.9.2016 https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2015/october/tradoc_153915.pdf.
72. TRADE AND COOPERATION AGREEMENT BETWEEN THE EUROPEAN UNION AND THE EUROPEAN ATOMIC ENERGY COMMUNITY, OF THE ONE PART, AND THE UNITED KINGDOM OF GREAT BRITAIN AND NORTHERN IRELAND, OF THE OTHER PART. 24.12.2020. https://ec.europa.eu/info/sites/default/files/draft_eu-uk_trade_and_cooperation_agreement.pdf.
73. International Agreement between the European Union, of the one part, and Bosnia and Herzegovina, of the other, on the participation of Bosnia and Herzegovina in the Union programme Horizon Europe – the Framework Programme for Research and Innovation. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A22022A0323%2806%29&qid=1650633250259.
74. AGREEMENT between the European Union and the Republic of Moldova on Operational Activities Carried out by the European Border and Coast Guard Agency in the Republic of Moldova. 18.03.2022. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:22022A0318(01)&from=EN.
75. Agreement on the withdrawal of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland from the European Union and the European Atomic Energy Community.
76. Agreement on the withdrawal of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland from the European Union and the European Atomic Energy Community. http://data.europa.eu/eli/treaty/withd_2020/sign.
77. Commission Decision (EU) 2022/640 of 7 April 2022 on implementing rules for the roles and responsibilities of the principal security actors http://data.europa.eu/eli/dec/2022/640/oj.
78. Council Regulation (EU) 2022/626 of 13 April 2022 amending Regulation (EU) 2022/263 concerning restrictive measures in response to the recognition of the non-government controlled areas of the Donetsk and Luhansk oblasts of Ukraine and the ordering of Russian armed forces into those areas http://data.europa.eu/eli/reg/2022/626/oj.
79. Council Decision (CFSP) 2022/628 of 13 April 2022 amending Decision (CFSP) 2022/266 concerning restrictive measures in response to the recognition of the non-government controlled areas of the Donetsk and Luhansk oblasts of Ukraine and the ordering of Russian armed forces into those areas http://data.europa.eu/eli/dec/2022/628/oj.
80. Regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the Council of 9 October 2013 laying down the Union Customs Code http://data.europa.eu/eli/reg/2013/952/oj.
81. Commission Delegated Regulation (EU) 2015/2446 of 28 July 2015 supplementing Regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the Council as regards detailed rules concerning certain provisions of the Union Customs Code http://data.europa.eu/eli/reg_del/2015/2446/oj.
82. Commission Implementing Regulation (EU) 2015/2447 of 24 November 2015 laying down detailed rules for implementing certain provisions of Regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the Council laying down the Union Customs Code http://data.europa.eu/eli/reg_impl/2015/2447/oj.
83. Joint Declaration of EU-NATO Cooperation https://www.nato.int/cps/en/natohq/official_texts_210549.htm.
84. Regulation (EU) 2021/1229 of the European Parliament and of the Council of 14 July 2021 on the public sector loan facility under the Just Transition Mechanism. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32021R1229.
85. Regulation (EU) 2021/1229 of the European Parliament and of the Council of 14 July 2021 on the public sector loan facility under the Just Transition Mechanism http://data.europa.eu/eli/reg/2021/523/oj.
86. Regulation (EU) 2021/523 of the European Parliament and of the Council of 24 March 2021 establishing the InvestEU Programme and amending Regulation (EU) 2015/1017 http://data.europa.eu/eli/reg/2021/523/oj.
87. Regulation (EU) 2021/241 of the European Parliament and of the Council of 12 February 2021 establishing the Recovery and Resilience Facility http://data.europa.eu/eli/reg/2021/241/oj.
88. 2014/772/EU: Decision of the Joint Customs Cooperation Committee established under the Agreement between the European Community and the Government of the People's Republic of China on cooperation and mutual administrative assistance in customs matters of 16 May 2014 regarding mutual recognition of the Authorised Economic Operator programme in the European Union and the Measures on Classified Management of Enterprises Program in the People's Republic of China http://data.europa.eu/eli/dec/2014/772/oj.
89. Regulation (EU) 2021/1057 of the European Parliament and of the Council of 24 June 2021 establishing the European Social Fund Plus (ESF+) and repealing Regulation (EU) No 1296/2013 http://data.europa.eu/eli/reg/2021/1057/oj.
90. Regulation (EU) 2019/1238 of the European Parliament and of the Council of 20 June 2019 on a pan-European Personal Pension Product (PEPP) (Text with EEA relevance) http://data.europa.eu/eli/reg/2019/1238/oj.
91. Directive (EU) 2019/1158 of the European Parliament and of the Council of 20 June 2019 on work-life balance for parents and carers and repealing Council Directive 2010/18/EU http://data.europa.eu/eli/dir/2019/1158/oj.
92. Regulation (EU) 2019/500 of the European Parliament and of the Council of 25 March 2019 establishing contingency measures in the field of social security coordination following the withdrawal of the United Kingdom from the Union (Text with EEA relevance.) http://data.europa.eu/eli/reg/2019/500/oj.