Трансформация роли Европейского союза как внешнеполитического субъекта в условиях политической турбулентности
|
ВВЕДЕНИЕ
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ЕВРОСОЮЗА В УСЛОВИЯХ БРЕКЗИТА И ПАНДЕМИИ…6
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ЕС В ПЕРИОД УКРАИНСКОГО КРИЗИСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ЕВРОСОЮЗА В УСЛОВИЯХ БРЕКЗИТА И ПАНДЕМИИ…6
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ЕС В ПЕРИОД УКРАИНСКОГО КРИЗИСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность предлагаемого исследования заключается в том, что Евросоюз представляет собой игрока нового типа на международной арене, являющимся объединением государств, которое нельзя представить ни в качестве государства, ни в качестве международной организации; вследствие этого возникает потребность отследить и выявить возможности развития и трансформации такого уникального игрока, перспективы его существования в международной системе и влияния на внешнюю среду этой системы. Такое исследование поможет сделать выводы о том, насколько способна международная система в её нынешнем состоянии быть основой взаимодействия как традиционных, так и «нетрадиционных», подобных Европейскому Союзу, игроков, а также о том, насколько такой «нетрадиционный» игрок, как ЕС, способен приспосабливаться к международной системе в её нынешнем состоянии и, возможно, своим примером даже приводить к формированию игроков нового типа на международной арене.
Цель исследования – рассмотреть ситуации политической турбулентности, произошедшие с Евросоюзом в последние годы его существования, и выявить изменения роли Европейского Союза как внешнеполитического субъекта, порождённые данными ситуациями.
Научная новизна проведённого исследования следующая: определены направления и особенности трансформации роли ЕС в системе международных отношений в ситуации политической турбулентности, выявлены как «базовые константы» европейской политики, так и переменные характеристики ЕС как внешнеполитического субъекта; определены ключевые факторы трансформации ЕС при взаимодействии с внешней средой международной системы в условиях турбулентности.
Теоретическая и практическая значимость ВКР. В выпускной квалификационной работе проведён анализ взаимозависимости между структурной трансформацией ЕС как субъекта внешней политики и изменениями международной системы; Европейский Союз рассмотрен как система с внутренними противоречиями и отображена динамика развития этого объединения вследствие его противоречивости; выдвигаются варианты будущего развития ЕС как субъекта международных отношений. Практическая значимость: рассмотренные константы и переменные внешней политики ЕС помогают предсказать стратегические направления внешней политики ЕС и способы и возможности взаимодействия с ним.
Источниковая база исследования. При проведении исследования автором использовались такие источники, как Договоры о Европейском Союзе (благодаря ним автор использовал информацию о базовых константах внешней политики ЕС и структурных особенностях ЕС как международного актора), соглашения между ЕС и другими игроками международной системы (помогли выявить направления внешней политики ЕС и его роли в международной системе), акты и постановления ЕС, принятые в рассматриваемый период политической турбулентности (помогли вывить направления и особенности структурной трансформации ЕС), документы об основах внешней политики ЕС (такие как Глобальная стратегия, Версальская декларация, Стратегический компас), выступления и интервью европейских политиков (используются для выявления видения европейской внешней политики).
Что касается научной разработанности проблемы, то в научной литературе много внимания уделяется трансформации ЕС как внешнеполитического субъекта, а также константам европейской политики в современной системе международных отношений; но недостаточно подробно отображается проблема трансформации роли ЕС в международной системе, наиболее ярко проявившая себя в связи с последними событиями политической турбулентности. Иначе говоря, уделяется внимание или внутренней динамике ЕС, или изменениям его внешней политики, взятым абстрактно, вне взаимодействия с остальной средой международной системы. Также, несмотря на многочисленные рассуждения о «природе» ЕС как внешнеполитического объединения, недостаточно широко распространена теоретическая концептуализация вопроса о том, каким образом ЕС как внешнеполитический субъект объединяет многочисленные, нередко противоречащие друг другу составляющие своей внешней политики, проявляя себя в качестве целостного актора международной системы.
Методология исследования следующая: автор использует системный метод, рассматривая ЕС как подсистему международной системы, объединяющей на разных уровнях многочисленные противоречия своей внутренней и внешней политики. Благодаря этому ЕС рассматривается как целостный, динамически развивающийся, внутренне противоречивый игрок, цели и направления трансформации которого являются ответом на потребности, возникающие в результате взаимодействия с международной системой. Подход, используемый автором, – структурно-реалистический, благодаря чему удаётся выявить ответ Евросоюза на изменения в ситуации баланса сил и экзистенциальные угрозы, который задаёт динамику как его внутренней трансформации, так и изменения взгляда на своё положение в мире и его роль в международной системе.
Положения, выносимые на защиту ВКР:
1). Евросоюз – масштабное объединение, стремящееся играть ключевую структурную роль в международной системе максимизировать разрешение политических разногласий и противоречий между европейскими государствами, что приводит к его внутренней противоречивости, главным образом – между локальными и национальными интересами государств-членов и наднациональными устремлениями объединения в целом.
2). Внутриполитическое единство Евросоюза основывается на его роли как объединения, выражающего общие для государств-членов ценности и интересы. Структурная роль ЕС как внешнеполитического объединения подвергается трансформации из-за противоречия между ценностями и интересами: последние становятся всё более прагматичными и реалистическими, что противоречит многуровневости интеграции, обеспечиваемой, в первую очередь, ценностями.
3). Множество акторов, вовлечённых в интеграцию, делают её характер общим и абстрактным, что говорит о незавершённости интеграции и неопределённости ситуации в ЕС в рамках различных перспектив трансформации Евросоюза как объединения, которая определит его дальнейшую роль.
Цель исследования – рассмотреть ситуации политической турбулентности, произошедшие с Евросоюзом в последние годы его существования, и выявить изменения роли Европейского Союза как внешнеполитического субъекта, порождённые данными ситуациями.
Научная новизна проведённого исследования следующая: определены направления и особенности трансформации роли ЕС в системе международных отношений в ситуации политической турбулентности, выявлены как «базовые константы» европейской политики, так и переменные характеристики ЕС как внешнеполитического субъекта; определены ключевые факторы трансформации ЕС при взаимодействии с внешней средой международной системы в условиях турбулентности.
Теоретическая и практическая значимость ВКР. В выпускной квалификационной работе проведён анализ взаимозависимости между структурной трансформацией ЕС как субъекта внешней политики и изменениями международной системы; Европейский Союз рассмотрен как система с внутренними противоречиями и отображена динамика развития этого объединения вследствие его противоречивости; выдвигаются варианты будущего развития ЕС как субъекта международных отношений. Практическая значимость: рассмотренные константы и переменные внешней политики ЕС помогают предсказать стратегические направления внешней политики ЕС и способы и возможности взаимодействия с ним.
Источниковая база исследования. При проведении исследования автором использовались такие источники, как Договоры о Европейском Союзе (благодаря ним автор использовал информацию о базовых константах внешней политики ЕС и структурных особенностях ЕС как международного актора), соглашения между ЕС и другими игроками международной системы (помогли выявить направления внешней политики ЕС и его роли в международной системе), акты и постановления ЕС, принятые в рассматриваемый период политической турбулентности (помогли вывить направления и особенности структурной трансформации ЕС), документы об основах внешней политики ЕС (такие как Глобальная стратегия, Версальская декларация, Стратегический компас), выступления и интервью европейских политиков (используются для выявления видения европейской внешней политики).
Что касается научной разработанности проблемы, то в научной литературе много внимания уделяется трансформации ЕС как внешнеполитического субъекта, а также константам европейской политики в современной системе международных отношений; но недостаточно подробно отображается проблема трансформации роли ЕС в международной системе, наиболее ярко проявившая себя в связи с последними событиями политической турбулентности. Иначе говоря, уделяется внимание или внутренней динамике ЕС, или изменениям его внешней политики, взятым абстрактно, вне взаимодействия с остальной средой международной системы. Также, несмотря на многочисленные рассуждения о «природе» ЕС как внешнеполитического объединения, недостаточно широко распространена теоретическая концептуализация вопроса о том, каким образом ЕС как внешнеполитический субъект объединяет многочисленные, нередко противоречащие друг другу составляющие своей внешней политики, проявляя себя в качестве целостного актора международной системы.
Методология исследования следующая: автор использует системный метод, рассматривая ЕС как подсистему международной системы, объединяющей на разных уровнях многочисленные противоречия своей внутренней и внешней политики. Благодаря этому ЕС рассматривается как целостный, динамически развивающийся, внутренне противоречивый игрок, цели и направления трансформации которого являются ответом на потребности, возникающие в результате взаимодействия с международной системой. Подход, используемый автором, – структурно-реалистический, благодаря чему удаётся выявить ответ Евросоюза на изменения в ситуации баланса сил и экзистенциальные угрозы, который задаёт динамику как его внутренней трансформации, так и изменения взгляда на своё положение в мире и его роль в международной системе.
Положения, выносимые на защиту ВКР:
1). Евросоюз – масштабное объединение, стремящееся играть ключевую структурную роль в международной системе максимизировать разрешение политических разногласий и противоречий между европейскими государствами, что приводит к его внутренней противоречивости, главным образом – между локальными и национальными интересами государств-членов и наднациональными устремлениями объединения в целом.
2). Внутриполитическое единство Евросоюза основывается на его роли как объединения, выражающего общие для государств-членов ценности и интересы. Структурная роль ЕС как внешнеполитического объединения подвергается трансформации из-за противоречия между ценностями и интересами: последние становятся всё более прагматичными и реалистическими, что противоречит многуровневости интеграции, обеспечиваемой, в первую очередь, ценностями.
3). Множество акторов, вовлечённых в интеграцию, делают её характер общим и абстрактным, что говорит о незавершённости интеграции и неопределённости ситуации в ЕС в рамках различных перспектив трансформации Евросоюза как объединения, которая определит его дальнейшую роль.
Евросоюз – это хрупкий, медленно трансформирующийся субъект мировой политики, ставящий перед собой масштабные задачи. Проявляющиеся противоречия его развития как субъекта, особенно противоречия в области ОВПБ – «экзистенциальной» сферы сотрудничества – отражают то, что интеграция, изначально довольно активно развиваясь, «приостановилась». Главным образом это проявляется в готовности ответить на экзистенциальные вызовы, такие как пандемия коронавируса и украинский кризис. Если в первом случае игроки Евросоюза продемонстрировали неопределённость реакции, готовность разными способами отреагировать на угрозу, что в совокупности с проблемой обратимости интеграции, дошедшей до определённой точки, продемонстрировало разные варианты трансформации ЕС как политического объединения, то во втором эти же игроки продемонстрировали, напротив, сплочённость, готовность защищать европейские фундаментальные ценности и интересы. Однако такое сплочение обернулось, с другой стороны, общим или внешним характером интеграции, а также отчуждением наднационального уровня власти, его готовности самостоятельно решать противоречия европейского проекта. Впервые же политическая турблентность в ЕС проявилась ещё в период Брекзита, но в период пандемии и украинского кризиса она достигла пика.
Трансформация ЕС в указанный турбулентный период проявила себя в виде изменения отношений между ценностями и интересами Евросоюза. Ценности – фундаментальная основа единства Евросоюза, производной которой являются интересы, в том смысле, что реализация первых способствует реализации вторых. Однако в период турбулентности произошёл разрыв между ценностями и интересами, который проявился, например, в восприятии государствами-членами ЕС ценностей как слишком «идеального», а интересов – как конкретно-практической реализации европейской политики, что привело к попытке «обратить» выгоды интеграции в свою пользу. В период пандемии разрыв между ценностным и реалистическим достиг наибольшей степени, в то время как украинский кризис стал временем восстановления единства ЕС, однако такого, которое не ликвидировало его внутренние противоречия, а лишь отложило их.
В результате, ЕС можно охарактеризовать как игрок, который претендует на то, чтобы быть фундаментальным столпом мировой стабильности и развития, активно привносящий во внешний мир свои ценности. Однако, ЕС зарекомендовал себя в качестве хрупкого игрока, поэтому баланс ценностей и интересов в нём периодически нарушается. Не всегда проявляется единство в понимании интеграции, а иногда и вовсе торжествует реализм. Всё это довольно специфическим образом сказывается на роли Евросоюза в мире. Евроинтеграция – это своеобразный «материал» формирования стратегий управления европейскими акторами мировыми процессами. Ценности, распространяемые ЕС, помогают сформировать контуры будущего международного сообщества, однако, стремясь активизировать свою роль в мире, ЕС обнаруживает свою аморфность, порождённую чрезмерной общностью и масштабностью стратегии выстраивания взаимосвязей, что подталкивает его к обратной тенденции – стремлению к обретению более строгой и определённой структурной роли. Чем более ЕС активен, тем больше обнаруживаются его «уязвимые места». В конечном счёте, он не всегда проявляет себя как «идеалистическое» объединение: многие исследователи характеризуют внешнюю политику Евросоюза через понятие «неоколониализм».
Особое значение в формировании роли Евросоюза в международной системе имеет интеграционный процесс. Евросоюз проявил себя как объединение с углублённой интеграцией для реализации таких ценностей, как защита жизни и прав граждан европейского континента, свобод, демократии и процветания, но его первоначальная амбициозность в виде желания предстать проектом по снятию противоречия между национальным и наднациональным, между внешней и внутренней политикой пока ещё не реализовала себя окончательно и находится в процессуальной стадии. Институциональный и общественный баланс ЕС отражает незавершённость интеграции, её временный и переходный этап. Вместе с тем, интеграция в Евросоюзе проявляет себя комплексно. Однако можно говорить о том, что «высшие» уровни интеграции внешних политик подвержены лишь «общему» характеру, в то время как в решении «частных» проблем Евросоюз стремится преуспевать (за счёт своей многоуровневой системы), что, во многом, и является причиной «переходного состояния» интеграционного процесса. В результате, формируется противоречие между проникновением интеграционных процессов на разные уровни политики и общественной жизни, с одной стороны, и разной ролью разных общественных слоёв в нём, с другой. В результате возникает проблема отчуждённости наднациональных структур и ограниченности реализации интересов внутренних акторов ЕС, что порождает всё тот же реалистический подход к нему.
Трансформация ЕС в указанный турбулентный период проявила себя в виде изменения отношений между ценностями и интересами Евросоюза. Ценности – фундаментальная основа единства Евросоюза, производной которой являются интересы, в том смысле, что реализация первых способствует реализации вторых. Однако в период турбулентности произошёл разрыв между ценностями и интересами, который проявился, например, в восприятии государствами-членами ЕС ценностей как слишком «идеального», а интересов – как конкретно-практической реализации европейской политики, что привело к попытке «обратить» выгоды интеграции в свою пользу. В период пандемии разрыв между ценностным и реалистическим достиг наибольшей степени, в то время как украинский кризис стал временем восстановления единства ЕС, однако такого, которое не ликвидировало его внутренние противоречия, а лишь отложило их.
В результате, ЕС можно охарактеризовать как игрок, который претендует на то, чтобы быть фундаментальным столпом мировой стабильности и развития, активно привносящий во внешний мир свои ценности. Однако, ЕС зарекомендовал себя в качестве хрупкого игрока, поэтому баланс ценностей и интересов в нём периодически нарушается. Не всегда проявляется единство в понимании интеграции, а иногда и вовсе торжествует реализм. Всё это довольно специфическим образом сказывается на роли Евросоюза в мире. Евроинтеграция – это своеобразный «материал» формирования стратегий управления европейскими акторами мировыми процессами. Ценности, распространяемые ЕС, помогают сформировать контуры будущего международного сообщества, однако, стремясь активизировать свою роль в мире, ЕС обнаруживает свою аморфность, порождённую чрезмерной общностью и масштабностью стратегии выстраивания взаимосвязей, что подталкивает его к обратной тенденции – стремлению к обретению более строгой и определённой структурной роли. Чем более ЕС активен, тем больше обнаруживаются его «уязвимые места». В конечном счёте, он не всегда проявляет себя как «идеалистическое» объединение: многие исследователи характеризуют внешнюю политику Евросоюза через понятие «неоколониализм».
Особое значение в формировании роли Евросоюза в международной системе имеет интеграционный процесс. Евросоюз проявил себя как объединение с углублённой интеграцией для реализации таких ценностей, как защита жизни и прав граждан европейского континента, свобод, демократии и процветания, но его первоначальная амбициозность в виде желания предстать проектом по снятию противоречия между национальным и наднациональным, между внешней и внутренней политикой пока ещё не реализовала себя окончательно и находится в процессуальной стадии. Институциональный и общественный баланс ЕС отражает незавершённость интеграции, её временный и переходный этап. Вместе с тем, интеграция в Евросоюзе проявляет себя комплексно. Однако можно говорить о том, что «высшие» уровни интеграции внешних политик подвержены лишь «общему» характеру, в то время как в решении «частных» проблем Евросоюз стремится преуспевать (за счёт своей многоуровневой системы), что, во многом, и является причиной «переходного состояния» интеграционного процесса. В результате, формируется противоречие между проникновением интеграционных процессов на разные уровни политики и общественной жизни, с одной стороны, и разной ролью разных общественных слоёв в нём, с другой. В результате возникает проблема отчуждённости наднациональных структур и ограниченности реализации интересов внутренних акторов ЕС, что порождает всё тот же реалистический подход к нему.
Подобные работы
- МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ «МЯГКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛОВИЯХ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ФАКТОРЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СНГ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022



