Психолого-педагогическое сопровождение девиантных подростков технологиями активного обучения
|
Введение 4
Глава 1. Исследование девиаций личности в отечественной и зарубежной науке 7
1.1 Девиация как социально-психологическая категория 7
1.2 Подросток как субъект взаимодействия и общения 14
1.3 Активные методы обучения как технология гармонизации личности..19
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное изучение эффективности технологий активного обучения в психолого-педагогическом сопровождении девиантных подростков 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и описание результатов исследования 32
Выводы по главе 2 63
Заключение 66
Библиографический список 68
Приложение 74
Глава 1. Исследование девиаций личности в отечественной и зарубежной науке 7
1.1 Девиация как социально-психологическая категория 7
1.2 Подросток как субъект взаимодействия и общения 14
1.3 Активные методы обучения как технология гармонизации личности..19
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное изучение эффективности технологий активного обучения в психолого-педагогическом сопровождении девиантных подростков 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и описание результатов исследования 32
Выводы по главе 2 63
Заключение 66
Библиографический список 68
Приложение 74
В настоящее время актуально психолого-педагогическое сопровождение как фактор, влияющий на воспитание и образование членов общества.
С помощью различных методов происходит интегрирование мирового опыта, что является важным аспектом развития социальной науки и практики.
В обществе происходят такие изменения, которые выдвигают проблемы, одной из которых является проблема психолого-педагогического сопровождения ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальна эта проблема потому, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности обучающегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.
Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.
годы замалчивания проблем, связанных с отклонением в поведении молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались, главным образом, предупредительно¬карательные меры, в результате которых наказание, которое молодой человек получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления асоциального потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.
Это привело к проблеме поиска форм, методов и средств психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением.
Теоретической основой исследования являются работы ученых: Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна, С.А. Беличевой и др. по проблемам отклонений в поведении детей, а также работы по социальной педагогике таких учёных, как М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, Т.И. Шульга, Л.М. Шипицына и др.
Цель исследования: изучить эффективность активного обучения как технологии психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение девиантных подростков
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение посредством применения технологий активного обучения способствует снижению девиаций поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования.
2. Выявить формы и уровни агрессивного поведения подростков,
как девиации поведения.
3. Составить и внедрить в практику программу психолого¬
педагогического сопровождения девиантных подростков технологиями активного обучения.
4. Экспериментально проверить эффективность реализованной
программы сопровождения.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, тестирование «опросник агрессивности А. Басса, А. Дарки», методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев), психолого-педагогический эксперимент, методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» города Бийска. В эксперименте приняло участие 18 учащихся 15-16 лет.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в рамках работы школьной психологической службы с целью консультационной работы с педагогами и родителями и коррекционно-развивающей работы.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России», Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», Всероссийской научно¬
практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №41» г. Бийска. Опубликована статья: «Социально-психологический климат коллектива и пути его гармонизации».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
С помощью различных методов происходит интегрирование мирового опыта, что является важным аспектом развития социальной науки и практики.
В обществе происходят такие изменения, которые выдвигают проблемы, одной из которых является проблема психолого-педагогического сопровождения ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальна эта проблема потому, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности обучающегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.
Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.
годы замалчивания проблем, связанных с отклонением в поведении молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались, главным образом, предупредительно¬карательные меры, в результате которых наказание, которое молодой человек получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления асоциального потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.
Это привело к проблеме поиска форм, методов и средств психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением.
Теоретической основой исследования являются работы ученых: Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна, С.А. Беличевой и др. по проблемам отклонений в поведении детей, а также работы по социальной педагогике таких учёных, как М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, Т.И. Шульга, Л.М. Шипицына и др.
Цель исследования: изучить эффективность активного обучения как технологии психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение девиантных подростков
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение посредством применения технологий активного обучения способствует снижению девиаций поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования.
2. Выявить формы и уровни агрессивного поведения подростков,
как девиации поведения.
3. Составить и внедрить в практику программу психолого¬
педагогического сопровождения девиантных подростков технологиями активного обучения.
4. Экспериментально проверить эффективность реализованной
программы сопровождения.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, тестирование «опросник агрессивности А. Басса, А. Дарки», методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев), психолого-педагогический эксперимент, методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» города Бийска. В эксперименте приняло участие 18 учащихся 15-16 лет.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в рамках работы школьной психологической службы с целью консультационной работы с педагогами и родителями и коррекционно-развивающей работы.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России», Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», Всероссийской научно¬
практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №41» г. Бийска. Опубликована статья: «Социально-психологический климат коллектива и пути его гармонизации».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Стиль взаимоотношений подростка с окружающими, будущие модели его поведения психический склад, свойства личности и коммуникативные качества во многом определяются становлением идентичности и ведущим видом деятельности подросткового возраста - общением.
Проблема отклонения поведения подрастающего поколения от общепринятых норм и правил является особо острой в настоящее время. Девиантное, или отклоняющееся, поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Отклоняющееся поведение в определенных случаях представляет опасность для личностного развития субъекта и окружающего мира. Первичные проявления отклонений (девиантности) возникают в подростковом возрасте.
Свою эффективность в формировании личностных особенностей и поведения подростков показали методы активного социально-психологического обучения (МАСПО). Активный метод обучения - это форма организации взаимодействия обучающихся и педагога, при которой педагог и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия.
В ходе экспериментального исследования проведено диагностическое исследование уровня агрессивных и враждебных реакций. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41».
Выборку составили 18 подростков (учащиеся восьмого класса).
Полученные на констатирующем этапе эксперимента данные свидетельствуют о наличии высокого процента учащихся со средним и высоким уровнем агрессии и враждебности.
Программа психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков включает в себя деловую игру, драматизацию и театрализацию, синектику, мозговой штурм, метод групповой дискуссии, метод эвристических вопросов, имитационный тренинг, психотехнические игры и упражнения, ОДИ (организационно-деловые игры или проблемно-деловые игры), ОМИ (организационно-мыслительные игры).
После внедрения программы психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков технологиями активного обучения проведено повторное обследование подростков, которое свидетельствует о снижении процента учащихся с высоким уровнем агрессии и враждебности. Это подтверждает гипотезу исследования, что психолого-педагогическое сопровождение посредством применения технологий активного обучения способствует снижению девиаций поведения в подростковом возрасте.
Проблема отклонения поведения подрастающего поколения от общепринятых норм и правил является особо острой в настоящее время. Девиантное, или отклоняющееся, поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Отклоняющееся поведение в определенных случаях представляет опасность для личностного развития субъекта и окружающего мира. Первичные проявления отклонений (девиантности) возникают в подростковом возрасте.
Свою эффективность в формировании личностных особенностей и поведения подростков показали методы активного социально-психологического обучения (МАСПО). Активный метод обучения - это форма организации взаимодействия обучающихся и педагога, при которой педагог и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия.
В ходе экспериментального исследования проведено диагностическое исследование уровня агрессивных и враждебных реакций. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41».
Выборку составили 18 подростков (учащиеся восьмого класса).
Полученные на констатирующем этапе эксперимента данные свидетельствуют о наличии высокого процента учащихся со средним и высоким уровнем агрессии и враждебности.
Программа психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков включает в себя деловую игру, драматизацию и театрализацию, синектику, мозговой штурм, метод групповой дискуссии, метод эвристических вопросов, имитационный тренинг, психотехнические игры и упражнения, ОДИ (организационно-деловые игры или проблемно-деловые игры), ОМИ (организационно-мыслительные игры).
После внедрения программы психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков технологиями активного обучения проведено повторное обследование подростков, которое свидетельствует о снижении процента учащихся с высоким уровнем агрессии и враждебности. Это подтверждает гипотезу исследования, что психолого-педагогическое сопровождение посредством применения технологий активного обучения способствует снижению девиаций поведения в подростковом возрасте.
Подобные работы
- Преодоление агрессивности в поведении детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью методом сенсорной интеграции в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Современные подходы психолого-педагогического сопровождения детей-сирот, проживающих в условиях детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия, способствующие успешному сопровождению воспитанников детского дома с делинквентным
поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Социально-педагогическое сопровождение подростков склонных к агрессивному поведению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Определение взаимосвязи уровня социального интеллекта и акцентуаций характера у детей подросткового возраста с задержкой психического развития в процессе психолого - педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - Социально-педагогическое сопровождение адаптации первокурсников к условиям обучения в учреждении среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в условиях дистанционного образования (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024



