Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение девиантных подростков технологиями активного обучения

Работа №14861

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы118стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Исследование девиаций личности в отечественной и зарубежной науке 7
1.1 Девиация как социально-психологическая категория 7
1.2 Подросток как субъект взаимодействия и общения 14
1.3 Активные методы обучения как технология гармонизации личности..19
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное изучение эффективности технологий активного обучения в психолого-педагогическом сопровождении девиантных подростков 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и описание результатов исследования 32
Выводы по главе 2 63
Заключение 66
Библиографический список 68
Приложение 74


В настоящее время актуально психолого-педагогическое сопровождение как фактор, влияющий на воспитание и образование членов общества.
С помощью различных методов происходит интегрирование мирового опыта, что является важным аспектом развития социальной науки и практики.
В обществе происходят такие изменения, которые выдвигают проблемы, одной из которых является проблема психолого-педагогического сопровождения ребенка, имеющего отклонения в поведении. Актуальна эта проблема потому, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности обучающегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.
Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.
годы замалчивания проблем, связанных с отклонением в поведении молодых людей, привели к тому, что в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались, главным образом, предупредительно¬карательные меры, в результате которых наказание, которое молодой человек получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления асоциального потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.
Это привело к проблеме поиска форм, методов и средств психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением.
Теоретической основой исследования являются работы ученых: Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна, С.А. Беличевой и др. по проблемам отклонений в поведении детей, а также работы по социальной педагогике таких учёных, как М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, Т.И. Шульга, Л.М. Шипицына и др.
Цель исследования: изучить эффективность активного обучения как технологии психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение девиантных подростков
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение посредством применения технологий активного обучения способствует снижению девиаций поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования.
2. Выявить формы и уровни агрессивного поведения подростков,
как девиации поведения.
3. Составить и внедрить в практику программу психолого¬
педагогического сопровождения девиантных подростков технологиями активного обучения.
4. Экспериментально проверить эффективность реализованной
программы сопровождения.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, тестирование «опросник агрессивности А. Басса, А. Дарки», методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев), психолого-педагогический эксперимент, методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41» города Бийска. В эксперименте приняло участие 18 учащихся 15-16 лет.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в рамках работы школьной психологической службы с целью консультационной работы с педагогами и родителями и коррекционно-развивающей работы.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России», Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», Всероссийской научно¬
практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №41» г. Бийска. Опубликована статья: «Социально-психологический климат коллектива и пути его гармонизации».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Стиль взаимоотношений подростка с окружающими, будущие модели его поведения психический склад, свойства личности и коммуникативные качества во многом определяются становлением идентичности и ведущим видом деятельности подросткового возраста - общением.
Проблема отклонения поведения подрастающего поколения от общепринятых норм и правил является особо острой в настоящее время. Девиантное, или отклоняющееся, поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Отклоняющееся поведение в определенных случаях представляет опасность для личностного развития субъекта и окружающего мира. Первичные проявления отклонений (девиантности) возникают в подростковом возрасте.
Свою эффективность в формировании личностных особенностей и поведения подростков показали методы активного социально-психологического обучения (МАСПО). Активный метод обучения - это форма организации взаимодействия обучающихся и педагога, при которой педагог и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия.
В ходе экспериментального исследования проведено диагностическое исследование уровня агрессивных и враждебных реакций. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41».
Выборку составили 18 подростков (учащиеся восьмого класса).
Полученные на констатирующем этапе эксперимента данные свидетельствуют о наличии высокого процента учащихся со средним и высоким уровнем агрессии и враждебности.
Программа психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков включает в себя деловую игру, драматизацию и театрализацию, синектику, мозговой штурм, метод групповой дискуссии, метод эвристических вопросов, имитационный тренинг, психотехнические игры и упражнения, ОДИ (организационно-деловые игры или проблемно-деловые игры), ОМИ (организационно-мыслительные игры).
После внедрения программы психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков технологиями активного обучения проведено повторное обследование подростков, которое свидетельствует о снижении процента учащихся с высоким уровнем агрессии и враждебности. Это подтверждает гипотезу исследования, что психолого-педагогическое сопровождение посредством применения технологий активного обучения способствует снижению девиаций поведения в подростковом возрасте.



1. Азарнова, А. Г. Метод ролевой игры в тренинге [Текст] / А. Г. Азарнова. - СПб. : Речь, 2011. - 347 с
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева- М.: Аспект, 2007. - 363 с.
3. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л. Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
4. Апинян, Г.В. О понятиях «девиация», «девиантность», «девиантное поведение» [Текст] / Г.В. Апинян // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - с. 119 - 123.
5. Артюхина, А.И. Подросток и пути взаимодействия
[Электронный ресурс] - Режим
https: //infourok. ru/kursy/coursePP?doc_dwn=301660 (дата
25.03.2018).
6. Бастракова, Н. С. Методы активного психологического обучения: учебное пособие / Н. С Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. - 265 с.
7. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения трудных подростков [Текст] / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 2002. - 372 с.
8. Быков, А. К. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]: учеб. пособие / А. К. Быков. - М. : ТЦ «Сфера», 2005. - 160 с.
9. Валитов, М.С. Особенности профессиональной консультации трудных подростков [Текст] / М.С. Валитов // Вопросы психологии - 2001. - №6. - С. 60-63.
10. Вачков, И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И. В. Вачков. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
11. Вестник психотерапии [Текст]. - СПб: Всероссийский центр экстренной и радиационной медицин им. А.М. Никифорова МЧС России,
2017 - 152 с.
12. Водопьянова, Ю. Е. Активные методы обучения подростков как одна из форм личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе [Текст]: дисс...канд. пед. Наук / Ю.Е. Водопьянова.
- М.: 2005. - 175 с.
13. Волгуснова, Е.А. Особенности работы социального педагога с детьми девиантного поведения в школе [Текст] / Е.А. Волгуснова, И.А. Волгуснов // Вестник Шадринского гос. пед. ун-та. - 2014. - № 2. - С. 71-75.
14. Выготский, Л.С. Педагогика трудного подростка[Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1984. - 210 с.
15. Галагузова, М.А. Социальная педагогика [Текст]: курс лекций / М.А. Галагузова и др. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
16. Гуткина, Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком [Текст] / Н.И. Гуткина // Вопросы психологии. - 2001. - №2. - С.99-106.
17. Друк, А.И. Программа развития межличностных отношений подростков посредством методов активного социально-психологического обучения [Текст] / А.И. Друк, Л.В. Мамедова // Наука и образование в XXI веке. - 2015. - Ч. 3. - с. 125 - 127.
18. Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
19. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб.: Питер,
2012. — 352 с.
20. Зубова, Р. И. Организация психосоциальной работы с подростками девиантного поведения [Текст] / Р. И. Зубова // Вестник Сыктывкарского университета. - 2003. - N 2. - С. 54-66.
21. Караяни, А.Г. Методы активного социально-психологического
обучения [Текст] /А. Г. Караяни. - М.: ВПА, 2003. - 68 с.
22. Каттабекова, Ш. Проблемы девиации в психологии и её
особенности [Текст] / Ш. Каттабекова, М.К. Кадырова // Молодой ученый. —
2013. — №6. — С. 644-646.
23. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст]: учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 290 с.
24. Колосницына, М.Ю. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению [Текст] / М. Ю. Колосницына, Е. А. Кадацкая // Вестник МГЛУ. - 2011. - Вып. 7 (613). - С. 148 - 163
25. Коррекция девиантного поведения подростков: школа
Родительского Мастерства [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/deviantnoe-i-delinkvetnoe-povedenie- podrostkov.html - дата обращения (01.02.2018).
26. Курьянов, М. А. Активные методы обучения [Текст]: методическое пособие / М. А. Курьянов. - Тамбов: изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - 80 с.
27. Кутбиддинова, Р. А. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / Р. А. Кутбиддинова. - Южно-Сахалинск: из-во СахГУ, 2014. - 136 с.
28. Леванова, Е.А. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия [Текст] / Е. А. Леванова, А. Г. Волошина. - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.
29. Логутенкова, А.С. Подросток XXI века [Текст]: тренинговая программа / А.С. Логутенкова. - Смоленск: Департамент Смоленской области по образованию и науке, 2009 - 66 с.
30. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1972. - 333 с.
31. Матяш, Н. В. Методы активного социально психологического обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — 2 е изд., стер. — М.: Академия, 2010 - 96 с.
32. Нефедова, А. В. Психология девиантного поведения [Текст]: курс лекций / А. В. Нефедова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. □ Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. □ 76 с.
33. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - М.:Издательский центр «Академия», 2004.- - 224 с.
34. Николаева, Н.В. Функции педагогов по профилактике девиации у подростков в образовательном процессе [Текст] / Н.В. Николаева // Среднее и профессиональное образование. - 2010. - № 9.- С. 8 -10.
35. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст]: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова. - М.: Академия, 2003. - 448 с.
36. Оганесян, Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии и игры [Текст] / Н. Т. Оганесян. - М. : «Ось- 89», 2002. - 176 с.
37. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст] / Т.С. Панина, Л. Н. Вавилова. - М.: Академия, 2007. - 176 с.
38. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
39. Пономарева, Т.А. Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект [Текст] / Т.А. Пономарева // Инновационная наука. - 2017. - № 03-1. - С. 254 - 257.
40. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст] / Т. В. Азарова, О. М. Барчук ; под общ. ред. М. Р. Битяновой. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
41. Протасова, И. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения [Текст] / И. Протасова // Социальная педагогика. - 2008. - № 3. - С. 70-79.
42. Психология девиантного поведения [Текст]:
междисциплинарные исследования и практика: сб. научных трудов Первой международной научной школы (Казань, 26-27 мая 2016 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 156 с.
43. Рудакова, И.А. Девиантное поведение [Текст]: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования / И. А. Рудакова, О. С. Ситникова, Н. Ю. Фальчевская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 156 ч.
44. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Тескт]: учебное пособие / Л.М. Семенюк. - М.: Флинта, 1998. - 96 с.
45. Семикин, Г.И. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодежи [Текст]: учеб.пособие / Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, А.С. Миронов ; Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. - 111 с.
46. Татенко, В.А. Трудный подросток: причины и следствия [Текст] / В.А. Татенко. - М.: Радянская Школа, 2008. - 156 с.
47. Тигунцева, Г. Н. Психология отклоняющегося поведения [Текст]: учебник и практикум для вузов / Г. Н. Тигунцева. - М.: Юрайт, 2016. - 349 с.
48. Учебно - методический комплекс по дисциплине «Методы активного социально - психологического обучения». - Бийск: изд - во АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2011. - 217 с.
49. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века [Текст] Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы / Т.А. Фалькович и др. - М.: ВАКО, 2006. - 256 с.
50. Хабибулин, Р.Г. Девиантное поведение в женской среде [Текст] / Р.Г. Хабибулин, Д.А. Денисюк // Актуальные проблемы гуманитар. и социально-экон. наук. - 2015. - № 9-5-2. - С. 51-56.
51. Яремчук, С. В. Методы активного социально-психологического обучения [Текст]: учеб. пособие / С. В. Яремчук. - Комсомольск-на-Амуре : изд-во АмГПГУ, 2009. - 121 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ