Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Работа №148605

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы нарушений мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП 8
1.2. Речевые расстройства при детском церебральном параличе 12
1.3. Особенности мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом 16
Глава II. Экспериментальная работа по выявлению нарушений мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 22
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 25
Глава III. Система упражнений и игр для развития мелкой моторики детей с детским церебральным параличом
3.1. Организация формирующего эксперимента 32
3.2. Содержание коррекционной работы 34
3.3. Результаты контрольного эксперимента 49
Заключение 52
Список литературы 54


Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 до 36,5%. Т.В. Волосовец отмечает, что сегодня до 80% младенцев являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию – диагностированную родовую энцефалопатию, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем.
Имеющийся отечественный опыт коррекционной помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консультирования детей дошкольного возраста в ИКП РАО. Они убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток (интегрированное обучение) и снимает необходимость дорогостоящего специального образования. Это подтверждают и зарубежные исследования.
Н.А. Урядницкая говорит, что ребенок с отклонениями в развитии, начавший обучаться в первые месяцы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития и, соответственно, более раннего срока выбора интегрированного обучения.
Своевременная диагностика и организация адекватной коррекционной помощи или педагогического сопровождения позволит предупредить вторичные нарушения у детей группы риска.
Н.В. Серебрякова, Н.Ю. Борякова подчеркивают, что одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте. Возможности компенсации и развития психических функций во многом зависят от времени начала коррекционных мероприятий. Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, то есть в первые три года жизни ребенка.
Н.А. Урядницкая отмечает, что необходимость мер по ранней диагностике и коррекции развитии детей связана с наличием в стране тревожной демографической ситуации, характеризующейся не только общим снижением рождаемости, но и увеличением удельного веса ослабленных новорожденных среди общего числа родившихся. М.Э. Вернадская выделяет целый ряд причин. Одной из них является снижение смертности младенцев, следствием чего стало увеличение числа детей с врожденными пороками развития, недоношенных и перинатально пострадавших детей.
А.А. Баранов приводит данные ведущих отечественных педиатров, которые говорят, что перинатальная отягощенность в нашей стране за последнее десятилетие возросла в 1,9 раза и составила 544,7 на 1000 родившихся. Г.В. Яцык предупреждает, что патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих органов и систем организма, в первую очередь, нервной системы.
Особенно прогностически неблагоприятной группой являются дети с недоношенностью, осложненной ПЭП (перинатальная энцефалопатия) (около 10%). М.Л. Дунайкин считает, что вследствие ПЭП у недоношенных часто бывает тяжелое поражение центральной нервной системы – ДЦП. Обследования детей раннего возраста, которые приводят З.М. Дунаева, Л.И. Растягайлова, Н.А. Урядницкая, показали, что наиболее частыми являются речевые расстройства – 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы – 29,2%. Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» – 12,3%; нарушения поведения и внимания – 7,7%; повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов – 9,2%......

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка. Поэтому формирование высших психических функций необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с сенсорным развитием. Темпы двигательного развития здорового ребенка могут широко варьироваться: так, одни дети начинают самостоятельно ходить в 9-12 мес, другие только к 12-15 мес. Однако во всех случаях сохраняется определенная последовательность в развитии двигательных функций.
Изучив теоретические материалы по данной теме, мы пришли к выводу, что у детей с ДЦП нарушения в движении рук и пальцев начинают выявляться с первых дней жизни. Это порочное положение кистей рук при упоре, хватании, захвате игрушек и мелких предметов. С первых дней отмечается нарушение в зрительной координации движений (несоотнесенность фиксированного взгляда с выполнением движения). Это тоже оказывает отрицательное воздействие на формирование целенаправленных тонких движений кисти рук и пальцев. В дальнейшем отмечается невозможность производить тонкие движения, связанные с навыками самообслуживания (застегивание-расстегивание пуговиц, завязывание шнурков, уборка мелких предметов, удерживание предметов: чашка, тарелка и пр.).
Патологические особенности мелкой моторики рук оказывают отрицательное влияние на готовность ребенка к выполнению различных видов работ, связанных с подготовкой к школьному обучению (рисование, счет предметов, лепка, письмо), а затем и отрицательно сказываются на письме школьников.
Во второй главе нашего исследования мы установили, что в данной группе школьников с ДЦП мелкая моторика соответствует среднему уровню развития. В группе детей без двигательных расстройств у всех детей отмечен высокий уровень развития мелкой моторики.
Следует заметить, что отмечено недоразвитие как движений, связанных с навыками самообслуживания, так и движений, связанных с готовностью детей к письму. Также было отмечено недостаточное развитие зрительно-пространственного восприятия у детей, что привело к невозможности выполнения тонких направленных движений руки.
На основе полученных результатов обследования мы подобрали упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики детей с ДЦП.
По итогам контрольного эксперимента мы сделали вывод, что проведенная работа принесла положительные результаты:
1. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений.
2. Улучшилась речь.
3. Развивается память, мышление, внимание.
4. Улучшились движения пальцев руки.
6.Изменился тип хватания, захвата с кулачкового на трёхпальцевый.
7.Движения в руке стали более согласованными, координированными.
8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.
Таким образом, мы подтвердили выдвинутую гипотезу. У детей с ДЦП нарушения мелкой моторики входят в структуру дефекта и, специально разработанная система упражнений и игр, способствует развитию мелкой моторики у данной категории детей и влияет на дальнейшее обучение в школе.



1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. –М., 2006. – 305 с.
2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов: – М: Издательство АСТ, 1989. – 52 с.
3. Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2001. – 58 с.
4. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Ёлкина Н.В., и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль. Академия развития, 2001. – 105 с.
5. Булыгина О.Н. Оздоровление и реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях школы-интерната // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 4. – С.29-33.
6. Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекалки для вашего малыша своими руками. – Ростов-на-Дону: Феникс 2006. – 78 с.
7. Вихрова И.Н., Шарикова Н.Н. Коррекция речи и мелкой моторики в процессе рисования методом «штрих». // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С.13-16.
8. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать – Ярославль, Академия развития, 1997. – 96 с.
9. Гусейнова А.А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 1. – С.27-31.
10. Гусейнова А.А. Основные направления коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с тяжелыми двигательными нарушениями.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 2. – С.14-18.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996. – 98 с.
12. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А., Соловьева И.Г., Титкова Т.В. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов-на-Дону, 2006. – 154 с.
13. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М., 1972. – 204 с.
14. Жихарева Ю.Т. Готовность к школе – что это такое? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 3. – С.45-47.
15. Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. – М.: Педагогика, 1993. – 125 с....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ