только Word
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи
1.1. Понятие и определение общего недоразвития речи 5
1.2. Условия эффективности логопедической работы 9
Глава II. Изучение состояния речи дошкольников с ОНР
2.1. Цель, задачи исследования, описание контингента детей 11
2.2. Методики обследования состояния речи 12
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения 14
Глава III. Коррекционная работа по развитию лексической стороны речи
3.1. Цель и задачи экспериментального обучения 16
3.2. Система коррекционной работы по развитию лексики 18
3.3. Анализ результатов коррекционной работы 36
Заключение 38
Список литературы 40
Растет число речевых расстройств, в связи с чем актуальность проблемы изучения речевых нарушений детей принимает глобальный характер.
Нарушения речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка в целом, отражаясь на его деятельности, поведении, оказывают влияние на формирование личности в целом.
Также общее недоразвитие речи является одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Нарушения речи тормозят спонтанное развитие полноценных предпосылок к формированию письменной формы речи и создают серьезные препятствия на пути овладения программным материалом по русскому языку и (в ряде случаев) по математике.
В настоящее время довольно хорошо изучен вопрос коррекционной помощи дошкольникам, апробированы эффективные методики работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Но в литературе недостаточно представлена система коррекционной работы над развитием лексического строя речи для дошкольников 6-7 лет с ОНР.
Следовательно, нами поставлена задача: разработать систему коррекционных мероприятий по развитию лексики для дошкольников 6-7- лет с ОНР.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: речевые особенности (лексическая сторона) дошкольников 6-7-летнего возраста с ОНР III уровня.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: динамика развития лексической стороны речи дошкольников 6-7-летнего возраста в процессе логопедической работы.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучение влияния коррекционной работы на формирование лексики дошкольников 6-7 лет с ОНР.
Нами выдвинута ГИПОТЕЗА:
1. У дошкольников с ОНР III уровня нарушены все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексический состав, грамматический строй, связная речь. В значительной степени нарушена лексическая сторона языковой системы.
2. При использовании коррекционных упражнений, направленных на: а) совершенствование лексического строя речи, б) совершенствование навыков словообразования, методик, приемов улучшается качественный и количественный состав речи, будет получена положительная динамика в становлении лексической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Изучить теоретическую литературу, освещающую проблему ОНР дошкольников.
2. Провести диагностическое изучение особенностей лексики дошкольников с ОНР и выявить причины их возникновения.
3. Разработать и реализовать коррекционную программу, направленную на развитие лексического строя речи детей 6-7-летнего возраста с ОНР.
4. Проверить эффективность проведенной коррекционно-развивающей работы.
В нашей работе были использованы следующие методы:
- сбор анамнестических данных;
- беседы;
- наблюдения;
- констатирующий, обучающий, контрольный эксперименты.
Выпускная квалификационная работы состоят из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
В ходе проведения эксперимента успешно решались задачи, поставленные в начале работы: проанализирована литература по проблеме, проведена диагностическая работа с целью изучения сформированности лексического строя языка.
Выполнение экспериментальных заданий, предусматривающих выявление состояния лексического строя речи указанной категории детей, обнаружило ограниченность словарного запаса дошкольников, обусловленную снижением познавательной активности и недостаточной сформированностью основных мыслительных процессов.
Коррекционная работа строилась на основе проведенного нами диагностического исследования. Исходя из анализа полученных данных, были разработаны специальные методические приемы по развитию лексической стороны речи дошкольников.
Разработанная нами система коррекционной работы предусматривала многочисленные аспекты в работе над лексикой и строилась с учетом принципа динамического восприятия.
Результаты контрольной диагностики показали положительную динамику коррекционных мер в той группе детей, где применялись дополнительные средства обучения. Проведенная нами коррекционная работа по развитию лексического строя речи в группе детей с общим недоразвитием речи 6-7-летнего возраста показала, что положительный результат достигнут благодаря сочетанию традиционной методики и системы специальных методических приемов, включающих работу по формированию семантических представлений у дошкольников.
Проведенный эксперимент доказал выдвинутую в нашей выпускной квалификационной работе гипотезу.
Разработанная и апробированная нами система, представленная в данной работе, может быть использована в практической деятельности не только с детьми дошкольного возраста, но и в работе с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья. А также при работе с дошкольниками с нормальным психофизических развитием, что способствует формированию языковых представлений, лежащих в основе гармонично развитой личности.
1. Власенко, И.П. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушением речи. / И. П. Власенко. – М.: «Педагогика», 1990. 183 с.
2. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-хт. Т. 1: Пер. сфранц.-М.: Мир, 1992. 496с.
3. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / В. П. Глухов. – М.: Из-во АРКТИ, 2002. – 144 с.
4. Грушевская, М.С. Недоразвитие речи младших школьников и его преодоление. / М.С. Грушевская. // https://filesclub.net/4578901/
5. Еникеев, М.И. Общая социальная и юридическая психология. / М. И. Еникеев, О.Л. Кочетков. //http://userdocs.ru/pravo/1803/index.html?page=18
6. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. / Л.Н. Ефименкова. // https://www.nbcmedia.ru/upload/iblock/386/efimenkova_korrekziya_pdf_a4.pdf
7. Инновации в российском образовании: сб. ст. / М-во образования и науки Рос. Федерации; сост. Костикова М.Н. - М.: Изд-во МГУП, 2000 - 80 с.
8. Инструктивное письмо от 22.02.99 г. Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. / Министерство общего и профессионального образования Российской федерации // https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrazovanija-rf-ot-22021999-n-22011-12/
9. Коломенский, Я.Л. Учителю о психологии детей 6-летнего возраста. / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько. // http://pedlib.ru/Books/1/0373/1_0373-1.shtml
10. Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : Практикум для психологов и логопедов. / С. В. Коноваленко. М. : Изд-во Гном и Д, 2000. 61 с.
11. Крылова, Н. Л. Преемственность в работе воспитателя по формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР. / Н. Л. Крылова. // Дефектология. 1984. - №4. – С.55-59.
12. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. / Р. И. Лалаева. // https://studfiles.net/preview/5799927/
13. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. // http://www.persev.ru/book/predmet-logopedii
14. Липовая, Г. В. Обогащение словарного запаса учащихся младших классов. / Г. В. Липовая. – Пенза, 2003. 72 с.
15. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. 320 с....35