Введение 3
Глава 1. Неоднозначные аспекты романа 6
1.1. Проблема жанровой природы романа 6
1.2. Соотношение вымысла и реальности в романе 20
Глава 2. Анализ романа 28
2.1. Структура романа 29
2.2. Проблематика романа 34
2.2.1. Характеристика поколения шестидесятников 34
2.2.2. Основные темы романа 45
2.3. Игровая природа романа 72
Глава 3. Особенности изображения поколения 60-х в художественной и мемуарной литературе 78
3.1. Поколение шестидесятников в раннем творчестве Аксенова 79
3.2. Поколение шестидесятников в мемуарах и публицистике 84
Заключение 100
Список использованной литературы: 103
Творчество В.П. Аксенова (1932 – 2009) начало привлекать к себе исследовательское внимание еще с момента публикации его ранних произведений в 1960-е годы. В годы вынужденной эмиграции писателя (1980-е) это внимание было сведено к минимуму, в частности, по причине того, что писатель был лишен советского гражданства. Тем не менее, в тот период к изучению произведений Аксенова обратились западные исследователи (в особенности это касалось романов «Ожог» и «Остров Крым»). В постсоветскую эпоху отечественные исследователи вновь обратились к творчеству писателя, при этом стремясь раскрыть произведения непосредственно с точки зрения их эстетической и художественной составляющей, а не с точки зрения их соответствия соцреалистическому канону, как это было ранее. Несмотря на такую непоследовательность, можно сказать, что изучение разных периодов творчества Аксенова, как и общих его тенденций, всегда было довольно активным. В настоящее время изучение как личности, так и творческого наследия писателя по-прежнему сохраняет свою актуальность, в частности, некоторые произведения, особенно периода 2000-х (к какому относится и роман «Таинственная страсть»), еще не изучены столь подробно, как остальные, или рассмотрены в отрыве от всего творчества писателя и его особенностей.
В целом, работы, посвященные творчеству Аксенова, делятся на работы частного или более общего характера. Первые рассматривают либо одно или несколько связанных между собой произведений, либо какой-то один период творчества. Вторые рассматривают либо какой-то аспект творчества, либо его общие особенности, либо дают обзор исследований творчества писателя. Среди работ второго типа большой вклад внесли работы А. Макарова, Н. Ефимовой, В.Есипова, М. Липовецкого, М. Ивахненко, А. Мащенко, У. Гулматовой, а также диссертации И. Попова и О. Чернышенко. В данных работах рассматриваются эволюция творчества в жанрово-стилистическом и иных аспектах, отдельные мотивы (например, демонический и религиозный), определенные особенности творчества, в частности, повышенная интертекстуальность и игровое начало. Что касается работ первого типа, среди них можно выделить работы Л.Брусиловской, В. Есипова, А. Лалетиной, Д. Быкова, И. Шкарпеты, Т. Снигиревой и А. Подчиненова, А. Полупановой, Н. Махининой и др. Эти исследования посвящены как интересующему нас роману «Таинственная страсть», так и тем произведениям, которые необходимо учитывать при анализе последнего.
Целью нашего исследования является целостное рассмотрение художественно-эстетических особенностей романа В.П. Аксенова «Таинственная страсть», а также характеристика конструируемого в этом романе образа поколения шестидесятников. В соответствии с поставленной целью возникают следующие задачи:
охарактеризовать жанровую природу романа
проанализировать структуру и основные темы романа
сопоставить роман с мемуарными и публицистическими текстами самих шестидесятников в аспекте художественных особенностей и особенностей изображения поколения шестидесятников
рассмотреть, каким изображается поколение шестидесятников в самом романе, в раннем творчестве Аксенова и в изученных текстах
показать, каким образом в романе осуществляется конструирование этого поколения
Объектом данного исследования выступает роман В.П. Аксенова «Таинственная страсть». Предметом данного исследования являются художественные особенности и приемы романа, а также возникающий в нем образ поколения шестидесятников.
Материал исследования составили журнальная и книжная версии текста романа «Таинственная страсть», а также мемуарные и мемуарно-автобиографические книги как самого Аксенова, так и представляющих для данного исследования значимость авторов (В. Катаева, В. Войновича, Е. Евтушенко, Б. Мессерера и др.). Выбор материала был обоснован, во-первых, различиями в тексте опубликованных версий романа, во-вторых, принадлежностью авторов мемуарных книг к описываемому нами поколению шестидесятников или возможному влиянию этих книг на исследуемый нами роман. Научную базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные раннему творчеству, самому роману или тем общим тенденциям творчества Аксенова, которые важно учитывать в связи с романом.
Актуальность данного исследования заключается, в первую очередь, в недостаточной степени исследованности романа «Таинственная страсть», что связано с относительно недавней публикацией самого романа (первая публикация появилась в 2009 году). Также она связана со следующей особенностью работ, посвященных данному роману. В большинстве работ рассматривается либо один какой-либо аспект романа, связанный с его художественными особенностями, либо образ поколения в романе, либо явления, косвенно связанные с самим романом (к примеру, история его публикации или его экранизация), однако, практически не существует работ, в которых упомянутые нами линии изучения романа соединялись бы. Соответственно, комплексное рассмотрение романа представляется нам необходимым.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности его использования для дальнейшего изучения как анализируемого нами романа, так и позднего творчества Аксенова в целом.
По своей структуре работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения и списка литературы. Первая глава рассматривает проблему определения жанровой природы романа, поскольку в этом плане возникает большая неоднозначность, а также проблему, связанную с соотнесением в романе реальности и вымысла, вытекающую из проблемы жанра. Вторая глава посвящена непосредственному анализу романа, в частности, рассматриваются его структура, проблематика и возникающий в нем образ поколения шестидесятников. Также в рамках данной главы показано конструирование этого образа, для чего освещается и игровая природа самого романа. Наконец, в третьей главе рассматривается тот образ поколения шестидесятников, который возникает в раннем творчестве Аксенова, а также в мемуарах и публицистике тех людей, которые относятся к этому поколению, что необходимо для сопоставления с романным образом.
Подведем итоги нашего исследования. Мы подробно рассмотрели жанровые особенности романа, обозначив возникающее в нем сочетание особенностей мемуарного и художественного текстов. В частности, мы отметили, что в основе сюжета лежат реальные исторические события, а у персонажей романа есть прототипы-шестидесятники, к тому же возникает мотив воспоминания о прошлом. С другой стороны, наименование персонажей строится с использованием литературных антропонимов, обращение с историческими фактами и, в целом, явлениями действительности вольные, а повествование ведется от третьего лица. В связи с последней особенностью мы обратились к обнаружению в романе черт жанра автофикции, предполагающего пересоздание собственной биографии, поскольку в книге присутствует автобиографический персонаж, о котором тоже повествуется от третьего лица. Также мы сопоставили «Таинственную страсть» с книгой В. Катаева «Алмазный мой венец», потому что автор обозначает заимствование способа создания антропонимов именно из этого романа, и с романом В. Войновича «Автопортрет: Роман моей жизни», поскольку оба автора обладают схожей биографической и литературной судьбой, к тому же, в некоторой степени совпадает содержание их книг. В результате сопоставления делается вывод, что книга Аксенова в меньшей мере настроена на создание достоверного повествования о событиях прошлого, что подтверждается и авторским предисловием, в котором подчеркивается стремление Аксенова создать условный мир и условных же героев, не равных своим прототипам. В добавление к жанровой характеристике романа была рассмотрена неоднозначность используемой в нем категории вымысла, вырастающая из перечисленных выше особенностей. Это было необходимо, поскольку еще в предисловии автор раскрывает, какой персонаж под каким антропонимом изображен, т.е. герои романа узнаваемы для читателя. Анализ нескольких редакторских и одной кинематографической версий романа также показал, что сопоставление с действительностью в восприятии читателя/зрителя неизбежно происходит. Мы считаем, что для авторского замысла первостепенна все же условность изображаемого мира, т.е. «Таинственная страсть» все-таки в большей степени именно роман, для которого важнее авторская воля, чем его соответствие действительности.
Развивая эту мысль, мы обратились к проблематике романа и, в частности, к возникающему в нем образу поколения шестидесятников. Для более полной характеристики этого образа мы проиллюстрировали те качества самого поколения, которые выделяются в научной и общественной мысли, чтобы далее показать, на какие «общие места» ориентируется сам Аксенов. Через анализ композиции романа и его основных тем, мы показали, что изображаемое в романе поколение определенным образом идеализируется и конструируется, в частности, благодаря карнавализации пространства первой части романа и особой связи, возникающей между персонажами. Мы считаем, что такая особенность романа, с одной стороны, связана с неизбежно возникающим в романе ностальгическим взглядом в прошлое, а с другой стороны, необходима автору для того, чтобы разрушить эту идеализацию, именно поэтому, например, связь между персонажами во второй части романа постепенно утрачивается. Идеализация же разрушается для того, чтобы показать несостоятельность некоторых представлений о шестидесятниках, в частности, представления о возникающем внутри поколения единстве, которое для самого автора постепенно стало неочевидным. Для того чтобы подчеркнуть «сделанность» романного пространства и самих персонажей, мы обращаемся и к игровой природе романа, отмечая родовую неоднозначность текста, большой цитатный фон (в том числе, из стихотворений самих шестидесятников), а также особенности идиостиля Аксенова.
Наконец, осуществленное в третьей главе сопоставление романа с особенностями раннего творчества Аксенова и с мемуарной и публицистической литературой самих шестидесятников подтвердило наше предположение, поскольку в романе появляется никем не освещаемая тема предательства, которая играет ключевую для концепции романа роль. Также это сопоставление дает основание утверждать, что изображаемое в романе поколение подается неоднозначно, поскольку подчеркивание особого чувства единства персонажей совмещается с их ироническими характеристиками. Из всего вышесказанного можно заключить, что роман Аксенова представляет собой произведение, в котором соединяется ностальгия автора по временам собственной юности и юности своих друзей и его критическое отношение к своим взглядам и убеждениям той поры. Именно поэтому автор определенным образом конструирует образ шестидесятников, осознавая ненадежность собственной памяти и переосмысляя судьбу своего поколения. Напоследок приведем высказывание А. Латыниной: «Не знаю, как насчет вечной жизни, но молодость Аксенов своим героям вернул. И в то же время написал им эпитафию. Получается — и себе тоже. А эпитафия — это такой жанр, который не пристало судить по меркам эстетики».
1. Азере Д. Идейная структура героя в повести В. Аксенова "Звездный билет" // VI Машеровские чтения: материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 27–28 сентября 2012 года. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2012. С. 209-210.
2. Барруэло Гонзалез Е. Ю. К вопросу о жанрово-стилевых исканиях В. Аксенова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 18, № 44. С. 58-64.
3. Брусиловская Л.Б. Постмодерн в отечественной культуре (на примере творчества В. Аксенова и В. Войновича) // Вторые культурологические чтения. М., 1997. С. 265-274.
4. Быков Д. Предисловие к роману Василия Аксёнова // Аксёнов В.П. Ленд-лизовские. Lend-leasing. М., 2010. С. 3-9.
5. Василий Аксенов – одинокий бегун на длинные дистанции / сост., предисл. В. Есипова. М.: Астрель, 2012. 702 с.
6. Гладилин А. Аксеновская «Таинственная страсть» в законе жанра // Казань. 2010. № 3. С. 37-41.
7. Гулматова У.Г. Принципы организации художественного времени в романах В.П. Аксенова // Гуманитарный трактат. 2021. № 117. С. 21-24.
8. Голикова Е.В. Мемуарные романы или романные мемуары: В.П. Катаев «Алмазный мой венец» и В.П. Аксенов «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках» // Филологические этюды. Саратов, 2012. Вып.15. С. 203-207.
9. Дадаян Э.Г. Традиции карнавализации и постмодернистская игра в творчестве В.П. Аксенова // Русский язык и межкультурная коммуникация: издания ПГУ. 2008-2009. № 1(8). С. 128-132.
10. Деникина А. Е. "Таинственная страсть" В.П. Аксенова: роман и его экранизация // Синергия Наук. 2017. № 13. С. 478-486.
11. Есипов В. М. Василий Аксенов и его поколение в романе "Таинственная страсть" // Вопросы литературы. 2012. № 4. С. 476-491.
12. Ефимова Н. Василий Аксенов в американской литературной критике // Вопросы литературы.1995. №4. С. 336-348.
13. Ивахненко М. Н. Жанрово-стилистический аспект прозы В. Аксёнова // Восточнославянская филология. Литературоведение. 2016. № 2(26). С. 99-108.
14. Иващенко Е. Г. Стиховые стратегии в прозе В. Аксенова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2015. № 1. С. 36-43.
15. Колядич Т.М. Мемуарный дискурс в романе «Таинственная страсть» // Эпическая традиция в русской литературе XX-XXI веков: Материалы XXIII Шешуковских чтений. М., 2019. С. 155-159.
16. Куприянова А.И. Мифология шестидесятых в ранней прозе В. Аксенова // От текста к контексту. Ишим; Белово, 2004. Вып. 4. С. 109-117.
17. Латынина А. Эпитафия шестидесятникам: последний роман Василия Аксенова // Новый мир. 2010. №2. С. 31- 40.
18. Махинина Н. Г. Образ поколения в художественно-документальном романе В. Аксенова «Таинственная страсть» (роман о шестидесятниках) // Филология и культура. 2012. №4 (30). С. 131-134.
19. МащенкоА. П. Рай на земле (Крымский текст в художественной прозе Василия Аксенова) // Современная картина мира: крымский контекст: коллективная монография. Книга 1. Симферополь: ИТ «Ариал», 2017. С. 146-163.
20. Подчиненов А.В., Снигирева Т.А. Авторская воля и редакторский произвол: к истории публикации романа Василия Аксенова «Таинственная страсть» // Текст. Книга. Книгоиздание. 2018. № 18. С. 124-137.
21. Подчинёнов А.В., Снигирева Т.А. Литературные мемуары: два полюса одного жанра // Пушкинские чтения – 2011. «Живые» традиции в литературе: жанр, автор, герой, текст: материалы XVI Междунар. науч. конф. СПб., 2011. С. 103-111.
22. Полупанова А. В. Поэтика авторского самовыражения в современной мемуарно-автобиографической прозе (В. Аксенов, В. Войнович, А. Чудаков) // Lingvo-Science. 2018. № 14. С. 33-36.
23. Полупанова А.В. Феномен «шестидесятничества» в романе В.П. Аксенова «Таинственная страсть» // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 2, № 3. С. 750-755.
24. Попов И. В. Художественный мир произведений Василия Аксенова: автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. филол. Наук. Сыктывкар, 2006. 20 с.
25. Порфирьева Л. И. Автобиографическое пространство произведений В. Аксенова и С. Довлатова // Молодая наука: сборник трудов по материалам научно-практической конференции, Евпатория, 08–09 ноября 2015 года. Симферополь: ИТ «Ариал», 2015. С. 314-316.
26. Сальников М.В. Аксиологический аспект ранней прозы В.П. Аксенова // Сопоставительная филология и полилингвизм: материалы IV Международной научной конференции, Казань, 28–29 ноября 2013 года. Том 2. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. С. 61-67.
27. Снигирева Т.А. Зачеркивание vs дополнение: редакторская и кинематографическая версии романа В. Аксенова «Таинственная страсть» // Актуальные проблемы и перспективы русистики: материалы по итогам Международной конференции русистов в Барселонском университете. Барселона, 2018. С. 177-184.
28. Столярова И. В. Историография через автобиографию (В. Аксенов. 60-е годы) // Жанр. Стиль. Образ: актуальные вопросы теории и истории литературы: межвузовский сборник статей. Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2013. С. 47-49.
29. Чернышенко О.В. Романы В.П. Аксенова: жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии: автореферат дисс. на соискание уч.ст. канд. филол. наук. Краснодар, 2007. 27 с.
30. Шкарпета И. Н. Культурный контекст времени в повести В.П. Аксенова "Звездный билет" // Научный альманах. 2020. № 12-2(74). С. 231-235.
31. Щербинина П. А. Поэтические антропонимы в романе В.П. Аксёнова "Таинственная страсть" // Ономастика в Смоленске и Витебске: проблемы и перспективы исследования. 2015. № 4. С. 197-200.
Научные статьи и исследования общего характера и работы, косвенно относящиеся к теме исследования
1. Амирян Т.Н. Двойная идентичность автофикциональной литературы // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. № 3(38). С. 197-208.
2. Беляева К.С. Феномен россиян-«шестидесятников»: попытка идентификации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 65-71.
3. Бокова Я. М., Булыгина Т.А. Поколение шестидесятников в общественной жизни Советского Союза // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 2(4). С. 29-32.
4. Болдырева Е.М. Дифференциация фактуалных и фикциональных жанров автобиографической литературы конца XX – начала XXI в. // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4 (15). С. 34-44.
5. Брусиловская Л. Б. Культура повседневности в эпоху "оттепели" (метаморфозы стиля) // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 163-174.
6. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 368 с.
7. Ермолин Е.А. Автофикшн как медийная стратагема // Верхневожский филологический вестник. 2022. № 2 (29). С. 71-79.
8. Золотухина-Аболина Е.В. Проблема вымысла: между фантазией и реальностью // Эпистемология и философия науки. 2010. Т. 23, №1. С. 148-159.
9. Изер В. Акты вымысла, или Что фиктивно в фикциональном тексте // Немецкое философское литературоведение наших дней. СПб, 2011. С. 186-216.
10. Каспэ И. «Мы живем в эпоху осмысления жизни»: конструирование поколения «шестидесятников» в журнале «Юность» // Каспэ И. В союзе с утопией. Смысловые рубежи позднесоветской культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С. 202-239.
11. Клейменова Ю.В. Фикциональность и вымысел в тексте // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. № 143. С. 94-102.
12. Мяновска И. «Дела давно ушедших дней…»: в контексте «Улицы генералов» Анатолия Гладилина // Studia Rossica Posnaniensia. 2012. № 37. С. 175-183.
13. Некрасова И. Расширение границ документального в произведениях новейшей русской литературы // Филология и культура. 2016. № 3(45). С. 129-134.
14. Павловская Г. Трансформация жанров в литературе и литературной критике // СМИ и современная культура: к 90-летию заслуженного деятеля науки Республики Беларусь, д-ра филол. наук, проф. Ефросиньи Леонидовны Бондаревой: сб. научных трудов / под общей ред. канд. филол. наук доцента Л.П. Саенковой. Минск: БГУ, 2012. С. 424-431.
15. Панченко Н.Н. Концепт «правдоподобие» в художественном и бытовом дискурсах // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2009. № 1 (9). С. 38-43.
16. Печенюк А.Н. Концепт «дружба» в поэтическом тексте Б.А. Ахмадулиной // Речь. Речевая действительность. Текст. Таганрог, 2000. С. 185-189.
17. Подчиненов А.В, Снигирева Т. А. Мастерские шестидесятых: поколение глазами художников // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26, № 3(199). С. 112-121.
18. Рытова Т. А. Мемуарность как способ преодоления страха перед исчезновением реальности (постмодернистская "мемуарная" проза) // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. Выпуск 3. Томск: Издательство Томского университета, 2001. С. 172-187.
19. Серебрякова Е. Г. Шестидесятники: биография поколения // Известия Уральского федерального университета. Серия: Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Т. 25, № 1(183). С. 99-105.
20. Серебрякова Е. Г. Шестидесятники и власть: от диалога к монологу // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2012. № 4. С. 47-54.
21. Торунова Г. М. Мифология шестидесятников // Литература «третьей волны» русской эмиграции: Сб. научных статей. Самара: «Самарский университет», 1997. С. 11-29.
22. Тюпа В.И. Кризис советской ментальности в 1960-е годы // Социокультурный феномен шестидесятых: сб. науч. трудов. М.: РГГУ, 2008. С. 11-27.
Мемуары, интервью, художественная и публицистическая литература
1. Адамович А. Мы – шестидесятники. М.: Советский писатель, 1991. 478 с.
2. Аксенов В.П. «Ловите голубиную почту…». Письма (1940-1990 гг.). М.: АСТ. 2015. 464 с.
3. Аксенов В.П. Таинственная страсть (роман о шестидесятниках). Авторская версия. Кн. 1. М.: Семь дней. 2011. 439 с.
4. Аксенов В.П. Таинственная страсть (роман о шестидесятниках). Журнальный вариант. Авторская версия. М., 2009. 344 с.
5. Аксенов В. П. Юность бальзаковского возраста // Стрелец. Нью-Йорк. 1985. № 10. С. 33-46.
6. Аксенов В.П. Воспоминания под гитару // Стрелец. Нью-Йорк. 1987. № 12. С. 25-31.
7. Буртин Ю.Г. Исповедь шестидесятника. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 648 с.
8. Вирабов И. Страсти по шестидесятым. Беседа с Соломоном Волковым // Российская газета. 2016. 7 ноя. С. 10.
9. Вознесенский А.А. Дайте мне договорить! / сост.,предисл., коммент. А. Саед-Шах. М.: Эксмо, 2010. 384 с.
10. Вознесенский А.А. На виртуальном ветру. М.: Вагриус, 1998. 478 с.
11. Войнович В. Н. Автопортрет: Роман моей жизни. М.: Эксмо, 2010. 880 с.
12. Гладилин А. Улица генералов. Попытка мемуаров. М., 2008. 336 с.
13. Евтушенко Е. А. Волчий паспорт. М.: Вагриус, 1998. 628 с.
14. Катаев В.П. Алмазный мой венец. М.: Сов. писатель.1979. 122 с.
15. Мессерер Б.А. Промельк Беллы. Романтическая хроника. М.: АСТ, 2016. 848 с.
16. Окуджава Б.Ш. Мы больны, мечемся в бреду // Столица. 1992. № 24. С. 11-12.
17. Шестаков В.П. А прошлое ясней, ясней, ясней. Воспоминания шестидесятника. СПб: Нестор-История, 2008. 264 с.
Электронные ресурсы
1. Аничкин А. Таинственная страсть. Три улицы Беллы Ахмадулиной // Стороны света. 2012. № 14. URL: https://litbook.ru/article/336/ (дата обращения 15.04.2023).
2. Вирабов И. Сериал «Таинственная страсть»: новые похождения поэтов-шестидесятников // Российская газета. 2016. 2 ноя. URL: https://rg.ru/2016/11/02/serial-tainstvennaia-strast-novye-pohozhdeniia-poetov-shestidesiatnikov.html (дата обращения 14.05.2023).
3. Жанровые и стилевые особенности последних романов В. Аксенова на материале романов "Таинственная страсть", "Ленд-лизовские". URL: https://otherreferats.allbest.ru/literature/00202417_0.html#text (дата обращения 15.04.2023).
4. К предательству таинственная страсть… (загадки сериала и факты из жизни) // Livejournal. 2016. 15 ноя. URL: https://motorka-lara.livejournal.com/275104.html (дата обращения 13.05.2023).
5. Основные черты поэтики В.Аксенова. URL: https://refdb.ru/look/1047837-pall.html (дата обращения 15.04.2023).
6. Симонова Т.Г. Мемуарная книга В. Аксенова «Таинственная страсть» как жанровый «неформат». URL: https://mognovse.ru/xzr-kniga-v-aksenova-tainstvennaya-straste-kak-janrovij.html (дата обращения 15.04.2023).
7. Смирнова М. Все развлечения шестидесятников: правда и вымысел в «Таинственной страсти» // Афиша Daily. 2016. 2 ноя. URL: https://daily.afisha.ru/brain/3475-chto-pravda-a-chto-vymysel-v-tainstvennoy-strasti-vasiliya-aksenova/ (дата обращения 15.04.2023).
8. Татарникова А.И. Интеллигенция, культура, власть в период «оттепели» // Реферат студента НГАУ. Новосибирск, 2015. Электронный ресурс. URL: https://revolution.allbest.ru/history/00619116_0.html#text (дата обращения 18.05.2023).