Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия использования методов театральной педагогики на уроках окружающего мира в начальной школе

Работа №14859

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
994
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы использования методов театральной
педагогики на уроках окружающего мира в начальной школе 8
1.1. Сущность методов театральной педагогики 8
1.2. Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир»
(А.А. Плешаков) с точки зрения использования методов театральной педагогики 18
1.3. Характеристика педагогических условий использования методов театральной педагогики на уроках окружающего мира в начальной школе.. 22 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию методов театральной педагогики на уроках окружающего мира в начальной школе.. 31
2.1. Выявление уровня познавательной активности младших школьников. 32
2.2. Реализация серии уроков окружающего мира с использованием методов
театральной педагогики 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 38
Заключение 41
Список литературы и информационных источников 43
Приложения 48


Одной из важных педагогических задач, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), является повышение общекультурного уровня обучающегося через передачу культурного опыта поколений. Поэтому образование и воспитание должны идти только через деятельность, в которой передаются и формируются духовно-нравственные ценности личности гражданина России.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствуют формированию волевых черт характера. Театральная деятельность в школе выступает эффективным фактором воспитания и развития младшего школьника, становления чувственно-эмоциональных и нравственно-интеллектуальных сторон личности.
Технология использования театральной педагогики в современном образовательном процессе российских школ является предметом научных изысканий многих ученых: методологические основы театральной педагогики (О.А. Антонова, А. Никитина, П.А. Синенко и др.), развитие личностных качеств и творческих способностей учащихся через театральную деятельность (И.А. Генералова, Л.М. Героева, Н.И. Новикова, А.В. Руденко и др.). Следует выделить реализуемые концепции школьной театральной педагогики: «Социоигровая» (А.П. Ершова, В.М. Букатов), «Система педагогической режиссуры» (Е. Кожара), «Будущее театрального образования» (О.А. Антонова) и пр.
Театральная педагогика может использоваться в учебно¬воспитательном процессе начальной школы при изучении различных дисциплин, в том числе предмета «Окружающий мир».
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий использования методов театральной педагогики на уроках окружающего мира в начальной школе.
Цель исследования: выявить педагогические условия использования методов театральной педагогики на уроках окружающего мира в начальной школе и доказать их эффективность.
Объект исследования: процесс изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия использования методов театральной педагогики на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: использование методов театральной педагогики на уроках окружающего мира в начальной школе будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование театрализованных игр;
- использованием приема пантомимы при характеристике и изображении объектов природы или особенностей человека и пр.
- включение младших школьников в инсценировку ситуаций, диалогов между объектами природы или людьми, жанровых сценок и пр.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность методов театральной педагогики.
2. Проанализировать содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) с точки зрения использования методов театральной педагогики.
3. Охарактеризовать педагогические условия использования методов театральной педагогики на уроках окружающего мира в начальной школе.
4. Выявить уровень познавательной активности младших школьников.
5. Разработать и реализовать серию уроков окружающего мира с использованием методов театральной педагогики, проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова («Школа России»);
- методика диагностики уровня познавательной активности младших школьников;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
Практическая значимость: разработанная серия уроков окружающего мира с использованием методов театральной педагогики может использоваться в практике учителей начальной школы, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Боровлянская средняя общеобразовательная школа» Троицкого района Алтайского края.
Результаты исследования представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (2018 г. Бийск). Публикация: «Театральная педагогика в современной системе образования».
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и информационных источников, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы использования методов театральной педагогики на уроках окружающего мира в начальной школе» раскрыта сущность методов театральной педагогики, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта А.А. Плешакова «Окружающий мир» (система «Школа России») с точки зрения использования методов театральной педагогики, охарактеризованы педагогические условия использования методов театральной педагогики на уроках окружающего мира в начальной школе.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по использованию методов театральной педагогики на уроках окружающего мира в начальной школе» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы. Список литературы и информационных источников включает 50 наименований.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ФГОС НОО обозначена задача повышения общекультурного уровня обучающихся через передачу культурного опыта поколений, следовательно, образование и воспитание должны идти только через деятельность, в которой передаются и формируются духовно-нравственные ценности личности гражданина России.
Занятие театральной деятельностью помогает развить интересы и способности ребенка, проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, изобретательность, способность к импровизации. Занятие театральной деятельностью способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.
УМК А.А. Плешакова «Окружающий мир» обладает значительным потенциалом с точки зрения использования методов театральной педагогики. Он может быть реализован с учетом соблюдения ряда педагогических условий: использование театрализованных игр; использованием приема пантомимы при характеристике и изображении объектов природы или особенностей человека и пр.; включение младших школьников в инсценировку ситуаций, диалогов между объектами природы или людьми, жанровых сценок и пр.
В МБОУ «Боровлянская СОШ» Троицкого района Алтайского края нами была проведена опытно-экспериментальная работа по использованию методов театральной педагогики на уроках окружающего мира в начальной школе.
На констатирующем этапе работы было установлено, что у обучающихся экспериментальной и контрольной групп доминируют низкий и средний уровни развития познавательной активности.
На формирующем этапе по разделам «Страницы истории России» и «Современная Россия» нами были реализованы уроки окружающего мира с использованием методов театральной педагогики: игры-имитации, ролевые диалоги игры-импровизации с разыгрыванием сюжета и др.
На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня познавательной активности младших школьников, которое показало преобладание высокого и среднего уровней в экспериментальной группе.
Таким образом, разработанная и реализованная нами серия уроков по окружающему миру с использованием методов театральной педагогики, является эффективной и практически значимой. Цель и задачи исследования решены, гипотеза доказана.



1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Начальная школа. - 2015. - № 4. - С. 24-26.
2. Андреева, А.Д. Особенности игровой мотивации современных школьников [Текст] / А.Д. Андреева // Начальная школа. - 2012. - № 3. - С. 29-33.
3. Антонова, О.А. Школьная театральная педагогика как социокультурный феномен [Текст] / О.А. Антонова. - Санкт-Петербург. - 2006. - 120 с.
4. Возможности театральной педагогики в контексте новых образовательных стандартов [Текст] / А.Л. Петровская // Вестник Московского образования. - 2013. - № 11. - С. 60-67.
5. Вопросы психологии ребенка: сб. статей [Текст] / под ред.
А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. - М.: Междунар. образоват. и психолог. колледж, 2013. - 144 с.
6. Генералова, И.А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуации [Текст] / И.А. Генералова // Начальная школа Плюс До и После. - 2008. - № 5. - С. 84-87.
7. Григорьева, О.А. Школьная театральная педагогика [Текст] / О.А. Григорьева. - СПб: Лань, 2015. - 256 с.
8. Ершова, А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя [Текст] / А. П. Ершова, В.М. Букатов. - М.: Академия, 2011. - 189 с.
9. Ершова, А.П. Театральное искусство на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] / А.П. Ершова. - Режим доступа: http://dramateshka.ru/index.php/education/6170-teatraljnoe-iskusstvo-na- urokakhv-nachaljnoyj-shkole (Дата обращения: 20.02.2018).
10. Ильева, В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока [Текст] / В.А. Ильева. - М.: АО Аспект Пресс, 2013. - 127 с.
11. Климова, Т.А. Театральная педагогика [Текст] / Т.А. Климова, Е.И. Косинец // Начальная школа. - 2015. - № 11. - С. 34-39.
12. Клубков, С.В. Последняя студия К.С. Станиславского (1935-1938 гг.) [Текст] / С.В. Клубков. - М.: Гос. ин-т искусствознания, 1996. - 120 с.
13. Кожара, Е. Система педагогической режиссуры: педагогам, родителям [Текст] / Е. Кожара. - СПб: Изд-во СПб ГПУ, 2003. - 121 с.
14. Кравцева, Н. В. Использование приёмов театральной педагогики на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / Н.В. Кравцева // Молодой ученый. - 2017. - №15.2. - С. 99-102. - Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/149/41633/ (Дата обращения: 20.02.2018).
15. Любинский, И.Л. Театр для детей [Электронный ресурс] / И.Л. Любинский. - Режим доступа: URL https://moluch.ru/archive/149/41633/ (Дата обращения: 20.02.2018).
16. Мелик-Пашаев, А.А. Художественная одарённость и её развитие в
школьные годы [Электронный ресурс] / А.А. Мелик-Пашаев,
З.Н. Норовлянская. - Режим доступа: URL
https://moluch.ru/archive/149/41633/ (Дата обращения: 20.02.2018).
17. Надолинская, Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки [Текст] / Т.В. Надолинская. - М.: Владос, 2003. - 143 с.
18. Никитин, С.В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося [Текст] / С.В. Никитин, Е.В. Кузнецов // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 20-22.
19. Никитина, А.Б. Школьная театральная педагогика в контексте современного российского образования [Текст] / А.Б. Никитина // Учительская газета Москва. - 2012. - 11 дек. - 2012. - №. 50.
20. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - М.: ГИС, 2010. - 900 с.
21. Осин, А.К. Основы педагогической режиссуры [Текст]: учебное пособие / А.К. Осин // Шуйский филиал Ивановского государственного университета.- Шуя: Изд-во Шуйского филиала Ив ГУ, 2015. - 118 с.
22. Пеня, Т.Г. Театральная деятельность и развитие личности [Текст] / Т.Г. Пеня // Искусство и образование. - 2011. - № 1. - С. 23-28.
23. Петрова, Е. Театрализованные игры [Текст] / Е. Петрова. - Начальная школа. - 2011. - № 4. - С. 32-39.
24. Полякова, Т.Н. Театр и педагогическое образование: развитие творческой личности: монография [Текст] / Т.Н. Полякова. - СПб.: СПбАППО, 2009. - 120 с.
25. Плешаков, А.А. Окружающий мир: Рабочие программы 1-4 кл. [Текст] / А. А. Плешаков, М.Ю. Новицая. - М.: Просвещение, 2015. - 190 с.
26. Развитие культуры восприятия [Электронный ресурс]: метод. рекомендации / А.Б. Никитина [и др.] - Режим доступа: http: //alexandranikitina.wix.com/alexandranikitin (Дата обращения: 20.02.2018).
27. Развитие творческой активности школьников [Текст] / Под ред. Матюшкина A.M. - М.: Педагогика, 2012. - 210 с.
28. Савостьянов, А.И. Общая и театральная психология [Текст] / А.И. Савостьянов. - СПб.: Каро, 2007. - 256 с.
29. Сетрукова, Л. Театральная педагогика в школе [Текст] / Л. Сетрукова // Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 121-123.
30. Соловьева, И.А. Приемы театральной педагогики в обучении
общению [Электронный ресурс] / И.А. Соловьева // Молодой ученый. - 2016. - № 16. - С. 382-384. - Режим доступа: URL
https://moluch.ru/archive/120/33242/ (Дата обращения: 09.04.2018).
31. Средства театрального искусства педагогической деятельности: Методические рекомендации [Текст] / Под ред. Н.В. Сергеевой. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 45 с.
32. Станиславский, К.С. Работа актера над собой [Текст] / К.С. Станиславский. - М.: Артист. Режиссер. Театр. - 2002. - 370 с.
33. Столяренко, А.М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] / А.М. Столяренко. - Режим доступа: nashol.com/tag/stolyarenko/ (Дата обращения: 11.11.2017).
34. Сухоненков, Е.В. Актерские этюды. Методика их сочинения и работы над ними [Текст] / Е. В. Сухоненков. - Санкт-Петербург, 2010. - 310 с.
35. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2006. -196 с.
36. Урсин, Н.П. Детский театр [Текст] / Н.П. Урсин. - СПб.: Питер, 2010. - 78 с.
37. Филиппов, В. Театр и школа [Текст] / В. Филиппов // Культура театра. 2011. - № 5. - С. 3-5.
38. Харитонова, А.А. Формирование театральной культуры у старших дошкольников [Текст] /А.А. Харитонова // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 3. - С. 73-80.
39. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / Э.Г. Чурилов. - М.: Владос, 2011. - 230 с.
40. Чухман, Е.К. Московский школьный театр [Текст] / Е.К. Чухман.
- М.: ВТИИ, 1998. - 516 с.
41. Шацкий, С.Т. Педагогика [Текст] / С.Т. Шацкий. - М.: Просвещение, 1999. - 476 с.
42. Шереметьевский, В. К вопросу о спектаклях в учебных заведениях [Текст] / В. Шереметьевский // Педагогический сборник. - 2003. - № 3. - С. 31-35.
43. Шиллер, Ф. Статьи по эстетике [Электронный ресурс] / Ф. Шиллер. - Режим доступа: http://www.rulit.me/author/shiller- fridrih/sobranie-sochinenij-v-7-tomah-tom-6-stati-po-estetike-download-free-
373226.html (Дата обращения: 03.04.2018).
44. Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности [Текст] / Г.Х. Шингаров. - М.: Наука, 2011. - 223 с.
45. Ширяева, В.Г. Театральное творчество в эстетическом воспитании учащихся: автореф. канд. пед. наук [Электронный ресурс] /
B. Г. Ширяева. - Режим доступа: http://docplayer.ru/31870180-4-teatralnaya- pedagogika.html (Дата обращения: 20.04.2018).
46. Шмаков, С.А. Игры учащихся феномен культуры [Текст] /
C. А. Шмаков - М.: Новая школа, 2004. - 240 с.
47. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. - 359 с.
48. Эстетическое воспитание в советской школе. Драматические кружки и театр для детей [Текст]. - М.: Педагогика, 1984. - 137 с.
49. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 2011. - 115 с.
50. Якобсон, П.М. Психология чувства [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1966. - 216 с.
51. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1971. - 345 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ