Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО УРОВНЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Формирование лексического уровня в системе речевого развития у старших дошкольников 8
1.2. Характеристика словаря старших дошкольников 14
1.3. Основные задачи формирования словаря старших дошкольников 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Изучение уровня сформированности активного словаря детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Система занятий, направленных на формирование лексической стороны речи у старших дошкольников 38
2.3. Художественная литература как средство формирования лексического уровня в речевом развитии 54
Актуальность настоящей темы обусловлена потребностью своевременного овладения дошкольника речью. Богатый и хорошо развитый словарный запас служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатый словарный запас ребенка ‒ это признак высокоразвитой речи. Расширение словарного запаса ‒ необходимое условие для развития коммуникативных умений детей.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) «Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО включает: владение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [25].
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования определенных культурных ценностей. Речевое развитие является средством целостного развития и саморазвития личности, формирует коммуникативные умения, стимулирует познавательную активность ребенка. Богатство словарного запаса, умение точно выражать мысли является показателем умственного и речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Словарь детей дошкольного возраста как правило беден, они владеют речью на разговорно-бытовом уровне и поэтому недостаточен для выражения всех испытываемых ими чувств и эмоций, описания происходящих в их жизни процессов и явлений.
Одной из важнейших задач в области речевого развития в дошкольном учреждении является установление общих тенденций работы по упорядочиванию словарной работы и управлению процессом обогащения словаря детей дошкольного возраста. Большую роль в системе обогащения словаря играет работа над словом – его значение и уместность и точность употребления, его способность образовывать синонимические и антонимические связи, способность сочетаться с другими словами.
Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития корректируется, как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника [44]. Речевое развитие ребенка 6 лет представляется интенсивным обогащением словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.
Понимание всего многообразия лексических значений слова происходит у ребенка не сразу, а развивается и обогащается долгие годы. Однако, как подчеркивают многие исследователи, его целенаправленное формирование необходимо начинать как можно раньше. Дальнейшая работа над осознанием детьми смысловой стороны слова обеспечит семантическую точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов в соответствии с контекстом, речевой ситуацией, а также будет содействовать развитию умений свободно выбирать языковые средства (слова, словосочетания), которые наиболее точно связываются по смыслу.
Актуальность речевого развития детей дошкольного возраста подчеркивалась в исследованиях К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой,
Е.А. Флериной, А.М. Леушиной, А.М. Бородич, Ф.А. Сохина и других основоположников классической методики развития речи. Ученые отмечали, что речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка....
Тема выпускной квалификационной работы актуальна. Характеристика слов как важнейшей единицы языка и речи определяет сущность словарной работы с детьми. Во-первых, овладение дошкольниками словом должно осуществляться в единстве его лексического и грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической). Во-вторых, словарная работа должна быть связана с развитием познавательной деятельности детей, с накоплением у них представлений об окружающей действительности, с формированием элементов понятийного мышления. В-третьих, формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи.
К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще далеко не завершенными».
Словарь дошкольников активно обогащается за счет слов, «придуманных» ими («красавлюсъ», «намакаронился», «мазелин»). Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Факты, собранные психологами, педагогами, лингвистами, свидетельствуют о том, что период от двух до пяти отличается активным словотворчеством детей.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
Самостоятельное применение многообразного словаря, приобретенного в упражнениях и в дидактических играх, используется в домашнем общении дошкольников. Значимость педагога заключается в организации содержательного общения, во внимательности к речи ребенка, к ее лексикографическому составу, к тому, чтобы дошкольник применял все без исключения обилие накопленного словаря.
Нами была организована и проведена экспериментально-исследовательская работа, включающая в себя два этапа.
Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса последних тем самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Экспериментальную работу мы начали с констатирующего эксперимента.
В соответствии с задачами исследования констатирующий эксперимент был направлен на диагностику уровня сформированности активного словаря детей старшего дошкольного возраста.
Констатирующий этап эксперимента показал, что по уровням сформированности активного словаря, 65% детей показали средний уровень, низкий уровень ‒ 35% детей.
В целом у детей старшего дошкольного возраста существует элементарное осознание смысловых оттенков слова и без специального обучения, дети способны объяснить различие слов, лексическое значение которых зависит от суффиксов. Выявились также особенности понимания детьми различных значений многозначных слов разных частей речи ‒ существительных, глаголов, прилагательных. Ответы некоторых детей были развернуты и точны, однако вызвало затруднение в понимании переносного значения слов.
Составление детьми связных высказываний на тему, в которой были заданы слова с разными смысловыми оттенками, показало, что большинство детей седьмого года не могут сознательно отбирать уместные языковые средства при построении связного высказывания....
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://pedlib.ru/Books/4/0018/4-0018-1.shtml
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 460 с.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
4. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 93 с. [Электронный ресурс]. – URL:http://nvsu.ru/ru/Intellekt/1267/1627_Teoriii%20i%20tehnologii%20razvitiya%20rechi.pdf
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2005. ‒ 160 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Национальное образование, 2016. – 368 с.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
9. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. 5-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 144 с.
10. Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 1999. – 32 с.
11. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.
12. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: Сфера, 2003. – 176 с.
13. Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду. // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. ‒ М.: Прометей, 1989. – 124 с.
14. Звегинцев В.А. Язык и его лингвистическая теория. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. ‒ 248 с.
15. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.....45