Государственная регистрация юридических лиц (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
|
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ….11
1.1. Эволюция регистрационной системы создания юридических лиц в России: основные этапы и тенденции……………………………11
1.2. Сравнительно-правовой анализ государственной регистрации юридических лиц в зарубежных странах…………………22
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ…33
2.1. Порядок государственной регистрации юридических лиц…………… 33
2.2. Особенности государственной регистрации некоммерческих организаций…40
2.3. Отказ в государственной регистрации юридических лиц и его обжалование……………46
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ………………………………………………………………..55
3.1. Проблемы, возникающие в процессе цифровизации сферы государственной регистрации и взаимодействия юридических лиц с регистрирующим органом………………………55
3.2. Основные направления совершенствования законодательства о государственной регистрации юридических лиц…………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……81
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ….11
1.1. Эволюция регистрационной системы создания юридических лиц в России: основные этапы и тенденции……………………………11
1.2. Сравнительно-правовой анализ государственной регистрации юридических лиц в зарубежных странах…………………22
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ…33
2.1. Порядок государственной регистрации юридических лиц…………… 33
2.2. Особенности государственной регистрации некоммерческих организаций…40
2.3. Отказ в государственной регистрации юридических лиц и его обжалование……………46
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ………………………………………………………………..55
3.1. Проблемы, возникающие в процессе цифровизации сферы государственной регистрации и взаимодействия юридических лиц с регистрирующим органом………………………55
3.2. Основные направления совершенствования законодательства о государственной регистрации юридических лиц…………………………64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……81
Актуальность темы исследования. Для создания юридических лиц требуется совершение его учредителями определенных действий по его созданию. Однако и таких действий учредителей для официального учреждения юридического лица недостаточно, поскольку на текущий момент практически всеми современными правопорядками неотъемлемым этапом процедуры создания юридического лица признается государственная регистрация. Отечественное законодательство в этом плане не является исключением, и согласно ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации именно с момента государственной регистрации, т.е. с момента внесения записи о его создании в Единый государственный реестр юридических лиц, юридическое лицо считается созданным. Соответственно, без определенного акта со стороны государства юридическое лицо не может быть признано полноценным субъектом права.
Государственная регистрация юридических лиц обеспечивает юридическим лицам способность быть субъектами прав и обязанностей, в том числе, легальное осуществление коммерческой и предпринимательской деятельности, возможность заключения правовых сделок и участия в гражданско-правовых отношениях. Одновременно, государственная регистрация также обеспечивает государству адекватный контроль и мониторинг юридических лиц, способствуя укреплению бизнес-среды и обеспечивая защиту интересов участников экономических отношений.
Таким образом, государственная регистрация юридических лиц представляет собой ключевой этап для становления и функционирования различных организаций в рамках законодательства, обеспечивая им возможность осуществления деятельности в соответствии с требованиями закона и интересами общества.
Государственная регистрация юридических лиц играет ключевую роль в организации и функционировании деловой среды. Подобная процедура обеспечивает прозрачность и защиту интересов различных сторон, включая государство, инвесторов, регулирующие органы и общество в целом.
Несмотря на важность этого процесса, существуют как теоретические, так и практические проблемы, затрагивающие государственную регистрацию юридических лиц:
1. Доступность и понимание законодательства. Инструкции, требования и процедуры могут быть сложными для интерпретации, особенно для представителей небольших предприятий и предпринимателей. Такое положение усложняет процесс регистрации и стимулирует появление ошибок в заявлениях, что в дальнейшем может повлечь за собой отклонение заявки.
2. Несогласованность законодательства о государственной регистрации. Еще одной теоретической проблемой является согласованность и последовательность различных законов, нормативных актов и постановлений, регулирующих процесс регистрации. В ряде случаев, нормы могут противоречить друг другу или создавать путаницу, что затрудняет и замедляет процесс государственной регистрации.
3. Эффективность правовых механизмов защиты прав субъектов. Эта проблема также связана с несовершенством правовых механизмов, защищающих права субъектов государственной регистрации. В случае возникновения споров или неправомерных действий со стороны органов регистрации, субъекты владеют ограниченными возможностями защиты своих прав.
4. Процедурная сложность. В практике, многие предприятия сталкиваются с трудностями в результате сложности процедур государственной регистрации. Несмотря на то, что на работе могут быть специалисты по этому вопросу, они часто недооценивают количество времени и усилий, необходимых для успешной регистрации.
5. Недостаток унификации и автоматизации процесса. В современном мире, средства информационных технологий и автоматизации могут существенно облегчить процесс государственной регистрации. Однако, в ряде случаев, недостаточное использование этих инструментов, а также отсутствие унификации процедур и баз данных, становятся проблемой, замедляющей регистрацию и увеличивающей вероятность ошибок.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности обозначенных проблем, необходимости исследования государственной регистрации как индивидуализирующего признака юридического лица, его места и роли в процедуре возникновения юридических лиц как субъектов гражданско-правовых отношений.
Степень научной разработанности темы. Вопросы теории и практики государственной регистрации юридических лиц исследовались в научных трудах таких ученых, как E.H. Абрамова, H.H. Аверченко, Т.Д. Аленичева, Ю.В. Байгушева, М. Балъц, B.C. Белых, М.И. Брагинский, А.Ю. Бушев, Е.А. Васильев, B.В. Витрянский, Д.Д. Гримм, С.П. Гришаев, O.A. Городов, А.Н. Герасимов, Е.П. Губина, A.A. Дубинчин, И.В. Ершова, М.И. Кулагин, П.Г. Лахно, К.И. Малышев, O.A. Наумов, В.Ф. Попондопуло, О.М. Свириденко, В.Н. Ткачев, B.В. Яркова и другие. Труды указанных ученых внесли фундаментальный вклад в научную разработку различных аспектов рассматриваемой темы. Однако, в настоящее время существует значительное количество теоретических и практических аспектов государственной регистрации юридических лиц, которые еще не исследовались.
Объект исследования - это общественные отношения, возникающие в сфере государственной регистрации юридических лиц.
Предмет исследования составляют нормы Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормы ГК РФ, предусматривающие особенности правового регулирования государственной регистрации юридических лиц, а также материалы опубликованной судебной практики; работы других ученых по данной теме, опубликованные статистические данные, результаты социологических исследований.
Цель магистерской диссертации состоит в комплексном анализе института государственной регистрации юридических лиц, для выявления проблем в правоприменении норм, регламентирующих государственную регистрацию юридических лиц, и разработки предложений по их устранению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить эволюцию регистрационной системы создания юридических лиц в России: основные этапы и тенденции;
- дать сравнительно-правовой анализ государственной регистрации юридических лиц в зарубежных странах;
- изучить порядок государственной регистрации юридических лиц;
- выявить особенности государственной регистрации некоммерческих организаций;
- исследовать отказ в государственной регистрации и его обжалование;
- выявить проблемы, возникающие в процессе цифровизации сферы государственной регистрации и взаимодействия юридических лиц с регистрирующим органом;
- выявить основные направления совершенствования законодательства о государственной регистрации юридических лиц.
Методологическая база: методы индукции и дедукции, диалектико-материалистический метод, метод анализа и синтеза, исторический метод, которые позволили объективно уяснить содержание и суть исследуемой проблематики. Функциональный анализ позволил уяснить сущность государственной регистрации государственной регистрации юридических лиц. Посредством использования формально-юридического и сравнительно-правового методов были установлены пробелы и недостатки в правовом регулировании отношений, возникающих в процессе регистрации юридических лиц, разработаны предложения по внесению изменений в действующее законодательство.
Информационную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, а также иные федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость магистерской диссертации состоит в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут являться основной для совершенствования законодательства, регулирующего государственную регистрацию юридических лиц, при дальнейших исследованиях проблем в данной сфере, а также в использовании ее результатов в учебном процессе. Практическая значимость заключается также в том, что сформулированные в исследовании выводы о государственной регистрации юридических лиц можно использовать в правоприменительной практике.
Положения, выносимые на защиту:
1. В целях совершенствования правового обеспечения института юридических лиц, полагаем необходимым, чтобы государство в лице госорганов приняло на себя полномочия удостоверяющих центров по изготовлению и выдаче усиленной квалифицированной электронной подписи по единому законодательно предусмотренному образцу. Это сняло бы все вопросы, касающиеся отсутствия единообразия в содержании сведений в усиленной квалифицированной электронной подписи и протоколах проверки электронной подписи. В указанной связи считаем необходимым исключить такое промежуточное и слабо контролируемое звено, как удостоверяющих центры, передав их функции госоргану, в связи с чем необходимо изменить ст. 13 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
2. Для устранения правовой неопределенности в оценке включения слов и словосочетаний в фирменные наименования юридических лиц с учетом данных вследствие проведенного анализа целесообразно изложить абз. 2 пп. 5 п. 4 ст. 1473 ГК РФ в следующей редакции: включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Предлагаем внести изменения в пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а именно: изложить пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ: за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» в наименованиях юридических лиц - 80 000 рублей.
4. Для того, чтобы уменьшить количество юридических лиц с похожим наименованием необходимо на законодательном уровне закрепить право налоговой инспекции осуществлять контроль и проверку наличия в ЕГРЮЛ юридических лиц с тем же наименованием, такой же организационно-правовой формы на той же территории, в пределах которой вновь создаваемое юридическое лицо собирается осуществлять свою деятельность, для того, чтобы не вводить потребителей в заблуждение и не позволять вновь создаваемым юридическим лицам с таким же названием создавать недопустимые конкурентные преимущества, что будет также противоречить общественным интересам.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованных источников.
Государственная регистрация юридических лиц обеспечивает юридическим лицам способность быть субъектами прав и обязанностей, в том числе, легальное осуществление коммерческой и предпринимательской деятельности, возможность заключения правовых сделок и участия в гражданско-правовых отношениях. Одновременно, государственная регистрация также обеспечивает государству адекватный контроль и мониторинг юридических лиц, способствуя укреплению бизнес-среды и обеспечивая защиту интересов участников экономических отношений.
Таким образом, государственная регистрация юридических лиц представляет собой ключевой этап для становления и функционирования различных организаций в рамках законодательства, обеспечивая им возможность осуществления деятельности в соответствии с требованиями закона и интересами общества.
Государственная регистрация юридических лиц играет ключевую роль в организации и функционировании деловой среды. Подобная процедура обеспечивает прозрачность и защиту интересов различных сторон, включая государство, инвесторов, регулирующие органы и общество в целом.
Несмотря на важность этого процесса, существуют как теоретические, так и практические проблемы, затрагивающие государственную регистрацию юридических лиц:
1. Доступность и понимание законодательства. Инструкции, требования и процедуры могут быть сложными для интерпретации, особенно для представителей небольших предприятий и предпринимателей. Такое положение усложняет процесс регистрации и стимулирует появление ошибок в заявлениях, что в дальнейшем может повлечь за собой отклонение заявки.
2. Несогласованность законодательства о государственной регистрации. Еще одной теоретической проблемой является согласованность и последовательность различных законов, нормативных актов и постановлений, регулирующих процесс регистрации. В ряде случаев, нормы могут противоречить друг другу или создавать путаницу, что затрудняет и замедляет процесс государственной регистрации.
3. Эффективность правовых механизмов защиты прав субъектов. Эта проблема также связана с несовершенством правовых механизмов, защищающих права субъектов государственной регистрации. В случае возникновения споров или неправомерных действий со стороны органов регистрации, субъекты владеют ограниченными возможностями защиты своих прав.
4. Процедурная сложность. В практике, многие предприятия сталкиваются с трудностями в результате сложности процедур государственной регистрации. Несмотря на то, что на работе могут быть специалисты по этому вопросу, они часто недооценивают количество времени и усилий, необходимых для успешной регистрации.
5. Недостаток унификации и автоматизации процесса. В современном мире, средства информационных технологий и автоматизации могут существенно облегчить процесс государственной регистрации. Однако, в ряде случаев, недостаточное использование этих инструментов, а также отсутствие унификации процедур и баз данных, становятся проблемой, замедляющей регистрацию и увеличивающей вероятность ошибок.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности обозначенных проблем, необходимости исследования государственной регистрации как индивидуализирующего признака юридического лица, его места и роли в процедуре возникновения юридических лиц как субъектов гражданско-правовых отношений.
Степень научной разработанности темы. Вопросы теории и практики государственной регистрации юридических лиц исследовались в научных трудах таких ученых, как E.H. Абрамова, H.H. Аверченко, Т.Д. Аленичева, Ю.В. Байгушева, М. Балъц, B.C. Белых, М.И. Брагинский, А.Ю. Бушев, Е.А. Васильев, B.В. Витрянский, Д.Д. Гримм, С.П. Гришаев, O.A. Городов, А.Н. Герасимов, Е.П. Губина, A.A. Дубинчин, И.В. Ершова, М.И. Кулагин, П.Г. Лахно, К.И. Малышев, O.A. Наумов, В.Ф. Попондопуло, О.М. Свириденко, В.Н. Ткачев, B.В. Яркова и другие. Труды указанных ученых внесли фундаментальный вклад в научную разработку различных аспектов рассматриваемой темы. Однако, в настоящее время существует значительное количество теоретических и практических аспектов государственной регистрации юридических лиц, которые еще не исследовались.
Объект исследования - это общественные отношения, возникающие в сфере государственной регистрации юридических лиц.
Предмет исследования составляют нормы Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормы ГК РФ, предусматривающие особенности правового регулирования государственной регистрации юридических лиц, а также материалы опубликованной судебной практики; работы других ученых по данной теме, опубликованные статистические данные, результаты социологических исследований.
Цель магистерской диссертации состоит в комплексном анализе института государственной регистрации юридических лиц, для выявления проблем в правоприменении норм, регламентирующих государственную регистрацию юридических лиц, и разработки предложений по их устранению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить эволюцию регистрационной системы создания юридических лиц в России: основные этапы и тенденции;
- дать сравнительно-правовой анализ государственной регистрации юридических лиц в зарубежных странах;
- изучить порядок государственной регистрации юридических лиц;
- выявить особенности государственной регистрации некоммерческих организаций;
- исследовать отказ в государственной регистрации и его обжалование;
- выявить проблемы, возникающие в процессе цифровизации сферы государственной регистрации и взаимодействия юридических лиц с регистрирующим органом;
- выявить основные направления совершенствования законодательства о государственной регистрации юридических лиц.
Методологическая база: методы индукции и дедукции, диалектико-материалистический метод, метод анализа и синтеза, исторический метод, которые позволили объективно уяснить содержание и суть исследуемой проблематики. Функциональный анализ позволил уяснить сущность государственной регистрации государственной регистрации юридических лиц. Посредством использования формально-юридического и сравнительно-правового методов были установлены пробелы и недостатки в правовом регулировании отношений, возникающих в процессе регистрации юридических лиц, разработаны предложения по внесению изменений в действующее законодательство.
Информационную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, а также иные федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость магистерской диссертации состоит в том, что сформулированные в ней выводы и предложения могут являться основной для совершенствования законодательства, регулирующего государственную регистрацию юридических лиц, при дальнейших исследованиях проблем в данной сфере, а также в использовании ее результатов в учебном процессе. Практическая значимость заключается также в том, что сформулированные в исследовании выводы о государственной регистрации юридических лиц можно использовать в правоприменительной практике.
Положения, выносимые на защиту:
1. В целях совершенствования правового обеспечения института юридических лиц, полагаем необходимым, чтобы государство в лице госорганов приняло на себя полномочия удостоверяющих центров по изготовлению и выдаче усиленной квалифицированной электронной подписи по единому законодательно предусмотренному образцу. Это сняло бы все вопросы, касающиеся отсутствия единообразия в содержании сведений в усиленной квалифицированной электронной подписи и протоколах проверки электронной подписи. В указанной связи считаем необходимым исключить такое промежуточное и слабо контролируемое звено, как удостоверяющих центры, передав их функции госоргану, в связи с чем необходимо изменить ст. 13 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
2. Для устранения правовой неопределенности в оценке включения слов и словосочетаний в фирменные наименования юридических лиц с учетом данных вследствие проведенного анализа целесообразно изложить абз. 2 пп. 5 п. 4 ст. 1473 ГК РФ в следующей редакции: включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Предлагаем внести изменения в пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а именно: изложить пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ: за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» в наименованиях юридических лиц - 80 000 рублей.
4. Для того, чтобы уменьшить количество юридических лиц с похожим наименованием необходимо на законодательном уровне закрепить право налоговой инспекции осуществлять контроль и проверку наличия в ЕГРЮЛ юридических лиц с тем же наименованием, такой же организационно-правовой формы на той же территории, в пределах которой вновь создаваемое юридическое лицо собирается осуществлять свою деятельность, для того, чтобы не вводить потребителей в заблуждение и не позволять вновь создаваемым юридическим лицам с таким же названием создавать недопустимые конкурентные преимущества, что будет также противоречить общественным интересам.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованных источников.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Процессы развития российского законодательства в сфере государственной регистрации юридических лиц свидетельствуют о том, что для создания и поддержания единого экономического и правового пространства в нашей стране необходимо умело сочетать концептуально-законодательную чёткость определения понятия и целей государственной регистрации юридических лиц с фактической простотой процедур их правомерного создания, реорганизации или ликвидации. Институт государственной регистрации юридических лиц может полномерно действовать только посредством реализации определенных правомерных целей и принципов, закреплённых в Конституции РФ, а также других положениях федерального законодательства. В этом контексте общим законодательно установленным правилом должно стать беспрепятственное создание и государственная регистрация только реально и целесообразно действующих юридических лиц, деятельность которых может быть учтена и поставлена под контроль соответствующих регистрирующих органов государства.
Проведенный анализ законодательства, регламентирующего институт госрегистрации юридических лиц, дает основания для выводов о различных подходах в определении системы органов, осуществляющих государственную регистрацию хозяйствующих субъектов. В качестве таковых выступают судебные органы, органы юстиции, органы общей компетенции, налоговые органы и иные специализированные органы государства. Это отражает различие подходов и традиций в пределах государственного контроля и публичного признания гражданской правоспособности юридических лиц и предпринимателей в разных государствах. Вместе с тем представляется, что межгосударственная интеграция стран Содружества Независимых Государств в различных областях, и прежде всего в сфере экономики, предполагает наряду с единообразием норм гражданского права единство подходов в характере норм, устанавливающих административные организационно-правовые формы и методы регулирования процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это позволит устранить административные барьеры в реализации интеграционных процессов в сфере экономики и инвестиций.
Государственная регистрация юридических лиц - это сочетание совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа государственной регистрации о регистрации юридического лица. Осуществляется она в настоящее время Федеральной налоговой службой РФ, а также Министерством юстиции в отношении некоммерческих организаций и Банком России в отношении кредитных организаций.
Системное и, логическое толкование норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о регистрации позволили сделать вывод, что законодатель регламентирует государственную регистрацию именно как процесс, процедуру, осуществляемую в соответствии с законом, несмотря на отсутствие такого определения в законе.
К вопросам создания и деятельности некоммерческих организаций применяются общие положения правового регулирования деятельности юридических лиц, но с определенными особенностями некоммерческих организаций, которые заключаются в двойной регистрации: в налоговом органе и Министерстве юстиции Российской Федерации (его территориальных органах).
На наш взгляд, следует отказаться от двухступенчатой регистрации некоммерческих организаций: сначала в Министерстве юстиции и в дальнейшем в Федеральной налоговой службе, - а дать право Федеральной налоговой службе регистрировать некоммерческие организации на основании типовых уставов различных форм некоммерческих организаций.
Современная российская стратегия развития правовой сферы в эпоху цифровизации открыла для правового обеспечения юридических лиц, в целом, и для регистрационной системы, в частности, огромные электронные возможности, которые позволили существенно упростить регпроцедуру как для заявителя, так и для государства в лице соответствующих регорганов.
5. Однако, в большинстве государств, как правило, функционируют 1-2 удостоверяющих центра, имеющих госпринадлежность, или надлежащим образом контролируются государством. В РФ сложно себе представить организацию эффективного контроля за деятельности более 400 удостоверяющих центров. По этой причине, в целях совершенствования правового обеспечения института юридических лиц, полагаем необходимым, чтобы государство в лице госорганов приняло на себя полномочия удостоверяющих центров по изготовлению и выдаче усиленной квалифицированной электронной подписи по единому законодательно предусмотренному образцу. Это сняло бы все вопросы, касающиеся отсутствия единообразия в содержании сведений в усиленной квалифицированной электронной подписи и протоколах проверки электронной подписи. В указанной связи считаем необходимым исключить такое промежуточное и слабо контролируемое звено, как удостоверяющих центры, передав их функции госоргану, в связи с чем необходимо изменить ст. 13 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Усугубляет проблему и тот факт, что в РФ нет единого реестра усиленной квалифицированной электронной подписи, выданных удостоверяющим центром, поэтому налоговый орган должен самостоятельно устанавливать достоверность закрытого ключа удостоверяющего центра любыми имеющимися в его распоряжении способами. В этой связи, на наш взгляд, государству необходимо внедрить и осуществлять ведение указанного реестра усиленной квалифицированной электронной подписи. Тогда не будет возникать необходимость в проверке достоверности усиленной квалифицированной электронной подписи и удостоверяющих центров.
Для устранения правовой неопределенности в оценке включения слов и словосочетаний в фирменные наименования юридических лиц с учетом данных вследствие проведенного анализа целесообразно внести изменения в действующую ст. 1473 ГК РФ и дополнения в части включения в фирменные наименования слова русский и производных от него слов, а именно:
- изложить пп 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ: полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств.
- изложить абз. 2 пп. 5 п. 4 ст. 1473 ГК РФ: включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- включение в фирменное наименование юридического лица слов и образованных на их основе и словосочетаний, определяющих национальность, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
И как дополнение отразить изменения в пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а именно: изложить пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ: за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» в наименованиях юридических лиц - 80 000 рублей.
Исходя из норм законодательства налоговые органы не наделены полномочиями осуществлять контроль за нарушением прав на фирменное наименование юридических лиц. Только правообладатель фирменного наименования вправе требовать прекращения использования фирменного наименования (п. 4 ст. 1474 ГК РФ). В некоторых случаях регистрирующие органы могут только предъявить в суд иск о понуждении к изменению фирменного наименования (п. 5 ст. 1473 ГК РФ).
Для того чтобы уменьшить количество юридических лиц с похожим наименованием необходимо на законодательном уровне закрепить право налоговой инспекции осуществлять контроль и проверку наличия в ЕГРЮЛ юридических лиц с тем же наименованием, такой же организационно-правовой формы на той же территории, в пределах которой вновь создаваемое юридическое лицо собирается осуществлять свою деятельность, для того, чтобы не вводить потребителей в заблуждение и не позволять вновь создаваемым юридическим лицам с таким же названием создавать недопустимые конкурентные преимущества, что будет также противоречить общественным интересам.
Серьезный недостаток Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заключается в том, что в нём ничего не сказано об обязанности предоставить в регистрирующий орган документы, подтверждающие адрес места нахождения юридического лица, указанного в учредительных документах. Для уменьшения количества судебных споров, касающихся отказов в государственной регистрации юридических лиц, и во избежание внесения недостоверной информации в ЕГРЮЛ об адресе места нахождения юридического лица, необходимо ввести соответствующие поправки в Закон о регистрации и другие нормативные правовые акты РФ, регулирующие процесс регистрации юридических лиц, которые будут заключаться в выполнении обязательной выездной проверке сотрудниками регистрирующего органа по адресу, указанному в учредительных документах и заявлении, в целях подтверждения реальности нахождения бизнеса.
Процессы развития российского законодательства в сфере государственной регистрации юридических лиц свидетельствуют о том, что для создания и поддержания единого экономического и правового пространства в нашей стране необходимо умело сочетать концептуально-законодательную чёткость определения понятия и целей государственной регистрации юридических лиц с фактической простотой процедур их правомерного создания, реорганизации или ликвидации. Институт государственной регистрации юридических лиц может полномерно действовать только посредством реализации определенных правомерных целей и принципов, закреплённых в Конституции РФ, а также других положениях федерального законодательства. В этом контексте общим законодательно установленным правилом должно стать беспрепятственное создание и государственная регистрация только реально и целесообразно действующих юридических лиц, деятельность которых может быть учтена и поставлена под контроль соответствующих регистрирующих органов государства.
Проведенный анализ законодательства, регламентирующего институт госрегистрации юридических лиц, дает основания для выводов о различных подходах в определении системы органов, осуществляющих государственную регистрацию хозяйствующих субъектов. В качестве таковых выступают судебные органы, органы юстиции, органы общей компетенции, налоговые органы и иные специализированные органы государства. Это отражает различие подходов и традиций в пределах государственного контроля и публичного признания гражданской правоспособности юридических лиц и предпринимателей в разных государствах. Вместе с тем представляется, что межгосударственная интеграция стран Содружества Независимых Государств в различных областях, и прежде всего в сфере экономики, предполагает наряду с единообразием норм гражданского права единство подходов в характере норм, устанавливающих административные организационно-правовые формы и методы регулирования процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это позволит устранить административные барьеры в реализации интеграционных процессов в сфере экономики и инвестиций.
Государственная регистрация юридических лиц - это сочетание совокупности регистрационных процедур, заканчивающихся актом органа государственной регистрации о регистрации юридического лица. Осуществляется она в настоящее время Федеральной налоговой службой РФ, а также Министерством юстиции в отношении некоммерческих организаций и Банком России в отношении кредитных организаций.
Системное и, логическое толкование норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о регистрации позволили сделать вывод, что законодатель регламентирует государственную регистрацию именно как процесс, процедуру, осуществляемую в соответствии с законом, несмотря на отсутствие такого определения в законе.
К вопросам создания и деятельности некоммерческих организаций применяются общие положения правового регулирования деятельности юридических лиц, но с определенными особенностями некоммерческих организаций, которые заключаются в двойной регистрации: в налоговом органе и Министерстве юстиции Российской Федерации (его территориальных органах).
На наш взгляд, следует отказаться от двухступенчатой регистрации некоммерческих организаций: сначала в Министерстве юстиции и в дальнейшем в Федеральной налоговой службе, - а дать право Федеральной налоговой службе регистрировать некоммерческие организации на основании типовых уставов различных форм некоммерческих организаций.
Современная российская стратегия развития правовой сферы в эпоху цифровизации открыла для правового обеспечения юридических лиц, в целом, и для регистрационной системы, в частности, огромные электронные возможности, которые позволили существенно упростить регпроцедуру как для заявителя, так и для государства в лице соответствующих регорганов.
5. Однако, в большинстве государств, как правило, функционируют 1-2 удостоверяющих центра, имеющих госпринадлежность, или надлежащим образом контролируются государством. В РФ сложно себе представить организацию эффективного контроля за деятельности более 400 удостоверяющих центров. По этой причине, в целях совершенствования правового обеспечения института юридических лиц, полагаем необходимым, чтобы государство в лице госорганов приняло на себя полномочия удостоверяющих центров по изготовлению и выдаче усиленной квалифицированной электронной подписи по единому законодательно предусмотренному образцу. Это сняло бы все вопросы, касающиеся отсутствия единообразия в содержании сведений в усиленной квалифицированной электронной подписи и протоколах проверки электронной подписи. В указанной связи считаем необходимым исключить такое промежуточное и слабо контролируемое звено, как удостоверяющих центры, передав их функции госоргану, в связи с чем необходимо изменить ст. 13 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Усугубляет проблему и тот факт, что в РФ нет единого реестра усиленной квалифицированной электронной подписи, выданных удостоверяющим центром, поэтому налоговый орган должен самостоятельно устанавливать достоверность закрытого ключа удостоверяющего центра любыми имеющимися в его распоряжении способами. В этой связи, на наш взгляд, государству необходимо внедрить и осуществлять ведение указанного реестра усиленной квалифицированной электронной подписи. Тогда не будет возникать необходимость в проверке достоверности усиленной квалифицированной электронной подписи и удостоверяющих центров.
Для устранения правовой неопределенности в оценке включения слов и словосочетаний в фирменные наименования юридических лиц с учетом данных вследствие проведенного анализа целесообразно внести изменения в действующую ст. 1473 ГК РФ и дополнения в части включения в фирменные наименования слова русский и производных от него слов, а именно:
- изложить пп 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ: полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств.
- изложить абз. 2 пп. 5 п. 4 ст. 1473 ГК РФ: включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- включение в фирменное наименование юридического лица слов и образованных на их основе и словосочетаний, определяющих национальность, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
И как дополнение отразить изменения в пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а именно: изложить пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ: за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» в наименованиях юридических лиц - 80 000 рублей.
Исходя из норм законодательства налоговые органы не наделены полномочиями осуществлять контроль за нарушением прав на фирменное наименование юридических лиц. Только правообладатель фирменного наименования вправе требовать прекращения использования фирменного наименования (п. 4 ст. 1474 ГК РФ). В некоторых случаях регистрирующие органы могут только предъявить в суд иск о понуждении к изменению фирменного наименования (п. 5 ст. 1473 ГК РФ).
Для того чтобы уменьшить количество юридических лиц с похожим наименованием необходимо на законодательном уровне закрепить право налоговой инспекции осуществлять контроль и проверку наличия в ЕГРЮЛ юридических лиц с тем же наименованием, такой же организационно-правовой формы на той же территории, в пределах которой вновь создаваемое юридическое лицо собирается осуществлять свою деятельность, для того, чтобы не вводить потребителей в заблуждение и не позволять вновь создаваемым юридическим лицам с таким же названием создавать недопустимые конкурентные преимущества, что будет также противоречить общественным интересам.
Серьезный недостаток Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заключается в том, что в нём ничего не сказано об обязанности предоставить в регистрирующий орган документы, подтверждающие адрес места нахождения юридического лица, указанного в учредительных документах. Для уменьшения количества судебных споров, касающихся отказов в государственной регистрации юридических лиц, и во избежание внесения недостоверной информации в ЕГРЮЛ об адресе места нахождения юридического лица, необходимо ввести соответствующие поправки в Закон о регистрации и другие нормативные правовые акты РФ, регулирующие процесс регистрации юридических лиц, которые будут заключаться в выполнении обязательной выездной проверке сотрудниками регистрирующего органа по адресу, указанному в учредительных документах и заявлении, в целях подтверждения реальности нахождения бизнеса.
Подобные работы
- Микрофинансовые организации как субъекты предпринимательской деятельности: история, современность, перспективы (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Предпринимательская деятельность граждан (Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Налогообложение физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Контроль налоговых органов за индивидуальными предпринимателями и его совершенствование
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Правовое положение общества с ограниченной ответственностью (Всероссийский Государственный Университет Юстиции)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Клиентская работа российских банков и направления её совершенствования (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Предварительный договор в гражданском праве (Московская финансово-промышленная академия «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2020 - КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА ИМУЩЕСТВЕННЫМИ НАЛОГАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017



