Роль игрушки в развитии эмоциональной сфере детей в процессе организации взаимодействия субъектов образовательной среды детского дошкольного учреждения
Введение………………………………………………………..………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами игрушки
1.1 Эмоциональная сфера дошкольника: понятие и сущность………..……...8
1.2 Основные научные подходы к исследованию игрушки как средства развития эмоциональной сферы дошкольника………………………….19
1.3 Взаимодействие субъектов педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении как фактор развития дошкольника............36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению игрушки как средства эмоционального развития дошкольников
2.1 Экспериментальное изучение уровня развития эмоциональной сферы детей………………………………………………………………………………44
2.2 Психолого-педагогические условия развития эмоциональной сферы ребенка средствами игрушки………………………………..…………….……62
2.3 Выявление эффективности психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей 73
Заключение 81
Список литературы 84
Приложения 90
Актуальность исследования. Развитие эмоциональной сферы ребенка – одна из актуальных проблем дошкольного образования. Основы формирования эмоциональной культуры закладываются с самого раннего детства. Успешность человека во взрослой жизни во многом зависит от его эмоционального образования, полученного в дошкольные и школьные годы.
Эмоциональный опыт, приобретенный в детстве, ложится в основу эмоционального интеллекта, включающего способность, ответственную за понимание себя, других людей и социальных ситуаций. Исследователь эмоционального интеллекта Д.В. Люсин [17] утверждает, что «хорошее понимание эмоций и различных социальных коллизий позволяет людям находиться в гармонии с собой, преуспевать в профессиональной деятельности и быть счастливыми в личной жизни».
Развитием эмоций у детей занимались такие выдающиеся ученые прошлого тысячелетия, как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Г.М. Бреслав, В.В. Зеньковский, Л.И. Божович и многие другие. Они рассматривали эмоциональную сферу ребенка как одну из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики [18].
Сегодня проблемами эмоционального развития занимаются такие российские ученые как Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков, Е.П. Ильин, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Т.А. Березина и другие.
Не смотря на то, что ученые прошлого и нынешнего тысячелетия утверждают необходимость повышенного внимания к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста, современное дошкольное образование более направлено на развитие когнитивной сферы детей. Проблема преобладания рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной обусловлена необходимостью подготовки детей к школьному обучению.
ФГОС обязуют ДОУ «обеспечить необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования», что предполагает, прежде всего, развитие когнитивных способностей, овладение навыками счета, чтения, письма, элементарными навыками работы на ПК. Именно этому в ДОУ уделяется сегодня особое внимание.
В итоге, стремясь реализовать ФГОС с точки зрения подготовки к школе, образовательный процесс часто выстраивается таким образом, что не учитываются психофизиологические особенности ребенка, возрастные этапы его развития. Преобладание в ДОУ обучающих занятий дидактического характера, жесткая регламентация учебно-воспитательного процесса оставляют все меньше возможностей для овладения детьми самодеятельной игрой как ведущей деятельностью.
Исследования А.В. Запорожца и Я.З. Неверович доказывают, что «в игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт» [13].
Именно в игре, как было доказано выдающимися учеными Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и многими другими, развиваются главные новообразования дошкольного возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание, произвольность и другие. Только полноценно прожив свою ведущую деятельность, ребенок переходит на следующую ступень социального развития, и у него появляется мотивация к учебной деятельности. В противном случае, мы получаем синдром «недоигравшего ребенка» не желающего учиться.....
Итак, проведенная экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста показала, что результаты констатирующего эксперимента доказывают необходимость проведения более эффективной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Работа с детьми осуществлялась по этапам.
Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования показал, что игровая деятельность способствует накоплению положительного эмоционального опыта дошкольников. Использование игровой деятельности в работе по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников помогло нам скорректировать поведение дошкольников со слабо развитой эмоциональной сферой.
Наша работа по развитию эмоциональной сферы у детей осуществлялась по двум направлениям:
-использование комплекса игр, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей;
-работа с родителями, по обучению их игровым приемам для развития эмоциональной сферы у детей.
Необходимость проведения нами работы по развитию эмоциональной сферы у детей доказывают результаты констатирующего эксперимента.
Так, на констатирующем эксперименте нами было выявлено, что высокий уровень развития эмоциональной сферы у детей контрольной группы составляет 15%, а у детей экспериментальной группы так же 15%. Средний уровень развития эмоциональной сферы в контрольной группе выявлен у 55% дошкольников, а в экспериментальной группе у 50%. Низкий уровень развития эмоциональной сферы у детей контрольной группы составил 30%, а у детей экспериментальной группы 35%.
Сравнительные результаты констатирующего эксперимента показывают, что лучше всего у детей контрольной группы развита глубина и наличие социальных эмоций, а так же знания об эмоциях. Менее всего развито понимание эмоций другого человека. А у детей экспериментальной группы лучше всего развито умение выражать эмоции и понимание эмоций другого человека. Менее всего развито у детей экспериментальной группы наличие и глубина социальных эмоций и знания об эмоциях.
Наша работа с детьми по развитию эмоциональной сферы определялась логикой формирующего эксперимента, целью которого мы ставили апробировать психолого-педагогические условия по повышению уровня развития эмоциональной сферы у детей.
Формирующий эксперимент мы осуществляли по этапам:
1 этап. Подготовительный
2 этап. Основной
На первом этапе нами была разработана картотека игр по развитию эмоциональной сферы детей.
На втором этапе мы обеспечили обогащение эмоциональной сферы дошкольников положительными эмоциями и обучили родителей игровым приемам развития эмоциональной сферы у детей.
Эффективность работы по повышению уровня развития эмоциональной сферы у детей на формирующем эксперименте доказана результатами контрольного эксперимента.
Так, на контрольном эксперименте было выявлено, что высокий уровень в контрольной группе остался на прежнем уровне и составил 15%, а в экспериментальной группе возрос на 10% и составил 20%. Средний уровень в контрольной группе возрос и составил 60%, что выше на 5% по сравнению с констатирующим экспериментом. В экспериментальной группе средний уровень возрос на 10%, и составил 60%. Низкий уровень, по сравнению с констатирующим экспериментом, в контрольной группе уменьшился на 5% и составил 25%, а в экспериментальной группе снизился на 15% и составил 20%. Таким образом, наблюдается положительная динамика в повышении уровня развития эмоциональной сферы у детей. Результаты формирующего эксперимента доказывают эффективность проведенной нами опытно-экспериментальной работы по повышению уровня развития эмоциональной сферы у детей и верность выдвинутой гипотезы.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. – М. : Юрайт, 2010. – 811 с.
2. Акулова, Е.Ф. Влияние психологических особенностей на формирование социальных качеств в дошкольном возрасте [Текст] / Е.Ф. Акулова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – № 3. – С. 5-17.
3. Анисимова, В.П. Эмоциональная отзывчивость как предмет педагога [Текст] / В.П. Анисимова // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8. Ч. 3. – С. 496-499.
4. Безрукова, В.С. Социальная ориентация старшего дошкольника: условия и результат формирования [Текст] / В.С. Безрукова // Интеграция образования. – 2010. – Т. 58 – № 2. – С. 61-66.
5. Белова, Е.С. Особенности общения и эмоционально-личностного развития дошкольников с высоким творческим потенциалом / Е.С. Белова, Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. – 2010. – № 6. – С. 14 – 23 .
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович : Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – СПб. : Речь, 2009. – 352 с.
7. Бреслав, Г.М. Психология эмоций : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология» / Г.М. Бреслав. – 3-е изд., стер. ; Гриф МО. – М. : Академия, 2007. – 542 с.
8. Васильева, Н.Л. Эмоциональное здоровье ребенка в детском саду [Текст] / Н.Л. Васильева // Детский сад: теория и практика – 2013. – № 5. – С. 36-44
9. Верхотурова, Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте [Текст] / Н.Ю. Верхотурова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 8. – С. 264-273.
10. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 – Психология). В 2 ч. Ч. 1. От рождения до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова ; под ред. Б. С. Волкова. – Гриф УМО. – М. : Владос, 2010. – 366 с.
11. Волков, Б.С. Детская психология [Текст] : от рождения до школы / Б. С. Волков, Н.В. Волкова. – 4-е изд., перераб. – СПб. : Питер, 2009. – 240 с.
12. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. – 1136 с.
13. Гольцова, Т.В. Сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Гольцова // Детский сад: теория и практика –2013. – № 5 – С. 52-60.
14. Грабенко, Т.М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – СПб. : Детство – Пресс,2004. – 64 с....50