Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ СОЦИАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Работа №148530

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Психолого-педагогические особенности современных
подростков 6
1.2 Особенности формирования ценностных ориентаций современного
подростка 13
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ МБУ СО «ГОРОДСКОЙ СОЦИАЛЬНО­
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «РОСТОК» 25
2.1 Изучение особенностей ценностных ориентаций подростков,
посещающих центр МБУ СО " Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Росток" 25
2.2 Психолого-педагогические рекомендации по формированию позитивного отношения подростков к своему здоровью в условиях МБУ СО " Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
"Росток" 34
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика "Ценностные приоритеты" С.П. Тищенко 46

Актуальность исследования заключается в уникальности сложившейся для молодежи социальной ситуации развития: прежние ориентиры и ценности общества уже утратили свою значимость, а новые еще не сложились. Проблема становления ценностей в подростковом возрасте является предметом особого внимания, поскольку подростковый этап отличается высокой интенсивностью процессов социализации и индивидуализации, обусловленных развитием самосознания, с формированием ценностных ориентаций как фундаментального психологического новообразования.
Результатом повышенного интереса исследователей к ценностной проблематике, является стремление более глубокого понять природу человеческого познания, его социокультурную обусловленность, целостность. Тщательное изучение закономерностей познания позволяет обнаружить ценностный компонент не только в сферах общественной жизни и культуры, но и в познавательных структурах и мировоззрении человека. Отсюда стремление исследователей к пониманию социокультурного статуса и специфики ценностного компонента, особенностей его взаимодействия с когнитивным компонентом познания, его роли в формировании объективного истинного знания. Проблеме формирования ценностных ориентаций посвящены работы классиков зарубежной и отечественной науки, которые в своих теориях опираются на понятие личности, поскольку ценностные ориентации тесно связаны с ним, а также с изучением человеческого поведения и побуждений. Современные психологи, философы и социологи также обращаются к проблеме формирования и развития ценностных ориентаций личности, рассматривая их как компонент структуры личности, характеризующий направленность и содержание
активности индивида, определяющий общий подход человека к миру, к себе,
придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
Ч. Моррис проводит ассоциацию ценности как предпочитаемого поведения. Он считает, что все живые организмы стремятся к приобретению определенных вещей независимо от того, являются ли эти вещи предметами, знаками, состояниями или другими организмами.
Ценность, по определению современного ученого М.С. Кагана, необходимо рассматривать как феномен, возникающий в "объектно­субъектном отношении". Субъектом в данном случае может выступать отдельный индивид, личность, небольшая контактная группа, к примеру: семья, коллектив, большая неконтактная социокультурная группа: нация, профессиональная группа, поколение и, наконец, человечество в целом.
В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, сложнее всего приходится подросткам, так как у них еще не устоялось мировоззрение, а система ценностей способна варьироваться. Как следствие, бездуховность и потребительское отношение порождают у подростков апатию, безразличие к себе и другим, это грозит потерей нравственного и духовного здоровья.
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.
Целью исследования является изучение особенностей ценностных ориентаций современных подростков из социально неблагополучных семей.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научно - методической литературы показал многообразие подходов к сущности, содержанию психолого - педагогических особенностей современных подростков. Позволил нам выявить такие акцентуации данной проблематики, как: становление самосознания,
множественность внутренних противоречий, затрудняющих воспитательный процесс, осознание своего «Я» подростками. Существенно интересно ученые ведут описание периодизации подросткового возраста. Как показал анализ, границы и критерии изменчивы, условны и определяются конкретно - историческими обстоятельствами.
Все эти факторы комплексно влияют на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. Для себя мы выделили три качественно образующих компонента ценностных ориентаций: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Каждый из них участвует в формирование особенностей ценностной ориентации и при этом может иметь самостоятельное значение, как по содержанию, так и по степени проявления. В подростковом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Так, анализируя кризис подросткового возраста, у ребенка возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе уходят и перестраиваются качества личности, характерные для предшествующего возраста. Именно на стыке возрастов ценностные ориентации ребенка вступают в противоречие со сложившейся системой мотивов и потребностей, приводя их к значительной перестройке.
Особую роль в этот момент времени играет окружение. Согласно анализу современного состояния семьи, на формирование ценностей
подростков, показал, что российская семья постепенно теряет свое влияние, снижен воспитывающий потенциал, способствующий положительной социализации и развития ценностных ориентаций детей.
В рамках проекта нами было проведено исследование при помощи таких инструментов как, опрос, беседа, изучение документации МБУ СО " Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Росток", наблюдение, для выявления ценностных приоритетов подростков Центра. Полученные в ходе опроса результаты позволили сформировать следующие выводы: подростки имеют ценностные представления о семье, о дружбе, о труде, о здоровье. Так же нравственные ценности находятся на значительно высоком уровне. Дальнейшее исследование в форме бесед, изучение личных дел и наблюдение, показали наличие диссонанса в плане представления подростков о ценностях и реальных действиях в жизни. В том числе и в отношении ценности здоровья. Несмотря на то, что в опросе фигурировали ответы, указывающие на высокую мотивацию к здоровью, дети имеют ряд вредных привычек и ведут пассивный образ жизни в отношении физического развития. Для повышения ценностной ориентации здоровья нами были разработаны некоторые рекомендации, которые на наш взгляд будут способствовать подопечным Центра прийти к осознанию заботы о своем здоровье.


1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства; /В.В. Абраменкова.// Вопросы психологии. - № 5. - 2003. - С.103-120.
2. Баль А.В., Баканова С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. - М.: Владос, 2003;
3. Божович Л.Л. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Л. Божович. - СПб.: Питер, 2014. - 190 с.;
4. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса / Под ред. В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна. — М., 1975. — 245 с;
5. Выготский Л. С. Педология подростка. — М.; Л., 1999. —504 с.
6. Грач И.С. Здоровый образ жизни: сущность, понятия и содержание работы по его формированию;
7. Дмитриев М.Г. Психолого-педагогическая диагностика деликвентного поведения у трудных подростков / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. - СПб.: Пони, 2010. - 316 с.;
8. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики: Директ - Медиа, 2014. - 321 с.;
9. Каган М.С. Философская теория ценности: - О ТОО ТК Петрополис, 1997.- 205 с.;
10. Кон И.С. Открытие «Я» /И.С. Кон - М.: Политиздат, 197 8 - 367 с.;
11. Корнилова Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.;
12. Косолапова Л.Л. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семьи; - Государственный научно - исследовательский институт семьи и воспитания. 1999 г.;
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М., 1977—304 с.;
14. Мамедова, Ж.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности: на примере делинквентных подростков: автореф. диссертации кандидата психологических наук: 19.00.01/ Мамедова Жанна Сабировна. - Москва, 2007- 26 с.;
15. Матвеева С.Я. Модернизация в России и конфликт ценностей: ИФ РАН, 1994 - 250с.;
... всего 35 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ