ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Психолого-педагогические особенности современных
подростков 6
1.2 Особенности формирования ценностных ориентаций современного
подростка 13
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ МБУ СО «ГОРОДСКОЙ СОЦИАЛЬНО
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «РОСТОК» 25
2.1 Изучение особенностей ценностных ориентаций подростков,
посещающих центр МБУ СО " Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Росток" 25
2.2 Психолого-педагогические рекомендации по формированию позитивного отношения подростков к своему здоровью в условиях МБУ СО " Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
"Росток" 34
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методика "Ценностные приоритеты" С.П. Тищенко 46
Актуальность исследования заключается в уникальности сложившейся для молодежи социальной ситуации развития: прежние ориентиры и ценности общества уже утратили свою значимость, а новые еще не сложились. Проблема становления ценностей в подростковом возрасте является предметом особого внимания, поскольку подростковый этап отличается высокой интенсивностью процессов социализации и индивидуализации, обусловленных развитием самосознания, с формированием ценностных ориентаций как фундаментального психологического новообразования.
Результатом повышенного интереса исследователей к ценностной проблематике, является стремление более глубокого понять природу человеческого познания, его социокультурную обусловленность, целостность. Тщательное изучение закономерностей познания позволяет обнаружить ценностный компонент не только в сферах общественной жизни и культуры, но и в познавательных структурах и мировоззрении человека. Отсюда стремление исследователей к пониманию социокультурного статуса и специфики ценностного компонента, особенностей его взаимодействия с когнитивным компонентом познания, его роли в формировании объективного истинного знания. Проблеме формирования ценностных ориентаций посвящены работы классиков зарубежной и отечественной науки, которые в своих теориях опираются на понятие личности, поскольку ценностные ориентации тесно связаны с ним, а также с изучением человеческого поведения и побуждений. Современные психологи, философы и социологи также обращаются к проблеме формирования и развития ценностных ориентаций личности, рассматривая их как компонент структуры личности, характеризующий направленность и содержание
активности индивида, определяющий общий подход человека к миру, к себе,
придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
Ч. Моррис проводит ассоциацию ценности как предпочитаемого поведения. Он считает, что все живые организмы стремятся к приобретению определенных вещей независимо от того, являются ли эти вещи предметами, знаками, состояниями или другими организмами.
Ценность, по определению современного ученого М.С. Кагана, необходимо рассматривать как феномен, возникающий в "объектносубъектном отношении". Субъектом в данном случае может выступать отдельный индивид, личность, небольшая контактная группа, к примеру: семья, коллектив, большая неконтактная социокультурная группа: нация, профессиональная группа, поколение и, наконец, человечество в целом.
В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, сложнее всего приходится подросткам, так как у них еще не устоялось мировоззрение, а система ценностей способна варьироваться. Как следствие, бездуховность и потребительское отношение порождают у подростков апатию, безразличие к себе и другим, это грозит потерей нравственного и духовного здоровья.
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.
Целью исследования является изучение особенностей ценностных ориентаций современных подростков из социально неблагополучных семей.
...
Анализ научно - методической литературы показал многообразие подходов к сущности, содержанию психолого - педагогических особенностей современных подростков. Позволил нам выявить такие акцентуации данной проблематики, как: становление самосознания,
множественность внутренних противоречий, затрудняющих воспитательный процесс, осознание своего «Я» подростками. Существенно интересно ученые ведут описание периодизации подросткового возраста. Как показал анализ, границы и критерии изменчивы, условны и определяются конкретно - историческими обстоятельствами.
Все эти факторы комплексно влияют на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. Для себя мы выделили три качественно образующих компонента ценностных ориентаций: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Каждый из них участвует в формирование особенностей ценностной ориентации и при этом может иметь самостоятельное значение, как по содержанию, так и по степени проявления. В подростковом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Так, анализируя кризис подросткового возраста, у ребенка возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе уходят и перестраиваются качества личности, характерные для предшествующего возраста. Именно на стыке возрастов ценностные ориентации ребенка вступают в противоречие со сложившейся системой мотивов и потребностей, приводя их к значительной перестройке.
Особую роль в этот момент времени играет окружение. Согласно анализу современного состояния семьи, на формирование ценностей
подростков, показал, что российская семья постепенно теряет свое влияние, снижен воспитывающий потенциал, способствующий положительной социализации и развития ценностных ориентаций детей.
В рамках проекта нами было проведено исследование при помощи таких инструментов как, опрос, беседа, изучение документации МБУ СО " Городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Росток", наблюдение, для выявления ценностных приоритетов подростков Центра. Полученные в ходе опроса результаты позволили сформировать следующие выводы: подростки имеют ценностные представления о семье, о дружбе, о труде, о здоровье. Так же нравственные ценности находятся на значительно высоком уровне. Дальнейшее исследование в форме бесед, изучение личных дел и наблюдение, показали наличие диссонанса в плане представления подростков о ценностях и реальных действиях в жизни. В том числе и в отношении ценности здоровья. Несмотря на то, что в опросе фигурировали ответы, указывающие на высокую мотивацию к здоровью, дети имеют ряд вредных привычек и ведут пассивный образ жизни в отношении физического развития. Для повышения ценностной ориентации здоровья нами были разработаны некоторые рекомендации, которые на наш взгляд будут способствовать подопечным Центра прийти к осознанию заботы о своем здоровье.
1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства; /В.В. Абраменкова.// Вопросы психологии. - № 5. - 2003. - С.103-120.
2. Баль А.В., Баканова С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. - М.: Владос, 2003;
3. Божович Л.Л. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Л. Божович. - СПб.: Питер, 2014. - 190 с.;
4. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса / Под ред. В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна. — М., 1975. — 245 с;
5. Выготский Л. С. Педология подростка. — М.; Л., 1999. —504 с.
6. Грач И.С. Здоровый образ жизни: сущность, понятия и содержание работы по его формированию;
7. Дмитриев М.Г. Психолого-педагогическая диагностика деликвентного поведения у трудных подростков / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. - СПб.: Пони, 2010. - 316 с.;
8. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики: Директ - Медиа, 2014. - 321 с.;
9. Каган М.С. Философская теория ценности: - О ТОО ТК Петрополис, 1997.- 205 с.;
10. Кон И.С. Открытие «Я» /И.С. Кон - М.: Политиздат, 197 8 - 367 с.;
11. Корнилова Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.;
12. Косолапова Л.Л. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре социальной помощи семьи; - Государственный научно - исследовательский институт семьи и воспитания. 1999 г.;
13. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М., 1977—304 с.;
14. Мамедова, Ж.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности: на примере делинквентных подростков: автореф. диссертации кандидата психологических наук: 19.00.01/ Мамедова Жанна Сабировна. - Москва, 2007- 26 с.;
15. Матвеева С.Я. Модернизация в России и конфликт ценностей: ИФ РАН, 1994 - 250с.;
... всего 35 источников