ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ 5 КЛАССА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ 6
1.1. Адаптация школьников как социально-педагогическая
проблема 6
1.2. Особенности адаптации учащихся при переходе из начальной в
среднюю школу 13
1.3. Социально-педагогические условия благоприятной адаптации
учащихся в среднем звене 17
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ 23
2.1. Характеристика базы исследования 23
2.2. Цель, задачи, методы и методики исследования 24
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
ВЫВОДЫ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
В современное время в нашей стране интенсивно развивается школьная социально-психологическая служба. Среди основных целей в деятельности психологов и социальных педагогов в образовательных учреждениях - это содействие для развития личности обучающихся и сохранению их психологического здоровья. И одним из важнейших условий достижения этой цели является обеспечение адаптации обучающихся к образовательной среде. Адаптация к школе не заканчивается в первом классе, она фактически продолжается до самого окончания школы, так как образовательный процесс предполагает непрерывные изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. И тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, которые являются наиболее сложными с точки зрения адаптации детей.
И таким периодом является переход из начальной школы в среднее звено: предметное обучение, более высокие требования к учебной
деятельности школьников, усложнение учебного материала, смена учительского состава - это все может приводить к снижению успеваемости, нарушению поведения, эмоциональной нестабильности, повышению утомляемости.
Выявление причин этих трудностей, а также поиск путей организации эффективного социально-педагогического сопровождения обучающихся в процессе перехода в среднюю школу являются на сегодняшний день актуальными задачами.
Связанные по этой теме вопросы рассматривали следующие авторы: Д.Б. Эльконин, Т. В. Драгунова, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, Л.А. Ясюкова, М.Р. Битянова, Е. А. Осипова, Д. Журавлев и др.
На существование необходимости проектирования новой ступени образования, ставшая бы связующим звеном между начальной и средней школой указывает Г.А. Цукерман.
Д.Б Эльконин, К.Н. Поливанова связывают явления дезадаптации при переходе в среднюю школу у обучающихся с совпадением этого периода по времени с началом предподросткового кризиса, которое может приводить к возникновению негативных последствий для развития обучающихся.
Ясюкова Л.А. связывает трудности при переходе в среднюю школу главным образом с учебой, перенеся социально- психологические причины дезадаптации на второй план, её методика «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», позволяет в большей степени выявить недостатки развития ученика и причины неуспеваемости.
Е. А. Осипова в свою очередь исследовала проблемы психологопедагогического обеспечения адаптации обучающихся в средней школе.
Но многие вопросы, такие как оценка психологического ресурса адаптации младшего подростка к изменениям образовательной среды, влияние уровня развития классного коллектива на особенности адаптации учеников, различия в адаптации к средней школе мальчиков и девочек, изучены недостаточно глубоко.
Таким образом, выбор темы работы «Адаптация обучающихся 5-го класса в среднем звене» обусловлен недостаточной научной разработанностью проблемы адаптации школьников к условиям обучения в средней школе. Её несомненной значимостью, так как от успешности адаптации зависит успешность в учебной деятельности и формирование адекватных механизмов приспособления к школе и жизни в целом.
Объект исследования: адаптация обучающихся в школе.
Предмет исследования: адаптация обучающихся 5-го класса в среднем звене.
Цель исследования: исследовать проблему адаптация 5-тиклассников к обучению в средней школе.
...
Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили гипотезу. Действительно успешность социальнопсихологической адаптации учащихся к условиям обучения в средней школе определяется их индивидуальным психологическим ресурсом, структуру которого составляют мотивационно-личностный (рефлексия, внутренняя мотивация учения) и эмоциональный (школьная тревожность, эмоциональное благополучие) компоненты. В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.
Кроме того, индивидуальный путь адаптации зависит и от взаимоотношений в классном коллективе, так как негативные взаимоотношения детей в классе уменьшают возможности отдельных учащихся успешно адаптироваться к условиям обучения в средней школе.
Особенности психологической адаптации проявляются в её зависимости от половой принадлежности учащихся.
Результаты исследования позволили выработать следующие рекомендации участникам образовательного процесса по созданию условий для успешной адаптации детей при переходе из начальной школы в среднее звено.
Основное внимание в данный период необходимо уделять формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы. Следовательно, на первом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
Кроме того, на данном этапе необходимо помочь младшим подросткам почувствовать себя состоятельными не только в общении, но и в деятельности учения. Поэтому помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Поэтому отдельного внимания заслуживают приемы по снижению напряжения в школьных ситуациях. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.
Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.
Таким образом, подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
В школе должна быть создана целая система психологопедагогического сопровождения адаптации пятиклассников.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Правещение, 2000.
2. Абросимова, А.В. Психологические особенности адаптации пятиклассников в условиях внедрения ФГОС // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11. с. 15-18.
3. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. / Под ред. Хрипковой А.Г. М., 2002
4. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. -М.:Академия, 2002. 208с.
5. Андреева, С.Ф. Факторы адаптации детей к школе // Проблемы современной науки и образования. - 2015. № 6 (36). с. 221-222.
6. Артюхова, Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности. Новосибирск, 2000.
7. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 2000.
8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2000
9. Булыгина, А.А. Адаптация обучающихся при переходе из начальной школы в основную как педагогическая проблема // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1 № 6 (28). с. 60-65.
10. Воскрекасенко, О.А. Педагогическое сопровождение адаптации школьников: учебное пособие. Пенза : ПГУ, 2014. с. 65.
11. Голоднова, Л.В. Образовательная среда школы как фактор социальной адаптации школьников средствами инновационных и исследовательских проектов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 4. с. 200-206
12. Гордикова, И.В. К вопросу об адаптации к школе у детей-
мигрантов младшего школьного возраста. URL:
http://www.sworld.com.ua/konfer30/1030.pdf.
13. Денисова, А.А. Проблема психологической готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 142. с. 83-91.
14. Детская практическая психология : учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. 255 с.
15. Дорожевец, Т.В. Психологические особенности школьной
адаптации. М., 1994.
... всего 50 источников