ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки нравственного воспитания учащихся 5 классов на уроках истории
1.1. Нравственное воспитание учащихся 5 классов на уроках истории как
психолого - педагогическая проблем 6
1.2. Урок истории в 5 классах как предмет педагогического анализа в
контексте нравственного воспитания учащихся 14
1.3. Организационно-педагогические формы реализации нравственного
воспитания учащихся 5 классов на уроках
истории 18
Глава 2. Реализация педагогических условий нравственного воспитания учащихся 5 классов на уроках истории
2.1. Актуализация знаний учащихся 5 классов об основах нравственности как
социальной ценности 25
2.2. Содействие мотивации проявления нравственных качеств у учащихся 5
классов на уроках истории 34
2.3. Включение учащихся 5 классов в деятельность на уроках истории
стимулирующую проявление у них нравственных качеств 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность исследования. Вопросы нравственного воспитания современного поколения юных граждан одна из насущных и сложнейших проблем, которая волновала общество всегда. Вследствие утери общих целей в современном обществе, возникло резкое расслоение общества, враждебность, обращенность только на себя, кардинальная смена ценностей и ориентиров. Недостатки нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями школьника. Часть школьников поражена социальным скептицизмом и инфантилизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, иждивенческими настроениями. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Кто, как не учитель, который непосредственно влияет на школьника, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому, решая задачи воспитания, он должен опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть в решении этих вопросов. Урок истории несёт в себе ценнейший педагогический потенциал, который при грамотном преподнесении может помочь ребёнку понять всю сложность и многогранность человеческой жизни. Поэтому возникает необходимость помочь ребёнку разобраться в окружающей действительности, помочь ему найти себя и воспитать нравственно богатого гражданина. Использование материалов истории в духовно-нравственном воспитании школьников может иметь различные аспекты. Это, прежде всего, рассмотрение исторических тем сквозь призму нравственной проблематики. Это также различные направления внеурочной работы по предмету, когда у учащихся углубляется интерес к историческим личностям, событиям.
Степень изученности: Тема воспитания милосердия является довольно популярной среди педагогических работ. Например, в дореволюционный период данную тему рассматривали Чернышевский, Н.Г, Розанов В.В, Ильин И.А, Соловьев В.С, Зеньковский В.В. В своих работах авторы знакомят читателя с понятием милосердия, пытаются объяснить, откуда оно берет своё начало, и какую имеет значимость. В советский период Зенькова М.В. Выготский Л.С, Эльконин Д.Б, Давыдов В.В,Гусейнов А.А, Яновская М.Г, Сухомлинский В.А. Богданова О.С., Новикова Л.И. уделяли внимание нравственному воспитанию в учебном процессе. В постсоветский период Белкин А.С Щукина Г.И Прокофьев А.В,Филозопа А. А, Шутовой В. А, Ощепковой Л.С, А.В.Мудрик, Л.Ф.Спирин, Н.А.Некрасова рассматривают воспитание милосердия как целенаправленно организуемый педагогами-профессионалами процесс, который даёт возможность дает возможность пережить, осознать, проявить состояние милосердия, переживая при этом чувство удовлетворения. Таким образом, практически все авторы подчеркивают историческое значение нравственного качества милосердия и важность его воспитания в людях в социальной, семейной и школьной среде, начиная со школьного возраста.
Проблема исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных педагогических условий на уроках истории у учащихся 5 классов, направленных на их нравственных качеств, способствующих их полноценному развитию и успешной адаптации в современном обществе.
Так в трудах таких современных учёных, как Е.П.Белозерцев, В.А.Беляева, И.Ф.Гончаров "Уроки истории - уроки жизни , В.А.Сластенин, В.Д.Шадриков и др. уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания как воспитания, формирующего внутренний мир личности.
В исследовании В.В. Николиной «Воспитание духовных ценностей личности в современных условиях» описывается, как в современной школе осуществляется духовно - нравственное воспитание. В трудах Н.А Алексеевой, И.Ф. Гончаровой «Понятие личностно-ориентированного обучения» раскрывается суть того, что духовно-нравственное воспитание осуществляется за счёт личностно - ориентированного обучения. В работах Н.И. Пирогова «Воспитание будущего учителя: идеи, ценности, ориентации», раскрывается суть того каким должен быть будущий учитель, потому что именно учитель осуществляет духовно- нравственное воспитание детей.
...
Подводя итог тому, что было изложено выше, можно сделать ряд выводов относительно педагогических условий нравственного воспитания пятиклассников и их применения на уроках истории.
В первую очередь необходимо отметить тот факт, что нравственное воспитание - неотъемлемая часть уроков в пятом классе общеобразовательной школы, и уроки истории в данном случае не являются исключением. Это связано с тем, что настоящее время характеризуется утратой нравственных ориентиров, и в первую очередь это затрагивает юное поколение, т.е., современных школьников.
Для того, чтобы нравственное воспитание пятиклассников на уроках истории было эффективным, необходим учат ряда педагогических условий, а именно:
• учет возрастных характеристик пятиклассников, а также ведущего вида деятельности в этом возрасте;
• использование современных средств, форм и методов работы, например: активное применение на уроках современных технологий, использование проектной деятельности, игровой деятельности и иных методов работы, которые были бы интересны пятиклассникам;
• интеграция с другими предметами гуманитарного цикла, например, с литературой, естествознанием и др.
Урок истории представляет собой практически идеальную среду для формирования нравственности пятиклассников, поскольку в процессе ознакомления с историческими событиями и личностями, учащиеся имеют возможность составить собственное впечатление, насколько нравственными или безнравственными были те или иные действия/события и какое значение они имели для истории как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Учитель истории может организовать формирование нравственного воспитания на уроках истории в пятом классе различными способами. Как уже было сказано выше, наиболее эффективным с этой точки зрения будет использование информационно-коммуникационных технологий, различных средств визуализации, презентаций, работы с текстом (причем в данном случае речь идет не только о текстах параграфов из учебника истории, но и различных исторических документов, а также материалов из энциклопедий и статей современных исследователей), а также современных средств наглядности.
Актуализация знаний об основах нравственности у учащихся пятого класса на уроках истории целесообразна в рамках применения ряда методов, а именно: убеждения, организации деятельности учащихся и возрастно-оценочных методов. Использование данных методов в полной мере отвечает основных задачам духовнонравственного воспитания пятиклассников. Относительно мотивационных условий формирования нравственных качеств у учащихся 5 классов на уроках истории необходимо отметить, что таковыми выступают следующие: учет основных аспектов духовно-нравственного воспитания на уроках истории, учет задач нравственного воспитания пятиклассников, а также следование основным формам процесса нравственного воспитания: рационалистической, эмоциональной и поведенческо-волевой. Что касается организационной деятельности по формированию нравственных качеств на уроках истории у учащихся 5 классов, то здесь в качестве одного из основных нужно выделить, помимо прочего, применение технологии развития критического мышления. Именно эта технология является основополагающей в том, что касается нравственного воспитания, поскольку умение критически мыслить лежит в основе понимания нравственности/безнравственности конкретных поступков и событий, имевших место в историческом прошлом и оказывающих влияние на настоящее.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что грамотный и творчески настроенный учитель истории, работающий с пятиклассниками, может успешно применять различные формы, средства и методы нравственного воспитания пятиклассников на уроках истории, неукоснительно придерживаясь рамок педагогических условий, основные из которых были изложен в данной работе. Только в этом случае нравственное воспитание будет не только максимально эффективным, но и не нарочитым, а органично встроенным в образовательновоспитательный процесс средней школы.
Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1989.
Буторина, Т.С. Духовно-нравственное воспитание средствами образования. - СПб: КАРО, 2009. - 224 с.
Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания// Педагогика, 1997, №5;
Воронов, В.В. Современная технология воспитания: Пособие для препод. вузов, студентов и учителей. - М., 2010. - 96 с.
Галицкая, И.А. Понятие «духовно - нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. - 2009. - №10. - С. 36-46.
Гин, А.А. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - 16-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 112 с.
Гликман, И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 176 с.
Горшенина, Н.М. Нравственное воспитание школьников на уроках истории // Молодой ученый. - 2011. - № 5 (28). - Т. 2. - С. 133-134.
Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г.
Даль В.И. Толковый словарь живого великого русского языка. - М.: 2005, т.11.
Дуканова, Е.И. Симоненко, В.Д. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: «Вентана - Граф», 2006. - С. 92.
Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Перемена. - 2001. - №3. - С. 36-40.
Корнева, И.А. Воспитание нравственности на историческом материале. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0- 468 (дата обращения: 08.06.2024).
Краткий словарь по философии. - М.: 1992
... всего 41 источник