Введение 3
Глава I. Теоретические основы подготовки молодежи к военной службе 13
1.1. Историко-теоретический анализ проблемы подготовки молодежи к военной службе 13
1.2. Патриотическеое воспитание молодежи в системе подготовки к
военной службе 21
1.3. Роль центра «Патриот» в подготовке молодежи к военной службе 28
Глава II. Педагогические условия подготовки молодежи к военной
службе 36
2.1. Планирование и реализация патриотического воспитания в системе
деятельности центра «Патриот» 36
2.2. Программа физической подготовки в системе подготовки молодежи
к военной службе 46
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по подготовке молодежи
к военной службе в центре «Патриот» 50
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 61
Приложения 65
Актуальность темы исследования. Подготовка молодежи к воинской службе отражено во множестве работ. Но они в основном посвящены истории военной подготовки и рассматривают проблему в рамках всех военно-патриотических центров России. Деятельности же отдельных патриотических центров уделяется ничтожно малое внимание, как и анализу развития отдельный организаций, движений, школ, в которых происходило основание этого направления. Несмотря на то, что за прошедшие десятилетия, вышло огромное количество трудов, освещающих как общие, так и отдельные проблемы истории военной подготовки молодежи России, многие вопросы по-прежнему остаются недостаточно изученными и требуют всестороннего анализа и объективной оценки. К числу таких проблем относятся исследование деятельности отдельного патриотического центра «Патриот», занимающегося довоенной подготовкой молодежи. Удельный вес работ на эту тему в общем потоке научно-исторической литературы остается пока относительно незначительным. В данной работе анализируются педагогические условия подготовки молодежи в военно-патриотическом центре «Патриот». В совокупности можно сказать, что данная сфера недостаточно изучена и работ с полным изложением этой проблемы, достаточно мало. Информацию о ней можно найти в популярных работах. Научное же исследование проблемы предпринимается впервые. Цель его - определить и проанализировать педагогические условия подготовки молодежи к военной службе через деятельность центра «Патриот».
Необходимость изучения педагогических условий подготовки молодежи к воинской службе на примере центра «Патриот» диктуется тем, что многие ее проблемы остаются пока недостаточно исследованными или не освещаются в обществе. Насущность вставших перед страной социальноэкономических задач, в том числе возрождения военно-патриотического воспитания, военная подготовка молодежи к армии, педагогические условия через которые осуществляется подготовка юношей к воинской службе свидетельствует о необходимости дальнейшего осмысления накопленного опыта центра «Патриот».
Исследования педагогических условий в рамках реализации центра «Патриот» военно-патриотического воспитания молодого поколения, вклада в общее дело поднятия уровня военной подготовки, в целом по стране и Сибири заключалось прежде всего в показе опыта по решению насущных вопросов военно-патриотической подготовки отдельных центров.
Таким образом, исследование педагогических условий подготовки молодежи к военной службе на примере центра «Патриот» является актуальной научной задачей и имеет важное социально-экономическое и политическое значение.
Противоречия
В современной педагогике главная задача трактуется как создание условий для становления индивидуальности каждого обучающегося, а основной составляющей её является подключение воспитуемого к отечественной и мировой культуре.
Чтобы процесс военно - патриотического воспитания молодежи проходил с максимальной эффективностью, необходимо создание определённых педагогических условий при реализации всех функций процесса воспитания патриотизма у юношей центра «Патриот». Из них определяются противоречия:
- В первую очередь: обеспечение стимулирования мотивации молодежи центра «Патриот» к профессии военнослужащего. Стимул - это объективный фактор, роль которого определяется не материальной природой, а значением для осуществления конкретного вида деятельности, то есть воспитания патриотизма. Под стимулами в педагогическом процессе понимаются специфические педагогические средства, способные мотивировать и развивать личность. Мотивация обеспечивает переход к самовоспитанию патриотизма.
...
Военно-спортивное и патриотическое воспитание и является одной из наиболее важных ценностей, присущих всем сторонам жизни общества и государства, важнейшим духовным состоянием личности, характеризующее высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельности и реализации на благо государства. В связи с этим воспитание молодежи патриотизма становится одной из ведущих приоритетных задач любого военно-спортивного учреждения, в том числе центра «Патриот».
В условиях современной педагогической системы растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые заменяли бы известную односторонность углубленного обучения в современной школе, способствовали бы стабилизации общего образования. В этой связи особый интерес представляет деятельность военно-патриотического центра «Патриот» как инновационное учреждение дополнительного образования.
Проведенное нами исследование показало, что военно-спортивное и патриотическое воспитание, которое проводится в центре «Патриот» можно рассматривать и как специфическую воспитательную систему, и как воспитательный процесс, направленные на развитие и формирование патриотизма у молодежи, выражающего отношение личности к Отечеству как социально-значимой ценности. Как индивидуальное образование, оно представляет собою целостную систему многих деятельностных процессов, формирование которых зависит от образовательного центра где осуществляется эта деятельность, в которые включены эти процессы. В условиях молодежных образовательных центров таким механизмом ценностной ориентации является свободный выбор деятельностей, которые являются для подростка общественно и личностно значимыми одновременно. Анализ деятельности центра «Патриот» показал, что разнообразные виды и формы деятельности учащихся позволяют, с одной стороны, компенсировать отсутствие в воспитательных системах школ тех или иных направлений патриотического воспитания, а с другой, школы в организации патриотического воспитания опираются на учащихся, которые занимаются в центре «Патриот». Во взаимосвязи школ и центра «Патриот» обогащается процесс патриотического воспитания. За счет единства содержания, форм, средств и методов центра «Патриот» обеспечивается реализация таких принципов воспитания, как гуманизация, толерантное отношение к людям, патриотизм, воспитание жизненных ценностей, уважение традиций нашей страны, физическое и умственное развитие.
Таким образом, систему патриотического воспитания в центре «Патриот» можно рассматривать как целостную педагогическую систему, в которую входит физическое и духовное развитие личности.
Патриотическое воспитание в центре «Патриот» эффективно обеспечивается в том случае, если главные акценты ставятся на формировании у молодежи активной жизненной позиции ко всем явлениям социальной и природной системы, уважительного отношения к культурному и историческому наследию России, защитникам Родины.
Педагогическое значение деятельности центра «Патриот» в области патриотического воспитания в том и заключается, что подростки включаются в активный процесс решения не только личностно-значимых, но и социально значимых проблем.
Расширение круга личностно-значимых проблем и познавательной базы, обеспечивающих объективную оценку подростками российских национальных ценностей, является важной предпосылкой формирования их патриотического сознания и активной патриотической позиции.
Непременным условием формирования у
подростков патриотических чувств, общественно-ценной жизненной позиции является наличие в центре «Патриот» таких разнообразных видов деятельности замещающего и компенсирующего характера, в которые включаются воспитанники на основе их свободного выбора деятельности. Для того, чтобы включать молодежь в компенсирующие и замещающие виды деятельности на основе выбора деятельности, требуется системное, целостное изучение их личностей, психологических особенностей, интересов, мировоззрения.
...
1. Адольф В.А., Ильин А.С. Модель информационно-педагогического обеспечения деятельности педагога по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2017. - № 1 [39]. - С. 5055.
2. Адольф В. А., Савчук А. Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография. - Красноярск: КГПУ им.
B. П. Астафьева, 2014. - 256 с.
3. Аронов A.A. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя/ А.А.Аронов.
9. М.: Просвещение, 1989. 72 с.
4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/ Сост. М.Ю. Бабанский. М., 1989. - 560 с.16. «Барракуда»- полевая армейская жизнь: Военно-патриот. лагерь в Нижегород. обл.// Народное образование. 2002. - № 3. - С.97-110.
5. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования/ Е.В.Бондаревская// Педагогика. 1997. -№4.-
C. 11-17.
6. Будущее молодежи в Сибири: молодежная политика и образование [Текст]: исследования опыт, рекомендации: материалы круглых столов к IV съезду Общественного движения "Сибирский народный собор" / Сиб. нар. Собор, Краснояр. отд-ние; [отв. ред. Ю. Н. Москвич]. - Красноярск: Сибирский народный собор, 2004 -. Вып. 2: Молодежная политика и гражданское общество. Молодежь и здоровье. - 2004. - 203 с.
6. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: теория и практика/ А.Н.Вырщиков. М.: Педагогика, 1990. - 150 с.
7. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: технологии, перспектив ы, сотрудничество [Текст]: II краевая открытая конференция (Красноярск, 4 декабря 2012 года): сборник статей / Сиб, федерал. ун-т. - Красноярск : СФУ, 2013. - 102 с.
8.Закон Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292 Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
9. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных
условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей/
Н.В .Ипполитова. Челябинск: Факел, 1997. - 217 с.
10. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса: Науч.-метод. пособ. «Творческая педагогика»/ В.А.Караковский. М.: Малое предприятие «Новая школа», 1993. - 80 с.
11. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы [Текст] : Учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. - 314, [1] с.
12. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи будущее России: Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью/ В.И. Лутовинов. - М.: Изд-во «Фонд Андрея Первозванного», 1999.- 205 с.
13. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России/ В.И.Лутовинов// Педагогика. 1997. - № 3. - С.52-56.
14. Макаренко A.C. Педагогические сочинения. Т.4. М., 1983 - 119 с
15. Мудрик A.B. Город как фактор социализации личности/ А.В.Мудрик// Известия РАО. 2001. № 1. - С.54-58.
... всего 30 источников