ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ 9
1.1. Сущность и задачи патриотического воспитания 9
1.2. Возростные особенности патриотического воспитания в
подростковом возрасте 16
1.3. Формы и методы патриотического воспитания в
общеобразовательных учреждениях 25
Выводы по главе 1 39
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ 43
2.1.Организация экспериментального исследования патриотического воспитания подростков 43
2.2. Констатирующий эксперимент 45
2.3. Формирующий эксперимент по патриотическому воспитанию
подростков в условиях туристического кружка 50
2.4. Контрольный эксперимент 56
Выводы по главе II 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Неотъемлемой частью внеурочной работы в школе является патриотическое воспитание учащихся. Патриотическое воспитание призвано формировать у подрастающего поколения любовь к Родине - Российской Федерации, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому, сегодняшним реалиям, народам, ее населяющим. Важнейшая задача патриотического воспитания - укрепление единства и целостности Российской Федерации. Однако решение задач патриотического воспитания серьезно осложнилось тем обстоятельством, что изменения, произошедшие в стране, смена системы социальных отношений, образовавшийся идеологический вакуум привели к распаду сложившейся системы патриотического воспитания.
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.
В данное время мы наблюдаем, что подростки проявляют больший интерес к американским боевикам, к наркотикам. И как неизбежный результат - растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории села, района и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.
Если в патриотическом воспитании не созданы условия для детской заботы о людях, жизнь и работа которых создавала культурные ценности нашей страны, то такое воспитание становится неполноценным.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику, физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической, военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы.
Учеными и педагогами-практиками постоянно ведется поиск наиболее эффективных технологий гражданского и патриотического воспитания молодого поколения, действуют детские и молодежные общественные организации, общественные движения патриотической направленности, ведется краеведческая и поисковая работа.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема патриотического воспитания всегда волновала умы величайших философов и, прежде всего Аристотеля, Платона, Августина Аврелия до философов Нового времени Г. Гегеля, И.Г.Гердера, Т.Гоббса, И. Канта.
В отечественной философии заслуживают внимания философов религиозного ренессанса, рассматривающие работы патриотического воспитания с позиции культуры, нравственности, идеалов, ценностных ориентаций, гуманизма, человеческой деятельности (И.А. Ильин, B.C. Соловьёв, И.М. Ястребцев и др.).
...
В данной выпускной квалификационной работе нами отражены основные особенности патриотического воспитания и условия его успешной реализации в среде подростков посещающих туристический кружок. Анализ теоретических источников показал, что патриотическое воспитание - это взаимодействие педагогов и обучающихся в совместной деятельности и общении, направленных на воспитание у детей младшего школьного возраста патриотического сознания. Понятие «патриотическое воспитание» связано с пониманием сущности «патриотизма», с формированием личности человека - патриота, любящего свое Отечество, преданного своему народу, всегда действующего во имя своей Родины, желающего, умеющего защищать ее, готового на жертвы и определенные лишения ради ее процветания. Выявлено, что успешно можно осуществлять патриотическое воспитание в условиях туристического кружка, обладающего большими возможностями для организации патриотического воспитания школьников. В его образовательном и воспитательном пространстве сочетаются военнотеоретическая и физическая подготовка, параллельно решаются вопросы духовного и физического развития - сочетание этих факторов положительно выделяет его из других существующих ныне форм организации внеурочной деятельности школьников. Деятельность каждого такого клуба направлена на решение задач военно-патриотического воспитания, включающего военноприкладную и физическую подготовку детей и построенного с учетом индивидуальных психологических особенностей обучающихся,
социальнопсихологических особенностей их проживания, материальнотехнического оснащения кружка, педагогических возможностей воспитательного персонала. Патриотическое воспитание в условиях туристического кружка действительно занимает важное место во всей системе дополнительного образования, так как здесь важно не только развитие патриотических качеств человека, но и всей личности в целом: гражданской позиции, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. В процессе опытно-экспериментальной работы выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась, все поставленные задачи были решены, цель достигнута. Анализ литературных источников показал, что проблема воспитания личности в духе патриотизма волновала многих выдающихся педагогов и мыслителей человечества с древнейших времен и на сегодняшний день эта проблема не утратила своей актуальности. Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить уровень патриотического воспитания в МБОУ Петропавловской средней общеобразовательной школе с. Петропавловка в целях диагностики развития у детей уровня патриотической воспитанности, понимания качеств гражданственности и понимания понятия «патриотизм» и на этом этапе нашей работы можно было сказать о среднем уровне развития патриотического воспитания у некоторых подростков. Затем, после формирующего эксперимента, повторная диагностика позволила нам увидеть разницу между знаниями детей о сущности патриотизма, гражданских качеств и общей патриотической воспитанности школьников до эксперимента и после. Действительно, занятия в условиях туристического кружка помогли подросткам развить в себе чувство гражданского долга, сознания и патриотизма. Анализ уровня патриотического воспитания подростков также выявил увеличение знаний о патриотизме и его составляющих характеристиках, увеличение знаний о Родине и о малой Родине, гербе, флаге, гимне Отечества, умений разделять важные и второстепенные признаки гражданского сознания и навыков формулирования своих принципов, гражданской позиции в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
1. Авдонин В.С Исторический компонент в концепции патриотического воспитания молодежи. Рязань, 1996.
2. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. М., 2002.
3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань. 2000.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций М., Владос, 2009.
5. Боголюбов Л.Н. и др. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 9.
6. Бодренкова М.В., М.В. Гринь Гражданстко-патриотическое воспитание в нашей школе // Начальная школа плюс до и после. М., 2002.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. М., Флинта, 2008.
8. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов М., Просвещение, 2004.
9. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб., 2004.
10. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика
2006. №2
11. Быков А. К., Мельниченко И.И. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие. М., ТЦ Сфера,
2007.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1991.
13. Вырщиков А.Н. и др. Военно-патриотическое воспитани молодежи. Волгоград, 2008.
14. Гамезо М.В. Возростная и педагогическая психология. М., 2003.
15. Гаязов А.С., Болотина Л.Р. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография Челябинск: Факел, 2005.
... всего 61 источников