Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы экологической направленности 9
1.1. Сущность понятий «нравственное воспитание», «нравственные качества» дошкольников 9
1.2. Роль художественной литературы экологической направленности
в воспитании нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста 14
1.3. Методика воспитания нравственных качеств у детей среднего
дошкольного возраста посредством художественной литературы экологической направленности 23
Выводы по главе 1 28
Глава 2.Экспериментальное исследование процесса формирования нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы экологической направленности 30
2.1. Выявление уровня сформированности нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста 30
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы экологической направленности 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 44
Выводы по главе 2 47
Заключение 49
Список использованной литературы 51
На общегосударственном уровне нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нравственное воспитание включено в следующие задачи:
— Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
— Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности [5, пункт 1.6 общего положения].
Нравственное воспитание всегда играло важнейшую роль в развитии человека и общества. Подавляющее большинство отечественных и зарубежных педагогов выделяют нравственный аспект в воспитании личности, как основополагающий [1, с. 15].
Колоссальную помощь в нравственном воспитании дошкольников дает общение с художественной литературой. Посредством приобщения ребенка к художественной литературе, дошкольник познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Книга является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественная литература - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции - сложный педагогический процесс. Сейчас повышается интерес к нравственному воспитанию, как ученых теоретиков, так и практических работников образования.
На важность приобщения детей к миру художественной литературы указывали педагоги, психологи лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.).
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками - в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович. Исследователями обоснована необходимость использования произведений художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников.
Между тем проблема нравственного воспитания в дошкольном возрасте остается по-прежнему актуальной. Дошкольник учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются переживания. Первоначально дети оценивают чужие поступки других детей или литературных героев, не умея оценивать свои собственные.
Цель исследования: выявление эффективности художественной литературы экологической направленности в воспитании нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста.
Предмет: процесс воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы экологической направленности.
Гипотеза исследования: использование художественной литературы экологической направленности является эффективным средством воспитания нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему воспитания нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы экологической направленности.
2. Выявить уровень сформированности нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста.
3. Составить и реализовать комплекс мероприятий с использованием художественной литературы экологического содержания,направленный на воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста, и проверить его эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, психолого-педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, беседа и статистические методы обработки полученных результатов.
Апробация дипломной работы прошла в рамках Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы». Была опубликована статья по теме «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы экологической направленности».
База исследования: МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 42» г. Бийска Алтайского края. Было обследовано 40 детей среднего дошкольного возраста из двух групп.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составленный комплекс мероприятий с использованием художественной литературы экологического содержания, может быть использован педагогами и родителями с целью воспитания нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста.
Структура исследования выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, представлен методологический аппарат.
В первой главе «Теоретические основы проблемы воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы экологической направленности» рассмотрена сущность понятий «нравственное воспитание» и «нравственные качества» дошкольников. Так же выявлена роль художественной литературы экологической направленности в воспитании нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста, и рассмотрена методика воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы экологической направленности.
Во второй главе «Экспериментальное исследование процесса воспитания нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы экологической направленности» выявлен уровень воспитанности нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста и реализован составленный нами комплекс занятий, направленный на воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы экологической направленности, а также проанализирована эффективность формирующего эксперимента.
Заключение содержит общие выводы по теме исследования.
Список литературы включает 50 источников.
В приложениях содержатся протоколы диагностических исследований, представлен комплекс мероприятий, направленный на воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством литературных произведений экологической направленности.
Анализ научной литературы по теме исследования показывает, что нравственное воспитание всегда играло важнейшую роль в развитии человека и общества. Подавляющее большинство отечественных и зарубежных педагогов выделяют нравственный аспект в воспитании личности, как основополагающий. Колоссальную помощь в нравственном воспитании дошкольников дает общение с художественной литературой.
Чтение художественной литературы экологической направленности в процессе развития нравственных качеств помогает детям более точно осознать, что такое «хорошо», а что такое «плохо», понять на примере характеров главных героев, как правильно поступить в тех или иных ситуациях. В процессе слушания формируются знания об окружающем мире, воспитываются бережное и заботливое отношение к окружающему миру.
В ходе данной исследовательской работы был проведен психолого-педагогический эксперимент в три этапа. Констатирующий этап, путем диагностики сформированности нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста показал, что большинство детей владеют низким и средним уровнем сформированности нравственных качеств, а также стало понятно, что необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий для формирования нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста
На формирующем этапе был разработан и реализован комплекс мероприятий, направленный на формирование нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы экологической направленности. В данный комплекс вошло 15 мероприятий, основной идеей которых было чтение и совместный анализ с детьми художественной литературы экологической направленности.
Эффективное применение данного комплекса мероприятий при формировании нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством литературы художественной направленности была доказана результатами повторной диагностики детей экспериментальной группы на контрольном этапе.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что, поставленные цель и задачи достигнуты, а выдвинутая гипотеза подтверждена.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 [Текст] // Российская газета - Федеральный выпуск 2013. - №6241 . Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений [Текст] / М. М. Алексеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 c.
2. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е.А. Алябьева. - М.: Стереотип, 2017. - 198 c.
3. Арсеньев, А.С. Психологические проблемы нравственного воспитания детей [Текст] / А.С. Арсеньев // Дошкольное образование. - 2016. - №10. - С. 10-13.
4. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология: учебное пособие [Текст] / Бим-Бад Б.М. - М.: УРАО, 1998. - 576 c.
5. Бархударов, С.Г. Большой орфографический словарь русского языка. Около 106 000 слов [Текст] / С.Г. Бархударов и др. - М.: Мир и образование, 2015. - 1152 c.
6. Баранец, Н.А. Формирование ценностных ориентаций младшего школьника в современной информационной среде / Н. А. Баранец // Начальная школа: плюс до и после. - 2008. - 78 с.
7. Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст] / Р.С. Буре. - М.: Стереотип, 2005. - 143 c.
8. Струминский В. Я. Основы и система дидактики К. Д. Ушинского
[Текст] / Струминский В.Я. - М.: Государственное учебно¬ педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР,1957. - 216 c.
9. Джуринский, А.Н. Педагогическое наследие [Текст] / Н.А.
Джуринский, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци- М.: Педагогика, 1989. - 416 c.
10. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал [Текст] / Начальная школа, 2006. -57 с.
11. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2010. -100 с.
12. Виноградова, Н.Ф. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников, методическое пособие [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2014. - 342 c.
13. Вирницкая, М.М. Роль художественной литературы в нравственном и
эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, методическое пособие [Текст] / М.М. Верницкая. — М.: 2015.
14. Газина, О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста учебно-методическое пособие для студентов
педагогических вузов / О.М. Газина. - М.: Прометей, 2013. - 254 c.
15. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. 5-е. изд. [Текст] / Л.А.Григорович. - М.: Академия, 2015. - 336 c.
16. Гликман, И. З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] / И.З. Гликман // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 259 - 263
17. Дерманова, И. Б. Нравственное воспитание личности. Педагогическая диагностика нравственного воспитания ребенка [Текст] / И. Б. Дерманова. - СПб.: Просвещение, 2002. - 35 c.
18. Запорожец, А. В. Мир детства. Дошкольник [Тект] / А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2007. - 252 c.
19. Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] /
А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2011. - 120 c.
20. Станиславский К.С. Работа актера над собой (Часть I) [Текст] /
С.К. Станиславский - М.: Издательство АСТ, 2018. - 480 c.
21. Кадырова, Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. - 2010. -30 с.
22. Каирова, И. А. Азбука нравственного воспитания [Текст] / И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 2009. - 340 c.
23. Козлова, Н.К. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.К. Козлова, В.Д. Калишенко. - М.: Гардарики. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 187 c.
24. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2015. - 676 c.
25. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: очерки о воспитании [Текст] / С. А. Козлова. - М.: Просвещение, 2016. - 420 c.
26. Константинов, Н. А. История педагогики [Текст] / Н.А. Константинов. - М.: Просвещение, 2005. - 446 c.
27. Логинова, С.В. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология [Текст] / С.В. Логинова, П.Г. Саморукова - М.: Просвещение, 1983. - 265 c.
28. Лопатина, А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. Конспекты занятий [Текст] / А.А. Лопатина, М. В. Скребцова. - М.: Книголюб, 2007. - 112 c.
29. Минаева, В.С. Знакомим детей с эмоциональным миром человека / В. С. Минаева, Л.Г. Стрелкова. - Дошкольное воспитание, 2003. - 20 с.
30. Недвецкая, М.Н. Педагогика: Краткий курс: учеб. пособие [Текст] / Под ред. М.Н. Недвецкой. - М.: Педагогика, 2013. - 408 c.
31. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание дошкольника [Текст] / В.Г. Нечаева. - М.: Педагогика, 2015. - 329 c.
32. Николаева, С. Н. Экологическая культура в дошкольном детстве [Текст] / С. Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2002. - 235 c.
33. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М.
Новиков. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
34. Нечаева, В.Г. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] /Под ред. В.Г. Нечаевой и др. - М.: Просвещение, 1984. - 272 c.
35. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С. В. Петерина. - М.: Академия, 2006. - 123 c.
36. Петрова, В.Н. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов [Текст] / В. Н. Петрова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 75 c.
37. Петрова, В. И. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации [Текст] / В.И. Петрова. - М.: Мозаика- Синтез, 2008. - 80 c.
38. Плохова Е.Г. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века [Текст] / Е. Г. Плохова. и др. - М.: Сфера, 2009. - 496 c.
39. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности [Текст] / Л.И. Рувинский. - М.: Издательство МГУ, 1981. - 185 c.
40. Свадковский, И. Ф. Нравственное воспитание [Текст] / И.Ф. Свадковский. - М.: Педагогика, 2009. - 285 c.
41. Сластенин, В. А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Тект] / В. А. Сластенин и др. - М.: Педагогика, 2002. - 576 с.
42. Соколова, Е. В. Воспитание детей дошкольного возраста / Е. В. Соколова. // Аспирант и соискатель [Текст]. - 2014. - № 1. - С. 33-35.
43. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 2015. - 238 c.
44. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПб.: Издательство Эксмо ООО, 2017. - 96 c.
45. Трубайчук, Л. В. Воспитание детей Формирование положительного отношения к миру, другим людям и самому себе у ребёнка дошкольного возраста дошкольного возраста / Л.В. Трубайчук // Начальная школа плюс до и после [Текст]. - 2014. - № 5. - С. 13-18.
46. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева.
- М.: 5-е изд. Академия, 2001. - 336 c.
47. Щетнева, О.П. Программа нравственного воспитания младших школьников "Преображение" / О.П. Щетнева //Практика административной работы в школе. - 2006. - N 8. - С. 46-49.
48. Штольц, Х. Как воспитать нравственное поведение? [Текст] /
Х. Штольц, Р. Рудольф. - М.: Просвещение, 2007. - 253 c.
49. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Сфера, 2000. - 392 c.
50. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.