ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СПО 7
1.1. Образовательный потенциал персонального сайта преподавателя 7
1.2. Характеристика понятия «качество образования» 12
1.3. Педагогические условия использования сайта преподавателя для повышения качества образования 29
2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ САЙТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 33
2.1. Опытно-поисковая работа по разработке сайта преподавателя 33
2.2. Разработка методических рекомендаций по использованию сайта преподавателя 53
2.3. Анализ внедрения сайта преподавателя в образовательный процесс
«Учебного центра логистики» ГАПОУ СО «УРЖТ» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
Актуальность исследования.
На социально-педагогическом уровне выражается следующим противоречием: с одной стороны, Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения требует от преподавателей и мастеров производственного обучения обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся, в сочетании с совершенствованием управления ею, а, с другой стороны, возможности, которые предоставляет среда интернет для организации самостоятельной работы, не реализуется.
На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы исследования определяется недостаточностью исследований по использованию сайта преподавателя как средства достижения качества образования.
На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с необходимостью применения сайта преподавателя в образовательном процессе для повышения качества образования и отсутствием у преподавателя знаний, умений, навыков в разработке веб-сайта.
Ключевые понятия исследования: сайт преподавателя, компетентностный подход, педагогические условия.
Проблема: каким должно быть методическое обеспечение персонального сайта преподавателя для использования в образовательном процессе будущих специалистов, какого его содержание и структура, обеспечивающие повышение качества образования?
Цель: разработать теоретическое обоснование методических рекомендаций для использования сайта преподавателя в образовательном процессе.
Объект: профессиональное образование по специальности 38.02.03 Опе-рационная деятельность в логистике.
Предмет: сайт преподавателя как средство повышения качества образования обучающихся по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.
Гипотеза: сайт преподавателя обеспечивает качество образования обучающихся при следующих условиях:
- если будут определены теоретические основы использования сайта преподавателя;
- будут выявлены педагогические условия использования сайта преподавателя в целях повышения качества образования;
- будут разработаны методические рекомендации по использованию сайта преподавателя.
Цель, объект и предмет, а также выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач исследования:
1) выявить и проанализировать теоретические основы интернет технологий взаимодействия между участниками образовательного процесса;
2) разработать методические рекомендации по использованию сайта преподавателя «Учебный центр логистики» для обучающихся по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике в образовательном процессе;
3) внедрить сайт преподавателя и провести оценку функционирования внедрения сайта преподавателя для определения повышения качества образования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выявлен образовательный потенциал сайта преподавателя, позволяющий использовать его как инструмент формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов среднего звена;
- разработаны методические рекомендации по использованию сайта преподавателя в соответствии с проведенным анализом существующих интернет-ресурсов.
Положение на защиту: применение сайта преподавателя в образовательном процессе обучающихся техникума по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике обеспечит успешное формирование у обучающихся профессиональных компетенций за счет использования интернет технологии при решении учебно-профессиональных задач, т.е. использование сайта преподавателя обеспечивает повышение качества образования.
В процессе рассмотрения теоретико-методологических основ формирования исследовательской компетентности, было выяснено, что исследовательскую компетентность будущего магистра профессионального обучения целесообразно рассматривать как интегральное качество личности, в котором важную роль играет владение специальными знаниями, умениями и навыками, способностями к творческой деятельности. Это качество проявляется в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как её субъекту с целью переноса содержания деятельности от функционального контекста к преобразующему[59; 87; 113].
Анализируя педагогические условия развития исследовательской компетентности, мы определили, что одним из многих педагогических условий развития и оценивания исследовательской компетентности является предоставление возможности обучающимся в основной профессиональной образовательной программе магистратуры осуществить решение проблемных ситуаций, в которых происходит перенос знаний из одной системы деятельности в другую, соотнесение фактического материала из образовательной практики с исследуемой проблемой, т.е. осуществление ситуационного анализа для решения проблемы. Данный анализ является неотъемлемой частью кейс-технологии.
Таким образом, выдвинутое нами положение гипотезы о том, что осуществление ситуационного анализа в процессе работы над заданиями кейс-стади, содержащими исходные данные для исследования деятельностного поля педагога профессионального обучения, можно рассматривать как важное педагогическое условие развития исследовательской компетентности, подтвердилась.
Нами была разработана модель формирования исследовательской компетентности, включающая в себя кластеры компетенций, уровни сформированности и индикаторы проявления сформированности исследовательских компетенций у магистрантов.
Разработанная нами компетентностная модель положена в основу создания измерительного инструмента для выявления уровня сформированности исследовательских компетенций.
На основании модели мы разработали методическое обеспечение, представленное в виде кейсовых заданий. Концептуальная идея разработанных кейсов состоит в осуществлении анализа деятельностного поля педагога профессионального обучения, направленного на обоснование научно-терминологического аппарата исследования. Это доказывает правильность третьего положения гипотезы, которое заключается в том, что использование методического обеспечения на основе «кейс-стади», позволит магистрантам научиться осуществлять анализ деятельностного поля педагога профессионального обучения, направленный на аргументированное обоснование научно-терминологического аппарата исследования.
В работе проведена проверка результативности и эффективности разработанного методического обеспечения для развития исследовательской компетентности у будущих магистров профессионального обучения. Это было сделано на основании методов математической статистики.
Таким образом, положение гипотезы о положительном влиянии осуществления ситуационного анализа, позволяющего целенаправленно выявлять и осмысливать оптимальные педагогические условия социального и профессионального становления участников образовательного процесса, полностью подтвердилось.
Несмотря на то, что методическое обеспечение было реализовано в практической образовательной деятельности на группах первого курса программы магистратуры «Профессионально-педагогические технологии» направления подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), уровень развития исследовательской компетентности не достиг 100%, поэтому данное педагогическое средство в виде кейсовых заданий может представлять большой интерес в дальнейшей организации их образовательного процесса.
Таким образом, в процессе выполнения магистерского исследования и написания выпускной квалификационной работы поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута. Все положения выдвинутой гипотезы получили подтверждение.
1. Абдулова Л.Ш. Формирование исследовательской компетентности студентов колледжа на основе синергетического подхода: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - Элиста, 2010.
2. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: автореф. дис... докт. Пед. наук: 13.00.01. / А.В.Адольф.- М.: 1998. - 47с.
3. Акбаева М.Д. Критерии и уровни развития исследовательской компетентности студентов // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. -2015. -№ 3(41). - С. 113-118.
4. Акбаева М.Д. Педагогические условия формирования исследовательской компетентности студентов / [Электронный ресурс]: URL: http//www.kmpf.kchgu.ru/?p=539
5. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Указ. Соч. -С. 24-33.
6. Амренова М.М. Исследовательская деятельность педагога в контексте общей теории деятельности // Среднее профессиональное образование. -2006. - № 4. - С.44-46.
7. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 c.
8. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-27.
9. Ансимова Н.П., Ракитина О.В. Научно-исследовательские компетенции как новообразования личности преподавателя педагогического вуза // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. Т. 2 «Психолого-педагогические науки». - 2010. - №4 (65). -С. 137-142.
10. Апазаова З.Н. Компетентностный подход в формировании исследовательской компетентности будущего педагога // Концепт. - 2012. - № 3. - С. 1-5.
11. Апазаова З.Н. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя технологии в условиях колледжа : дис... 202анн. Пед. н.: 13.00.08.; Место защиты: Кубан. Гос. ун-т. - 2012. - 268 с.
12. Барангулова С.М. Педагогические условия формирования профессиональной компетенции студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность // Молодой ученый. - 2012. - № 7 (42). - С. 247-249.
13. Белова Т.Г Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76-2. - С. 30-35.
14. Бережнова Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей [Текст] // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. Тр. [под ред. А.В. Хуторского.] - М.: Научно- внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
15. Беседина Л.М. Кейс - технология как средство формирования ключевых компетенций школьников. - Старый Оскол.- 2015.[Электронный ресурс]: URL:https://infourok.ru/keys-tehnologiya-kak-sredstvo-formirovaniya-klyuchevih-kompetenciy-shkolnikov-687404.html (дата обращения: 01.06.2017)....(114)