Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка сценариев интеграции внутригородской железнодорожной инфраструктуры в существующие системы общественного транспорта в крупных городах России

Работа №148461

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы57
Год сдачи2023
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теория и методология в вопросе развития транспортных систем, которые включают в себя разные виды транспорта 7
1.1. Общие термины и понятия 7
1.2. Общественный транспорт и его влияние на городскую жизнь 14
1.3. Мировой и российский опыт во внедрении жд-инфраструктуры в городские транспортные системы. 18
1.4 Документы территориального планирования 23
Глава 2: Методика отбора городов 28
2.1 Разработка и формулирование критериев для отбора 28
2.2 Сбор аналитической информации 31
2.3 Анализ определённой группы городов на предмет поиска оснований, по которым их можно группировать. 38
Глава 3: Разработка пакетных сценариев 39
3.1 Определение параметров, из которых должны состоять предложения по интеграции жд транспорта. 39
3.2 Оценка соответствия выбранных городов параметрам 44
3.3 Разработка списка инфраструктурных мероприятий для каждой группы городов 46
Заключение 53
Список использованное литературы 54



По данным отчёта 2022 года центра моделирования транспортных потоков SIMETRA можно увидеть, что в большинстве городов России доля пассажиров городского общественного транспорта от численности населения колеблется в пределах значений 20-25% [1]. Более высокие значения можно встретить в Москве, Калининграде, Нижнем Тагиле, Туле и Челябинске. Много ли это или мало? Ответ на этот вопрос зависит от многих параметров, таких как: пространственная конфигурация города, уровень автомобилизации среди местных жителей, уровень доходов и размеры бюджета города. Всё же тот факт, что в российских городах только четверть населения пользуется общественным транспортом, говорит о его не очень высокой популярности в связи с низкой эффективностью. Последнее должно вызывать вопросы местных жителей, поскольку на поддержку общественного транспорта (особенно электрического) уходят деньги из городских бюджетов, которые попадают туда среди прочего и от прямых налогов местных жителей. В сфере обслуживания общественного транспорта трудоустроены люди (рабочие ресурсы), а сами предприятия, как правило, занимают какую-то городскую площадь (земельные ресурсы), где производится отстой и обслуживание транспортных средств. Также в России общественный транспорт выполняет серьёзную социальную роль: целому ряду категорий населения предусматривается льготный проезд в общественном транспорте.
Часто системы общественного транспорта испытывают сложности от одного или нескольких факторов: устаревания иили нехватки подвижного состава, небольшим или неактуальным охватом районов обслуживания, отсутствия выгодных тарифов на проезд, низкая интеграция между видами транспорта, невысокое качество обслуживания пассажиров.
Все эти факторы снижают привлекательность городского транспорта. Для того, чтобы добиться обратного эффекта, необходимо систематически и в рамках индивидуальных стратегий решать проблемы систем общественного транспорта в городах.
Одним из пунктов организации эффективной транспортной сети является включение инфраструктуры железнодорожного транспорта в систему городских перевозок. В данной работе будет рассмотрен и изучен этот вопрос применительно к городам России с существующей и функционирующей железнодорожной инфраструктурой.
Актуальность работы состоит в том, что уровень экономического развития (а также общественного сознания, уровня жизни населения и следовательно его запросов, типология образов жизни) сильно изменились за последние десятилетия и в своём эволюционном развитии пришли к моменту, когда для решения вопросов обслуживания пассажиров общественным транспортом есть и заинтересованность государства, высокий интерес общественности, сформировались экономические механизмы финансирования проектов, а главное - появился релевантный отечественный опыт. В 2022 году более чем в 20 городах России прошли разного масштаба реформы городского наземного транспорта. В разных комбинациях включали в себя изменения маршрутной сетки, тарифного меню, обновления парка транспорта, изменение подходов к информированию пассажиров, создание дизайн-кодов перевозчиков и навигации и пр. Темпы и примеры, описывающие развитие общественного транспорта в городах России дают возможность делать оптимистичные прогнозы на будущее и для того, чтобы системы транспорта в этих городах продолжили развиваться органично, взаимосвязанно и востребованно необходимо уже сейчас начать разработку решений для следующих этапов развития, среди прочих в рамках данной работы: по интеграции железнодорожного транспорта в систему городских перевозок.
Предмет исследования: механизмы управления транспортным развитием городов, которые позволяют решать вопросы интеграции разных видов транспорта и управления ими.
Объект исследования: существующие и функционирующие системы общественного транспорта в крупных и крупнейших городах России (критерии отбора указаны в работе) и существующая и функционирующая железнодорожная инфраструктура в тех же городах.
Таким образом, целью данной работы является выработка возможных типовых сценариев по интеграции железнодорожной инфраструктуры в сложившиеся системы общественного транспорта в крупных и крупнейших городах России. Эти решения должны способствовать актуализации понимания необходимости и целесообразности таких мероприятий, а также дать общее понимание вектора предстоящих работ в тех городах, где интеграция городского и железнодорожного транспорта возможна.
Исходя из изложенных выше соображений, сформированы следующие задачи:
- проанализировать существующий мировой и отечественный опыт по реализации проектов, связанных с интеграцией городского общественного и железнодорожного транспорта;
- определить список городов, которые будут рассмотрены в исследовании. Для этого потребуется выработать критерии отбора и применить их;
- проанализировать существующие принципы организации систем общественного транспорта в этих городах;
- определить и оценить параметры, описывающие возможность или невозможность включения железнодорожной инфраструктуры в системы общественного транспорта в рассматриваемых городах;
- выработать типовые решения для разных групп городов, которые будут рекомендовать определенный сценарий по интеграции железнодорожного транспорта и содержать в себе пояснения и перечни необходимых инфраструктурных мероприятий.
Научная новизна данной работы заключается в определении критериев, по которым можно выявить города, в которых целесообразно создавать механизмы городских перевозок на железнодорожном транспорте, а также типологизация городов по возможным сценариям интеграции железнодорожной инфраструктуры в систему общественного транспорта и возможными моделями обслуживания, инфраструктурных мероприятий (т.е. создание “пакетов” решений).
Практическое значение данной работы заключается в том, что её итоги можно будет использовать при разработке частных проектов по интеграции железнодорожной инфраструктуры и системы общественного транспорта в одном из определённых городов.
Прямыми выгодоприобретателями данной работы могут стать органы управления городами, которые решают вопросы стратегического развития общественного транспорта в городах, специалисты, которые занимаются планированием транспортного каркаса в этих городах. Также результаты данной работы могут быть полезны общественным активистам, которые занимаются поиском решений по развитию комфортной городской среды, общественного транспорта в своих городах.
Ориентировочное содержание работы:
Введение
1. Глава: Теория и методология в вопросе развития транспортных систем, которые включают в себя разные виды транспорта
1.1. Термины и понятия
1.2. Общественный транспорт и его влияние на городскую жизнь
(тут я пытаюсь дать понятие о том, что эффекты от изменения в таких системах оказывают влияние и на окружающую жизнь, что это не система сама в себе)
1.3. Анализ отечественного и зарубежного опыта
1.4. Документы территориального планирования
2. Глава: Методика отбора городов
2.1. Разработка и формулирование критериев для отбора
2.2. Сбор аналитической информации
2.3. Составление итогового списка рассматриваемых городов
2.4. Анализ определённой группы городов на предмет поиска оснований, по которым их можно группировать.
3. Глава: Разработка пакетных сценариев
3.1. Определение параметров, из которых должны состоять предложения по интеграции жд транспорта.
3.2. Оценка соответствия выбранных городов параметрам
(т.е. оценка возможности разработанных сценариев в городах, какой из них и в какой степени возможен для этих городов).
3.3. Разработка списка инфраструктурных мероприятий для каждой группы городов (тут же: более детальный разбор для примера по 1 городу из каждой группы).
Заключение


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе были рассмотрены вопросы интеграции железнодорожной инфраструктуры в существующие транспортные сети в российских городах.
На первом этапе были определены критерии, по которым можно определить возможность и целесообразность обсуждения проектов городской электрички. Благодаря им из 78 городов с населением свыше 250 000 человек, были отобраны 42 города.
В рамках работы были проанализированы существующие виды организации городского жд сообщения и были выделены 4 основных типа:
- городская электричка - сценарий максимум;
- городская электричка - урезанный сценарий;
- сценарий рельсового автобуса;
- сценарий адаптации существующего пригородного сообщения;
В третьей главе были выделены 12 основных направлений работы, с которыми придётся столкнуться любому из выбранных городов в процессе реализации проекта городской электрички. Далее была определена степень сложности реализации каждого из этих 12 направлений по 4 возможным сценариям развития, результаты представлены в виде таблицы.
Таким образом, получены универсальные сценарии, по которым можно определить наиболее оптимальный путь интеграции жд транспорта в определённых городах, а также соотнести финансовые и политические возможности руководства городов с задачами, которые необходимо будет решать для воплощения одного из сценариев.
В финальной части работы продемонстрировано, как общий сценарий применяется в частной ситуации на примере Красноярска, Пензы, Севастополя и Ярославля, в которых рекомендуется реализовать каждый из основных типов городской электрички.




[1] РЕЙТИНГ ГОРОДОВ РОССИИ ПО КАЧЕСТВУ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА // SIMETRA URL: https://publictransport.simetragroup.ru/rating/ (дата обращения: 01/04/2023).
[2] Мультимодальные перевозки (поезд+автобус и поезд+самолет) // РЖД URL: https://www.rzd.ru/ru/9279#:~:text=%D0%9C%D1%83D1%82%D0%B0. (дата обращения: 01/04/2023).
[3] О стоимости проезда в общественном транспорте в 2023 году // Администрация Санкт‑Петербурга URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_transport/news/252212/#:~:text=%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B%20%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%D1%8B%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4%20%D0%B2,%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B5%20%2D%2044%20%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D1%8F. (дата обращения: 01/04/2023).
[4] Вукан Вучик Транспорт в городах, удобных для жизни. - 3 изд. - Москва: Альпина PRO, 2023. - 676 с.
[5] Д.В. СТАХНО ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЗАПУСКА МОСКОВСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО КОЛЬЦА НА АРЕНДНЫЕ СТАВКИ ЖИЛОЙ НЕДВИЖИМОСТИ // ГОРОДСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКИ. - 2018. - №3. - С. 27-69.
[6] Плата за каждый вагон и бесконечные досмотры: на что жалуются пассажиры «подземки» в других городах и чего ждать от метро в Красноярске? // newslab.ru URL: https://newslab.ru/article/1144150 (дата обращения: 26.05.2023).
[7] Путеводитель по Красноярску // planetofhotels.com URL: https://planetofhotels.com/guide/ru/rossiya/krasnoyarsk (дата обращения: 01/04/2023).
[8] Концепция "Концепция по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле" от 01.03.2020
[9] Постановление Государственной Думы "О рекомендациях парламентских слушаний на тему "О состоянии городского общественного электротранспорта в субъектах российской Федерации"" от 23.11.2022 № 2459-8 ГД // Парламентская газета. - 2022
[10] Без шума и пыли // oblgazeta.ru URL: https://www.oblgazeta.ru/society/auto/132152/ (дата обращения: 20.05.2023).
[11] Планировочная структура населенного пункта // studfile.net URL: https://studfile.net/preview/2481974/page:16/ (дата обращения: 20.05.2023).
[12] Постановление Правительства Москвы "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТА, АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕГИОНАЛЬНОГО ИЛИ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ" от 23.12.2015 № 945-ПП // Российская газета. - Официальный сайт мэра Москвы


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ