Введение 3
Глава1. Теоретический анализ проблемы педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе 7
1.1« Одаренность» как социально-педагогическая проблема 7
1.2 Сущность педагогического сопровождения одаренного ребенка в
образовательном учреждении 13
1.3 Научно-методическое обеспечение педагогического сопровождения
одаренных детей в образовательном процессе 20
Выводы по первой главе 24
Глава2.Опытно-экспериментальная работа по педагогическому
сопровождению одаренных детей в образовательном процессе 26
2.1.Организация творческой деятельности одаренных детей в образовательном процессе 26
2.2Особенности организации творческих конкурсов 33
2.3. Организация педагогического сопровождения одаренных детей в творческой деятельности 38
Выводы по второй главе 47
Заключение 50
Список используемой литературы 53
Приложение
Развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, края, государства. О приоритетности этой задачи свидетельствует множество государственных программ и документов, такие как Федеральный государственный образовательный стандарт, инициатива «Наша Новая школа», постановление правительства Красноярского края от 23 ноября 2010 года «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы», Федеральная целевая подпрограмма “Одаренные дети”, в рамках Президентской Программы “Дети России”, утвержденной Правительством РФ, 3 апреля 2012 года была утверждена президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Также практически у каждой школы существует собственная, действующая программа по работе с одаренными детьми.
В основе всех стандартов и программ лежит системно-
деятельностный подход, который призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебнопознавательную деятельность, а так же построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Все это создает условия для работы по развитию одаренности. В условиях же традиционной системы образования достижение этого результата было проблемным, ведь ее главный недостаток - стандартизация многих компонентов.
В научной литературе одаренность определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области.
Тема одаренности представляет собой комплекс вопросов, основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и менеджеров образования. При исследовании одаренности школьников были выявлены трудности в социализации, обучении и развитии одаренных учащихся, это связано с недостаточным количеством образовательных программ для них, неподготовленностью педагогов. Кроме того одаренные дети испытывают трудности адаптации, им часто не удается установить коммуникативные связи со сверстниками. Также сложность заключается в том, что не все дети умеют сделать выбор и правильно распорядиться своими талантами, а семья и школа не всегда помогает раскрыться личности ребенка. Эти и другие проблемы обусловили актуальность нашего исследования о педагогическом сопровождении одаренных детей в образовательном учреждении.
Объектом исследования является социализация и развитие одаренных школьников в образовательном процессе.
Предмет исследования - педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе школы.
Гипотеза исследования - при организации педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе через использование творческих форм деятельности наблюдается динамика в развитии творческого потенциала личности. При этом проявление творческого потенциала рассматривается через активизацию творческих наклонностей, показатели социальной креативности, самооценки творческого потенциала личности.
Цель исследования - выявление сущности, особенностей, содержания и особенностей организации педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе.
...
Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование по проблеме педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном процессе позволяет сделать следующие выводы:
На основе анализа различных источников было сформулировано рабочее определение одаренности, как уровня развития способностей (интеллектуальных, творческих), которые дают возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с остальными людьми.
При исследовании одаренности школьников были выявлены трудности в социализации, обучении и развитии одаренных учащихся. Это обусловило актуальность нашего исследования о педагогическом сопровождении одаренных детей в образовательном учреждении.
Педагогическое сопровождение - это процесс, направленный на анализ способностей, интересов и потенциальных возможностей одаренных детей.
Педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном учреждении может осуществляться по нескольким направлениям:
1) Диагностическое, которое направлено на выявление одаренных учащихся.
2) Консультационное, или просветительское направление заключается в работе с родителями и учителями.
3) Коррекционно-развивающее, направленное на раскрытие и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка.
В нашей работе удалось реализовать первый и третий этапы педагогического сопровождения одаренных школьников.
В эмпирической части работы были охарактеризованы такие понятия как творчество, творческие способности и творческая деятельность. Творческая деятельность имеет функциональную направленность, а именно: в творчестве личность ориентирована на собственно процесс творения, а не на получение результата, компенсация за неудачи в других видах деятельности, источник переживания сильного эмоционального потрясения, внутреннего очищения, связанного с художественным произведением (переживание за судьбу героя), способ познания окружающего мира и самопознания, особая форма коммуникации, преодолевающая пространственные и временные барьеры. Функции творческой деятельности соответствуют интересам и возможностям одаренных детей. Выявление способностей и задатков к творчеству свидетельствует о наличии одаренности ребёнка, которую нужно развивать.
В нашем исследовании одной из задач практической работы являлось выявление одаренных детей в образовательном процессе с помощью психолого-педагогических методов исследования. Для этого была отобрана группа одаренных детей, стремящихся развивать свой творческих потенциал, в направлении музыкального и вокального искусства.
Следующей задачей было организовать педагогическое сопровождение сформированной группы и выбрать соответствующую форму сопровождения, это и было организовано на базе МБОУ СШ № 19 города Красноярска.
Для организации педагогического сопровождения использовались следующие формы, направленные на развитие одаренных детей в области музыкального и вокального искусства: для младших школьников был проведен театральный фестиваль «Русская сказка», педагогическое сопровождение старшеклассников было организовано в форме творческого конкурса «Муза».
В ходе подготовки к выбранным формам педагогического сопровождения был использован и адаптирован алгоритм организации и проведения театрального фестиваля и творческого конкурса.
...
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект-Пресс, 2006. с. 41-43.
2. Адлер А., Р. Ассаджиоли Р. О психологических методах изучения творчества.- М., Наука, 1971. с. 27 -33.
3. Афанасьев С. «Методика организации конкурсов»//Воспитание
школьников вып. №-3. М-2001. с.18-24.
4. Батаршев, А.В. Методика «Определение социальной креативности личности» / А.В. Батаршев // Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. - С.137-138.
5. Богоявленская Д.Б. « Рабочая концепция одаренности»
6. Верникова Л.М. Открываем театральный сезон. Сценарии, конкурсы, турниры. Учебное пособие./ Верникова Л.М. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 96 с.
7. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.
8. Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. СПб., 1875. с. 63.
9. Гарднер.Х. Структура разума. Теория множественного интеллекта.
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4т. Т.2. - СПб., 1997. - 370с.
11. Диагностика познавательных способностей: Методики и тесты: Учебное пособие. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009.
12. Иванова С. 50 советов по нематериальной мотивации. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 240 с.
13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - 2009.
14. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений /Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - 176с.
15. Лазарев Виктор Андреевич. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников : Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01 Ярославль, 2005 329 с.
... всего 30 источников