Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жизненная перспектива как фактор субъективного благополучия студентов

Работа №14845

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы94стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1263
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ исследования проблемы жизненной перспективы
как фактора субъективного благополучия студентов 8
1.1. Проблема жизненной перспективы в психологической науке 8
1.2. Психологические особенности студенческого возраста 18
1.3. Субъективное благополучие личности как психологический феномен 29
1.4. Факторы и критерии субъективного благополучия 38
Вывод по первой главе 42
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы жизненной перспективы как фактора субъективного благополучия студентов 44
2.1. Организация и методы исследования 44
2.2. Анализ и описание результатов исследования 53
2.3. Рекомендации по оптимизации жизненной перспективы и субъективного
благополучия в студенческом возрасте 60
Вывод по второй главе 61
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложение 1 71
Приложение 2 73
Приложение 3 87


В эпоху перемен и кризисов, в условиях напряженной и сложной общественной жизни, каждому человеку нужно сделать правильный выбор жизненного пути, который будет способствовать сохранению целостности его
внутреннего мира и будущей самореализации. Именно поэтому на первый план
в психологических исследованиях выходит - «жизненная» проблематика как анализ развития личности в течении жизни,- называемая «психологией жизненного пути». Феномен «жизненных перспектив личности» занимает одно из главных значений при ее разработке. На первое место выходит исследование представлений о жизненных перспективах, при обращении к ситуации восприятия и представления будущих событий, формированию целей и путей их достижения, и того какое влияние оказывают жизненные планы на поведение и деятельность человека в настоящее время.
Особую актуальность приобретают исследования того, что является основой внутреннего баланса человека, это служит основанием внутреннего равновесия личности, его участие в регуляции поведения, как оказать помощь человеку при решении проблемы благополучия. Проблема жизненной перспективы и субъективного благополучия, в последнее время, стала все чаще становится предметом исследования психологов.
Построение жизненной перспективы и субъективного благополучия подразумевает под собой выдвижение этапных целей, разработку путей их достижения, также рефлексию смысла достижения этих целей. Особую актуальность данная проблема имеет именно в студенческом возрасте.
Объект исследования - субъективное благополучие студентов.
Предмет исследования - жизненная перспектива как фактор субъективного благополучия студентов.
Гипотеза исследования: исследование строилось на предположении о том, что между выраженностью жизненной перспективы и субъективным благополучием студентов существует значимая связь при перемещении из одной возрастной группы в другую, изменяются жизненные перспективы, и именно в студенческом возрасте на главном месте находятся перспективы обучения и профессионального самоопределения;
Чтобы проверить гипотезу и для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень субъективного благополучия студентов;
3) выявить уровень выраженности жизненной перспективы;
4) проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Методы исследования:
1) теоретический: анализ и обобщение существующей литературы по данной проблеме исследования;
2) эмпирические методы: тестирование (опросник временной перспективы Зимбардо (ZTPI), адаптированный А. Сырцовой и О. В. Митиной, морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина), тест «Шкала субъективного благополучия» М.В. Соколовой.);
3) методы математической обработки результатов исследования.
Апробация результатов исследования: результаты исследования были представлены на кафедре педагогики и психологии. Участие в XX заочной Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: Проблемы и перспективы», которая состоялась 27 апреля 2018 года на базе ФГБО ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина»
По результатам исследования опубликована 1 статья:
Гурова, А. А., Уровень и факторы субъективного благополучия в студенческом возрасте. / А. А. Гурова // Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронное издание]: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) / отв. ред. Т.Н. Зотова. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в процессе консультирования студентов. Они могут быть применены с целью диагностики и последующего развития жизненных перспектив у студентов, принадлежащих к различным возрастным группам. Полученные данные могут применяться с целью разработки программ развития жизненных перспектив у студентов.
База исследования: исследование было проведено на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина». В исследовании принимали участие студенты ППФ и ФТпППО.
Структура дипломной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В первой главе представлен теоретический анализ проблемы жизненных перспектив в студенческом возрасте. Проблема жизненной перспективы личности в отечественной и зарубежной психологии была проанализирована в первом параграфе. Затем охарактеризовано субъективное благополучие личности как психологический феномен. В третьем параграфе рассмотрены психологические особенности студенческого возраста.
Во второй главе были представлены результаты: эмпирического изучения субъективного благополучия и жизненных перспектив личности; так же обоснован выбор методов исследования; описана процедура исследования и представлен анализ полученных результатов. Краткие выводы приводятся по результатам каждой из глав.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Жизненные перспективы личности, их дальность, четкое осознание, надежность и т.д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, ее социальной, социально - психологической активности и зрелости.
Следуя словам К. Левина: «жизненная, перспектива является своеобразной само проекцией человека в будущее и отражает всю систему его мотивов и в то же время как бы выходит за пределы наличной мотивационной иерархии [18, с.246], следуя сложившейся научной традиции понимания жизненной перспективы».
Субъективное благополучие - ода из ключевых проблем психологии личности. Это обусловлено тем, что от субъективного благополучия зависит качество жизни, успешность, способность быстро и эффективно приспосабливаться к различным ситуациям, возникающим в жизни человека.
Для исследования жизненной перспективы как фактора субъективного благополучия студентов были использованы следующие методики опросник временной перспективы Зимбардо (ZTPI), адаптированный А. Сырцовой и О. В. Митиной, морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина), тест «Шкала субъективного благополучия» М.В. Соколовой. Исследование проходило на базе Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени В.М. Шукшина»
В результате проведенного исследования было выявлено, что большинство студентов организуют свою жизнь вокруг деятельности и отношений, доставляющих наслаждение, являющиеся для них волнующими и новыми, будоражащими, стимулирующими. Они в основном сосредоточены на непосредственном удовлетворении своих желаний, само поощрении и краткосрочных выигрышах. Они всегда избегают всего, что требует усилий или соблюдения правил. Им свойственно быть веселыми, "шаловливыми" и импульсивными.
По шкале «Фаталистическое настоящее» преобладает средний уровень (46% от выборки). Это говорит о том, что большинство студентов это связано со средней самооценкой, средней импульсивностью, депрессией, иногда обидой и подозрительностью.
По шкале «Будущее» преобладает средний уровень (52% от выборки), это положительно коррелируется с добросовестностью, положительной самооценкой; отрицательно - с импульсивностью, тревогой и депрессией.
Студенты стремятся к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека неограниченны. Первоочередным, по их мнению, является необходимость добиться в жизни наиболее полной их реализации. Они компетентны в своих делах и крайне серьезно относятся к своим обязанностям, очень снисходительны к людям и их недостаткам, при этом требовательны к себе.
Анализ результатов по методике «Субъективного благополучия» показал, что у большинства студентов высокий уровень эмоционального благополучия.
Подводя итог, можно сказать, что, задачи, поставленные в работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования. Целью нашей работы было исследование жизненных перспектив как фактора субъективного благополучия студентов, что мы и доказали в ходе нашего исследования.
Сопоставление результатов, полученных в ходе исследования, позволило сделать вывод о том, что студенты с высоким и средним уровнем субъективного благополучия имеют средний или высокий уровень по шкале «позитивное прошлое», средний уровень по шкале «гедонистическое настоящее», низкий уровень по шкале «фаталистическое настоящее» и высокий или средний уровень по шкале «будущее».
Таким образом, можно заключить, что гипотеза подтверждена, задачи выполнены и цель достигнута.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2012. - 704с.
2. Аргайл М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. - М.: Прогресс, 2002. - 332с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. -
299 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности / Психология личности и образ жизни. Под ред. Шороховой Е.В. М., 1987. - 259 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.
6. Борисова, Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности [Текст] /Е.М.Борисова // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1980. - С. 159-177.
7. Бассин, Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла [Текст]/ Ф.В. Бассин // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - с. 13-14.
8. Бахарева, Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности [Тескт]: автореф. дис. Канд. Психол. Наук / Н.К. Бахарева. - Хабаровск, 2004. - 19 с.
9. Божович, Л.И. Особенности самосознания у старших подростков [Текст]/ Л.И. Божович. // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С. 22.
10. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии [Текст]/ Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 2000. - №5. - с. 9.
11. Будинайте, Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С. 99-105.
12. Волынская, Я.Б. Социальные ориентиры жизненных смыслов в юности [Текст]/ Я.Б. Волынская // Обсерватория культуры: журнал "Обозрение". - 2008. - №3. с. 20-27.
13. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. - М. Падагогика, 1982 - 1984.
14. Вайзер, Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека [Текст]/ Г.А. Вайзер // Психологический журнал. - 2005. №5. - с. 8.
15. Вагапова, А.В. Психологическое сопровождение
профессионального становления личности студента в условиях вузовского образования [Текст] / А.В. Вагапова, Е.Е. Бочарова // Психология образования в XXI веке: теория и практика. - М., 2009. - C. 168-172
16. Гальперин, Б.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] /Б.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Педагогика, 1978. - 424с.
17. Гребенщикова, Т.А., ДжиДарьян И.А., Шапиро А.З. Счастье [Текст] / Т.А. Гребенщикова, И.А. Джидарьян, А.З. Шапиро. // Онлайн Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресур], - Режим доступа - http://www.krugosyet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/SCHAS
TE.html.
18. Дине,р Э. Субъективное благополучие [Текст]: Три десятилетия прогресса / Э. Диннер // Психологический вестник. - 2000. - с. 278.
19. Дубровина, И.В. Учебник для студентов средних учебных заведений / [Текст]: И.В. Дубровина, Е.В. Данилова, А.М. Прихожан. / Под ред. И.В. Даниловой. - М.; Академия, 2001.
20. Драгунова, Г.В. Подросток [Текст] / Г.В. Драгунова - М.: «Знание»,
1976.
21. ДжиДарьян, И.А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе // Русский менталитет: вопросы психологической теории и практики [Текст]/ Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. / И.А. Джидарьян - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 336 с.
22. Ермолаева, М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии [Текст]: Учебное пособие / М.В. Осипова. - М.: Ось-89, 2003. - 416 с.
23. Зацепин, В.И. Счастье как проблема социальной психологии [Текст] / В.И. Зацепин. // - Львов, 1981. - 208с.
24. Жуков, Ю.М. Введение в практическую и социальную психологию [Текст] /Ю.М Жуков, Л.А Петровская, О.В Соловьёва. - М.: Смысл, 1996. - 373с.
25. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб. Питер, 2000. - 512 с.
26. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 464 с.
27. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст]/ И.С. Кон. // - М.: Просвещение, 1989. - 255с.
28. Крайг, Г. Психология развития [Текст]/ Г. Крайг. // - СПб. Питер Ком, 2000. - 784с.
29. Лисовский, В.Т. Воспитание студентов вузов Российской Федерации: материалы концепции [Текст] / В.Т. Лисовский // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. - М.: ИЦПКПС, 2011. - С. 69 - 89.
30. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / Перев. С англ. А.М. Татлыбаевой. [Текст]/ А. Маслоу // - СПБ. Евразия, 1999. - 432 с.
31. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст]/ А. Маслоу // Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. - 425 с.
32. Мухина, B. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]/ В. Мухина. // - М.: Академия, 2006. - 427 с.
33. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов [Текст] / В.С. Мухина. - 9-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 656 с.
34. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. // - М., 1989. - 590с
35. Оленникова, М.В. Возрастная психология [Текст]/ М.В. Оленникова. // - СПб. Питер, 2000.
36. Соколова, М.В. Шкала субъективного благополучия. Второе издание [Текст]/ М.В. Соколова. // - Ярославль 1996.
37. Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни [Текст]/ М. Селигман. // Перев.с англ. - М.: Издательство "София", 2006. - с. 42, 56, 83-85, 106-107.
38. Слободчиков, В.И. Психология развития человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Высшая школа, 2013. - 400 с.
39. Смирнов, С.А. Педагогика [Текст] /С.А.Смирнов. - М.: Академия, 2000. - 329 с.
40. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М.: МГУ, 1983. - 284 с.
41. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] /С.А.Смирнов, И.Б. Котова. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995. -736с.
42. Татаркевич, В. О счастье и совершенстве человека [Текст] / В. Татаркевич // - М.: Прогресс, 1981. - с. 42, 69, 345-346.
43. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст]/ Э. Эриксон //-М.: П4.
44. Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности [Текст]/ Р. Эммонс. // - М.: Питер, 2004. - с 43-44.
45. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - М.: МПСИ; Флинта, 2004. - 672 с.
46. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности. Избранные труды в 2-х томах. [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - 2-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 568 с.
47. Франкл, В. Человек в поисках смысла: [Сборник]: Пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.
48. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ