ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9
1.1. Военно-профессиональная ориентация учащихся как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Содержание, структура военно-профессиональной ориентации учащихся12
1.3. Педагогические условия проведения военно-профессиональной ориента
ции учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности 22
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА УРОКАХ ОБЖ 29
2.1. Подготовка обучающихся к военной службе на уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» 29
2.2. Подготовка и организация исследования 35
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 35
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
3.1. Цели, задачи, принципы организации экспериментальной работы по проведению военно-профессиональной ориентации учащихся 10-11 классов в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности 37
3.2. Реализации педагогических условий проведения военно-профессио
нальной ориентации учащихся 10-11 классов процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности 43
3.3. Полученные результаты и их интерпретаци 56
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Актуальность исследования. Изучение процесса становления личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития общества. Изменения социально-экономической ситуации в стране и в мире, новая форма взаимодействия общества и силовых структур государства, заставляют по- новому взглянуть на проблему безопасности Российской Федерации. В такой ситуации особенно важная роль отводится профессиональной ориентации и подготовке молодежи к военнопрофессиональной деятельности, формированию у них ответственного и заинтересованного отношения к своему делу. Мотивы военной службы являются своеобразным продолжением мотивации, сформировавшейся еще в юношеские годы. Они являются основой выбора военной профессии и поступления в военный институт. Специфика военнопрофессиональных мотивов учащейся молодежи на поступление в военноучебные заведения на современном этапе развития российского общества связана с ухудшением отношения молодежи к военной службе, что сделало ее менее престижной, из-за этого кадровая нехватка в Министерство Обороны Российской Федерации. Все это делает проблему становления и развития военно-профессиональной мотивации особенно актуальной в современных условиях потребностью силовых структур в простых и надежных способах (методиках) формирования военно-профессиональных мотивов учащихся школ на поступление в военные институты и специальные образовательные учреждения. Профессиональная ориентация осуществляется в целях: реализации социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности; обеспечения единства государственной политики занятости с общим направлением социально-экономического развития общества
Решение задачи становления личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует разви- 3
тию военно-профессиональной ориентации учащихся. Развитие военно-профессиональной ориентации учащихся «запускает» механизм саморазвития, самореализации их личности. В связи с этим развитие военно-профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы, представляет одну из основных проблем образования, которая требует внимания, не только со стороны теоретиков, но и со стороны педагогов - практиков, так как полное раскрытие способностей и таланта ребёнка значимо не только для него самого, но и для общества в целом. Именно талантливые личности обеспечивают тот потенциал страны, который позволяет ей делать прорыв в культурной и экономической сферах. Это положение осознаётся во всём мире. Любая страна, правительство которой понимает, что если в современном обществе не будет людей, которые умеют ставить и решать новые задачи, прогрессивное развитие такой страны невозможно.
В то же время самореализация учащихся в образовательном процессе всегда связана с решением вопросов соотношения необходимости передачи молодому поколению всевозрастающего запаса социально-значимых знаний и соответствия их индивидуальному потенциалу каждого учащегося; массовости обучения и индивидуального стиля учения; усвоения знаний, способов действий и готовности к военному делу. Разрешение данных вопросов способствует формированию благоприятных условий для развития военнопрофессиональной ориентации учащихся в процессе обучения в общеобразовательной школе.
Проблема военно-профессиональной ориентации достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической литературе. В настоящее время выполнено большое количество работ, посвященных отдельным вопросам развития военно-профессиональной ориентации обучающихся. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в исследованиях ученых — философов (М.С. Каган, Е.В.Колесникова, П.Ф. Кравчук, В.Ф. Овчинников, Г.Л. Пихтовников.), психологов (Д.Б. Богоявленская, Ю.Н. Кулюткин, Я.А. Пономарев, Г.С.Сухобская, Е.Л.Яковлева). В педагогике изучением феномена военно-профессиональной ориентации занимались В.И. Андреев, Т.Е. Браже, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховская, Л.А. Даринская, М.В. Копосова, М.В. Корепанова, В.Ю.Лешер, М.Т. Мерзлякова, Л.В. Мещерякова, В.Г.Рындак, Т.А. Саламатова, А.И.Санникова, А.К. Уразова, Г.С. Ялмурзина. В данных работах сущность военно-профессиональной ориентации большинство ученых трактуют через соотношение с «возможностями», «ресурсами», «резервами», «способностями», «готовностью», «установками», «предпосылками» личности к творению нового, к осуществлению военной деятельности, требующими определенных условий для их развития и практического применения.
...
Подготовка к военной службе — процесс обучения и воспитания граждан, формирования у них убеждений, знаний, умений и навыков, необходимых для исполнения общих должностных и специальных обязанностей военной службы. Подготовка подразделяется на обязательную и добровольную.
Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении и на учебных пунктах организаций; военно-патриотическое воспитание; подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; медицинское освидетельствование и медицинское обследование; проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Добровольная подготовка к военной службе предусматривает: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Военно-профессиональная ориентация направлена на получение учащимися знаний о военных профессиях, военно-учетных специальностях солдат, матросов, сержантов и старшин и родственных гражданских специальностях, а также на формирование психологической готовности к призыву на военную службу, к овладению военно-учетными специальностями, обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образователь - ных учреждений высшего профессионального образования. Военно-профессиональная ориентация учащейся молодежи является организационно-педагогической деятельностью Вооруженных Сил внутри системы образования, поддерживающей первоначальное личностное развитие потенциального субъекта военно-профессиональной деятельности до уровня, обеспечивающего ему обоснованный выбор военной профессии и специальности и формирование дальнейшего пути профессионального самоопределения.
1. Абдульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абдульха- нова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшул- лер. - М.: Сов. Радио, 1979. 176 с.
3. Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества / Ш. А. Амонашвили. - М., 1991. - С. 184.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 335 с.
5. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. - Казань, 1988. - 238 с.
6. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. - Кн. 1.
• 568 с.
1. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. - М.: Высш. шк., 1981. - 160 с.
2. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - 365 с.
3. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев.
• СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 463 с.
4. Беликов В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: Монография. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
5. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст]: кн. для учителя / А. С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991.
6. Бергсон А. Творческая эволюция / А. Бергсон // Собр. соч. - Т. 1.
• С. 236-237.
7. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур . - М.: Высшая школа, 1989. - 215 с.
8. Блонский Л. П. Избранные педагогические произведения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1978. - Т. 1. - 369 с.; Т. 2. - 319 с.
9. Богданова В. И. Становление ранних форм памяти ребенка: авто- реф. дис. ... канд. психол. наук / В. И. Богданова. - М., 1976. - 16 с.
10. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М., 1968. - 435 с.
11. Божович Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. И. Божович. - СПб., 2002. - 317 с.
12. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / под ред. А. М. Прохорова. М.: Сов. энциклопедия, 1975. - Т. 21. - 640 с.
13. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. - Изд-е 2-е пер. доп. - М.: Изд-во Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 1456 с.
14. Браже Т. Г. Из опыта развития общей культуры учителя / Т. Г. Браже // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 70-74.
15. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 83 с.
... всего 108 источников