Работа сделана на примере youtube-канала «Контекст».
Есть приложения.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теория контекста и современный репортаж
§1. Современный репортаж как сочетание факта и контекста …………….…. 6
1.1.Контекст в репортаже: цели и функции 6
1.2. Нарративные элементы как элементы контекста в репортаже ….. 12
§2. Трансформация российского репортажа в XXI веке ………...……………. 15
2.1. Телевизионный репортаж и трансформация современной аудитории … 15
2.2. Репортаж на YouTube и его отличия от традиционного репортажа…18
Глава 2. Реконструкция контекста в репортажах издания «Контекст»
§3. Метод исследования …21
3.1. Методика выявления контекста …21
3.2. Выборка исследования …22
§4. Результаты исследования ……23
4.1. Структура репортажа и место контекста в ней …………….…….. 23
4.2. Функции контекстуальных фрагментов 25
Заключение ………………………………………………………………….… 29
Список использованной литературы …31
Приложение 1. Таймлайны репортажей …33
Актуальность исследования. Контекст как понятийная категория в современном мире критически важен: он позволяет понимать и анализировать события, явления и информацию вокруг нас. В условиях быстрого развития технологий, большого потока информации в средствах массовой информации контекст помогает определить значение и смысл различных ситуаций. Так как из-за легкого доступа к информации сейчас, интернет стал перегружен. Поэтому важно уметь работать с фактчекингом, соответственно различать достоверную информацию от манипулятивной. Благодаря контексту происходит интерпретация информации, что играет важную роль в формировании общественного мнения, так как это одна из главных задач журналистики. Нужно понимать, как контекст работает в медиатексте и как взаимодействует с аудиторией, какую функциональную нагрузку несет. Более того, из-за роста скорости новостного потока и политической поляризации появляются медиа, которые уделяют контексту особое внимание и тем самым создают качественную и осознанную журналистику. Однако такие издания не изучаются должным образом.
Новизна исследования заключается в анализе реконструкции контекста в современных репортажах на интернет-площадке YouTube. В курсовой работе мы рассмотрели современный репортаж как сочетание факта и контекста, выявили трансформацию современной аудитории и как сейчас формируется контекст в видеорепортажах. Также рассмотрели какое место занимает контекст в структуре репортажа на YouTube и как в нем функционирует контекстуальные фрагменты.
Объектом исследования является феномен формирования контекста в репортажах на YouTube-канале «Контекст».
Предметом исследования – структура репортажа и функции контекстуальных фрагментов в рубрике «Контекст».
Целью курсовой работы является выявление способов создания и функционала контекстуальных фрагментов в современном репортаже на основе рубрики «Контекст» на YouTube-канале «Контекст». В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) классифицировать эмпирическую базу;
2) рассмотреть, как строится традиционный репортаж;
3) узнать значение контекста в современных репортажах;
4) рассмотреть трансформацию современной аудитории;
5) выявить отличия YouTube репортажа от традиционного;
6) исследовать структуру репортажа рубрики «Контекст» на YouTube-канале «Контекст»;
7) выявить функции контекстуальных фрагментов на формирование контекста в репортажах издания «Контекст».
Хронологическими рамками исследования является период с 5 марта 2024 года по 3 мая 2024 года.
Теоретическую базу исследования представляют труды российских ученых в области изучения телевизионных репортажей, медиапотребления, контекста и его роли в процессах понимания текста. Мы опираемся на работы Воркачева С.Г. и Воркачевой Е. А., Зентек З., Карпия С.В., Кирсановой И. В., Козловой Л. А., Костомарова В.Г., Мурзиной Е. В., Онуприенко К. А., Постевой Е.В, Шияповой А. А., Фатхуловой Д. Р., Ярцевой В. Н.
Основным методом исследования является качественный контент-анализ с позиции структурно-композиционной и структурно-функциональной организации текста.
Эмпирическую базу исследования составили видеорепортажи рубрики «Контекст» на платформе YouTube канал «Контекст» общим объемом 10 выпусков за период с 5 марта 2024 года по 3 мая 2024 года. Анализ этих репортажей помогает выявить и понять элементы формирования контекста в современном репортаже.
Структура исследования включает в себя введение, две главы и четыре параграфа, заключение, список использованной литературы и приложение.
В ходе исследования «Формирование контекста в современном репортаже» интернет-издания было выявлено, что из-за быстрого развития новых технологий и появления новых медийных платформ, российские репортажи сталкиваются с новыми вызовами и возможностями. Трансформация включает изменения в стиле, формате и подходах к созданию репортажей, а также в использовании различных медиа-инструментов для усиления контекстуальной информации.
Таким образом, цель курсовой работы «Формирование контекста в современном репортаже» (на примере YouTube-канале «Контекст») выявление способов создания контекста в рубрике «Контекст» достигнута. Мы выяснили значение контекста в современных медиа, как и каким образом он взаимосвязан с репортажем. Контекст в репортаже представляет собой дополнительную информацию, которая помогает читателям или зрителям лучше понять значение и последствия происходящего. Репортажи на YouTube отличаются от традиционных за счет возможности взаимодействия с аудиторией, делать контент более авторским и персонализированным.
Анализ работы рубрики «Контекст» позволил выявить разнообразные методы формирования контекста, такие как использование ссылок на предыдущие материалы, объяснение ключевых терминов, анализ исторического контекста событий и привлечение экспертных мнений. Эти подходы способствуют созданию глубокого и информативного контекста, который помогает читателям лучше понять представленную информацию. Исследование формирования контекста в рубрике «Контекст» интернет-издания позволило сделать вывод о значимости данного процесса для обеспечения качественной информационной продукции. Понимание контекста помогает зрителям полноценно интерпретировать медиатексты и расшифровывать их смысл.
Контекст на YouTube-канале «Контекст» в рубрике «Контекст» формируется с помощью информативного контента, анализа событий, экспертного мнения и дискуссий, чтобы предоставить зрителям полезную информацию и помочь им лучше понять актуальные темы. Чередования структуры сюжета и контекста не является четко сформулированной системой. Работа рубрики «Контекст» способствует углубленному пониманию представленных материалов, делая информацию более доступной и ценной.
1. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982. С. 196.
2. Воркачев С.Г., Воркачева Е.А. Полисемия, контекст и трансляция смыслов // Современные исследования социальных проблем. Т. 12, № 5. 2020. С. 112-124.
3. Гуревич С.М. Жанры советской газеты. М., 1959. С. 92-94.
4. Зёнтек З. Репортаж как литература – репортаж как свидетельство// Вектор non-fiction в современных литературах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 2018. С. 58-82.
5. Карпий С.В. Прямое телевизионное включение в контексте трансформации репортажа: проблематика классификации // Вестник Донецкого национального университета. Серия Д: Филология и психология. 2019. № 3. С. 60-67.
6. Кирсанова И. В. Шияпова А. А. Фатхулова Д. Р. Контекст и его роль в процессах понимания текста (на материале психолингвистического исследования) // Современное педагогическое образование. №4. 2021. С. 279-283.
7. Коваленко М. П. Кушова И. В. Серова Т. С. Типы и функции контекстов при переводческом чтении исходного текста и порождении вторичного текста перевода // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. №2. 2020. С.20-35.
8. Козлова Л. А. Эволюция понятия "контекст" в контексте смены научных парадигм. Когнитивные исследования языка. 2022. № 3 (50). С. 249-252.
9. Коньков В. И. Речевая структура газетных жанров. СПб., 2004. С. 219.
10. Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики / М., 2005. С. 284.
11. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000
12. Лисицкая Л.Г., Молчанова М.М. Телевизионный репортаж как феномен медиакультуры // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2017. № 8. С. 121-127.
13. Литвиненко А. А. Репортаж: искусство повествования. СПб., 2013. С. 47.
14. Мурзина Е.В. Медиапотребление в условиях трансформации современного общества // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. №5 (68). 2020. C. 228-235.
15. Онуприенко К.А. Трансформация традиционных телевизионных жанров на новых технологических платформах // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2021. С. 99-107.
16. Постевая Е.В. Репортаж как специфический тип дискурса СМИ: экстралингвистические особенности // Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке: Материалы международной научно практической конференции. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. С. 154 –159.
17. Ярцева В.Н. Контекст: лингвистический энциклопедический словарь. Языкознание. М: Большая Рос. Энциклопедия. 2002. С. 685.
18. Minow M. Spelman E. V. In context. Southern California law review. 1990. С. 1597-1651.