Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира (Ишимский Педагогический Институт)

Работа №148418

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы137
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - МАОУ Сладковская СОШ
Выборка: 24 учащихся 3-го класса.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАММОТНОСТЬ», ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 14
1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 28
2.1. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 35
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном образовательном процессе значительное внимание уделяется комплексному развитию учащихся, включая их научно-познавательные способности и умения применять знания на практике. Важность такого подхода заключается в необходимости подготовки молодого поколения к быстро меняющемуся и информационно насыщенному миру, где грамотность в области естественных наук является ключевым фактором успешной адаптации и продуктивного участия в жизни общества.
В этой связи все большее значение приобретает разработка и реализация эффективных методик и подходов к обучению, которые способствуют не только усвоению знаний, но и развивают критическое мышление, научную любознательность и практические навыки у младших школьников. Это, в свою очередь, требует создания инновационных образовательных программ и методов обучения, которые будут отвечать современным требованиям и интересам учащихся, а также способствовать формированию у них устойчивого интереса к изучению окружающего мира и естественных наук.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов, как А.А. Леонтьев, В.Г. Разумовский, М.В. Рыжаков, А.Н. Захлебный, А.А. Журин и других. Концепция естественно-научной грамотности относительно нова и тесно связана с идеей функциональной грамотности школьников, являясь одним из ее ключевых элементов. Естественнонаучная грамотность включает в себя комплекс умений и навыков, которые необходимы для понимания взаимосвязей между явлениями, их научного объяснения и формулирования обоснованных выводов.
В контексте темы о формировании естественно-научной грамотности учащихся на уроках окружающего мира можно выявить ключевое противоречие, которое может оказывать влияние на эффективность образовательного процесса: c одной стороны, существует необходимость в формировании естественно-научной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира, а с другой стороны недостаточно точно определены педагогические условия, необходимые для этого процесса.
Проблема исследования в данной выпускной квалификационной работе заключается в необходимости разработки и внедрения эффективных педагогических условий формирования естественно-научной грамотности у младших школьников на уроках окружающего мира.
Таким образом, описанная выше проблема обусловливает актуальность и выбор темы настоящей выпускной квалификационной работы, посвященной «Формированию естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира».
Объектом исследования является процесс формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира.
Предметом исследования выступают педагогические условия формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира.
Цель данного исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования – формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках «Окружающего мира» будет эффективным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
1. Создание и использование специализированных рабочих листов, направленных на полноценное формирование и развитие естественно-научной грамотности обучающихся.
2. Внедрение виртуальных экскурсий.



Задачи исследования:
1. Определить характеристику и содержание понятия «естественно-научная грамотность», особенности ее формирования в младшем школьном возрасте;
2. Рассмотреть особенности организации уроков окружающего мира в начальной школе;
3. Определить педагогические условия формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира;
4. Реализовать педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира и проверить их эффективность.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез, конкретизация и обобщение.
-эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент.
Для успешной подготовки и защиты выпускной квалификационной работы использовались средства и методы физической культуры и спорта с целью поддержания должного уровня физической подготовленности, обеспечивающую высокую умственную и физическую работоспособность. В режим рабочего дня включались различные формы организации занятий физической культурой (физкультпаузы, физкультминутки, занятия избранным видом спорта) с целью профилактики утомления, появления хронических заболеваний и нормализации деятельности различных систем организма.
В рамках подготовки к защите выпускной квалификационной работы автором созданы и поддерживались безопасные условия жизнедеятельности, учитывающие возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Новизна данного исследования заключается в разработке и апробации педагогических условий, направленных на повышение эффективности формирования естественно-научной грамотности (ЕНГ) у младших школьников в рамках уроков окружающего мира.
Практическая значимость исследования проявляется в разработке и апробации педагогических условий, которые могут быть применены в образовательной практике. Создание и использование специализированных рабочих листов, направленных на полноценное формирование и развитие естественно-научной грамотности обучающихся, а также внедрение виртуальных экскурсий.
Основные этапы экспериментального исследования:
1 этап. Анализ научно-исследовательской и специальной литературы по теме исследования. Формулирование актуальности проблемы, определение целей, задач и гипотезы исследования.
2 этап. Проведение констатирующего этапа исследования, определение естественно-научной грамотности. Обработка полученных диагностических показателей. Определение предпосылок в последующей реализации формирующего этапа исследования.
3 этап. Реализация формирующего этапа исследования, в котором принимали участие 12 обучающихся экспериментальной группы исследования. В ходе формирующего этапа исследования ставилась цель реализации разработанных педагогических условий в виде: разработки рабочих листов, направленных на формирование и развитие естественно-научной грамотности обучающихся и внедрение системы виртуальных экскурсий.
4 этап. Проведение контрольного этапа исследования, на котором проводился качественный анализ эффективности разработанных педагогических условий, в которых находились обучающиеся третьего класса экспериментальной группы.
Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель настоящего исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира.
В результате проведенного теоретического и практического исследования, опираясь на достижения современной педагогической науки, было доказано, что внедрение специфических педагогических условий значительно повышает эффективность образовательного процесса в рамках уроков окружающего мира.
В ходе исследования было уточнено понятие «естественно-научная грамотность», которое следует рассматривать как комплекс умений и навыков, позволяющих учащимся активно понимать и объяснять природные явления на основе научных принципов. Было установлено, что обучение, основанное на методах активного взаимодействия и практической деятельности, способствует глубокому усвоению материала и развитию критического мышления.
Одним из условий успешной реализации педагогической гипотезы следует считать создание и использование, включая разработку и внедрение разработанных рабочих листов и виртуальных экскурсий, которые охватывают основные проблемные зоны. Условия были направлены на активизацию практической деятельности учащихся и развитие их способности к научному анализу и критическому мышлению в рамках изучаемых естественно-научных дисциплин.
Проверка эффективности введенных условий показала значительное улучшение уровня естественнонаучной грамотности учащихся, что подтверждает эффективность предложенных подходов. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о высокой эффективности разработанной методики и её влиянии на повышение качества образования.
Перспективность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы для теоретического курса теории и методики обучения, а также найти применение при решении вопросов организации обучения в начальных классах. Разработанные педагогические условия и методы могут быть применены в школьной практике, что будет способствовать повышению общего уровня естественнонаучной грамотности среди младших школьников.
Данное исследование не только подтверждает важность инновационных подходов в образовании, но и демонстрирует практическую применимость разработанных методик в условиях современной школы.




1. Асанова Л. И. Естественнонаучная грамотность : пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Л. И. Асанова, И. Е. Барсуков, Л. Г. Кудрова и др.]. – Москва : Академия Минпросвещения России, 2021. 84 с.
2. Бекулова М. Ю. Естественнонаучная грамотность / М. Ю. Бекулова Х. И. Гейдарова // Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии : Материалы XIV Международной научно-практической конференции, Астрахань, 27–28 мая 2022 года / Составители: И.С. Шарова, Г.В. Крыжновская, М.М. Иолин. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет». 2022. С. 186-188.
3. Букреева Ю. С. Особенности формирования естественнонаучной грамотности младших школьников / Ю. С. Букреева // Менеджмент в образовании: экосистемный подход : Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 22 апреля 2023 года / Под редакцией О.А. Любченко. – Москва: Московский городской педагогический университет. 2023. С. 88-93.
4. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. №.2. С.143-152.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М., 1956.
6. Володин А. А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» //Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. №. 2. С. 143-152.
7. Дорохова О. А. Первые педагогические проекты реализации на практике теории множественного интеллекта Говарда Гарднера //Агроинженерия. 2014. №. 4. С. 147-150.
8. Жилина Т. И. Естественнонаучная грамотность школьника: опыт формирования и оценивания в деятельности учителя начальных классов. 2021. 161 с.
9. Жилина Т. И. Формирование функциональной естественнонаучной грамотности младших школьников средствами предметной области «Окружающий мир» // Функциональная грамотность школьников: проблемы и эффективные практики. 2021. 10с.
10. Заграничная Н.А. Методы формирования естественнонаучной грамотности учащихся основной школы: интегративный подход // Школьные технологии. 2017.124 с.
11. Землянская А. А. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / А. А. Землянская // Форум молодых исследователей : сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 февраля 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение. 2023. С. 131-133.
12. Земсков А. Е. Диагностический инструментарий выявления уровня сформированности социального опыта младших подростков во внеурочной деятельности //Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. №. 5. С.19.
13. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. No1. С. 8-14.
14. Калинина Л. В. Формирование умения проводить наблюдения на уроках окружающего мира / Л. В. Калинина // Начальная школа. 2018. № 6. С. 54-58.
15. Ковальчук Т. А. Формирование естественнонаучной функциональной грамотности младших школьников как педагогическая проблема //Педагогика. 2023. №. 3. С.17.
16. Косикова С. В. Проектирование заданий по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников на предметном содержании курса «Окружающий мир» //Управление образованием: теория и практика. 2023. Т.13. №. 10-2. С.156-164.
17. Лихачева Т. С. Альтернативные средства повышения естественнонаучной грамотности младших школьников / Т. С. Лихачева // Инновационные и традиционные технологии естественнонаучного и математического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста : материалы исследовательских работ преподавателей и студентов педагогического вуза, учителей общеобразовательной школы. – Ульяновск 2021. С.47-51.
18. Мазанюк Е. Ф. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира в начальной школе //Проблемы современного педагогического образования. 2020. №. 66-1. С. 131-134.
19. Мамедов Н. М. Естественнонаучная грамотность как условие адаптации человека к эпохе перемен //Ценности и смыслы. 2020. №. 5. С. 45-59.
20. Марголис А. А. и др. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования //Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. №. 6. С.5-24.
21. Миронова О. А. Прагматизм Джона Дьюи как ведущая философия образования XXI века //Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. №. 7. С. 11-15.
22. Мишина О.С. Методический инструментарий для формирования естественнонаучной грамотности у школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-3. С.45-57.
23. Мордвинцева А. М., Берсенева И. А. Естественнонаучная грамотность как вид функциональной грамотности //Научный аспект. 2022. Т. 5. №. 5. 646 с.
24. Попова О. В. Естественно-научный компонент функциональной грамотности обучающихся: теория и практика формирования и развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 01. С. 48–66.
25. Пентин А. Ю. Методические рекомендации по формированию естественно-научной грамотности обучающихся 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. 2021.143 с.
26. Подобедова А. Д. Российские учебники по окружающему миру в контексте формирования естественнонаучной грамотности //Исследователь/Researcher. 2022. №. 3-4 (39-40). С. 253-265.
27. Примерная рабочая программа начального общего образования одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
28. Примерная рабочая программа начального общего образования «Окружающий мир» (для 1–4 классов образовательных организаций) протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
29. Рубахина С. Г. Формирование естественнонаучной грамотности в дополнительном образовании школьников //Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия№ 3. Гуманитарные и общественные науки. 2023. №. 1. С. 105-111.
30. Савицкий Ю. А. Современный взгляд на естественнонаучную грамотность обучаемых //Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). 2020. №. 3. 405с.
31. Сергеева Б. В. Естественнонаучная грамотность младших школьников //Исследования молодых ученых. 2023. С.103-108.
32. Смирнова М. С. Проблемное обучение на уроках окружающего мира //Начальная школа. 2016. №. 4. С. 30-34.
33. Соколова А. М. Формирование естественно-научной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира и кубановедения. 2021. 65с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ