Формирование естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира (Ишимский Педагогический Институт)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - МАОУ Сладковская СОШ
Выборка: 24 учащихся 3-го класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАММОТНОСТЬ», ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 14
1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 28
2.1. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 35
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
База исследования - МАОУ Сладковская СОШ
Выборка: 24 учащихся 3-го класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 7
1.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАММОТНОСТЬ», ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 14
1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 28
2.1. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 28
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАММОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 35
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 41
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном образовательном процессе значительное внимание уделяется комплексному развитию учащихся, включая их научно-познавательные способности и умения применять знания на практике. Важность такого подхода заключается в необходимости подготовки молодого поколения к быстро меняющемуся и информационно насыщенному миру, где грамотность в области естественных наук является ключевым фактором успешной адаптации и продуктивного участия в жизни общества.
В этой связи все большее значение приобретает разработка и реализация эффективных методик и подходов к обучению, которые способствуют не только усвоению знаний, но и развивают критическое мышление, научную любознательность и практические навыки у младших школьников. Это, в свою очередь, требует создания инновационных образовательных программ и методов обучения, которые будут отвечать современным требованиям и интересам учащихся, а также способствовать формированию у них устойчивого интереса к изучению окружающего мира и естественных наук.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов, как А.А. Леонтьев, В.Г. Разумовский, М.В. Рыжаков, А.Н. Захлебный, А.А. Журин и других. Концепция естественно-научной грамотности относительно нова и тесно связана с идеей функциональной грамотности школьников, являясь одним из ее ключевых элементов. Естественнонаучная грамотность включает в себя комплекс умений и навыков, которые необходимы для понимания взаимосвязей между явлениями, их научного объяснения и формулирования обоснованных выводов.
В контексте темы о формировании естественно-научной грамотности учащихся на уроках окружающего мира можно выявить ключевое противоречие, которое может оказывать влияние на эффективность образовательного процесса: c одной стороны, существует необходимость в формировании естественно-научной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира, а с другой стороны недостаточно точно определены педагогические условия, необходимые для этого процесса.
Проблема исследования в данной выпускной квалификационной работе заключается в необходимости разработки и внедрения эффективных педагогических условий формирования естественно-научной грамотности у младших школьников на уроках окружающего мира.
Таким образом, описанная выше проблема обусловливает актуальность и выбор темы настоящей выпускной квалификационной работы, посвященной «Формированию естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира».
Объектом исследования является процесс формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира.
Предметом исследования выступают педагогические условия формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира.
Цель данного исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования – формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках «Окружающего мира» будет эффективным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
1. Создание и использование специализированных рабочих листов, направленных на полноценное формирование и развитие естественно-научной грамотности обучающихся.
2. Внедрение виртуальных экскурсий.
Задачи исследования:
1. Определить характеристику и содержание понятия «естественно-научная грамотность», особенности ее формирования в младшем школьном возрасте;
2. Рассмотреть особенности организации уроков окружающего мира в начальной школе;
3. Определить педагогические условия формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира;
4. Реализовать педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира и проверить их эффективность.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез, конкретизация и обобщение.
-эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент.
Для успешной подготовки и защиты выпускной квалификационной работы использовались средства и методы физической культуры и спорта с целью поддержания должного уровня физической подготовленности, обеспечивающую высокую умственную и физическую работоспособность. В режим рабочего дня включались различные формы организации занятий физической культурой (физкультпаузы, физкультминутки, занятия избранным видом спорта) с целью профилактики утомления, появления хронических заболеваний и нормализации деятельности различных систем организма.
В рамках подготовки к защите выпускной квалификационной работы автором созданы и поддерживались безопасные условия жизнедеятельности, учитывающие возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Новизна данного исследования заключается в разработке и апробации педагогических условий, направленных на повышение эффективности формирования естественно-научной грамотности (ЕНГ) у младших школьников в рамках уроков окружающего мира.
Практическая значимость исследования проявляется в разработке и апробации педагогических условий, которые могут быть применены в образовательной практике. Создание и использование специализированных рабочих листов, направленных на полноценное формирование и развитие естественно-научной грамотности обучающихся, а также внедрение виртуальных экскурсий.
Основные этапы экспериментального исследования:
1 этап. Анализ научно-исследовательской и специальной литературы по теме исследования. Формулирование актуальности проблемы, определение целей, задач и гипотезы исследования.
2 этап. Проведение констатирующего этапа исследования, определение естественно-научной грамотности. Обработка полученных диагностических показателей. Определение предпосылок в последующей реализации формирующего этапа исследования.
3 этап. Реализация формирующего этапа исследования, в котором принимали участие 12 обучающихся экспериментальной группы исследования. В ходе формирующего этапа исследования ставилась цель реализации разработанных педагогических условий в виде: разработки рабочих листов, направленных на формирование и развитие естественно-научной грамотности обучающихся и внедрение системы виртуальных экскурсий.
4 этап. Проведение контрольного этапа исследования, на котором проводился качественный анализ эффективности разработанных педагогических условий, в которых находились обучающиеся третьего класса экспериментальной группы.
Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В этой связи все большее значение приобретает разработка и реализация эффективных методик и подходов к обучению, которые способствуют не только усвоению знаний, но и развивают критическое мышление, научную любознательность и практические навыки у младших школьников. Это, в свою очередь, требует создания инновационных образовательных программ и методов обучения, которые будут отвечать современным требованиям и интересам учащихся, а также способствовать формированию у них устойчивого интереса к изучению окружающего мира и естественных наук.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов, как А.А. Леонтьев, В.Г. Разумовский, М.В. Рыжаков, А.Н. Захлебный, А.А. Журин и других. Концепция естественно-научной грамотности относительно нова и тесно связана с идеей функциональной грамотности школьников, являясь одним из ее ключевых элементов. Естественнонаучная грамотность включает в себя комплекс умений и навыков, которые необходимы для понимания взаимосвязей между явлениями, их научного объяснения и формулирования обоснованных выводов.
В контексте темы о формировании естественно-научной грамотности учащихся на уроках окружающего мира можно выявить ключевое противоречие, которое может оказывать влияние на эффективность образовательного процесса: c одной стороны, существует необходимость в формировании естественно-научной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира, а с другой стороны недостаточно точно определены педагогические условия, необходимые для этого процесса.
Проблема исследования в данной выпускной квалификационной работе заключается в необходимости разработки и внедрения эффективных педагогических условий формирования естественно-научной грамотности у младших школьников на уроках окружающего мира.
Таким образом, описанная выше проблема обусловливает актуальность и выбор темы настоящей выпускной квалификационной работы, посвященной «Формированию естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира».
Объектом исследования является процесс формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира.
Предметом исследования выступают педагогические условия формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира.
Цель данного исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования – формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках «Окружающего мира» будет эффективным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
1. Создание и использование специализированных рабочих листов, направленных на полноценное формирование и развитие естественно-научной грамотности обучающихся.
2. Внедрение виртуальных экскурсий.
Задачи исследования:
1. Определить характеристику и содержание понятия «естественно-научная грамотность», особенности ее формирования в младшем школьном возрасте;
2. Рассмотреть особенности организации уроков окружающего мира в начальной школе;
3. Определить педагогические условия формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира;
4. Реализовать педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира и проверить их эффективность.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез, конкретизация и обобщение.
-эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент.
Для успешной подготовки и защиты выпускной квалификационной работы использовались средства и методы физической культуры и спорта с целью поддержания должного уровня физической подготовленности, обеспечивающую высокую умственную и физическую работоспособность. В режим рабочего дня включались различные формы организации занятий физической культурой (физкультпаузы, физкультминутки, занятия избранным видом спорта) с целью профилактики утомления, появления хронических заболеваний и нормализации деятельности различных систем организма.
В рамках подготовки к защите выпускной квалификационной работы автором созданы и поддерживались безопасные условия жизнедеятельности, учитывающие возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Новизна данного исследования заключается в разработке и апробации педагогических условий, направленных на повышение эффективности формирования естественно-научной грамотности (ЕНГ) у младших школьников в рамках уроков окружающего мира.
Практическая значимость исследования проявляется в разработке и апробации педагогических условий, которые могут быть применены в образовательной практике. Создание и использование специализированных рабочих листов, направленных на полноценное формирование и развитие естественно-научной грамотности обучающихся, а также внедрение виртуальных экскурсий.
Основные этапы экспериментального исследования:
1 этап. Анализ научно-исследовательской и специальной литературы по теме исследования. Формулирование актуальности проблемы, определение целей, задач и гипотезы исследования.
2 этап. Проведение констатирующего этапа исследования, определение естественно-научной грамотности. Обработка полученных диагностических показателей. Определение предпосылок в последующей реализации формирующего этапа исследования.
3 этап. Реализация формирующего этапа исследования, в котором принимали участие 12 обучающихся экспериментальной группы исследования. В ходе формирующего этапа исследования ставилась цель реализации разработанных педагогических условий в виде: разработки рабочих листов, направленных на формирование и развитие естественно-научной грамотности обучающихся и внедрение системы виртуальных экскурсий.
4 этап. Проведение контрольного этапа исследования, на котором проводился качественный анализ эффективности разработанных педагогических условий, в которых находились обучающиеся третьего класса экспериментальной группы.
Структура ВКР. ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Цель настоящего исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира.
В результате проведенного теоретического и практического исследования, опираясь на достижения современной педагогической науки, было доказано, что внедрение специфических педагогических условий значительно повышает эффективность образовательного процесса в рамках уроков окружающего мира.
В ходе исследования было уточнено понятие «естественно-научная грамотность», которое следует рассматривать как комплекс умений и навыков, позволяющих учащимся активно понимать и объяснять природные явления на основе научных принципов. Было установлено, что обучение, основанное на методах активного взаимодействия и практической деятельности, способствует глубокому усвоению материала и развитию критического мышления.
Одним из условий успешной реализации педагогической гипотезы следует считать создание и использование, включая разработку и внедрение разработанных рабочих листов и виртуальных экскурсий, которые охватывают основные проблемные зоны. Условия были направлены на активизацию практической деятельности учащихся и развитие их способности к научному анализу и критическому мышлению в рамках изучаемых естественно-научных дисциплин.
Проверка эффективности введенных условий показала значительное улучшение уровня естественнонаучной грамотности учащихся, что подтверждает эффективность предложенных подходов. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о высокой эффективности разработанной методики и её влиянии на повышение качества образования.
Перспективность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы для теоретического курса теории и методики обучения, а также найти применение при решении вопросов организации обучения в начальных классах. Разработанные педагогические условия и методы могут быть применены в школьной практике, что будет способствовать повышению общего уровня естественнонаучной грамотности среди младших школьников.
Данное исследование не только подтверждает важность инновационных подходов в образовании, но и демонстрирует практическую применимость разработанных методик в условиях современной школы.
В результате проведенного теоретического и практического исследования, опираясь на достижения современной педагогической науки, было доказано, что внедрение специфических педагогических условий значительно повышает эффективность образовательного процесса в рамках уроков окружающего мира.
В ходе исследования было уточнено понятие «естественно-научная грамотность», которое следует рассматривать как комплекс умений и навыков, позволяющих учащимся активно понимать и объяснять природные явления на основе научных принципов. Было установлено, что обучение, основанное на методах активного взаимодействия и практической деятельности, способствует глубокому усвоению материала и развитию критического мышления.
Одним из условий успешной реализации педагогической гипотезы следует считать создание и использование, включая разработку и внедрение разработанных рабочих листов и виртуальных экскурсий, которые охватывают основные проблемные зоны. Условия были направлены на активизацию практической деятельности учащихся и развитие их способности к научному анализу и критическому мышлению в рамках изучаемых естественно-научных дисциплин.
Проверка эффективности введенных условий показала значительное улучшение уровня естественнонаучной грамотности учащихся, что подтверждает эффективность предложенных подходов. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о высокой эффективности разработанной методики и её влиянии на повышение качества образования.
Перспективность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы для теоретического курса теории и методики обучения, а также найти применение при решении вопросов организации обучения в начальных классах. Разработанные педагогические условия и методы могут быть применены в школьной практике, что будет способствовать повышению общего уровня естественнонаучной грамотности среди младших школьников.
Данное исследование не только подтверждает важность инновационных подходов в образовании, но и демонстрирует практическую применимость разработанных методик в условиях современной школы.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФЛОРЫ ОКРЕСТНОСТЕЙ ГОРОДА БИЙСКА
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



