ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА 7
2. ЭЛЕМЕНТЫ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА 11
2.1. Объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона преступления 11
2.2. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки 16
3. ОТГРАНИЧЕНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА ОТ ИНЫХ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 21
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 26
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Актуальность темы дипломной работы. Терроризм принял беспрецедентные масштабы и, по сути, бросил вызов цивилизации. Для эффективного противодействия этой глобальной угрозе необходимы слаженные энергичные действия всего мирового сообщества. Данный факт обусловлен тем, что террористические действия распространены исключительно не только лишь в границах одной страны, а абсолютно во всем мире.
По данным МВД, в 2016 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано - 1035 преступлений террористического характера, в 2015 году - 664 , в 2014 году - 661 . Это свидетельствует о нарастающей динамике совершенных преступлений. При квалификации террористического акта, а также при отграничении террористического акта от смежных преступлений у следователей и судов возникают сложности.
Актуальность темы исследования также обусловлена следующими факторами: террористические акты вызывают массовые человеческие
жертвы, нарушают духовные, материальные, культурные ценности народа, которые невозможно воссоздать веками. Террористический акт относится к тем видам преступных деяний, которые вызывают повышенную общественную опасность, его конечной целью является дестабилизация нормального хода государственной и общественной жизни. Террористические акты, во всех своих формах и проявлениях, по своим масштабам, интенсивности, бесчеловечности и жестокости превратились ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости, стали средством угрозы интересам личности, общества и государства; Понятие террористического акта в рамках уголовно-правового поля является одним из наиболее важных дискуссионных вопросов.
Значительное увеличение общественной опасности террористического акта связано с обстоятельствами, носящими колоссальный потенциал устрашения общества, причинения значительного ущерба имуществу или другим тяжким последствиям.
В силу перечисленных факторов появляется необходимость глубокого исследования данного вопроса.
Среди ученых до сих пор отсутствует единое понимание понятий, содержащихся в определении террористического акта (например, устрашение населения, опасность гибели, значительный имущественный ущерб, иные тяжкие последствия и т.д.). Все это негативно сказывается на применении ст. 205 УК РФ. На протяжении более 15 лет законодателями вносятся изменения и дополнения в ст. 205 УК РФ. Но, к сожалению, данная статья несовершенна.
Цель дипломной работы: исследование террористического акта как преступления, и его место в системе других видов террористической деятельности, а также решение спорных вопросов их квалификации и усовершенствование законодательной системы состава террористического акта.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- проанализировать современное состояние законодательства в сфере уголовной ответственности за террористический акт;
- провести отграничение террористического акта от смежных составов преступлений;
-определить объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону преступления;
- исследовать квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки состава преступления;
- выявить проблемы правового регулирования и провести анализ правоприменительной практики в области противодействия террористическим актам;
- определить направления совершенствования правового регулирования уголовной ответственности за террористический акт...
Изучив теоретические и практические аспекты уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст. 205 УК РФ, рассмотрев материалы судебной практики, можно сделать следующие выводы.
Террористический акт занимает важное место в системе преступления против общественной безопасности.
Для успешной борьбы с терроризмом необходимо совершенствование правового регулирования уголовной ответственности за совершение террористического акта, активное взаимодействие силовых ведомств, общественности и средств массовой информации.
Борьба с терроризмом является сложной и долговременной задачей, и решить ее только силовыми методами не представляется возможным, поскольку численность террористических организаций постоянно растет, они адаптируются к современным условиям.
Социальная угроза терроризма для государственной безопасности страны видится в облике непрерывно растущей опасности, равно как для конституционного строя, так и для прав людей.
Повышение числа совершенных террористических актов, их тяжести и последствий ставит перед государством конкретные задачи по их предотвращению. Тут необходим комплекс мер, стратегия борьбы, либо, иными словами, концепция национальной безопасности РФ. Она должна исходить в совокупности, как из внутреннего состояния общества, так и из международного воздействия. Необходимо сформировать механизм противодействия терроризму. Речь может идти о создании судов государственной безопасности, рассматривающих такие дела.
Следует отметить о необходимости совершенствования уголовного законодательства, в целях пресечения совершения террористических актов, на основе информации о них.
В частности в совершенствовании нуждается: ч.1 ст. 205 УК РФ. Определение объективной стороны террористического акта, раскрытое в диспозиции ч.1 ст. 205 УК РФ содержит некоторые пробелы и неточности. Так использование словосочетаний «иных действий», «других действий » подразумевает только активную форму поведения субъекта преступления. Тем самым оставляя без внимания совершение террористического акта посредством бездействия. Смягчить санкцию за угрозу совершения террористического акта, особенно если угроза не сопряжена с приготовлением, или вообще когда ее исполнение не может быть осуществлено. Необходимо дополнить характеристику объективных признаков новым признаком - применением огнестрельного оружия, дополнить цели совершения террористического акта, расширить круг адресатов воздействия;
Ч. 2 ст. 205 УК РФ: дополнить квалифицирующим признаком - «с причинением по неосторожности смерти человеку»; квалифицирующий признак предусмотренный п. в ч. 2 ст. 205 УК РФ заменить на «с применением взрывных устройств и боеприпасов большой мощности»;
Ч. 3 ст. 205 УК РФ: выстроить структуру по аналогии с ч. 2, предусмотрев в ней п. «а» («совершены организованной группой»), «б» («причинили тяжкий вред здоровью человека или иные тяжкие последствия») и «в» («сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических, биологических веществ или вредных для здоровья человека иных веществ либо с совершением иных действий, повлекших массовую гибель людей»);
Необходимо материально-техническое обеспечение силовых структур, правоохранительных органов. Важно не только предотвращение террористической деятельности, но и контроль за ней....
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 №63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 N 390-ФЗ (ред. от 5 декабря 2015) «О безопасности ». // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
4. Федеральный закон от 25 июля 2002 N 114-ФЗ (ред. от 23 ноября 2015) «О противодействии экстремистской деятельности».// Собрание законодательства РФ. 2002. № 31. Ст. 1618.
5. Федеральный закон от 5 мая 2014 № 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 50. Ст. 7351.
6. Федеральный закон от 27 июля 2006 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма и Федерального закона О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ст. 3452.
7. Федеральный закон от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля .2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. №4.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 N 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. №3.
3. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2008 № 205-П08-ПР // // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. №11.
4. Приговор по делу Кировского районного суда, города Красноярска от 3 декабря 2012 г. №1-570/2012г.https://rospravosudie.com/court-kirovskij-
rajonnyj-sud-g-krasnoyarska krasnoyarskij-kraj-s/act-451684344/.
5. Приговор по делу Ленинского районного суда, Кировской области от 2 декабря 2012 г. №1-586/2012 г. https://rospravosudie.com/court-leninskij- raj onnyj -sud-g-kirova-kirovskaya-oblast-s/act-100770808/.
6. Аппеляционное постановление Ульяновского областного суда от 14 июля 2014 №22-1564/2014г. http://uloblsud.ru/index.php/.
7. Приговор по делу Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 17 мая 2012, № 2-18/2012 г. https://rospravosudie.com/court- verxovnyj-sud-respubliki-severnaya-osetiya-alaniya-respublika-severnaya-osetiya- alaniya-s/act-456228065/.
8. Приговор Ивановского районного суда Ивановской области от 11.02.2011 г. по делу № 1 - 207/2010, https://rospravosudie.com/court- ivanovskij-rajonnyj-sud-ivanovskaya-oblast-s/act-102050023/...(56)