ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 7
1.1 Понятие и признаки договора социального найма жилых помещений 7
1.2 Основания предоставления жилых помещений по договору социального найма 13
1.3 Порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма 20
2. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН 24
2.1 Предоставление жилых помещений по договору социального найма лицам, не имеющим жилого помещения или имеющим жилое помещение по договору социального найма менее учетной нормы 24
2.2. Предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания 30
2.3. Предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания 37
АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 41
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
Для рыночного общества характерно наличие групп и слоев населения, которые не в состоянии решить свою жилищную проблему посредством правовых форм, аккумулирующих в себе рыночные механизмы и потому нуждающиеся в поддержке со стороны государства. Потребность в жилье всегда имела важное значение в жизни человеческого общества. Жилище не только обеспечивает комфорт проживания, но и определяет условия существования каждого человека. Потребность в жилой площади возникает с момента рождения и сохраняется на протяжении всей жизни, то есть носит постоянный характер.
Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические перемены кардинально преобразовали нормативную базу, регламентирующую реализацию права граждан на жилище. При этом существенно изменилось содержание жилищных отношений, в том числе в части прав и обязанностей по предоставлению жилых помещений. Вступление в силу с 1 марта 2005 года ныне действующего Жилищного Кодекса РФ изменил подход к решению вопроса о реализации прав граждан на жилище, увы, но существенно уменьшился объем правовых гарантий в указанной сфере . Не секрет, несмотря на введение ипотеки, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, большинство российских семей, при существующем постоянном росте стоимости квадратного метра общей площади жилья (в условиях более менее стабильного экономического положения), не в состоянии приобрести его самостоятельно. И даже сегодня в 2017 году, когда ввиду экономического кризиса, рост стоимости жилья прекратился, а в большинстве регионов значительно снизился, для многих покупка жилья все также является несбыточной мечтой.
Поэтому вопрос о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является одним из самых актуальных. Это обусловливает необходимость четкого правового регулирования предоставления жилья государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда и предопределяет актуальность научных изысканий по проблемам данной сферы общественных отношений.
Целью жилищной политики на современном этапе является создание надежных правовых гарантий, обеспечивающих реализацию гражданами права на жилище. Однако достижение указанной цели затрудняет несовершенство существующих правовых конструкций, отсутствие правового регулирования ряда серьезных вопросов. Так, до настоящего времени на федеральном уровне не принят нормативный акт, содержащий перечень намеренных действий, приведших к ухудшению жилищных условий, на предмет которых должен проверяться заявитель в момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отсутствие указанных актов осложняет предоставление жилья по договорам социального найма, создает невозможность исполнения требований закона относительно проверки граждан, создает условия для злоупотребления правом, приводит к нарушению прав граждан. Как следствие, с правовой стороны принятие обоснованного решения о признании гражданина нуждающимся, надлежащим образом не обеспечено.
Актуальность темы работы обуславливает и то, что совсем недавно, Жилищный кодекс РФ пополнился еще двумя разделами (III.1 и III.2), которые регламентируют новый для правовой системы России в сфере обеспечения жилищных прав институт - это договор найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, который призван занять промежуточное место между договором социального и коммерческого найма, и должен удовлетворить нужды тех людей, которые не могут быть признаны малоимущими, и в то же время их доход не позволяет им самостоятельно приобрести жилье....
Проведенный анализ договора социального найма жилого помещения, позволяет сделать следующие выводы:
1) Договор социального найма, заключаемые между органами исполнительной власти (или органами местного самоуправления) и нанимателями жилого помещения, является административным договором, которые заключается органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере управления государственной собственностью или органами местного самоуправления.
2) Договор социального найма жилого помещения отличается от договора коммерческого найма двенадцатью признаками (целевым и функциональным назначением жилых помещений; субъектным составом сторон договора; формой, содержанием и процедурой заключения договора и т.д.), а от договора найма специализированного жилого помещения - тремя признаками (сроком предоставления жилого помещения, основаниями предоставления и статусом предоставляемого жилья). Приведены девять отличительных признаков, отличающих изучаемый договор от договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования,
3) Определен порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма, а также рассмотрены проблемы судебной практики, возникающие у правоприменителя.
С целью совершенствования законодательства, регламентирующего договор социального найма и сходных с ним договоров, целесообразно:
1) Внести в часть 1 статьи 671 ГК РФ понятие договора коммерческого найма с одновременным формулированием признаков отличия этого договора от сходного с ним договора социального найма жилого помещения: «По договору коммерческого найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне, любому физическому лицу (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем на определенный срок». Данное решение законодателя будет способствовать минимизированию правоприменительных ошибок и исключит разночтение в понятие договора коммерческого найма жилого помещения.
2) К числу недостатков существующего регламентирования договора социального найма, в определении данном в ст. 60 ЖК РФ включить указание на цель договора социального найма, и изложить ч. 1 ст. 60 ЖК РФ в следующей редакции «Договор социального найма жилого помещения - это договор по обеспечению органами государства или местного самоуправления жилым помещением для постоянного проживания малоимущего гражданина, либо лица, которому законом предоставлено такое право, в порядке и на условиях, определенных жилищным законодательством».
3) Так же целесообразно дополнить статьи 63 ЖК РФ частью 3, ответственность за несоблюдение установленной формы договора социального найма следующего содержания: «Условия договора социального найма жилого помещения, противоречащие условиям Типового договора социального найма, являются ничтожными». Внесение этой поправки в Жилищный кодекс послужит гарантией от ухудшения прав нанимателей жилого помещения, которые представителя наймодателя (государственные и муниципальные служащие) могут осуществить при заключении такого договора.
4) Еще и три года не просуществовали нормы, регламентирующие договор найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, однако уже на данном этапе ясно. Отмечается неудачность используемого законодателем термина, его терминологического сходство с договором социального найма, что обязательно приведет к трудностям в правоприменении, предлагается назвать указанный договор договором некоммерческого найма.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.),в ред. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета от 25.12.1993
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2: Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28 марта 2017 г.)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 3: Федеральный закон 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 28 марта 2017 г.)
4. Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства. - 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
5. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (ред. от 03 июля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 29. - Ст. 3400.
6. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 217 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 30 (часть 1). - Ст. 4218.
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» // 9 мая 2012 г. Российская газета Столичный выпуск № 5775 (102)
8. Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (ред. от 02 августа 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 37, ст.
3586
9. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 25. Ст. 2736.
10. Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (не вступил в силу) // Российская газета, № 40, 25 февраля 2013
11. Закон Сведловской области от 22 июля 2005 г. № 96-ОЗ «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» (с изм. на 05 ноября 2014 г.) // "Собрание законодательства Свердловской области", 05.10.2005, № 7-4 (2005), ст. 1047
12. Постановление Главы города Екатеринбурга от 31 августа 2005 г. № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург»
Литература
1. Ануприенко А.А. Правовые проблемы удовлетворения жилищных потребностей граждан по договору социального найма : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.03 : Белгород, 2004 172 с.
2. Алексеева О.Г. Жилищное правоотношение социального найма : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03.- Екатеринбург, 2006. - 222 с.
3. Бандо М.В. Основания возникновения жилищных правоотношений социального найма жилого помещения : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.03. - Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2010. - 266 с....(44)