ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
|
Введение 4
Глава 1 Изучение проблемы отклоняющегося поведения личности в
психолого-педагогических исследованиях 8
1.1 Делинквентное поведение: сущность и причины 8
1.2 Подростковый возраст: риски и ресурсы 17
1.3 Активные методы обучения: суть и сферы применения 26
Выводы по первой главе 38
Глава 2 Экспериментальное изучение эффективности активных методов обучения в профилактике делинквентного поведения подростков 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Анализ и описание результатов 41
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложения 55
Глава 1 Изучение проблемы отклоняющегося поведения личности в
психолого-педагогических исследованиях 8
1.1 Делинквентное поведение: сущность и причины 8
1.2 Подростковый возраст: риски и ресурсы 17
1.3 Активные методы обучения: суть и сферы применения 26
Выводы по первой главе 38
Глава 2 Экспериментальное изучение эффективности активных методов обучения в профилактике делинквентного поведения подростков 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Анализ и описание результатов 41
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложения 55
Делинквентность термин, который охватывает множество различных нарушений правовых и социальных норм; в криминологии обычно используют термин «подростковая делинквентность» для обозначения высокого уровня уголовных преступлений, совершаемых в возрасте от 12 до 20 лет.
В узком смысле слова делинквентность является синонимом понятия преступности, индивидуального и группового преступного поведения. В широком смысле она используется в качестве термина, обобщающего
разнообразные формы негативного социально отклоняющегося поведения,
начиная с наиболее опасных видов - правонарушений и преступлений - и кончая дисциплинарными проступками и несоблюдением обязанностей.
Наиболее общими личностными характеристиками «трудных» подростков, по мнению Л.В. Савченко, являются следующие. Во-первых, стойкая изоляция от учебного коллектива. Например, ребенок ходит в школу с переусложненной программой, сидит в переполненном классе. Между учителем и учеником в процессе обучения должна быть обратная связь, а она в классе, где свыше 30 человек, невозможна, репетитора родители нанять не могут. Ученик начинает «не успевать». Подросток начинает испытывать дискомфорт в школе, пропускает занятия, конфликтует с одноклассниками и учителями. И идет на улицу, в компанию таких же подростков, где его понимают и принимают таким, каков есть. Во-вторых, примитивизм интересов и потребностей. Стремление к достижению успехов в учебной деятельности, в общественной работе у малолетних правонарушителей заменено иными потребностями и интересами. Бесцельное времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес, он закрепляется в привычке, а последняя ведет к социально негативной потребности, к общественно опасным противоречивым способам ее удовлетворения. Наличие негативных потребностей, интересов к употреблению алкоголя, токсичных веществ, наркотиков, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах, подвалах и как последствие - совершение преступления. Отмечается также общая ограниченность круга потребностей и интересов, примитивный характер многих из них. Популярностью пользуются азартные игры, совместные выпивки, публичная демонстрация пренебрежения к нормам общественной морали, культивирование вражды к некоторым группам подростков, не принадлежащих к их кругу. Интересы в сфере техники, спорта проявляются в 3—4 раза реже, чем подростков с позитивным поведением.
Д.И. Фельдштейн выделяет пять групп подростков правонарушителей. Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Таких подростков нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство социальной неполноценности. Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Для их перевоспитания важно изменить обстановку и привычные формы поведения, высказывать доверие к ним, одобрять их достижения, вырабатывать умения не только подчиняться, но и командовать. У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться. К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков. Представители пятой группы - случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У подростков этих двух групп важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и тем самым подвести к включению в полезную трудовую деятельность.
Работа по борьбе с малолетними правонарушителями включает в себя: предупреждение преступности, профилактика преступности, предотвращение преступлений, пресечение преступлений.
Коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы помочь подростку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от отклоняющегося поведения. Эти черты должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению проступка. Помимо бесед родителей, учителей, большое значение в коррекционной работе с делинквентными подростками имеют различные виды активного взаимодействия.
Цель исследования - изучить эффективность активных методов обучения в профилактике делинквентного поведения подростков.
Объект исследования - делинквентное поведение подростков. Предмет исследования - профилактика делинквентного поведения
подростков средствами активного обучения.
Гипотеза исследования: активные методы обучения являются
эффективным средством профилактики делинквентного поведения подростков.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень и характер делинквентного поведения подростков.
3) Составить, внедрить в практику работы образовательной организации и экспериментально проверить эффективность программы, основанной на применении методов активного обучения, в профилактике делинквентного поведения подростков.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, изучение документов, психолого-педагогический эксперимент, методы
количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость исследования: результаты экспериментальной работы могут быть полезны в работе школьной психологической службы в рамках просветительской и коррекционно-развивающей работы и гармонизации личностного развития учащихся.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41».
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования были представлены на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №41»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В узком смысле слова делинквентность является синонимом понятия преступности, индивидуального и группового преступного поведения. В широком смысле она используется в качестве термина, обобщающего
разнообразные формы негативного социально отклоняющегося поведения,
начиная с наиболее опасных видов - правонарушений и преступлений - и кончая дисциплинарными проступками и несоблюдением обязанностей.
Наиболее общими личностными характеристиками «трудных» подростков, по мнению Л.В. Савченко, являются следующие. Во-первых, стойкая изоляция от учебного коллектива. Например, ребенок ходит в школу с переусложненной программой, сидит в переполненном классе. Между учителем и учеником в процессе обучения должна быть обратная связь, а она в классе, где свыше 30 человек, невозможна, репетитора родители нанять не могут. Ученик начинает «не успевать». Подросток начинает испытывать дискомфорт в школе, пропускает занятия, конфликтует с одноклассниками и учителями. И идет на улицу, в компанию таких же подростков, где его понимают и принимают таким, каков есть. Во-вторых, примитивизм интересов и потребностей. Стремление к достижению успехов в учебной деятельности, в общественной работе у малолетних правонарушителей заменено иными потребностями и интересами. Бесцельное времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес, он закрепляется в привычке, а последняя ведет к социально негативной потребности, к общественно опасным противоречивым способам ее удовлетворения. Наличие негативных потребностей, интересов к употреблению алкоголя, токсичных веществ, наркотиков, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах, подвалах и как последствие - совершение преступления. Отмечается также общая ограниченность круга потребностей и интересов, примитивный характер многих из них. Популярностью пользуются азартные игры, совместные выпивки, публичная демонстрация пренебрежения к нормам общественной морали, культивирование вражды к некоторым группам подростков, не принадлежащих к их кругу. Интересы в сфере техники, спорта проявляются в 3—4 раза реже, чем подростков с позитивным поведением.
Д.И. Фельдштейн выделяет пять групп подростков правонарушителей. Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Таких подростков нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство социальной неполноценности. Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Для их перевоспитания важно изменить обстановку и привычные формы поведения, высказывать доверие к ним, одобрять их достижения, вырабатывать умения не только подчиняться, но и командовать. У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться. К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков. Представители пятой группы - случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У подростков этих двух групп важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и тем самым подвести к включению в полезную трудовую деятельность.
Работа по борьбе с малолетними правонарушителями включает в себя: предупреждение преступности, профилактика преступности, предотвращение преступлений, пресечение преступлений.
Коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы помочь подростку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от отклоняющегося поведения. Эти черты должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению проступка. Помимо бесед родителей, учителей, большое значение в коррекционной работе с делинквентными подростками имеют различные виды активного взаимодействия.
Цель исследования - изучить эффективность активных методов обучения в профилактике делинквентного поведения подростков.
Объект исследования - делинквентное поведение подростков. Предмет исследования - профилактика делинквентного поведения
подростков средствами активного обучения.
Гипотеза исследования: активные методы обучения являются
эффективным средством профилактики делинквентного поведения подростков.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень и характер делинквентного поведения подростков.
3) Составить, внедрить в практику работы образовательной организации и экспериментально проверить эффективность программы, основанной на применении методов активного обучения, в профилактике делинквентного поведения подростков.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, изучение документов, психолого-педагогический эксперимент, методы
количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость исследования: результаты экспериментальной работы могут быть полезны в работе школьной психологической службы в рамках просветительской и коррекционно-развивающей работы и гармонизации личностного развития учащихся.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41».
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования были представлены на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №41»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.
Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.
Делинквентное поведение подростков требует вмешательства в форме психолого-педагогического сопровождения.
На констатирующем этапе осуществлялось выявление уровня и характера делинквентного поведения подростков.
На формирующем этапе эксперимента была составлена и внедрена в практику программа профилактики делинквентного поведения подростков посредством методов активного обучения.
На контрольном этапе осуществлялась экспериментальная проверка эффективности разработанной и внедренной в практику программы.
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, позволяют сделать следующие выводы:
• На ВШУ (внутришкольном) учете - на констатирующем этапе эксперимента состояло 8 учащихся подросткового возраста; на контрольном - 5 учащихся подросткового возраста.
• На учете КДНиЗП - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на констатирующем этапе эксперимента состояло 3 учащихся (семьи); на контрольном - 2 учащихся.
• На учете в ПДН - Полиции по делам несовершеннолетних на констатирующем и контрольном этапах эксперимента состоит 1 учащийся подросткового возраста.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.
Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.
Делинквентное поведение подростков требует вмешательства в форме психолого-педагогического сопровождения.
На констатирующем этапе осуществлялось выявление уровня и характера делинквентного поведения подростков.
На формирующем этапе эксперимента была составлена и внедрена в практику программа профилактики делинквентного поведения подростков посредством методов активного обучения.
На контрольном этапе осуществлялась экспериментальная проверка эффективности разработанной и внедренной в практику программы.
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, позволяют сделать следующие выводы:
• На ВШУ (внутришкольном) учете - на констатирующем этапе эксперимента состояло 8 учащихся подросткового возраста; на контрольном - 5 учащихся подросткового возраста.
• На учете КДНиЗП - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на констатирующем этапе эксперимента состояло 3 учащихся (семьи); на контрольном - 2 учащихся.
• На учете в ПДН - Полиции по делам несовершеннолетних на констатирующем и контрольном этапах эксперимента состоит 1 учащийся подросткового возраста.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Первичная профилактика девиантного поведения подростков
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогические условия, способствующие успешному сопровождению воспитанников детского дома с делинквентным
поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Реабилитация и ресоциализация подростков делинквентного поведения
Бакалаврская работа, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Социально-педагогическая коррекция ранней стадии девиации у подростков (Кубанский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Особенности мотивационно-смысловой сферы и агрессивных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Особенности агрессии в контексте акцентуации характера в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017



