Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №14839

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1030
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Изучение проблемы отклоняющегося поведения личности в
психолого-педагогических исследованиях 8
1.1 Делинквентное поведение: сущность и причины 8
1.2 Подростковый возраст: риски и ресурсы 17
1.3 Активные методы обучения: суть и сферы применения 26
Выводы по первой главе 38
Глава 2 Экспериментальное изучение эффективности активных методов обучения в профилактике делинквентного поведения подростков 39
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Анализ и описание результатов 41
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложения 55

Делинквентность термин, который охватывает множество различных нарушений правовых и социальных норм; в криминологии обычно используют термин «подростковая делинквентность» для обозначения высокого уровня уголовных преступлений, совершаемых в возрасте от 12 до 20 лет.
В узком смысле слова делинквентность является синонимом понятия преступности, индивидуального и группового преступного поведения. В широком смысле она используется в качестве термина, обобщающего
разнообразные формы негативного социально отклоняющегося поведения,
начиная с наиболее опасных видов - правонарушений и преступлений - и кончая дисциплинарными проступками и несоблюдением обязанностей.
Наиболее общими личностными характеристиками «трудных» подростков, по мнению Л.В. Савченко, являются следующие. Во-первых, стойкая изоляция от учебного коллектива. Например, ребенок ходит в школу с переусложненной программой, сидит в переполненном классе. Между учителем и учеником в процессе обучения должна быть обратная связь, а она в классе, где свыше 30 человек, невозможна, репетитора родители нанять не могут. Ученик начинает «не успевать». Подросток начинает испытывать дискомфорт в школе, пропускает занятия, конфликтует с одноклассниками и учителями. И идет на улицу, в компанию таких же подростков, где его понимают и принимают таким, каков есть. Во-вторых, примитивизм интересов и потребностей. Стремление к достижению успехов в учебной деятельности, в общественной работе у малолетних правонарушителей заменено иными потребностями и интересами. Бесцельное времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес, он закрепляется в привычке, а последняя ведет к социально негативной потребности, к общественно опасным противоречивым способам ее удовлетворения. Наличие негативных потребностей, интересов к употреблению алкоголя, токсичных веществ, наркотиков, бесцельному пребыванию на улице, в подъездах, подвалах и как последствие - совершение преступления. Отмечается также общая ограниченность круга потребностей и интересов, примитивный характер многих из них. Популярностью пользуются азартные игры, совместные выпивки, публичная демонстрация пренебрежения к нормам общественной морали, культивирование вражды к некоторым группам подростков, не принадлежащих к их кругу. Интересы в сфере техники, спорта проявляются в 3—4 раза реже, чем подростков с позитивным поведением.
Д.И. Фельдштейн выделяет пять групп подростков правонарушителей. Представители первой группы характеризуются наличием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгоистичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Таких подростков нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя присущее им упорство в достижении поставленной цели, стремление к первенству, частично осознанное чувство социальной неполноценности. Ко второй группе относятся подростки с деформированными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Для их перевоспитания важно изменить обстановку и привычные формы поведения, высказывать доверие к ним, одобрять их достижения, вырабатывать умения не только подчиняться, но и командовать. У подростков третьей группы наличествуют как деформированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эгоизм и слабоволие обрекают их на асоциальные поступки. Полезной для них в воспитательном отношении является ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоутвердиться. К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными товарищами подростков. Представители пятой группы - случайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчивы перед дурным влиянием. У подростков этих двух групп важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу личности и тем самым подвести к включению в полезную трудовую деятельность.
Работа по борьбе с малолетними правонарушителями включает в себя: предупреждение преступности, профилактика преступности, предотвращение преступлений, пресечение преступлений.
Коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы помочь подростку сформировать такие черты личности, которые помогут ему воздержаться от отклоняющегося поведения. Эти черты должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению проступка. Помимо бесед родителей, учителей, большое значение в коррекционной работе с делинквентными подростками имеют различные виды активного взаимодействия.
Цель исследования - изучить эффективность активных методов обучения в профилактике делинквентного поведения подростков.
Объект исследования - делинквентное поведение подростков. Предмет исследования - профилактика делинквентного поведения
подростков средствами активного обучения.
Гипотеза исследования: активные методы обучения являются
эффективным средством профилактики делинквентного поведения подростков.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень и характер делинквентного поведения подростков.
3) Составить, внедрить в практику работы образовательной организации и экспериментально проверить эффективность программы, основанной на применении методов активного обучения, в профилактике делинквентного поведения подростков.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, изучение документов, психолого-педагогический эксперимент, методы
количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость исследования: результаты экспериментальной работы могут быть полезны в работе школьной психологической службы в рамках просветительской и коррекционно-развивающей работы и гармонизации личностного развития учащихся.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41».
Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования были представлены на заседании педагогического совета МБОУ «СОШ №41»
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.
Получивший широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.
Делинквентное поведение подростков требует вмешательства в форме психолого-педагогического сопровождения.
На констатирующем этапе осуществлялось выявление уровня и характера делинквентного поведения подростков.
На формирующем этапе эксперимента была составлена и внедрена в практику программа профилактики делинквентного поведения подростков посредством методов активного обучения.
На контрольном этапе осуществлялась экспериментальная проверка эффективности разработанной и внедренной в практику программы.
Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, позволяют сделать следующие выводы:
• На ВШУ (внутришкольном) учете - на констатирующем этапе эксперимента состояло 8 учащихся подросткового возраста; на контрольном - 5 учащихся подросткового возраста.
• На учете КДНиЗП - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на констатирующем этапе эксперимента состояло 3 учащихся (семьи); на контрольном - 2 учащихся.
• На учете в ПДН - Полиции по делам несовершеннолетних на констатирующем и контрольном этапах эксперимента состоит 1 учащийся подросткового возраста.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута, задачи решены.



1. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2007. - 271 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе
жизнедеятельности [Текст] /А.К. Абульханова-Славская// Психология формирования и развития личности. - М.; Наука, 1991. - С. 19-44.
3. Балашова, И.Г. Подросток и группа: особенности социализации подростков в группе сверстников [Текст] / И.Г. Балашова. - Пенза:Изд-во ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2006.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.
5. БоДалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1993. - 218с.
6. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
7. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст] / Б.С. Волков. - СПб.: Питер,
2010. - 240 с. - ISBN 978-5-49807-708-6.
8. Вульфов, К. Ребячий лидер - кто он? [Текст] / К. Вульфов // Воспитание школьников. - 1991. - №1. - 32 - 34 с.
9. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А. Возрастная и педагогическая психология
[Текст]: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. - ISBN 5-93134-195-1.
10. Горбатова, Е.А. Теория и практика психологического тренинга [Текст]: Учебное пособие/ Е.А. Горбатова. - СПб.: Питер, 2008. - 229 с.
11. Грецов, А., Бедарева, Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов [Текст] / А. Грецов, Т. Бедарева. - СПб.: Питер, 2008. - 190 с. - ISBN 978-5-91180-753-5
12. Евтихов, О. В. Практика психологического тренинга [Текст] / О.В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2005. - 256 с. - ISBN 5-9268-0248-2
13. Егорова, М.А. Особенности психологических новообразований подростков в школе-интернате [Текст] / М.А. Егорова // Дефектология. - М.: Школьная пресса. - 2006. - № 1. - С. 25-29.
14. Змановская, Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения)
: учеб. пособие для студентов, изучающих психологию, соц. работу и соц. педагогику / Е. В. Змановская. 5-е изд., стер. М..: Академия, 2008. 288 c. (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-4921-2.
15. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке иприменению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М.
Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
16. Ильин, В. С. Формирование личности школьников. Целостный процесс [Текст] / В. С. Ильин. - М: Педагогика, 1984. - 144с.
17. Кон, И. С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с. - ISBN 5-09-001053-6
18. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения. : учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. - М.: Сфера : Юрайт-М., 2003. - 160 с. - ISBN 5-89144-226-4.
19. Колесов, Д.П. Современный подросток. Взросление и пол. [Текст]:
Учебное пособие / Д.П. Колесов. - М.: МПСИ Флинта, 2003.
20. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В. Т. Кондрашенко. - Минск: Беларусь, 1988. - 204 с.
21. Корвякова, И.В. Воспитание организованности подростков в учебно-познавательной деятельности [Текст]: Автореф. дис.канд. психол. наук / И.В. Корвякова. - Липецк, 1999. - 19с.
22. Краковский, А.П. О подростках [Текст]: Учеб. пособие / А.П. Краковский.
- М.: Педагогика, 2002. - 272 с.
23. Косякова, О.О. Возрастные кризисы [Текст]: Учебное пособие / О.О. Косякова. - Тверь: ТвГУ, 2006.
24. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: Учебное пособие. - 5-е изд. / И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во УРАО, 2001.
25. Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков : учеб.-метод. пособие / С. А. Кулаков. - М.: Фолиум, 1998. - 70 с.
26. Крупнов, А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и её базовых свойств [Текст] / А.И. Крупнов // Психологические проблемы формирования личности в учебной деятельности. - М.: УДН, 1994.- 59 с.
27. Леонтьев, А.Н. Формирование личности. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] /А. Н. Леонтьев - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. - 416 с.
28. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. СПб.: Речь, 2010. - 256 с. - ISBN 978-5-92680828-6.
29. Морозов, А.В.,Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Академический проект, 2004. - 96 с.
30. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А. П. Панфилова. - Москва: Академия, 2009. - 114 с.
31. Першина, Е.Е. Понятие «делинквентное поведение», его причины. Помощь детям, склонным к делинквентному поведению // Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «школа- интернат для детей с ОВЗ» № 19. - Коломна: Министерство образования Московской области , 2016 г.
32. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - М.: Школа-Пресс. - 1996. - № 1. - 78 с.
33. Прихожан, А. М. Дети без семьи [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
- М.: Педагогика, 1990. - 159с.
34. Прихожан, А.Н., Толстых, М.М. Психология сиротства [Текст] / А.Н. Прихожан, М.М. Толстых. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с. - ISBN 978-5-91180-572-2
35. Психология подростка [Текст] / Под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-
Еврознак, 2008. - 504 с. - ISBN 978-5-93878-720-9
36. Психология девиантного поведения: курс лекций / А. В. Нефедова; - Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ,
2015. - 76 с. - ISBN 978-5-9984-0588-4.
37. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2001. - 303 с.
38. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райе. - СПб.: Питер, 2000. - 212 с.
39. Реан, А.А, Москвичева, Н.Л. Подросток и семья [Электронный ресурс] - Семья растет: про семью, для семьи. - Режим доступа http://www. semya- rastet.ru/razd/podrostok_i semja/
40. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности [Текст] / Х. Ремшмидт. - М., 2001. - 233 с.
41. Соловьев, А. В. Социальное сиротство: грани проблемы [Текст] / А.В. Соловьев // Сибирский психологический журнал. - Томск: ТГУ. - 2009. -
№ 34. - С. 86-89.
42. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов- на-Дону: «Феникс», 2001.
43. Уманский, М.И. Психология организаторской деятельности школьников [Текст]: учебное пособие / М.И. Уманский. - М.: Просвещение, 1980.- 160с.
44. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М.: МОДЭК, 2002. - 428 с. - ISBN 5-89395-418-1
45. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения : пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. М.: Владос, 2010. - 351 c. (Библиотека психолога). - ISBN 978-5-691-01284-6.
46. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: пособие для студентов /
Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практической
психологии,1996. - 304 с.
47.,Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст]: Учебник для вузов / О.В. Хухлаева. - М.: Логос, 2003.
48. Шаповаленко,И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]: учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 349 с.
49. Шеффер, Д. Дети и подростки: Психология развития [Текст]: Учеб. пособие / Д. Шеффер. - СПб.: Питер, 2003. - 976 с.
50. Якобсон, С.Г. Организованность и условия её формирования у младших школьников [Текст] / С.Г. Якобсон, Н. Ф. Пронкина. - М.: Просвещение, 1967.- 175 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ