ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Взгляды ученых на развитие звуковой стороны речи детей дошкольного
возраста 7
1.2. Особенности формирования звуковой стороны речи у детей младшего
дошкольного возраста 16
1.3. Педагогические условия развития звуковой стороны речи детей
младшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 31
2.1. Диагностика сформированности звуковой стороны речи у детей
младшего дошкольного возраста 31
2.2. Комплекс методических мероприятий, направленных на развитие
звуковой стороны речи младших дошкольников 38
2.3. Анализ результатов работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы продиктована важностью и значимостью формирования звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом психического развития ребенка, когда интенсивно формируются его познавательные процессы, включая речь. По мнению кандидата филологических наук, исследователя речи детей дошкольного возраста Людмилы Николаевны Ефименковой, «в последнее время имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребенка в семье, заменой «живого общения» на виртуальное, чтения - на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом этого является нарушение речевого развития дошкольников: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования» .
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО) поставил перед педагогами определенные задачи и наметил пути их решения: решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности. В настоящее время становится все более востребованным поиск эффективных методов и приемов, направленных на развитие речи.
Современная система взглядов на дошкольное образование, а также изменений требований к его содержанию обуславливает необходимость обеспечения полноценного развития ребенка как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является развитие звуковой культуры речи. Выдающийся филолог Михаил Михайлович Бахтин считает звукопроизношение основой речи, «без которой невозможно развитие иных ее качеств - эмоциональной окрашенности, широты лексикона, насыщенности средствами выразительности речи».
Доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, Даниил Борисович Эльконин подчеркивает: «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка - грамматика и связанной с ней орфографией» Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.
Гипотеза исследования: развитие звуковой стороны речи детей четвертого года жизни будет результативным в том случае, если:
• методы и приемы используемые для развития звуковой стороны речи будут соответствовать возрастным особенностям детей;
• разнообразные средства, направленные на развитие звуковой стороны речи детей, будут использованы в комплексе;
• работа будет направлена на развитие всех компонентов звуковой стороны речи, значимых для детей четвертого года жизни: слухового восприятия; фонематического слуха и артикуляционного аппарата.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно
экспериментальным путем проверить результативность созданных педагогических условий развития звуковой стороны речи детей четвертого года жизни.
Объект исследования: особенности звуковой стороны речи детей четвертого года жизни.
Предмет исследования: педагогические условия развития звуковой стороны речи детей четвертого года жизни.
В соответствии с целью, объектом, предметом сформулированы следующие задачи.
1. Проанализировать взгляды ученых на развитие звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать особенности формирования звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть педагогические условия развития звуковой стороны речи детей младшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику сформированности звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста.
5. Создать педагогические условия, направленные на развитие звуковой стороны речи детей четвертого года жизни.
6. Провести анализ результатов работы.
...
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым. В понятие звуковой культуры речи входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух.
Развитие звуковой стороны речи ребенка младшего дошкольного возраста осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Развитие звуковой стороны речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи).
С целью изучения сформированности звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 133» структурное подразделение «Детский сад» проведено диагностическое исследование. В исследовании приняли участие 20 детей младшей группы. Возраст детей: 3-4 года. Опытно-экспериментальная работа включала в себя проведение диагностики сформированности звуковой стороны речи у детей младшего дошкольного возраста.
Для проведения исследования использована диагностика, предложенная Е.А. Стребелевой: игры «Отгадай, что звучит?»
(сформированность слухового восприятия), «Повтори» (сформированность артикуляционного аппарата), «Эхо» (сформированность фонематического слуха), «Назови правильно» (сформированность звукопроизношения). Констатирующий эксперимент показал, что уровень сформированности звуковой стороны речи оказался преимущественно средний. С низким уровнем развития 20% детей. Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленного педагогического руководства развитием звуковой стороны речи детей четвертого года жизни.
Был составлен план работы по развитию звуковой стороны речи детей четвертого года жизни. Мы систематически упражняли органы артикуляции, проводили упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью предания ему нужного положения, на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания. С целью подготовки речевого аппарата использовали упражнения в игровой форме. Для развития артикуляционного аппарата проводили игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Использовали звукоподражания шуму ветра, рокоту самолёта, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др.
Для развития речевого дыхания проводили игры на поддувание: сдувание снежинок, поддувание карандашей, плавающих лодочке. От простых игр постепенно переходили к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха: детям предлагалось подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг. Таким образом, в процессе дыхательных упражнений дети учились правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох, и длинный, сильный, плавный выдох .
На развитие речевого слуха, слухового внимания использовали игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?», «Что делает петрушка?», «Эхо» и др. Постановку звуков начали с лёгких по артикуляции звуков и затем переходили к более трудным, последовательность их сохраняли как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.
...
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева Б.И. Яшина. 3-е изд., стереотип. М.: Академия, 2010. 400 с.
2. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: Формирование
грамматического строя речи. Дошкольное воспитание / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 120с.
3. Архипова Е.Г. Организация работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников / Е.Г. Архипова // Проблемы педагогики. 2015. № 6. С. 24-27.
4. Афонина Л.Г. Понятие звуковой культуры речи и ее значение для развития личности дошкольника в условиях ФГОС ДО / Л.Г. Афонина // Научные исследования и современное образование: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 март 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. С. 41-42.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества [Электронный
ресурс] / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. 424 с. Режим доступа:
http:ZZpedlib.ru/Books/5Z0174 (дата обращения: 23.02.2020).
6. Болотина Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие / Л.Р. Болотина Н.В. Микляева Ю.Н. Родионова. М.: Айрис пресс, 2006. 123 с.
7. Болотина Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие / Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева Ю.Н. Родионова. - М.: Айрис пресс, 2006. 123 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи: методическое пособие для студентов педагогических училищ по специальностям «Дошкольное воспитание» и «Воспитание в дошкольных учреждениях» [Электронный
ресурс] / А.М. Бородич. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1984. 240 с.
Режим доступа: ййр://реШ1Ь.ги/Воокз/5/0174_(дата обращения: 15.03.2020).
9. Браудо Т.Е. Онтогенез речевого развития / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. 2017. № 1. С. 41-46.
10. Бродская Ю.В. К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста / Ю.В. Бродская // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 1. С. 27-31.
11. Васильева Е.В. Психолингвистическое развитие детей дошкольного возраста / Е.В. Васильева Д.И. Сошникова // Сборник научных трудов «Психология личности: актуальные исследования» / Под ред. Е.М. Разумовой. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,. 2020. С. 10-13.
12. Вахитова Г.Х. Проблемы речевого развития детей в предшкольном образовании / Г.Х. Вахитова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 1. С. 9-13.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. [Электронный
ресурс] / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. 352 с. Режим доступа:
ййр://реШ1Ь.ш/Воокз/1/0162/1-0162-1.зй1ш1_(дата обращения: 12.04.2020).
14. Вяльцева Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Вяльцева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. № 7. С. 80-84.
15. Гаврилов В.В. Специфика развития речи дошкольников: теоретическое обоснование / В.В. Гаврилов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 3. С. 153-160.
... всего 72 источников