Введение 3
Глава 1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «готов к труду и обороне» в системе физического воспитания и развития общей выносливости школьников 13-14 лет 6
1.1 Исторические аспекты возникновения, развития и государственные требования к уровню физической подготовленности при выполнении
ВФСК "ГТО" 6
1.2 Анатомо-физиологические особенности обучающихся 13-14 лет 14
1.3 Возрастные особенности развития общей выносливости 18
1.4 Функциональные изменения в организме при развитии общей
выносливости 20
1.5 Развитие общей выносливости у обучающихся 13-14 лет средствами
лыжной подготовки 23
Глава 2 Организация и методы исследования 34
2.1 Организация исследования 34
2.2 Методы исследования 34
2.3 Методика развития общей выносливости обучающихся 13-14 лет
средствами лыжной подготовки 38
Глава 3 Результаты исследования 44
3.1 Анализ результатов анкетирования по выявлению отношения
школьников к ВФСК ГТО 44
3.2 Результаты внедрения в учебный процесс развития общей выносливости обучающихся 13-14 лет средствами лыжной подготовки и
их обсуждение 47
Выводы 53
Список использованных источников 55
Приложение А-В 62
Основной причиной введения нового комплекса ГТО является ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся. В России около 60% учащихся имеют нарушения в состоянии здоровья. По данным Министерства здравоохранения и социального развития России, только 14% учащихся старших классов считаются практически здоровыми, свыше 40% допризывной молодежи по состоянию здоровья не соответствует требованиям, предъявляемым военной службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки (Курамшин Ю.Ф. Всероссийский физкультурноспортивный комплекс ГТО - программно-нормативная основа / Ю.Ф. Курамшин, Н.В. Колесников // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2016. - № 2 (24). - С. 79-84)
Комплекс ГТО является программной и нормативной основой системы физического воспитания обучающихся, устанавливает государственные требования к физической подготовленности, включает виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, навыков ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков. Все это требует специальной подготовки обучающихся к сдаче нормативов комплекса ГТО с учетом как уровня физического развития и физической подготовленности, так и состояния здоровья.
Введение в систему общеобразовательных организаций физкультурноспортивного комплекса актуализировало проблему поиска учебно - тренировочных программ, повышающих эффективность физической подготовки учащихся и способствующих выполнению нормативов ГТО.
Одним из средств, способствующих успешной подготовке учащихся к сдаче норм ГТО является лыжный спорт. Лыжные гонки относятся к видам физической деятельности, где результат зависит от развития общей выносливости, поэтому развитие данного физического качества является одной из главных задач в системе лыжной подготовки учащихся. Выносливость, как физическое качество, взаимосвязана с другими физическими качествами и в значительных видах двигательной деятельности составляет базовую основу для их проявления.
Проведенный нами анализ нормативов комплекса ГТО для учащихся 13-14 лет свидетельствует о том, что при выполнении большей из них части требуется проявление общей выносливости. Это и послужило главным основанием для использования в повышении двигательных кондиций обучающихся для сдачи нормативов комплекса ГТО средств лыжной подготовки и определения темы ВКР .
Объект исследования: процесс физического воспитания обучающихся 13-14 лет.
Предмет исследования: повышение двигательных способностей учащихся 13-14 лет к сдаче нормативов комплекса ГТО средствами лыжной подготовки.
Гипотеза исследования - можно предположить, что занятие обучающихся лыжным спортом будет способствовать более успешной подготовке учащихся выполнению нормативов ВФСК ГТО.
Цель исследования - разработка и апробация серии занятий по лыжной подготовке обучающихся 13-14 лет к выполнению нормативов ВФСК ГТО.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ научно-методической и учебной
литературы по проблеме исследования.
2. Выявить состояние отношения и уровень физической подготовленности обучающихся 13-14 лет к сдаче нормативов комплекса ГТО.
3. Разработать и апробировать эффективность серии занятий по
лыжному спорту для подготовки обучающихся 13-14 лет к сдаче
нормативов комплекса ГТО.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы.
2. Анкетирование.
3. Контрольные испытания.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
Практическая значимость исследования: использование
разработанной серии занятий по лыжной подготовке учителями физической культуры для подготовки учащихся к сдаче нормативов комплекса ГТО.
1. Введение нового комплекса ВФСК ГТО обусловлено состоянием здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся. В России около 60% учащихся имеют нарушения в состоянии здоровья, свыше 40% допризывной молодежи по состоянию здоровья не соответствует требованиям, предъявляемым военной службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки.
Введение в систему общеобразовательных организаций физкультурноспортивного комплекса актуализировало проблему поиска и внедрения в практическую деятельность образовательных учреждений учебно
тренировочных программ, повышающих эффективность физической подготовки учащихся и способствующих выполнению нормативов ГТО. При этом используются различные формы, методы и средства для повышения двигательных способностей учащихся необходимых для успешной сдачи нормативов комплекса ГТО.
2. Проведенная опытно-экспериментальная работа по целенаправленной
подготовке учащихся 13-14 лет к сдаче нормативов комплекса ГТО средствами лыжной подготовки, позволила повысить двигательные качества обучающихся, необходимые для успешной сдачи нормативов комплекса ГТО. Используемая в экспериментальной группе на занятиях по лыжной подготовке разработанная нами серия уроков способствовала повышению двигательных способностей учащихся во всех видах двигательной деятельности. Прирост значений изучаемых показателей в
экспериментальной группе составляет от 6,9% до 43,3 % и является
статистически достоверным.
3. Разработанная и апробированная нами в процессе эксперимента серия занятий по лыжной подготовке для повышения двигательных способностей учащихся и, прежде всего выносливости, является
эффективной и может использоваться образовательными учреждениями в подготовке обучающихся к сдаче норм комплекса ГТО.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учеб.для студентов фак. физ. Культуры / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов. - М.: Просвещение, 2010. - 287 с.
2. Баррер С. Осторожно, спорт. О вреде бега, фитнеса и других физических нагрузок / С. Баррер. - М.: Альпина Паблишер, 2015.- 230 с.
3. Бархаев Б. П. Педагогическая психология: учеб.пособие / Б. П. Бархаев. - СПб.: Питер, 2007.- 448 с.
4. Бегидов, B.C. Взаимосвязь особенностей проявления анаэробных возможностей и реализации технико-тактического потенциала у борцов в условиях соревновательных поединков / B.C. Бегидов, А.Н. Пархоменко, В.В. Шиян // Теория и практика физ. Культуры.- №11. Москва, 2001.- С. 4547.
5. Безруких, М.М. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка: учеб.пособие / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер.- М.: Академия, 2002.- 416 с.
6. Вайцеховский, С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2011.- 488 с.
7. Валик, Б.В. Тренерам юных легкоатлетов: учеб.пособие / Б.В. Валик. - М.: Физкультура и спорт, 2004.- 253 с.
8. Видякин, М.В. Система лыжной подготовки детей и подростков: конспекты занятий / М.В. Видякин. - Волгоград: Учитель, 2008.- 172 с.
9. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]. URL: https://gto.ru/history (дата обращения: 25.09.2016)
10. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне»(ГТО) утвержден приказом (Минспорта России) от 28.07.2014г
11. Гелецкий, В.М. Теория и методика физической культуры: учеб.пособ. / В.М. Гелецкий. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014.- 433 с.
12. Германов, Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости / Г.Н. Германов, И.А. Сабирова, Е.Г. Цуканова: Ученые записки, 2014.- 250 с.
13. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб.пособ. / Е.Н. Гогунов.- М.: Академия, 2011.- 224 с.
14. Горбунов, А.Ю. Формирование физической культуры младшего школьника в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Ю. Горбунов.- Челябинск, 2010.- 26 с.
15. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учеб.пособ. / В.И. Дубровский. - М.: Владос, 2008.- 480 с.
... всего 69 источников