Глава 1. Теоретические основы повышения уровня сформированности иноязычных умений учащихся к выполнению раздела «Устная часть» ЕГЭ
1.1. Характеристика видов деятельности раздела «Устная часть» ЕГЭ 5
1.2. Требования к учащемуся для выполнения раздела «Устная часть» ЕГЭ
по английскому языку 12
1.3. Критерии оценивания и определение уровня сформированности иноязычных умений учащихся при выполнении раздела «Устная часть»
ЕГЭ 18
Выводы к главе 1 21
Глава 2. Условия повышения уровня сформированности иноязычных умений учащихся к выполнению раздела «Устная часть» ЕГЭ
2.1. Анализ результатов ЕГЭ и выявление типичных ошибок при выполнении
раздела «Устная часть» ЕГЭ 24
2.2. Рекомендации по повышению уровня сформированности иноязычных
умений учащихся при выполнении раздела «Устная часть» ЕГЭ 30
2.3. Реализация методических рекомендаций по повышению уровня сформированности иноязычных умений учащихся в процессе подготовки к
выполнению раздела «Устная часть» ЕГЭ 40
Выводы к главе 2 44
Заключение 46
Библиографический список 49
Приложение 52
Данная работа посвящена методике развития навыков устной речи при подготовке к сдаче единого государственного экзамена по английскому языку.
Обучение устной речи - одна из основных практических целей обучения иностранному языку. Ученикам, оканчивающим школу необходимо уметь делать устное сообщение и вести беседу на иностранном языке, понимать на слух иностранную речь, связанную с изученной тематикой.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что устная речь занимает немаловажное место в области речевой деятельности в английском языке, также определяется современными педагогическими реалиями и обусловлена возросшим вниманием к подготовке выпускников школ к устной части единого государственного экзамена. Так как, требования по единому государственному экзамену (ЕГЭ) постоянно меняются, следовательно, сами материалы для развития и совершенствования речевых навыков монологической речи тоже пересматриваются, дополняются и требуют усовершенствования.
Объектом данного исследования выступает процесс обучения иностранным языкам в средней школе.
Предмет исследования - повышение уровня сформированности иноязычных умений учащихся 11-го класса средней общеобразовательной школы для выполнения раздела «Устная часть» ЕГЭ.
Цель работы - разработка методических рекомендаций, способствующих повышению уровня сформированности иноязычных умений учащихся для выполнения раздела «Устная часть» ЕГЭ
Задачи:
1. Дать характеристику видов деятельности раздела «Устная часть» ЕГЭ;
2. Рассмотреть требования ЕГЭ по английскому языку к разделу «Устная часть» ЕГЭ;
3. Рассмотреть критерии оценивания выполнения учащимися раздела «Устная часть ЕГЭ» и определить уровни сформированности иноязычных умений учащихся;
4. На основе анализа результатов ЕГЭ выявить типичные ошибки при выполнении раздела «Устная часть»;
5. Разработать методические рекомендации по повышению уровня сформированности иноязычных умений учащихся для выполнения раздела «Устная часть» ЕГЭ;
6. Проверить на практике эффективность разработанных методических рекомендаций.
При написании данной работы были применены такие методы исследования как наблюдение, сравнение, эксперимент и измерение.
Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России в 1997 году , «Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования» |~http://www.ege.edu.ru 18]. Служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз. ЕГЭ проводится по единым правилам , с использованием контрольных измерительных материалов стандартизированной формы и единой методики оценивания выполненных работ. На сегодняшний день Единый Государственный Экзамен по английскому языку также включает в себя письменный и устный разделы. К письменным разделам относятся: говорение, чтение, грамматика! и лексика, письмо. Устная часть включает лишь говорение. Так, в КИМ ЕГЭ входят следующие задания:
1) Задание 1 базового уровня сложности - чтение фрагмента! информационного или научно-популярного , стилистически нейтрального текста;
2) Задание 2 базового уровня сложности - условный диалог-расспрос с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);
3) Задание 3 базового уровня сложности - создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (картинку);
4) Задание 4 высокого уровня сложности - создание монологического тематического высказывания с элементами сопоставления и сравнения с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий).
Просмотрев КИМ ЕГЭ и спецификацию можно выявить основные требования и критерии оценивая при выполнении «Устной части». Каждое задание имеет свой уровень сложности и ориентацию на диалогическую или монологическую речь. Говорение - чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во-первых, оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. И как деятельность, и как продукт говорение обладает определенными признаками, которые служат ориентиром в обучении, т.к. подсказывают, какие условия нужно создать для развития говорения, а также являются критериями оценки результатов обучения. у стная часть проводится в отдельный день , после нескольких дней перерыва . Максимальное количество баллов за устную часть — 20. За письменную — 80 баллов. Устная часть не является обязательной, но её необходимо будет сдавать тем, кто хочет получить за экзамен более 80 баллов. Минимальный балл в настоящее время — 22. Порог очень низкий, 99% учащихся его преодолевают. КИМ ЕГЭ устной части предлагает четыре задания на говорения, два из которых являются заданиями повышенной сложности. На выполнение устной части дается 15 минут, учащиеся , из-за нехватки времени, не пользуются черновиками, а сразу уже дают устный ответ. Итоговая форма аттестации по английскому языку, проводимая в форме ЕГЭ, призвана установить соответствие между реальным уровнем сформированности у школьников иноязычной коммуникативной компетенции и требованиями современных образовательных стандартов и учебных программ по английскому языку.
На основе проведенного тестирования школьников из « Гимназии №16», можно выявить типичные ошибки при выполнении «устной части» ЕГЭ. Для успешного выполнения устной части ЕГЭ по иностранным языкам ученику требуется тщательная подготовка , которая позволила, бы при непривычных обстоятельствах быть уверенным в своих ответах , не допустить элементарных ошибок, проявить владение совокупностью компетенций, которые он приобрел в результате изучения иностранного языка в школе.
В связи с этим нами были предприняты следующие действия:
1. анализ специальной литературы, предназначенной для подготовки к устной части ЕГЭ;
2. на основании личного опыта, полученного во время учебной практики, так и на материале аудио ответов испытуемых, выявить основные трудности, с которыми встречаются учащиеся.
...
1. Абдуразякова Е.П. Иноязычная коммуникативная компетенция как одна из составляющих личностной и профессиональной характеристик современного специалиста. - Вектор науки Толльятинского государственного университета. - 2015. - № 3
2. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2016. - С. 147
3. Вербицкая М. В. Махмурян К. С. Симкин В.Н. Соловова Е. Н. Новая модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам. - Иностранные языки в школе. 2013. - №9. - С 10 - 20.
4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам— М.: АРКТИ, 2013. — С. 141
5. Гальскова, Н.Д. Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингвистика и методика - М.: Академия, 2015. - С. 190
6. Демоверсии письменной и устной частей ЕГЭ по английскому языку 2015 г.: ЕГЭ по английскому языку 2016. Подготовка к устной части.
7. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году основного государственного экзамена по английскому языку.
8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. —
М.: Издательская корпорация «Логос», 2016. — С. 195
9. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.:
Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК»,
2015. — С. 241
10. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 2015 - С. 216-228
11. Кобзева Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная
категория современной теории и практики обучения иностранному языку. - Молодой ученый. - 2016. - №3. (26)
12. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по английскому языку. URL: http://www.fipi.ru (дата обращения: 18.05.2018).
13. Леонтьев А.А. Высказывание как элемент психолингвистики и
теории коммуникации. - М.: Наука, 2017. - С. 25
14. Мартыненко Н. Английский язык: Полный курс. Мультимедийный репетитор (+CD). - СПб.: Питер, 2016. - 304с.
15. Мильруд Р. П. Приемы и технологии обучения устной речи. - Язык и культура. - 2015. - №1. (29)
... всего 30 источников