ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования повышения уровня стрелковой подготовленности обучающихся 8-9 классов во внеурочной деятельностей
1.1 Внеурочная деятельность 6
1.2 Составляющие элементы стрельбы 7
1.2.1. Правила изготовки 7
1.2.2. Правила прицеливания 9
1.2.3. Задержка дыхания 11
1.2.4. Спуск курка 12
1.3. История развития ГТО в современное время 12
1.4 Анатомо-физиологические особенности развития подростков 14-16 лет 13
1.5 Стрельба из пневматической винтовки в нормах комплекса ГТО 23
Выводы по первой главе: 25
Глава 2. Методы и организация исследования 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 28
Глава 3. Экспериментальное обоснование повышения уровня стрелковой подготовленности обучающихся 8-9 классов во внеурочной деятельности 30
3.1. Комплекс стрелковых упражнений, направленный на повышение уровня стрелковой подготовленности обучающихся 8-9 классов во внеурочной деятельности 30
3.2 Результаты внедрения в тренировочный процесс разработанного комплекса
стрелковой подготовки 32
Выводы по третей главе 3: 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Актуальность. В недалеком прошлом стрелковый спорт в нашей стране был одним из самых массовых и любимых. В стремлении молодежи прошлого века овладеть искусством меткого выстрела, несомненно, проявлялся патриотизм советских людей, готовых в любой момент встать на защиту своей Родины. В этом заключалась одна из основных причин широкой популярности стрелкового спорта в Советском Союзе. Из нескольких видов стрельбы особое значение как прикладной вид спорта имеет пулевая стрельба. Стрелковое дело - составная часть военной подготовки. Поэтому широкое развитие стрелкового спорта имеет большое значение для укрепления обороноспособности нашей страны и в настоящее время .
Стрелковая подготовка так же важна и для сдачи норм комплекса ГТО (Готов к Труду и Обороне). Актуальность его возрождения состоит в том, что в наше время, большая часть людей, как правило, ведет малоподвижный образ жизни. Это приводит к снижению функциональных возможностей организма, различным заболеваниям опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и т.д. Поэтому массовый спорт должен развиваться и быть более доступным для людей разного возраста. Здоровье народа бесценно, а его фундамент закладывается еще в школе. Возвращение комплекса ГТО в учебных заведениях принципиально важно для формирования у молодого поколения целеустремлённости и уверенности в своих силах. Хоть стрельба и не является основным нормативом этого комплекса, но многие школы включают стрельбу в нормативы по выбору. А в связи с тем, что комплекс ГТО все больше распространяется и развивается, то стрелковая подготовка обучающихся становится актуальной и востребованной .
Составляющие элементы стрельбы в своих работах рассматривали М.В. Бордунова , И.С. Володина , В.А. Левандо , А.В. Пугачев и другие исследователи. Необходимость возрождения комплекса «Готов к труду и обороне» указывают в своих работах Е.А. Бочкарева, Т.В. Евстратова, А.В. Романенкова и другие авторы.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по стрелковой подготовке обучающихся 8-9 классов во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на повышение уровня стрелковой подготовленности обучающихся во внеурочной деятельности.
Целью исследования: является разработка и экспериментальная проверка комплекса упражнений, направленных на повышение уровня стрелковой подготовленности обучающихся 8-9 классов во внеурочной деятельности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. В ходе литературного обзора рассмотреть составляющие элементы стрельбы; анатомо-физиологические особенности подростков; комплекс ГТО в современное время.
2. Разработать комплекс специальных упражнений, направленный на повышение уровня стрелковой подготовленности обучающихся во внеурочной деятельности.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение в учебнотренировочном процессе обучающихся во внеурочной деятельности комплекса упражнений, направленного на повышение уровня стрелковой подготовленности, эффективно скажется на сдаче норм ГТО и военной подготовки школьников 8-9 классов.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научнометодической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
...
1. В ходе выполнения работы проведен анализ научно-методической литературы и установлено, что на качество стрельбы особое влияние оказывает правильность выполнения изготовки, прицеливания, задержки дыхания и спуска курка.
Описаны анатомо-физиологические особенности развития подростков 14-16 лет. Они заключаются в том, что при правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма, развитие центральной нервной системы, и, прежде всего, на ее высший отдел - кору головного мозга.
Выявлена актуальность возрождения комплекса ГТО. Она состоит в том, что в наше время, большая часть людей, как правило, ведет малоподвижный образ жизни. Это приводит к снижению функциональных возможностей организма, различным заболеваниям опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и т.д. Поэтому массовый спорт должен развиваться и быть более доступным для людей разного возраста.
2. Нами был разработан комплекс специальных стрелковых упражнений, направленный повышение уровня стрелковой подготовленности обучающихся 8-9 классов во внеурочной деятельности. Комплекс включал в себя 5 групп упражнений: для овладения координацией и принятия изготовки, для овладения навыками осознанного управления дыханием во время стрельбы, для формирования навыков прицеливания, остроты зрения, и концентрации внимания, для совершенствования навыков обработки спуска курка с боевого взвода, для формирования навыков сохранения системы стрелок-оружие.
3. В ходе педагогического эксперимента была доказана эффективность разработанного комплекса стрелковых упражнений, который был добавлен в план стрелковой подготовки экспериментальной группы обучающихся 8-9 классов во внеурочной деятельности. Это подтвердилось достоверным приростом показателей всех тестов у экспериментальной группы по отношению к контрольной. Прирост результатов в экспериментальной группе варьируется в диапазоне от 9,9% до 21,3%, а в контрольной группе - от 1,4% до 12,5%.
1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры / Р.А. Абзалов, Н.И. Абзалов. - Казань: Вестфалика, 2015. - 202с.
2. Байдыченко Т.В. Изучение факторов, влияющих на устойчивость системы "стрелок-оружие" в стрельбе из лука / Т.В. Байдыченко, В.В. Лысенко // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2010, - № 3 (18). - С. 14-17.
3. Бердичевская Е.М. Физиологические механизмы вертикальной устойчивости в спорте с позиций функциональной асимметрии / Е.М. Бердичевская // Теория и практика физ. культуры. - 2016, - № 7. - С. 20-23.
4. Биктуганов Ю.И., Вихрева А.Г. Значение подготовки и сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) при реализации программы Свердловской области «Подготовка молодежи к военной службе в Свердловской области до 2020 года» //Педагогическое образование в России. 2014. №9. С.10-14.
5. Бисярина, В.П. Анатомо-физиологические особенности детского организма / В.П.Бисярина. - М.: Медицина, 2009. - 224 с.
6. Бозержан, Ж. Энциклопедия стрелкового спорта: пер. с фр. / Ж. Бозержан. М.: Астерль, 2017. - 249 с.
7. Бордунова, М.В. Спортивная стрельба / М.В. Бордунова. — М.: Вече, 2016. -384 с.
8. Бочкарева Е.А., Лопатина О.А. Возрождение комплекса ГТО // Общество, наука и инновации: сборник статей Международной научно - практической конференции (14 февраля 2015 г., г. Уфа). в 2 ч Ч.1/- - Уфа: Аэтерна, 2015. - 290 с.
9. Васильков, А.А. Теория и методика спорта: учеб. пособие / А.А.Васильков. - СПб.: Феникс, 2008 - 174 с.
10. Володина, И.С. Методические особенности использования
тренажера «СКАТТ» при совершенствовании техники стрельбы из пневматической винтовки: учеб.-метод. пособие / И.С.Володина, А.В. Пугачев. — Воронеж: Исток, 2016. - 25 с.
11. Володина, И.С. Научно-практические аспекты
совершенствования системы подготовки и управления процессом тренировки в стрелковом спорте: сб. научных материалов / И.С. Володина. Воронеж, 2017. - С. 2628.
12. Воропаева, Е.В. Динамика работоспособности в пулевой стрельбе и способы ее оптимизации : автореф. дис. канд. пед. наук / Е. В. Воропаева; Рос. гос. акад. физ. культуры. -М., 2018. 24 е.: ил.
13. Гицаенко, М.В. Оптимизация эмоциональной устойчивости в тренировочном процессе стрелков-винтовочников / М.В. Гицаенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : Детский тренер. 2016. - № 3. - С. 34-36.
14. Голованова, В.П. Педагогика дополнительного образования детей: Учебное пособие// В.П. Голованова - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2006. - 500 с.
15. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов / Г.В. Гуровец; Под ред. В.И. Селиверстов. — М.: ВЛАДОС, 2016. — 431 с.
... всего 52 источника