Введение 3
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА 6
1.1. Общая характеристика школьного туризма 6
1.2 Изменение функционирования организма в процессе туристской деятельности 10
1.3 Методика физических упражнений при подготовке туристского пешеходного похода 17
II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Методы исследования 28
2.2 Организация исследования 34
III. ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И
МЕТОДОВ ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА НА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 36
3.1 Средства и методы, используемые для развития физических качеств у
юных туристов 36
3.2 Выявление результативности применения средств и методов пешеходного
туризма 38
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
В настоящее время весьма актуальной является проблема физического развития и физической подготовленности школьников. Ухудшение экологической обстановки, негативные изменения в условиях повседневной жизни оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье детей и подростков, снижается их физическая подготовленность. Особенно сильно подвержены этим влияниям дети школьного возраста, так как именно в этот период наиболее активно идет процесс формирования основных систем организма, и малоподвижный образ жизни отрицательно сказывается на здоровье . С целью увеличения физиологической подготовленности подростков необходимы новые способы и методы в сферы физиологического обучения подростков. Одним из них и является туризм.
Занятия туризмом очень важны для здоровья. Современное общество стремится активно проводить досуг, перемещаясь по странам и регионам, совмещая проведение свободного времени с познанием и оздоровлением. Естественно думать, что подобный отдых они желали бы организовать и для своих детей. Сами школьники, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, всегда проявляют интерес к самым разнообразным путешествиям. Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг школьников, совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть, заинтересовано в школьном туризме. Это значит, что туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса.
Многолетние постоянные занятия туризмом оказывают ощутимое воздействие на совершенство физической подготовленности школьников. Например, если кистевая сила девочек, не занимающихся спортом, в том числе туризмом, к шестнадцати годам увеличивается по сравнению с их показателями двенадцатилетнего возраста на 46.7 %, то у регулярно занимающихся туризмом она увеличивается на 63,9%. Результат прыжка в длину с места у девочек шестнадцати лет, не занимающихся ни спортом, ни туризмом, улучшился по сравнению с двенадцатилетними на 5,3%, у занимающихся туризмом - на 9,1%. Улучшение этого показателя у мальчиков соответственно; 16,5%, 24,5%. Вследствие этого рациональная организация физического воспитания и применение разных средств физической подготовки в целях укрепления здоровья и улучшения физических качеств является актуальной задачей, как для теории, так и для практики физического воспитания.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс школьников. Предмет исследования: средства и методы пешеходного туризма.
Цель исследования: повышение физической подготовленности школьников средствами и методами пешеходного туризма.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по оздоровительной направленности туризма в школе;
2) раскрыть сущность понятия «школьный туризм»;
3) подобрать комплекс упражнений, влияющих на повышение физической подготовленности организма школьников;
4) выявить результативность подобранных упражнении.
Гипотеза исследования: применение средств и методов туризма в учебно-воспитательном процессе окажут результативное влияние на повышение физической подготовленности школьников если будут:
• выявлены теоретико-методологические основы оздоровительного влияние пешеходного туризма;
• обоснованы и разработаны средства и методы пешеходного туризма и внедрены в учебно-воспитательный процесс школьников;
• выявлена результативность влияние средств и методов пешеходного туризма на физическую подготовленность школьников.
Выводы
1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по оздоровительной направленности туризма в школе, можно сказать, что туризм является чрезвычайно важным аспектом воспитания подрастающего поколения, молодёжи и школьников в связи с многообразием его функций, оказывающих влияние на становление личности каждого человека. Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что применение подобранного комплекса упражнений у юных туристов способствует улучшению физической и функциональной работоспособности организма.
2. Раскрывая понятие «Школьный туризм», мы поняли, что это один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, туристско-краеведческую деятельность учащихся, выходящую за рамки учебных программ, организуемую школой и внешкольными учреждениями в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.
3. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что разработанная нами программа для повышения уровня физической подготовленности школьников, возрастом 14-15 лет, является достаточно эффективной. Это подтверждается следующими фактами:
Во-первых, результаты тестирования показали, что в упражнении на выносливость (6-минутный бег) показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя период применения этой программы, оказались выше, чем у детей, занимающихся в контрольной группе, где применялась стандартная программа. Хотя, как было установлено в процессе статистической обработки материалов, на исходном этапе эти показатели были почти одинаковыми в обеих группах. Что касается упражнений на скоростно-силовую и скоростную подготовку (прыжок в длину с места и бег 30 м), динамика улучшения наглядно приведена в таблице 8. Анализируя динамику упражнений на гибкость в экспериментальной и контрольной группах, нами выявлено наиболее значительные изменения результатов в экспериментальной группе.
При этом нельзя утверждать, что программа, применяемая в работе в контрольной группе, плохая и ее нельзя использовать при занятиях туризмом. У детей этой группы тоже в какой-то степени выросли результаты в контрольных тестах.
Во-вторых, подобранный комплекс упражнений, который проводился в качестве разминки у экспериментальной группы, включает в себя упражнения на развитие силы с применением набивного мяча, прыжковые и беговые упражнения на матах, а также упражнения с использованием гимнастической скамейки и лестницы, пока контрольная группа в этот момент выполняла стандартную общеразвивающую разминку.
Подобранный комплекс упражнений на втором этапе исследования у экспериментальной группы применялся с использованием резинового бинта, различных вариантов лазания по гимнастической стенке, а также веревочной лестницы.
По итогам проведенного анализа можно сказать, что данный комплекс развивает выносливость и координацию, а так же направлен на повышение развития гибкости и скорости. Во время тренировочного процесса юные туристы занимались общей физической подготовкой на основании комплекса тренировочных занятий по общей физической подготовке, состоящих из занятий, которые включают в себя разминку и специальные упражнения. В заключительной части выполнялись несколько упражнений на расслабление и дыхание.
1. Александрова А. В. Международный туризм, учебник- М.: КноРус, 2013 - 460 с.
2. Бгатов А. П. Безопасность в туризме. Учебник - М.: Форум. Инфра-М, 2013 - 176 с.
3. Бринк И.Ю. Ателье туриста - М. Инфра-М, 2014.-430с.
4. Бутко И. М., Ляшко Г. И., Маркин П. Г., Ситников В. Э. Туризм. Безопасность в программах туров и на туристических маршрутах. Учебное пособие. - М. МарТ, Феникс, 2012. - 336 с.
5. Ветитнев А. Т., Кусков А. А. Лечебный туризм. Учебник. - М. Форум, 2012. - 592 с. (Серия «Высшее образование»)
6. Вяткин Л. А., Сидорчук Е. Б. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник. М.: Академия, 2014. - 224 с.
7. Дубровский В.И. Спортивная медицина. Учебник для студентов. Вузов. - М.: Феникс, 2014 г. - 464 с.
8. Иванов А. П. История российского туризма (IX-XX века). Учебник. - М.; Форум, 2013. - 320 с.
9. Казаков Н. Л., Якубовская Н. Л. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме. Учебник. - М.; Академия, 2013. - 240 с.
10. Можаева Н. П., Рыбачек Г. С. Организация туристкой индустрии и география туризма. Учебник. - М.: Форум, Инфра-М, 2014. - 336 с.
11. Моргунов Б.П. Туризм. - М.: переизд. Инфра-М, 2015.-102 с.
12. Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. - М.: Феникс, пе- реизд. 2014. - С. 332 с.
13. Сапин М. Р., Брыксина. Анатомия и физиология детей и подростков.- М., Инфра-М 2014.- 556 с.
14. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е, Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/Под общ. ред. Ю.Н. Федотова. - 3-е изд.,- М.: Феникс, 2014.-
346 с.
15. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.: Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 2012. - 312 с.
16. Физическая тренировка в туризме. Методические рекомендации.- М.: Форум, переизд. 2015.- 36 с.