Работа сделана на примере газеты «Спорт – Экспресс».
Введение 3 Глава 1 Теоретические подходы к изучению спортивной журналистики в России 7
1.1 Спортивная журналистика: история становления 7
1.2 Цели, задачи и функции спортивной журналистики 17
1.3 Классификация российских спортивных СМИ 26
1.4 Выпуск новостей в структуре спортивной журналистики 32
Выводы по первой главе 36
Глава 2 Анализ спортивных медиа в России 39
2.1 Особенности развития спортивных печатных изданий (на примере газеты «Спорт-Экспресс») 39
2.2 Анализ современного состояния вещательной активности телеканалана «Матч ТВ» 47
2.3 Специфика функционирования спортивных интернет-СМИ в России 52
2.4 Характеристика спортивной радиожурналистики 55
2.5 Общие тенденции развития спортивной журналистики в России 58
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список использованных источников 67
Одной из приоритетных задач внутренней политики России является развитие спорта и повышение уровня физического воспитания населения. Средства массовой информации выполняют важную роль в формировании идейной составляющей развития спортивного движения и обеспечении необходимых отношений между субъектами спортивной деятельности. Всего лишь за сто лет спортивная журналистика стала одним из самых значимых сегментов СМИ. Стремительные темпы были обусловлены многими факторами – от прогресса в области науки и техники с популяризацией спорта как показателя высших достижений до повышения зрелищности спортивных мероприятий и улучшения качества сервиса их обслуживания и развлекательности. Именно благодаря спортивной журналистике аудитория больших спортивных событий к концу XX века стала насчитывать сотни миллионов, а то и миллиардов зрителей. Телевидение появилось позднее прессы и радио в нише спортивной журналистики, оно, безусловно, имеет более короткую историю, но именно телевизионная журналистика открыла множество новых возможностей для передачи информации.
Сегодня спортивная журналистика является важной составляющей журналистской профессии, которая с каждым годом все больше совершенствуется и развивается, подстраиваясь под требования современного общества. В России существует целый ряд крупных спортивных изданий, которые активно следят за происходящими событиями в мире спорта, а также интернет-ресурсы, которые позволяют быстро и оперативно освещать последние новости и результаты спортивных соревнований.
Актуальность темы исследования определяет тот факт, что интерес к спорту остаётся стабильно высоким в современном обществе. Спортивная журналистика призвана удовлетворять потребность в своевременном информационном освещении любого спортивного повода и события. Актуальность исследования тенденций развития спортивной журналистики в нашей стране объясняется низкой степенью исследованности данной темы и отсутствием разработанной теории и методологии изучения спортивных СМИ в России. Существующие работы по теме «симбиоза» спорта и журналистики посвящены в основном экономико-социологическим аспектам и изданы за рубежом. Особенности и тенденции развития спортивных СМИ до настоящего времени практически не становились объектами исследований в России, они также не подвергались и комплексному анализу.
Целью исследования является изучение специфики развития современных спортивных СМИ и изменений в их работе в зависимости от воздействия внешних условий.
Указанная цель предполагает решение следующих задач:
1) описать историю становления спортивных СМИ в России;
2) изучить цели, задачи и функции спортивной журналистики;
3) классифицировать российские спортивные СМИ;
4) проанализировать специфику выпуска новостей в структуре спортивной журналистики;
5) выявить особенности развития спортивных печатных изданий в России (на примере газеты «Спорт-Экспресс»);
6) провести анализ современного состояния вещательной активности телеканала «Матч ТВ»;
7) описать специфику функционирования спортивных интернет-СМИ в России;
8) охарактеризовать спортивную радиожурналистику;
9) на основе проведённого исследования установить общие тенденции развития спортивной журналистики в России.
Объектом исследования выступает современная спортивная журналистика в России.
Предметом исследования является выявление и анализ современных тенденций развития спортивной журналистики в России.
Теоретической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных специалистов, изучающих теорию и практику спортивной журналистики: К. А. Алексеевой [1], Ф. А. Шаркова [2], П. А. Виноградова [3], Е. А. Войтика [4], В. В. Баранова [5], В. В. Силкина [6], В.Л. Цвика [7], Л. Г. Свитич [8], Е. П. Прохорова [9]. Публикация В. Л. Цвика «Телевизионная служба новостей» была использована при анализе теории информационной телевизионной журналистики, а также определила материал для изучения новостных продуктов России последних десятилетий. Основой для исследований текста сюжета новостей спортивной тематики стали труды И. Р. Гальперина – «Текст как объект лингвистического исследования» [10]; Т. Ван Дейка – «Язык познания, коммуникация» [11]. Отдельно отметим исследование К. Д. Кирии «Новостной телевизионный текст: структура, стратегия, экспрессивность» [12]. Оно стало базовым при подготовке главы «Выпуск спортивных новостей в структуре телевизионной журналистики».
Эмпирическим материалом исследования послужили номера газеты «Спорт-Экспресс», вышедшие с 1 февраля 2023 года по 30 марта 2023 года; эфирная сетка телеканала «Матч ТВ» и сайт sports.ru с 20 5 мая по 5 июня.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ и реферирование научной и учебно-методической литературы, обобщение опыта отечественных ученых, систематизация материала, системно-функциональный анализ деятельности СМИ, мониторинг материалов массмедиа, обработка и классификация эмпирического материала СМИ.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем обозначены и сопоставлены современные способы и тенденции развития спортивных СМИ на конкретных примерах.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе работ ведущих ученых, связанных со спортивной журналистикой, а также подробный сравнительный анализ ведущих российских спортивных СМИ.
Практическая ценность определяется возможностью использования полученных результатов для изучения особенностей развития региональных и всероссийских спортивных изданий, а также в процессе преподавания журналистских дисциплин в университете.
Апробация отдельных положений работы была проведена на V Международной научной конференции «Язык, культура, ментальность: проблемы и перспективы филологических исследований» (Курск, 2023).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
На протяжении столетий спорт является неотъемлемой частью общественной жизни, объединяя самые разные общности людей. Процесс стремительного развития медиасистемы в глобальном мире, ставший возможным благодаря важности спорта в жизни общества, сделал спортивную журналистику значимой частью массовой коммуникации.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи: описана история становления спортивных СМИ в России; изучены цели, задачи и функции спортивной журналистики; классифицированы российские спортивные СМИ; проанализирована специфика выпуска новостей в структуре спортивной журналистики; выявлены особенности развития спортивных печатных изданий в России (на примере газеты «Спорт-Экспресс»); проведён анализ современного состояния вещательной активности телеканала «Матч ТВ»; описана специфика функционирования спортивных интернет-СМИ в России; охарактеризована спортивная радиожурналистика; установлены общие тенденции развития спортивной журналистики в России.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Во второй половине двадцатого века спортивная журналистика начинает привлекать повышенное внимание аудитории. Но изменения в жизни общества, происходившие на протяжении всего процесса развития спортивной журналистики, никак не отразились на главной миссии спортивных СМИ – освещение спортивных событий и популяризация спорта среди населения. На сегодняшний день спортивная журналистика активно развивается, неизменно наращивая технологические мощности и количество контента.
Сегодня ниша спортивных СМИ в России представлена рядом форматов и многообразием изданий. При этом разные форматы СМИ дополняют друг друга в глазах аудитории. Современные спортивные СМИ ориентируются на массовую аудиторию, отражая «тренды» и формируя модные тенденции в сфере спорт-медиа.
Проведённая классификация показывает, что спортивная журналистика крайне вариативна. Именно поэтому цели, задачи и функции напрямую зависят от множества факторов, таких как виды спорта, описываемые спортивными журналистами, род проводимых мероприятий, цель их проведения и т.д. Однако при внешних отличиях спортивных СМИ, существует общая объединяющая функция - организация информационных обменов и поддержание коммуникации между различными статусными объектами и социальными институтами.
Типологический анализ изданий позволяет представить особенности и преимущества каждого из них, однако в некоторых случаях отсутствует возможность четкого разграничения спортивных СМИ по определенным критериям. Спортивная журналистика на современном этапе переживает переходный этап развития, обусловленный происходящими качественными изменениями, что затрудняет их точную квалификацию (например, развитие издания «Спорт-Экспресс» в сторону интернет-прессы).
Крайне важным феноменом является выпуск новостей в структуре спортивной журналистики. Каждая редакция канала предлагает свои методы подачи информации. Каждое отдельное событие позиционируется согласно заинтересованности в нём разных сторон, представителями которых и являются разные каналы передачи информации. То есть в фазе вещания выявляются как различные ценностные расхождения, так и различия ролей и статусов участников и заинтересованных лиц.
Одной из главных тенденций развития спортивной журналистики в России является цифровизация и переход к интернет-формату. Ярким подтверждением является газета «Спорт-Экспресс», ориентирующаяся в последнее время на онлайн формат. Современная аудитория всё реже предпочитает газеты интернету, что вынуждает спортивную прессу действовать по правилам рынка. Главной причиной является высокая конкурентность медиарынка в ситуации высокого спроса на информацию и возможности потребителя получать её в самые короткие сроки из самых различных источников.
Следующей значимой тенденцией является ориентация современных изданий на социальные сети. В выпускной квалификационной работе был проведён анализ «Telegram» каналов и сообществ «ВКонтакте» самых востребованных российских СМИ. Исходя из данного анализа, можно сделать вывод, что социальные сети являются неотъемлемой частью современных спортивных СМИ, так как дают возможность получать обратную связь от аудитории, что способствует развитию и улучшению контента.
Несмотря на успешное развитие большинства сфер спортивной журналистики, некоторые из них находятся не в лучшем положении. В работе затрагивается тема упадка спортивной радиожурналистики в России. Отмечено, что на замену радио пришли подкасты, имеющие большое количество преимуществ перед радио. Самое главное – возможность быстро найти подкаст на интересующую слушателя тему. Помимо разнообразия представленных тем другим обозначенным преимуществом является большое количество площадок для размещения подкастов. Эти и другие прерогативы способствуют спортивные замене спортивного радио в России подкастами.
Выпускная квалификационная работа характеризует основные проблемы и вызовы, которые стоят перед профессиональными спортивными журналистами. Рассмотрены эффективные методы и стратегии их решения. Не вызывает сомнения, что спортивная журналистика в России имеет большие перспективы для развития и продвижения в мире. Однако для достижения этой цели необходимы комплексная многоуровневая профессиональная подготовка и обучение новых поколений спортивных журналистов, поощрение дальнейшего развития новых форм и тенденций в спортивной журналистике, таких, как онлайн-журналистика, социальные сети и мобильные технологии, а также постоянное движение в сторону интеграции в международное сообщество журналистов. Необходимо развивать понимание того, что для совершенствования спортивной журналистики в России необходимо не только предоставлять более широкие возможности и средства для ее развития, но и лучше координировать усилия, расширять сотрудничество и синергию между журналистами, информационными агентствами, спортсменами и спортивными организациями. Такой подход позволит сделать спортивную журналистику более доступной, эффективной и ориентированной на потребности своих читателей и зрителей, а также на общепризнанные мировые стандарты профессионализма и качества.