ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ С УЧАЩИМИСЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ БРАЗОВАНИИ 10
1.1. Проблемы становления инклюзивного образования в
современном роееийском обществе 10
1.2. Проблема подготовки молодых педагогов к профессиональной
деятельности в условиях инклюзивного образования 15
1.3. Педагогическое общение и готовность педагогов к обучению
лиц с ограниченными возможностями здоровья 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ В УСЛОВИЯХ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 35
2.1. Анализ готовности к педагогическому общению молодых педагогов в условиях инклюзивного образования 38
2.2 Разработка и реализация программы подготовки молодых педагогов к педагогическому общению в условиях инклюзивного образования 44
2.3. Анализ результатов программы подготовки молодых
педагогов к педагогическому общению в условиях инклюзивного образования 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Инклюзивное образование является дискуссионной проблемой, так как требует решения многих задач экономического, организационного, научнометодического и социально-психологического характера. Одним из принципиально важных вопросов является специальная подготовка молодых педагогов к работе в условиях инклюзивного образовательного пространства.
Внедрение инклюзивного подхода в обучении детей в учреждениях общего образования вносит существенные изменения в организацию учебновоспитательного процесса, ориентирует педагогов на поиск специальных методов в обучении всех обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей. Нововведения неизбежно приводят к повышению требований к деятельности учителя, расширению его функциональных обязанностей, изменению профессионально значимых качеств личности.
В 2013 году был составлен профессиональный стандарт педагога, в котором определены трудовые функции современного учителя. Новые профессиональные компетенции педагога связаны с его готовностью принимать и обучать всех детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей и особенностей психического и физического здоровья; с готовностью к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; с умением составлять совместно с другими специалистами программы индивидуального развития ребенка; с владением специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу и др.
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает включенность». Инклюзивное образование (фр. Тнс/м^-включающий в себя, лат. Include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями в общеобразовательныx (маccовыx) школаx.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Нормативно понятие «инклюзивное образование» определено п. 27 ст. 2 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ как доступное образование для всех детей, при котором учитываются особые образовательные потребности и индивидуальные возможности каждого ребенка.
В самом общем виде инклюзивное образование определяется как новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее основы общего образования. Согласно мнению С.В. Алехиной, «развитие инклюзивного образования - не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом».
...
Целью нашего исследования было разработать, обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить эффективность программы подготовки молодых педагогов к педагогическому общению в условиях инклюзивного образования.
В результате работы мы выяснили, что инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.
Отечественная система образования для детей с ОВЗ находится на пороге серьезных и неизбежных изменений. Но в реальности образовательная интеграция в России реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной политики.
Профессиональная подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования является динамичной системой с относительной автономией составляющих ее субъектов. Определение сущности профессиональной подготовки предполагает раскрытие ее структуры, рассмотрение и анализ закономерных связей между компонентами процесса подготовки, выявление их специфики и распределение функций.
Для того, чтобы вырастить компетентные молодые педагогические кадры необходимо знать, что в основу инклюзивного образования положена идеология, которая обосновывает равное отношение ко всем обучающимся, но при создании специальных условий для тех, кто имеет особые образовательные потребности.
Педагоги, работающие с общим контингентом детей, при внедрении инклюзивного образования сталкиваются с дефицитом профессиональных знаний в плане организации учебного процесса, личного эффективного взаимодействия с детьми с ОВЗ, налаживания позитивного микроклимата в детском коллективе.
Следовательно, для подготовки педагога к работе с детьми в условиях инклюзивного образования необxодимо подробно раеемотреть феномен педагогического общения и способы его развития у молодых педагогов.
Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.
Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений с учениками преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процеееа, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.
Как мы видим из результатов анкетирования, около 25% опрошенных молодых специалистов показывают высокий уровень отношения к чувствам детей, учитывают их особенности и потребности, реагируют на ошибки и удачи на уроке. Данная категория педагогов сможет успешно работать в условиях инклюзивного образования, сможет учесть все особенности детей с ОВЗ, так как обладает демократическим стилем педагогического общения.
Категория молодых специалистов, около 20% показали низкий уровень педагогического общения с детьми, так как не учитывают их особенности, не реагируют на деятельность учеников во время урока, а следовательно обладают авторитарным стилем педагогического общения, что не позволит создать психологически комфортную атмосферу в работе с детьми на уроке. Авторитарный стиль педагогического общения не предусматривает учет особенностей детей, что является необходимым в условиях инклюзивного образования.
...
1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике //Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. №. 1. С. 136 — 145.
2. Алеxина С. В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе //Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. материалов III Международной научно-практической конференции, Москва. 2015. С. 24-26.
3. Алехина С. В., Силантьева Т. А. Поддержка учителя в инклюзивном образовании //Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. №. 3. С. 5-15.
4. Алехина С. В., Фальковекая Л. П. Педагог инклюзивной школы: новый тип профессионализма //М.: Педагогический университет «Первое сентября. 2014. Т. 28. С. 114-176.
5. Алифиров А. И., Махова А. В. Профессиональная ориентация детей е ограниченными возможностями здоровья средствами шахмат //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. 2016. №. 11. С. 12-19.
6. Алтунина Л. И., Коровина О. Н., Фоминова Р Г. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и пути их решения //Вестник научных конференций. - ООО Консалтинговая компания Юком, 2017. №. 9-1. С. 15-17.
7. Архипова Е. Ф. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности //Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. №. 6. С. 58.
8. Афанасьева А. В. Инклюзивное образование как механизм реабилитационного процесса //Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. №. 15. С. 106-109.
9. Бабич Е. Г. Проблемы инклюзивного образования в современной школе //Социальная политика и социология. 2013. №. 3-2. С. 120-130.
10. Баранова Г. А. Подготовка педагога к развитию эмоциональноволевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами школьного учебника //Символ науки. 2016. №. 10-2. С. 55-61.
11. Баранова Г. А. Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья //Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. №. 1. С. 20-33.
12. Баранова Г. А. Подготовка учителя-логопеда к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях повышения квалификации //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №. 48. С. 75-77.
13. Блинова Л. И. Профессионально-личностная готовность педагогов как условие реализации ФГОС для детей с ОВЗ //Редакционная коллегия.
2015. С. 19.
14. Борякова Н. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Litres, 2017. С. 39.
15. Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А., Бырдина О. Г. Формирование готовности педагогов к инклюзивному образованию во внеучебной деятельности //Педагогическое образование и наука. 2014. С. 115.
... всего 68 источников