Глава I. Теоретические аспекты поддержки самостоятельной учебной деятельности 4
1.1. Содержание и сущность понятия самостоятельной учебной
деятельности, поддержки самостоятельной учебной деятельности 5
1.2 Характеристика особенностей самостоятельной учебной деятельности у детей с инвалидностью 11
Вывод по 1 главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование сформированности самостоятельной учебной деятельности у младших школьников с инвалидностью 19
2.1 Организация и методы исследования сформированности самостоятельной учебной деятельности у младших школьников с инвалидностью 19
2.2. Разработка и реализация программы, направленной на развитие
самостоятельной учебной деятельности 29
Вывод по главе 2 39
Заключение 40
Список использованных источников
Актуальность исследования. В обстоятельствах модернизации российского образования одним из основных направлений становится получение качественного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В связи с этим возрастает спрос на повышение эффективности учебного процесса за счет поиска новых, более эффективных путей формирования знаний и умений, а также совершенствования методов и средств обучения с учетом потенциальных возможностей школьников. На сегодняшний день, имеется ряд проблем связанных с поиском новых и более эффективных методов и способов формирования знаний и умений у школьников с инвалидностью. Для этого проводятся различные исследования в этой области. Одним из таких исследований является изучение проблем поддержки учебно-познавательной деятельности у детей с инвалидностью. В разное время изучением учебно -познавательной деятельности занимались разные ученые. Пожалуй, перечислим фамилии некторых ученых: Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Есипов Б.П., Скаткин М.Н., Щукина Г.И., Пидкасистый П.И., Ананьев Б.Г. и многие другие. В результате их исследований, их трудов у нас есть определения и понятия учебно - познавательной деятельности. Но вот, изучению особенностей учебно - познавательной деятельности детей с инвалидностью, уделено не так много времени. Этому и будет посвящена наша выпускная квалификационная работа. В ней мы попытаемся ответить на разные вопросы о поддержке учебной деятельности. Также попытаемся выявить взаимосвязь между особенностями ребенка и его формированием учебно- познавательной деятельности.
Цель: выявить и теоретически обосновать условия поддержки самостоятельной учебной деятельности у младшего школьника с инвалидностью
Объект: процесс поддержки самостоятельной учебной деятельности у младшего школьника с инвалидностью
Предмет: условия поддержки самостоятельной учебной деятельности
младшего школьника с инвалидностью
Задачи:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятий самостоятельной учебной деятельности, поддержки у младшего школьника с инвалидностью.
2. Описать особенности учебной деятельности младшего школьника с инвалидностью.
3. Провести исследование уровня сформированности самостоятельной учебной деятельности.
4. Разработать и реализовать программу, направленную на поддержку самостоятельной учебной деятельности.
Гипотеза: успешная поддержка и развитие самостоятельной учебной деятельности будут осуществлены при следующих условиях: при хорошей мотивации к обучению; - положительной реакции на процесс обучения; - способности к осуществлению необходимой самостоятельной деятельности.
С помощью теоретического обзора, мы смогли рассмотреть понятие самостоятельной учебной деятельности в различных подходах исследований. Также мы смогли выделить, различия между, самостоятельной работой и самостоятельной учебной деятельностью. Получилось выстроить иерархию понятий. А именно, что самостоятельная учебная деятельность - это вид познавательной деятельности, которая управляется самим учащимся. Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности. Мы рассмотрели характеристики и особенности формирования навыка учебной деятельности у детей с разными видами инвалидности. Детям с нарушением опорно -
двигательного аппарата, в силу физических, интеллектуальных, психических особенностей. Можно дать следующую характеристику, их учебной деятельности: высокая утомляемость, замедленность, истощаемость психических процессов, трудность переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия. Таким образом, особенности здоровья обучающегося следует учитывать при организации учебной деятельности. Самостоятельная учебная деятельность, как вид познавательной деятельности является одним из важнейших компонентов развития ребенка. Ранее мы познакомились, изучили и выбрали определение самостоятельной учебной деятельности. Мы знаем, что это вид познавательной деятельности, регулируемой и управляемой учащимся, как субъектом данной деятельности, и направленной на освоение предметных знаний умений культурно-исторического опыта. Исходя из определения, мы можем сделать вывод, что организация и методы исследования сформированности навыка самостоятельной учебной деятельности у младших школьников с инвалидностью будут схожи с организацией и методами исследования уровня сформированности познавательной деятельности. Благодаря анализу научной литературы, нам удалось выявить критерии самостоятельности в познавательной деятельности младших школьников. Как показал констатирующий
и контрольный эксперимент, имеются качественные изменения. Мы видим, что вырос мотивационный критерий, также процессуальный на уровень. Можно заключить, что подобная программа для младшего школьника с инвалидностью способствовала положительному результату формирования самостоятельной учебной деятельности. Не смотря, что результаты показатели недостаточно различаются между констатирующим и контрольном этапах, но динамика очевидна, что говорит о том, что программы была результативна. Таким образом, мы считаем, что гипотеза подтвердилась: формирование и развитие навыка самостоятельной учебной деятельности.
1. Абкович Алла Яковлевна К вопросу об особых образовательных потребностях младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс] // CYBERLENINKA. -URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZk- voprosu-ob-osobyh-obrazovatelnyh-potrebnostyah-mladshih-shkolnikov-s- narusheniyami-oporno-dvigatelnogo-apparata
2. Анастази А. Психологическое тестирование. 7-е издание / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2003. - 366с.
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
4. Горностаева, З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности / З.Я. Горностаева // Открытая школа. - 1998. - №2. - С.21-23
5. Градова, А. Управление познавательной деятельностью учащихся / А. Градова // Учитель. - 2008. - №6. - С.76-80.
6. Репкина, Г.В. и Заика, Е.В. Библиотека развивающего обучения/ Томск, Пеленг.
• 1993. №7- С.4-61
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии./М.: Учпедгиз, 1946.-704с.
8. Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности ее проявления в образовательной технологии / В. В. Гузеев // Химия в школе. - 2004.
• №3. - С.16-22
9. Гурина, И. А. Идея развития познавательной самостоятельности в российском дореволюционном образовании / И. А. Гурина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №3. - С.47-55
10. Губарева, Л. И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся / Л. И. Губарева // Образование и общество. - 2004. - №2. - С.61-62.
11.Звоненко Анна Борисовна ГЕНЕЗИС ПОНЯТИЯ «УЧЕБНОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» [Электронный ресурс] //
CYBERLENINKA. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-ponyatiya-
uchebno-poznavatelnaya-deyatelnost
12.Зимняя Ирина Алексеевна Учебная деятельность — специфический вид деятельности [Электронный ресурс] // CYBERLENINKA. -URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/uchebnaya-deyatelnost-spetsificheskiy-vid-deyatelnosti
13. Иванникова, С. Ю. Пути формирования личностных УУД у младших школьников / С. Ю. Иванникова // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С.86-88.
14. Кузнецов Алексей Петрович Особенности развития мышления у детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс] // CYBERLENINKA. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-myshleniya-u-detey-s- narusheniyami-sluha
15. Калинина, Н. В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2008. - 80 с
... всего 31 источников