Введение 3
1. Теоретические основы изучения социализации и адаптации школьников в поликультурном пространстве
1.1. Сущность процессов социализации и адаптации 6
1.2. Влияние поликультурной среды на социализацию и адаптацию.
Поликультурное образовательное пространство России 13
1.3. Тенденции в развитии процессов адаптации и социализации молодежи в
России 20
Выводы по главе 1 27
2. Особенности обучения и воспитания мигрантов в поликультурной образовательной среде
2.1. Проблема обучения иностранных учащихся в многонациональных
школах поликультурного образовательного пространстве России и за рубежом 30
2.2. Социализация и адаптация мигрантов в поликультурной среде в школе
города Красноярск 38
2.3. Проблемы и тенденции развития российского образования в
поликультурной среде 42
Выводы по главе 2 47
Заключение 51
Список использованных источников 51
Приложение А 60
Приложение Б 63
Приложение В 67
Приложение Г 69
Социализация и адаптация - комплексные и трудоемкие процессы, которые происходят под влиянием множества факторов. Основными агентами социализации школьников в наши дни остаются такие институты, как семья и школа, несмотря на то, что глобальная сеть интернет со временем становится все влиятельнее, и именно интернет выходит на воспитательную «арену» наравне с традиционными институтами.
Как уже сказано выше, семья являет собой первое и самое близкое «социальное окружение» ребенка. Семья вписывает ребенка в общество, прививает ему нравственные, культурные, политические и многие другие ориентиры.
При этом семья делит пьедестал влияния на социализацию учащихся наравне со школой. Школа как агент социализации принципиально отличается от семьи. В школе ребенок вливается в поликультурную среду: сталкивается с различиями в его мировоззрении, представлениями о культурных и социальных нормах. Школа оказывает влияние на интеллект, мироощущение, самооценку и другие важные компоненты индивидуума.
Школа также остается доминантой поддержания интереса учащихся к учебному процессу, повышения степени владения языком.
Школы и другие образовательные учреждения обязаны мотивировать учеников в усвоении знаний и умений, для этого используются различные образовательные технологии и методы.
Актуальность данного исследования заключается в изучении поликультурного пространства школы как среды для социализации и адаптации школьников и выявлении тенденций процессов социализации и адаптации в школе.
Целью работы является исследование школы как среды социализации и адаптации учащихся.
Объектом исследования выбран процесс социализации и адаптации учащихся в поликультурном образовательном пространстве.
Предметом исследования является общеобразовательная школа как среда социализации и адаптации.
В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) Выявить проблемные моменты процессов социализации и адаптации в российской поликультурной образовательно среде и за рубежом;
3) Выявить тенденции развития процессов социализации и адаптации мигрантов в России и за рубежом;
4) Проанализировать деятельность, направленную на социализацию и адаптацию мигрантов, обучающихся в одной из красноярских школ;
5) Определить текущие проблемы и тенденции развития российского образования в поликультурной среде.
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
1. Теоретические:
1) Анализ методической литературы;
2) Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические:
1) Наблюдение;
2) Сбор информации.
3. Интерпретационные:
1) Качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные позволят раскрыть подробнее проблему социализации и адаптации учащихся в поликультурном пространстве школы.
Теоретическую базу исследования составили работы ведущих ученых по проблемам поликультурного образования России и за рубежных авторов ( Л.П. Костикова, О.В. Гукаленко, J. Berry, G. Tard), работы по социологии и социальной психологии (И. С. Кон, В.Г. Крысько, Б.Д. Парыгин), исследования по социализации и адаптации учащихся в поликультурной среде ( В.И. Петрищев, О.В. Барканова, Т.П. Грасс, B. Preston, S. Marchetti).
...
Поликультурное образовательное пространство школы как среда социализации и адаптации школьников является актуальным вопросом в современном мире.
Данный вопрос более изучен в западных демократических развитых странах, но и там есть проблемы, что доказывается наличием в некоторых городах, где проживают диаспоры мигрантов, которые не смогли социализироваться и адаптироваться в обществе.
Россия использует опыт зарубежных стран, стараясь привнести изменения, которые способствуют адаптации методов обучения и воспитания в связи с уникальными особенностями российской культуры. Таким примером может послужить отмечание праздников национальных меньшинств, изучение литературы малых народов в общеобразовательной программе.
Нами были рассмотрены основы изучения социализации и адаптации школьников в поликультурном пространстве и была раскрыта сущность процессов социализации и адаптации.
Удалось выявить негативные и достаточно нейтральные тенденции в развитии процессов адаптации и социализации молодежи в России. К негативным тенденциям относятся десоциализация-утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни, дезадаптация, которая выражается в деформации ценностно-смысловых особенностей, характерных для данного этапа развития и соответственно отражается в системе самоотношения, отношения и оценке других людей, отношениях к социальным программам и общественным инициативам.
К тенденциям, которые нельзя категорично характеризовать как отрицательные, относятся ресоциализация-усвоение новых ценностей, ролей, навыков, вместо прежних, и появление новейших каналов социализации. Новые каналы социализации оказывают сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик.
Один из разделов второй главы был посвящен красноярской школе, где обучается 359 человек нерусской национальности, что составляет 47 % от общего числа обучающихся. Было выявлено, что большинство детей происходят из семей со средним и ниже среднего достатком. Родители русских учащихся преимущественно имеют лишь среднее образование и работают в основном рабочими или служащими. Данная школа старательно пытается решить проблему обучения мигрантов, но пока что для этого есть немного ресурсов.
Проблемы и тенденции развития российского образования в поликультурной среде были также затронуты. Мы обнаружили, что в России особый подход к обучению мигрантов развивается в среднем темпе. Сегодня обучение русскому является главным методом адаптации приезжих и интеграции их в российское общество. Но одного обучения русскому для ассимиляции приезжих недостаточно, необходимо проводить воспитательные меры культурологического характера. Стоит отметить, что уровень преподавания русского языка в российских школах является не очень высоким, следовательно, школа нуждается в компетентных педагогах, которые имеют высокую квалификацию как в обучении, так и в воспитании. К примеру, для решения конфликтных ситуаций учителям имело бы смысл пройти специальные тренинги, пройти обучение методикам, позволяющим противостоять подобным сложностям. При всем обилии проблем, имеющихся в школах, где обучаются дети мигрантов, для обмена опытом по решению таких проблем существуют только спецсеминары для завучей, где время от времени поднимается тема детей- мигрантов».
Данная работа является актуальной, поскольку изучении поликультурного пространства школы как среды для социализации и адаптации школьников и поиска возможных путей модернизации процессов социализации и адаптации в школе позволит улучшить в дальнейшем процессы обучения и воспитания мигрантов в поликультурной среде школы.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы - исследование школы как среды социализации и адаптации учащихся - была успешно достигнута.
Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по темам социализации и адаптации мигрантов в поликультурной среде, были рассмотрены основные тенденции развития этих общественных процессов. Была также выявлена необходимость в создании школ для мигрантов, в расширении и доработке образовательных стандартов и законов, а также в обучении компетентных педагогов русского языка, литературы и других предметов.
...
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты. Опубликовано: 1 марта 2012 года.
3. Азимов Э.Г. Щукин А.Н. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания языков. СПб., 1999. 472 с.
4. Акимова С.А. Правовое регулирование миграционной политики и деятельности миграционных служб Соединенных Штатов Америки // Вестн. Моск. ун-та МВД России. - 2014. - № 4. - С. 11-15. Шифр НББ: 3ОК12726.
5. Алексеевский А.А. Методологические основы изучения проблем социальной адаптации // Теория и практика обществ. развития. - 2015. - №17; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie- osnovy-izucheniya-problem-sotsialnoy-adaptatsii-1 (23.03.17).
6. Алиева П.Р., Мирзабалаева Ф.И. Социально-экономические факторы развитиятрудового потенциала региона / Монография. Красноярск: Научноинновационный центр, 2012. 146 с.
7. Барканова О.В., Петрищев В.И. Особенности социализации детей младшего школьного возраста из семей мигрантов //Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2.
8. Блинова М.С. Современные социологические теории миграции населения : монография / М.С. Блинова ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Социол. фак. - М. : КДУ, 2009. - 153, [6].
9. Большова Н.Н. Политика регулирования интеллектуальной миграции в современной Германии // Вестн. МГИМО-Ун-та. - 2012. - № 6. - С. 226-237; То же [Электронный ресурс] // КиберЛенинка : [сайт]. - [М., 2012]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politika-regulirovaniya-intellektualnoy-migratsii-v- sovremennoy-germanii (15.11.2016).
10. Быстрова Е.А. Русский язык в школах многонациональной России //Русский язык в школе. 2004. № 2. С. 44-47.
11. Варламова А.Я. Школьная адаптации. ВГПУ, Институт проблем.
12. Волков Ю.Г. Социология: учебник. - 4-е изд. - Ростов-н/Д, 2008. - С.110.
13. Волох В.А. Новая Россия: политика и управление миграционными процессами: монография / В.А. Волох; НП "Центральный Дом адвоката", Моск. бюро по правам человека. - Самара: БАХРАХ-М, 2015. - 191 с.: ил.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://pravorf.org/doc/volokh.pdf (11.03.17).
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология; под ред. В. В. Давыдова. - М.: М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008. - С.218 - С. 89.
15. Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. Киев, 1974. 208 с.
... всего 55 источников