Стратегическое внешнеэкономическое партнерство России с Китаем (Институт Международных Экономических Связей)
|
Проведен анализ данных за 2021-2022 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы стратегического внешнеэкономического партнерства…7
1.1 Понятие и сущность стратегического внешнеэкономического партнерства…7
1.2 Методы формирования стратегического внешнеэкономического партнерства 14
1.3 Теоретические подходы к пониманию и анализу стратегического партнерства 22
2 Анализ стратегического внешнеэкономического партнерства России с Китаем 29
2.1 Исторический обзор отношений между Россией и Китаем 29
2.2 Торгово-экономические показатели сотрудничества 34
2.3 Политические и геополитические аспекты партнерства 47
3 Перспективы развития стратегического внешнеэкономического партнерства…53
3.1 Проблемы и вызовы сотрудничества 53
3.2 Возможности и перспективы углубления партнерства 57
3.3 Рекомендации по совершенствованию стратегического внешнеэкономического партнерства 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы стратегического внешнеэкономического партнерства…7
1.1 Понятие и сущность стратегического внешнеэкономического партнерства…7
1.2 Методы формирования стратегического внешнеэкономического партнерства 14
1.3 Теоретические подходы к пониманию и анализу стратегического партнерства 22
2 Анализ стратегического внешнеэкономического партнерства России с Китаем 29
2.1 Исторический обзор отношений между Россией и Китаем 29
2.2 Торгово-экономические показатели сотрудничества 34
2.3 Политические и геополитические аспекты партнерства 47
3 Перспективы развития стратегического внешнеэкономического партнерства…53
3.1 Проблемы и вызовы сотрудничества 53
3.2 Возможности и перспективы углубления партнерства 57
3.3 Рекомендации по совершенствованию стратегического внешнеэкономического партнерства 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Актуальность темы исследования. В конце XX - начале XXI века, развитие взаимодействий между Китаем и Россией в экономической сфере стало ключевым аспектом их международной стратегии. Достижения в укреплении и расширении этого партнерства были заметны и значительны.
В настоящее время развитие международных экономических и торговых отношений отмечается разнообразием форм и активным слиянием торговли с производственными и научно-техническими аспектами сотрудничества. Это превращение традиционных обменных операций в эффективный инструмент для адресации существенных экономических задач, стоящих перед регионами, участвующими в международной экономической активности, подчеркивает их важность.
С учетом политического аспекта, отношения между Россией и Китаем в настоящее время достигли беспрецедентного уровня процветания в их историческом развитии. Стратегическое партнерство и взаимопонимание между народами обеих стран укрепляются благодаря договору о дружбе и сотрудничестве, который закладывает основу для продолжения и развития вековых связей между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией.
Сотрудничество Китая и России оказывает влияние на мировой уровень, учитывая их статус постоянных членов Совета Безопасности ООН. У этих двух государств есть устойчивые основания для взаимодействия, а также они стремятся к достижению амбициозных общих целей.
Степень научной разработанности исследования. Взаимодействие между Россией и Китаем в экономическом пространстве часто привлекает внимание исследователей как из России, так и из других стран. Несмотря на это, международные юридические аспекты этих отношений не так часто освещаются в научных публикациях. Количество научных работ, включая статьи, диссертационные исследования и монографии, посвященных этой теме, ограничено.
Объектом исследования являются механизмы взаимодействия и развитие торгово-экономических отношений России и Китая.
Предметом исследования выступают теоретические, методические и практические вопросы, непосредственно связанные с реализацией торгово- экономического и инвестиционного взаимодействия России и Китая.
Целью дипломной работы является комплексное исследование международного и экономического взаимодействия России и Китая на уровне международных организаций и межгосударственном уровне.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
1) исследовать исторический аспект сотрудничества России и Китая в рамках XX века;
2) изучить существующие нормативные акты, связанные с экономическим и политическим сотрудничеством Китая и России;
3) дать характеристику торгово-экономическим отношениям России и Китая, выявить и рассмотреть их специфику;
4) сформулировать и аргументировать предложения по совершенствованию механизма экономического взаимодействия между странами;
5) определить влияние увеличения объемов товарооборота между Россией и Китаем на развитие граничащих субъектов КНР и РФ;
6) изучить экономическое сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), и союза пяти быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-африканской республики (БРИКС), а так же рассмотреть перспективы организации как связующего механизма взаимодействия России и Китая.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой методы.
Теоретической основой исследования послужили труды ведущих специалистов в области международных и международных экономических отношений. Среди них особое место занимают российские исследователи: Бородавкин А.Н., Воскресенский А.Д., Галенович Ю.М., Гельбрас В.Г., Девятов А.П., Жулин Ю.А., Ишаев В.И., Козловский Е.А., Комиссина И.Н., Кузнецов В.Н., Кузык В.Н., Михеев В.А., Наумов И.Н., Николаева Л.Г., Островский А.Н., Попов В.В., Рогачев И.А., Рыбалкина В.Е., Селищев А.С., Селищев Н.А., Титаренко М.Л., Яковец Ю.В., Ясин Е.Л. и другие. Для раскрытия темы также были изучены и использованы труды иностранных исследователей: Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу, Чжоу Синьчэн и Фен Шаолей.
Эмпирическую основу исследования составляют Международные соглашения об аспектах торгово-экономического сотрудничества между странами, данные статистики Федеральной таможенной службы, а также Международного валютного фонда и материалы периодической печати.
Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Гражданский кодекс Российской Федерации, Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и т.д.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором проведено комплексное исследование Международного сотрудничества государств (Российской Федерации и Китайской Народной Республики) в сфере социально-экономического, политического, торгового и таможенного сотрудничества, в рамках которого:
- изучен исторический аспект сотрудничества России и Китая в рамках XX века;
- определены основные направления торгово-экономического и таможенного сотрудничества между Россией и Китаем;
- выявлены проблемные факторы, препятствующие дальнейшему развитию торговых и транспортных отношений между Россией и Китаем, среди которых диспропорция структуры взаимной торговли, так называемая «серая таможня», невысокое качество товаров двусторонней торговли, несовершенная инфраструктура для внешнеэкономической деятельности, в том числе, транспорт, информационные и сетевые услуги, эффективность прохождения таможни;
- установлены причины ограниченности инвестиций в российскую экономику, среди которых несовершенное российское законодательство и отсутствие льгот для инвесторов;
- определено влияние мирового экономического кризиса на развитие экономического сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
В настоящее время развитие международных экономических и торговых отношений отмечается разнообразием форм и активным слиянием торговли с производственными и научно-техническими аспектами сотрудничества. Это превращение традиционных обменных операций в эффективный инструмент для адресации существенных экономических задач, стоящих перед регионами, участвующими в международной экономической активности, подчеркивает их важность.
С учетом политического аспекта, отношения между Россией и Китаем в настоящее время достигли беспрецедентного уровня процветания в их историческом развитии. Стратегическое партнерство и взаимопонимание между народами обеих стран укрепляются благодаря договору о дружбе и сотрудничестве, который закладывает основу для продолжения и развития вековых связей между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией.
Сотрудничество Китая и России оказывает влияние на мировой уровень, учитывая их статус постоянных членов Совета Безопасности ООН. У этих двух государств есть устойчивые основания для взаимодействия, а также они стремятся к достижению амбициозных общих целей.
Степень научной разработанности исследования. Взаимодействие между Россией и Китаем в экономическом пространстве часто привлекает внимание исследователей как из России, так и из других стран. Несмотря на это, международные юридические аспекты этих отношений не так часто освещаются в научных публикациях. Количество научных работ, включая статьи, диссертационные исследования и монографии, посвященных этой теме, ограничено.
Объектом исследования являются механизмы взаимодействия и развитие торгово-экономических отношений России и Китая.
Предметом исследования выступают теоретические, методические и практические вопросы, непосредственно связанные с реализацией торгово- экономического и инвестиционного взаимодействия России и Китая.
Целью дипломной работы является комплексное исследование международного и экономического взаимодействия России и Китая на уровне международных организаций и межгосударственном уровне.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
1) исследовать исторический аспект сотрудничества России и Китая в рамках XX века;
2) изучить существующие нормативные акты, связанные с экономическим и политическим сотрудничеством Китая и России;
3) дать характеристику торгово-экономическим отношениям России и Китая, выявить и рассмотреть их специфику;
4) сформулировать и аргументировать предложения по совершенствованию механизма экономического взаимодействия между странами;
5) определить влияние увеличения объемов товарооборота между Россией и Китаем на развитие граничащих субъектов КНР и РФ;
6) изучить экономическое сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), и союза пяти быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-африканской республики (БРИКС), а так же рассмотреть перспективы организации как связующего механизма взаимодействия России и Китая.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход, статистический и сравнительно-правовой методы.
Теоретической основой исследования послужили труды ведущих специалистов в области международных и международных экономических отношений. Среди них особое место занимают российские исследователи: Бородавкин А.Н., Воскресенский А.Д., Галенович Ю.М., Гельбрас В.Г., Девятов А.П., Жулин Ю.А., Ишаев В.И., Козловский Е.А., Комиссина И.Н., Кузнецов В.Н., Кузык В.Н., Михеев В.А., Наумов И.Н., Николаева Л.Г., Островский А.Н., Попов В.В., Рогачев И.А., Рыбалкина В.Е., Селищев А.С., Селищев Н.А., Титаренко М.Л., Яковец Ю.В., Ясин Е.Л. и другие. Для раскрытия темы также были изучены и использованы труды иностранных исследователей: Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу, Чжоу Синьчэн и Фен Шаолей.
Эмпирическую основу исследования составляют Международные соглашения об аспектах торгово-экономического сотрудничества между странами, данные статистики Федеральной таможенной службы, а также Международного валютного фонда и материалы периодической печати.
Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Гражданский кодекс Российской Федерации, Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г. №130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и т.д.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором проведено комплексное исследование Международного сотрудничества государств (Российской Федерации и Китайской Народной Республики) в сфере социально-экономического, политического, торгового и таможенного сотрудничества, в рамках которого:
- изучен исторический аспект сотрудничества России и Китая в рамках XX века;
- определены основные направления торгово-экономического и таможенного сотрудничества между Россией и Китаем;
- выявлены проблемные факторы, препятствующие дальнейшему развитию торговых и транспортных отношений между Россией и Китаем, среди которых диспропорция структуры взаимной торговли, так называемая «серая таможня», невысокое качество товаров двусторонней торговли, несовершенная инфраструктура для внешнеэкономической деятельности, в том числе, транспорт, информационные и сетевые услуги, эффективность прохождения таможни;
- установлены причины ограниченности инвестиций в российскую экономику, среди которых несовершенное российское законодательство и отсутствие льгот для инвесторов;
- определено влияние мирового экономического кризиса на развитие экономического сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Подводя итог, мы должны отметить, что двусторонние отношения стратегического партнерства сформировали уникальный многоуровневый механизм взаимодействия, комплекс направлений сотрудничества, каждое из которых было призвано принести партнерам в равной степени выгоду, повлиять на поступательное развитие государств.
Но практика взаимодействия показывает, что отношения развивались и эволюционировали, деформировались в отдельных сферах, как это произошло в торгово-экономическом сотрудничестве; что оформились определенные сложности, вызванные как чрезмерным развитием сырьевых направлений, желанием получить новые рынки сбыта китайских товаров, порой уступающих в цене и качестве продукции других азиатских стран, так и обусловленные мировым финансовым кризисом.
На наш взгляд, эти явления преодолимы. Они не заслоняют того созидательного содержания партнерства, которое надо сохранять и стремиться к его развитию.
Сотрудничество РФ и КНР создало необходимую основу для таких отношений - и это, на наш взгляд, очень ценный результат двадцатилетия связей. Партнерство позволяет осуществлять поиск совместных решений самых сложных вопросов, поиск позитивных подходов к проблемам, сближающих стороны, а не разделяющих. Но при этом необходима открытость, честность и доверие.
Мы же нашли в российско-китайских официальных документах с первых лет употребление многозначных формулировок, принадлежащих китайской стороне, смысл которых может измениться при иных международных условиях.
Представляется, что партнеры должны предельно прозрачно, юридически бесспорно формулировать принципы отношений и свои подходы к пониманию того или иного вопроса. От обеих сторон требуется как осознание достигнутого, так и определение таких перспектив в отношениях, которые бы не поколебали основу, не привели в будущем к конфликтам.
Разница в уровнях развития становится весьма относительной, если принять во внимание потенциалы сторон. Если абстрагироваться от сложившейся в России экономический ситуации и задаться вопросом, насколько сильно партнеры нуждаются друг в друге, то можно предположить, что при дальновидном и умном реформировании Россия может быть вполне самодостаточным государством, которое недостающие ему товары и услуги может найти не только в КНР. Китай же определенно и в гораздо большей степени нуждается в России - ее сырье, рынке, выгодном географическом положении с морскими портами, Северным морским путем, креативности ее специалистов.
России нужно учесть все результаты, уроки, полученные в предыдущее двадцатилетие, и это послужит стимулом к тому, чтобы главные усилия сосредоточить на внутренней политике, на устранении мешающих сегодня коррупции, поспешности и непродуманности многих решений, влияющих на уровень жизни населения.
Мы можем с уверенностью утверждать, что у России отсутствует просчитанная на перспективу стратегия отношений с Китаем при наличии таковой у КНР, в то время как собственная стратегия в партнерстве с такой иной и сложной цивилизационной общностью, как КНР, особенно необходима.
Важнейшим шагом к ее осуществлению представляется внедрение постоянного мониторинга партнерства, поскольку, как живой процесс, оно может меняться. Необходимы постоянный анализ, сравнение полученных результатов, извлечение уроков, усилия по «выравниванию» курса и жесткость в отстаивании своих интересов, укрепление российско-китайского партнерства в направлениях, отвечающих национальным интересам, интересам добрососедства, мирного и самостоятельного развития.
Но практика взаимодействия показывает, что отношения развивались и эволюционировали, деформировались в отдельных сферах, как это произошло в торгово-экономическом сотрудничестве; что оформились определенные сложности, вызванные как чрезмерным развитием сырьевых направлений, желанием получить новые рынки сбыта китайских товаров, порой уступающих в цене и качестве продукции других азиатских стран, так и обусловленные мировым финансовым кризисом.
На наш взгляд, эти явления преодолимы. Они не заслоняют того созидательного содержания партнерства, которое надо сохранять и стремиться к его развитию.
Сотрудничество РФ и КНР создало необходимую основу для таких отношений - и это, на наш взгляд, очень ценный результат двадцатилетия связей. Партнерство позволяет осуществлять поиск совместных решений самых сложных вопросов, поиск позитивных подходов к проблемам, сближающих стороны, а не разделяющих. Но при этом необходима открытость, честность и доверие.
Мы же нашли в российско-китайских официальных документах с первых лет употребление многозначных формулировок, принадлежащих китайской стороне, смысл которых может измениться при иных международных условиях.
Представляется, что партнеры должны предельно прозрачно, юридически бесспорно формулировать принципы отношений и свои подходы к пониманию того или иного вопроса. От обеих сторон требуется как осознание достигнутого, так и определение таких перспектив в отношениях, которые бы не поколебали основу, не привели в будущем к конфликтам.
Разница в уровнях развития становится весьма относительной, если принять во внимание потенциалы сторон. Если абстрагироваться от сложившейся в России экономический ситуации и задаться вопросом, насколько сильно партнеры нуждаются друг в друге, то можно предположить, что при дальновидном и умном реформировании Россия может быть вполне самодостаточным государством, которое недостающие ему товары и услуги может найти не только в КНР. Китай же определенно и в гораздо большей степени нуждается в России - ее сырье, рынке, выгодном географическом положении с морскими портами, Северным морским путем, креативности ее специалистов.
России нужно учесть все результаты, уроки, полученные в предыдущее двадцатилетие, и это послужит стимулом к тому, чтобы главные усилия сосредоточить на внутренней политике, на устранении мешающих сегодня коррупции, поспешности и непродуманности многих решений, влияющих на уровень жизни населения.
Мы можем с уверенностью утверждать, что у России отсутствует просчитанная на перспективу стратегия отношений с Китаем при наличии таковой у КНР, в то время как собственная стратегия в партнерстве с такой иной и сложной цивилизационной общностью, как КНР, особенно необходима.
Важнейшим шагом к ее осуществлению представляется внедрение постоянного мониторинга партнерства, поскольку, как живой процесс, оно может меняться. Необходимы постоянный анализ, сравнение полученных результатов, извлечение уроков, усилия по «выравниванию» курса и жесткость в отстаивании своих интересов, укрепление российско-китайского партнерства в направлениях, отвечающих национальным интересам, интересам добрососедства, мирного и самостоятельного развития.
Подобные работы
- Стратегическое внешнеэкономическое партнерство России с Китаем (Институт Международных Экономических Связей)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ И КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Основные направления экономического и политического взаимоотношения России и Китая в рамках БРИКС
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие российско-китайского торгово-экономического партнерства
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений России и Китая (на примере энергетической сферы)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Торговые отношения между Россией и Китаем
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Интересы России и Китая в Средней Азии и их осуществление в рамках ШОС (по документальным источникам)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018



