ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА В ИНТЕРНЕТЕ 7
1.1 Обзор подходов к понятию продвижения и его планирования 7
1.2 Анализ внутренних инструментов продвижения на маркетплейсе Wildberries 15
ГЛАВА 2. РЫНОК МАРКЕТПЛЕЙСОВ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ 25
2.1 Роль маркетплейсов в развитии электронной коммерции 25
2.2 Виды маркетплейсов и их специфика 26
2.3 Описание товара и постановка управленческой задачи 31
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНА ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА 37
3.1 Интервью с селлерами экспертами по продажам на Wildberries 37
3.2 Опрос потребителей и анализ его результатов 40
3.3 Анализ товара и инструментов продвижения, используемые конкурентами 43
3.4 Предлагаемый план продвижения 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Приложение 1. Гайд для интервью с экспертами 64
Приложение 2. Анкета опроса потребителей 64
Приложение 4. Результаты анализа ключевых запросов, используемых конкурентами 67
В эпоху цифровой трансформации и ускоренного оборота товаров и услуг покупатели ищут простой и безопасный способ совершать покупки. Это означает удобный поиск, легкую оплату, быструю доставку и гарантии качества. Чтобы удовлетворить эти потребности, все больше потребителей обращаются к онлайн-платформам, таким как маркетплейсы.
Сегодня маркетплейсы играют важную роль в развитии российской электронной коммерции. Они привлекают множество покупателей и позволяют компаниям быстро и эффективно выходить на новые рынки, расширяя свою целевую аудиторию.
Маркетплейс представляет собой онлайн-площадку с системой безопасных транзакций, гарантированной и быстрой доставкой товаров. Он служит гарантом надежности как для покупателя, обеспечивая качество продукции, так и для продавца, контролируя оплату товаров.
Одним из основных преимуществ продаж на маркетплейсах является возможность использования готовой инфраструктуры и клиентского трафика существующих платформ. Это существенно снижает затраты на маркетинг и привлечение новых покупателей. Кроме того, продавцам не нужно заботиться о техническом обеспечении и платформе, поскольку этим занимается маркетплейс.
Тем не менее, продажа на маркетплейсах предполагает соблюдение строгих правил и требований, установленных площадкой. Это может ограничивать возможности по продвижению и брендингу товаров. На маркетплейсах представлены сотни тысяч продавцов, что приводит к жесткой конкуренции в каждой категории товаров. По данным Tinkoff Data, с 2021 по 2022 год количество продавцов на крупных российских маркетплейсах (Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет и т.д.) выросло втрое. Это свидетельствует о том, что маркетплейсы становятся все более популярным и доступным каналом продаж.
Чтобы выделиться среди конкурентов и добиться успеха, продавцамрекомендуется применять креативные подходы в маркетинге и продвижении своих товаров. Для повышения узнаваемости бренда и привлечения внимания потенциальных клиентов продавцы должны эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении инструменты, предоставляемые маркетплейсами. Такая необходимость определяет актуальность данного исследования.
Данная работа посвящена изучению инструментов продвижения, предлагаемых крупнейшим российским маркетплейсом Wildberries, и разработке плана их применения для продвижения конкретного товара. Работа выполнена в формате прикладного проекта.
Проблема,заключается в необходимости эффективного продвижения товара бренда “ОVATION” на маркетплейсе “Wildberries”. Многие продавцы на “Wildberries” не понимают, как правильно пользоваться инструментами данной площадки, а также не успеваютследить за постоянно меняющимися алгоритмами маркетплейса “Wildberries”, что приводит к упущению выручки и снижению рентабельности и оборачиваемости товара.
Цель работы–выработка рекомендаций по формированию плана продвижения товара на маркетплейсе Wildberries с использованием его внутренних маркетинговых инструментов.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать рынок российских маркетплейсов и выявить основные тенденции его развития;
2. Изучить теоретические основы продвижения товаров в интернете и подходы к его планированию;
3. Исследовать встроенные инструменты продвижения Wildberries, в том числе путем проведения глубинных интервью с экспертами по продажам на данной площадке;
4. Разработать план продвижения товара, включающий используемые инструменты, бюджет, календарный график и ожидаемые результаты.
Объектом исследования является товар, который я продаю на маркетплейсе Wildberries. Предметом исследования стали способы и инструменты продвижения товара на маркетплейсе Wildberries.
Все данные по продажам товара взяты из личного кабинета маркетплейса, так как я являюсь владельцем. Изначально выбор маркетплейса был сделан в пользуWildberries из-за большего количества покупателей чем на других маркетплейсах. Также, в сравнении с другими маркетплейсами Wildberries лидирует по продажам товаров для дома, то есть на данном маркетплейсе товары этой категории продаются лучше, чем на других.
Данная работа исследует тенденции рынка маркетплейсов и особенности крупнейших российских площадок. Также анализируется профиль покупателей и продавцов на этих платформах, чтобы обосновать выбор Wildberries, как оптимального маркетплейса для реализации рассматриваемого товара.
Далее рассматриваются основные маркетинговые инструменты, доступные для продвижения на Wildberries. Для подтверждения теоретических знаний будут проведены интервью с опытными продавцами на данной платформе. Информация, полученная в ходе интервью, позволит более полно определить, какие инструменты продвижения наиболее эффективны и как разработать стратегию продвижения для успешного вывода товара на рынок.
В дополнение к интервью будет проведен опрос потребителей, совершающих покупки на маркетплейсах. Опрос поможет выявить реакцию покупателей на различные маркетинговые инструменты, от влияния отзывов на решение о покупке до выбора более продающего фото товара. Это позволит сформировать эффективный план продвижения.
Конечным результатом данной работы станет разработанный план продвижения товара на маркетплейсе Wildberries, ориентированный на конкретный рассматриваемый товар.
В ходе исследования использовались как академические, так и практические источники, включая деловую периодику и материалы профессиональных сообществ на различных платформах.
Данное исследование посвящено изучению методов продвижения на маркетплейсе “Wildberries” с целью выработки рекомендаций для эффективного плана продвижения для определенного товара. Объектом исследования выбран товар, который я предлагаю на этой платформе. После анализа был разработан конкретный план действий.
В ходе исследования был проанализирован рынок российских маркетплейсов и выявлены ключевые тенденции его развития. Основной акцент был сделан на росте важности маркетплейсов как основного канала электронной торговли, что представляет собой как вызов, так и возможность для множества компаний. Однако, с ростом конкуренции возникает необходимость эффективного использования инструментов продвижения, предоставляемых маркетплейсом.
В теоретической части исследования были рассмотрены основные принципы онлайн-продвижения товаров и инструменты для их планирования. Отмечается, что на маркетплейсах именно продвижение становится ключевым инструментом управления маркетинговым миксом для продавцов. Для определения наиболее эффективных инструментов для продвижения был проведен анализ научных исследований в этой области.
Детальное изучение всех инструментов продвижения на маркетплейсе позволило составить полный перечень доступных способов и инструментов. Для выявления наиболее эффективных были проведены интервью с продавцами, чьи товары пользуются высоким спросом.
В разработанном плане продвижения прописаны конкретные шаги по использованию выбранных инструментов, а также определен бюджет и метрики для оценки результатов. Также рассмотрены возможные риски, связанные с реализацией плана.
Для дальнейшего развития бренда OVATION на Wildberries рекомендуется комплексная стратегия, включающая:
• Улучшение видимости товара за счет повышения рейтинга и оптимизации SEO-характеристик.
• Увеличение доверия к бренду за счет сбора положительных отзывов.
• Привлечение внимания потенциальных покупателей с помощью кликабельных фотографий.
• Увеличение трафика на карточку товара за счет участия в акциях Wildberries.
• Стимулирование продаж за счет усиления рекламных кампаний.
Исходя из проделанной работы, мы можем предложить данные рекомендации:
Рекомендации:
1. Увеличение рейтинга товара – повышение позиций выше в поисковой выдаче для того, чтобы получить больше продаж.
2. Увеличение количества положительных отзывов
3. Сделать “кликабельные” фотографии в карточке товара
4. Использовать максимальное количество ключевых запросов в описании, названии и характеристиках товара
5. Участвовать в акциях Wildberries
6. Усилить рекламные кампании
Реализация этих рекомендаций позволит OVATION повысить продажи, улучшить конверсию и укрепить позиции бренда на рынке.
1. Жизненный цикл товара // secrets.tinkoff, 2024. – URL: https://secrets.tinkoff.ru/glossarij/zhiznennyy-cikl-tovara/
2. ATL и BTL: что значат эти термины и как они делят маркетинговые инструменты на две группы// skillbox, 2024. – URL: https://skillbox.ru/media/marketing/atl-i-btl-chto-znachat-eti-terminy-i-kak-oni-delyat-marketingovye-instrumenty-na-dve-gruppy/
3. Из точки А в точку Б: как разработать маркетинговый план для любого бизнеса // unisender, 2022. – URL: https://www.unisender.com/ru/blog/sovety/chto-takoe-marketingovyj-plan-i-kak-ego-sostavit/ (дата обращения: 28.04.2024)
4. Интернет-торговля рынок России // tadviser, 2023. - URL: https://clck.ru/UW22L (дата обращения: 20.03.2024)
5. Использование отзывов при онлайн-покупках // datainsight, 2020. – URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Aliexpress_GuidedBuying.pdf (дата обращения: 22.03.2024)
6. Исследование Тинькофф: количество продавцов маркетплейсов выросло в 3 раза за год // tinkoff, 2022. – URL: https://www.tinkoff.ru/about/news/21072022-tinkoff-research-number-of-marketplace-sellers-has-tripled-in-year/ (дата обращения: 20.04.2024)
7. Использование отзывов при онлайн-покупках // datainsight, 2020. – URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Aliexpress_GuidedBuying.pdf (дата обращения: 22.04.2024)
8. Итоги развития маркетплейсов в 2022 году // priceva, 2023. – URL: https://priceva.ru/blog/article/itogi-razvitiya-marketplejsov-v-2022-godu (дата обращения: 20.04.2024)
9. Как вывести в топ карточку товара на маркетплейсе // tinkoff, 2023. – URL: https://secrets.tinkoff.ru/razvitie/prodazhi/faktori-ranzhirovaniya-v-poiske-na-marketpleyse/ (дата обращения: 25.04.2024)
10. Колюжнова Н. Я. Маркетинг: общий курс // КолюжноваН.Я., Якобсон А.Я. – Москва: Омега-Л –187-189 с. – 5-98119-581-9
11. BTL-коммуникации: виды, примеры, каналы // marketing.hse, 2020. – URL: https://marketing.hse.ru/blog/btl-kommunikacii-vidy-primery-kanaly/ (дата обращения: 22.03.2024)
12. Концепция 4P — E. Jerome McCarthy // marketing-course – URL: https://marketing-course.ru/koncep-4p-mccarthy/
13. Котлер Ф. Основы маркетинга профессиональное издание: учебник // Ф. Котлер, Г. Армстронг – 12-е изд.– Москва: Вильямс –430 с. – 978-5-8459-1466-8
14. Личный кабинет продавца Wildberries, комиссия и тарифы на услугу// seller.wildberries, 2023. – URL: https://seller.wildberries.ru/dynamic-product-categories/delivery (дата обращения: 29.04.2024)
15. Личный кабинет продавца Wildberries, популярные поисковые запросы// seller.wildberries, 2023. – URL: https://seller.wildberries.ru/popular-search-requests (дата обращения: 29.04.2024)
...
35 источников