Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий 8
1.1. Сущность представления «многообразие живой природы» 8
1.2. Игра-путешествие как средство развития представлений старших
дошкольников о многообразии живой природы 12
1.3. Анализ программ дошкольного воспитания по развитию
экологических представлений старших дошкольников в игровой деятельности 16
1.4. Методика развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий 23
Вывод по главе 1 27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий 29
2.1. Выявление уровня развития экологических представлений старших
дошкольников о многообразии живой природы 29
2.2. Реализация комплекса игр-путешествий, направленного на развитие
экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Вывод по главе 2 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49
В настоящее время обострилась экологическая обстановка. Причиной тому является невысокий уровень экологического сознания людей, их недостаточная компетентность в вопросах функционирования природных систем. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе. Таким возрастом считается дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека. Экологические представления — это основа для последующего экологического мировоззрения.
В связи с этим экологическое воспитание и образование является одной из актуальных проблем современности. Перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача развитие у старших дошкольников экологических представлений и природоохранного сознания подрастающего поколения. В настоящее время осуществляется поиск эффективных методов развития экологических представлений о многообразии живой природы.
Как отмечает ФГОС ДО, игра является одним из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве [49]. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются различные знания и нравственные качества. Именно, игра является сквозным механизмом развития ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.
Одним из залогов успешного развития экологических представлений является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Такой деятельностью в дошкольном воспитании является игра, которую педагоги рассматривают как важное средство развития экологической направленности личности ребёнка. Игра - это ведущая деятельность дошкольного периода и под её влиянием формируется личность ребёнка.
Игры-путешествия являются своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Посредством таких игр происходит более эффективное усвоение знаний. Создавая положительные эмоции, игра-путешествие оказывает стимулирующее влияние на умственную активность дошкольников, что и становится условием более эффективного их обучения. Экологические игры- путешествия помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, развивают экологические представления, помогают детям понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы.
Большой вклад в научную литературу процесса экологического образования и воспитания детей внесли: Н. М. Верзилин [7], С. Н. Глазачев [12], В. Д. Дерябо [13], А. Н. Захлебный [15], И. Д. Зверев [17], П. Г. Иоганзен [18], Д. Н. Кавтарадзе [19], B. А. Левин [25], A. A. Мамонтов [26], И. С. Матрусов [28], И. Н. Пономарев [41], H. A. Рыжова [44], И. Т. Суравегина [50] и др.
Цель исследования: выявление эффективности игр-путешествий в развитии экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы.
Объект исследования: экологические представления о многообразии живой природы.
Предмет исследования: процесс развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий.
Гипотеза исследования: развитие экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы будет эффективным в процессе игр-путешествий.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий.
2. Выявить уровень экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы.
3. Составить комплекс игр-путешествий и организовать игровую деятельность, способствующую развитию экологических представлений о многообразии живой природы, а также проверить его эффективность.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, психолого-педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, беседа и статистические методы обработки полученных результатов.
Апробация и внедрение результатов экспериментальной работы.
По результатам данной работы была опубликована статья в сборнике материалов XX Международной научно-практической конференции молодых учёных, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы». (Бийск, 27 апреля 2018 г.)
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» и «Детский сад № 4» г. Бийска.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составленный комплекс игр-путешествий может быть использован педагогами и родителями с целью развития экологических представлений о многообразии живой природы.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, база исследования и его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий» изучены теоретические основы развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по развитию экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий» содержит экспериментальное исследование процесса развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр- путешествий.
Заключение представляет собой краткий обзор результатов, полученных в процессе дипломного исследования и сделанных на их основе самостоятельных аналитических выводов.
В приложении приведены протоколы выявления уровня сформированности экологических представлений о многообразии живой природы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, а также комплекс игр-путешествий, направленный на развитие экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы.
Анализ научной литературы по теме исследования показывает, что одним из залогов успешного развития экологических представлений является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Такой деятельностью в дошкольном воспитании является игра, которую мы рассматриваем как важное средство развития экологической направленности личности ребёнка. Игра - это ведущая деятельность дошкольного периода и под её влиянием формируется личность ребёнка.
Игры-путешествия являются своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Посредством таких игр происходит более эффективное усвоение знаний. Создавая положительные эмоции, игра-путешествие оказывает стимулирующее влияние на развитие экологических представлений. Экологические игры- путешествия помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, развивают экологические представления, помогают детям понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы.
Анализ психолого-педагогической литературы, образовательных программ для ДОУ и основного документа дошкольного образования - стандарта показал, что ведущим видом деятельности детей является игровая деятельность. Экологические представления у детей развиваются через игровые ситуации, игровую деятельность. Игры формируют целостное видение мира, бережное и ответственное отношение к природе, подводят маленьких натуралистов к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего их мира.
Констатирующий этап эксперимента показал о преобладании низкого уровня развития экологических представлений старших дошкольников обеих групп. Проведение комплекса игр-путешествий экологической
направленности на формирующем этапе со старшими дошкольниками экспериментальной группы повысил их уровень развития экологических представлений по сравнению с детьми контрольной группы, что подтверждено диагностическим срезом на контрольном этапе. Это свидетельствует об эффективности комплекса игр-путешествий экологической направленности в развитии экологических представлений.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследования выполнены, а выдвинутая гипотеза доказана. Составленные игры-путешествия могут быть использованы педагогами и родителями с целью развития экологических представлений о многообразии живой природы детей старшего дошкольного возраста.
1. Акимова, Т. А. Экология [Текст]: учебник / Т.А. Акимова, И.Н. Пономарева. - М.: Академия, 2007. - 453 с.
2. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников [Текст] / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 1. -С. 10-12.
3. Аристовский, Т. В. Экологические представления о живой природе [Текст]: учебное пособие / Т.В. Аристовский, И.Д. Зверева, З.П. Плохий. - М.: Наука, 2013. - 634 с.
4. Артемова, Л. В. Игры в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.В. Артемова, Н.И. Ветрова. - М.: ЦГЛ, 2014. - 488 с.
5. Вашурина, Р. И. Игры-путешествия в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Р.И. Вашурина, Л.А. Репникова Т.С. Федорова. - Тольятти, 2000. - 234 с.
6. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]:методическое пособие / С.А. Веретенникова,Т.А. Серебрякова. - М.: Просвещение, 2011. - 345 с.
7. Верзилин, Н. М. Путешествие с домашними растениями [Текст]: методическое пособие / Н.М. Верзилина. - М.: Наука, 2008. - 416 с.
8. Виноградова, Н. В. Экологическое развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебник / Н.В. Виноградова. - М.: Просвещение,2007. - 735 с.
9. Волчкова, В. Н. Конспекты экологических занятий в старшей группе детского сада [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: 2008. - 128 с.
10. Выготский, Л.С. Психология [Текст]: учебник / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. - 308 с.
11. Газина, О. Е. Играя, изучаем природу [Текст]: учебное пособие / О.Е. Газина. - М.: ВЛАДОС, - 2011. - 307 с.
12. Глазачев, С. Н. Воспитание положительного отношения к природе [Текст] / С. Н. Глазачев // Дошкольное воспитание. - 2012. - №5. - С. 45- 69.
13. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст]: учебное пособие / С.Д. Дерябо, В.П. Ясвин. - Ростов на Дону: Феникс, 2013. - 453 с.
14. Дрязгунова, В. А. Игры на развитие экологических представлений [Текст]: методическое пособие. - М.: Феникс, - 2008. - 156 с.
15. Захлебный, А. Н. Развитие экологических представлений дошкольников [Текст]: учебное пособие / А.Н. Захлебный. - М.: Академия, 2011. - 648 с.
16. Зверева, О. Л. Развитие экологических представлений дошкольников через игры-путешествия [Текст]: методическое пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 80 с.
17. Зверев, И. Д. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей [Текст] / И.Д. Зверев // Дошкольная педагогика,2009. - № 6. - С. 54-57.
18. Иоганзен, П.Г. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / П.Г. Иоганзен // Открытый урок. - 2012. - № 14. - С. 17-18.
19. Кавтаридзе, Д. Н. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: монография / Д. Н. Кавтаридзе. - М.: Академия, 2012. - 208 с.
20. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольника [Текст]: методическое пособие / А.В. Калиниченко, Н.В. Кондрашова. - М: Айрис-Пресс, 2014. - 127 с.
21. Кирике Г. Ребёнок и природа [Текст] / Г. Кирике // Дошкольное воспитание, 2015. - № 7. - С. 24-29.
22. Комов, С. В. Экологическое образование и воспитание [Текст]: методическое пособие / С.В. Комов, В.Д. Сыч. - М.: Педагогика, 2007.- 255 с.
23. Константинова, Т. В. Игры-путешествия на занятиях по экологии в ДОУ [Текст] / Т.В. Константинова // Педагогика, 2012. - № 1. - С. 46¬48.
24. Лаврентьева, Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.Г. Лаврентьева. - Чита: ЗабГПУ, 2008 - 345 с.
25. Левин, В. А. Игра как средство экологического воспитания [Текст] / В.А. Левин // Дошкольное воспитание, 2012. - № 10. - С. 34-39.
26. Мамонтов, А. А. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учебное пособие / А.А. Мамонтов - М.: Академия, 2012. - 336 с.
27. Марковская, М. М. Игры как средство эколого-эстетического воспитания [Текст] / М.М. Марковская // Дошкольное воспитание, 2011. - № 10. - С. 40-48.
28. Матрусов, И.С. Экологические игры в детском саду [Текст]: методическое пособие / И.С. Матрусов. - М.: Школьная Пресса, 2004.- 128 с.
29. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст]: методическое пособие / Под ред. П.Г. Саморуковой. -М.: Просвещение, 2004. - 263 с.
30. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: методическое пособие / Л.П. Молодова. - Минск: Аскар, 2014. - 567 с.
31. Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронное издание]: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.) / отв. ред. Т.Н. Зотова. - Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).
32. Неверович, Я. З. Организация занятий в детском саду [Текст]: методическое пособие / Я.З Неверович. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.
33. Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей [Текст]: учебное пособие / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2013. - 349 с.
34. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства [Текст]: методическое пособие / С.Н. Николаева. - Пермь, 1992. - 234 с.
35. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // М.: Российская газета, - Федеральный выпуск - 2013. - № 624.
36. Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад - дом радости» [Текст] / Н.М. Крылова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.
37. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.
38. Павлова, Л. И. Игра-путешествие как средство экологического воспитания [Текст] / Л.И. Павлова // Дошкольное воспитание, 2015. № 10. - С. 13-16.
39. Печка, Л. И. Игровая деятельность в детском саду [Текст]: методическое пособие / Л.И. Печка. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
40. Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие /Н.Н. Поддъяков. - М.: Академия, 2006. - 216 с.
41. Пономарева, И.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст]: учебное пособие / И.Н. Пономарева. - М.: Творческий центр, 2014. - 513 с.
42. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» [Текст] / Под ред. Е.В. Соловьёвой. - М.: Просвещение, 2014. - 232 с.
43. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» [Текст] / Под ред. В.Т. Кудрявцева. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 264 с.
44. Рыжова, Н. А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание,2010.- № 9. - С. 40-53.
45. Саморукова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст]: методическое пособие / С.А. Саморукова. - М., 2008. - 56 с.
46. Соломенникова, О. Е. Диагностика экологических знаний дошкольников [Текст] / О.Е. Соломенникова // Дошкольное воспитание. -2008. - № 7. - С. 21-27.
47. Тарабарина, Т. И. Соколова Е. И. И Экологические игры-путешествия для дошкольников [Текст]: методическое пособие / Ярославль: «Академия развития», 2015. - 240 с.
48. Турыгина, С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников [Текст]: методическое пособие / С.В. Турыгина, Н. А. Кашина. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 121 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384.
50. Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: учебное пособие / Под ред. И. Г. Суравегиной. - Пермь, 2012. - 328 с.