Развитие у старших дошкольников экологических представлений о многообразии живой природы посредством игр-путешествий
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий 8
1.1. Сущность представления «многообразие живой природы» 8
1.2. Игра-путешествие как средство развития представлений старших
дошкольников о многообразии живой природы 12
1.3. Анализ программ дошкольного воспитания по развитию
экологических представлений старших дошкольников в игровой деятельности 16
1.4. Методика развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий 23
Вывод по главе 1 27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий 29
2.1. Выявление уровня развития экологических представлений старших
дошкольников о многообразии живой природы 29
2.2. Реализация комплекса игр-путешествий, направленного на развитие
экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Вывод по главе 2 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Глава I. Теоретические основы развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий 8
1.1. Сущность представления «многообразие живой природы» 8
1.2. Игра-путешествие как средство развития представлений старших
дошкольников о многообразии живой природы 12
1.3. Анализ программ дошкольного воспитания по развитию
экологических представлений старших дошкольников в игровой деятельности 16
1.4. Методика развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий 23
Вывод по главе 1 27
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий 29
2.1. Выявление уровня развития экологических представлений старших
дошкольников о многообразии живой природы 29
2.2. Реализация комплекса игр-путешествий, направленного на развитие
экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
Вывод по главе 2 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49
В настоящее время обострилась экологическая обстановка. Причиной тому является невысокий уровень экологического сознания людей, их недостаточная компетентность в вопросах функционирования природных систем. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе. Таким возрастом считается дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека. Экологические представления — это основа для последующего экологического мировоззрения.
В связи с этим экологическое воспитание и образование является одной из актуальных проблем современности. Перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача развитие у старших дошкольников экологических представлений и природоохранного сознания подрастающего поколения. В настоящее время осуществляется поиск эффективных методов развития экологических представлений о многообразии живой природы.
Как отмечает ФГОС ДО, игра является одним из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве [49]. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются различные знания и нравственные качества. Именно, игра является сквозным механизмом развития ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.
Одним из залогов успешного развития экологических представлений является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Такой деятельностью в дошкольном воспитании является игра, которую педагоги рассматривают как важное средство развития экологической направленности личности ребёнка. Игра - это ведущая деятельность дошкольного периода и под её влиянием формируется личность ребёнка.
Игры-путешествия являются своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Посредством таких игр происходит более эффективное усвоение знаний. Создавая положительные эмоции, игра-путешествие оказывает стимулирующее влияние на умственную активность дошкольников, что и становится условием более эффективного их обучения. Экологические игры- путешествия помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, развивают экологические представления, помогают детям понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы.
Большой вклад в научную литературу процесса экологического образования и воспитания детей внесли: Н. М. Верзилин [7], С. Н. Глазачев [12], В. Д. Дерябо [13], А. Н. Захлебный [15], И. Д. Зверев [17], П. Г. Иоганзен [18], Д. Н. Кавтарадзе [19], B. А. Левин [25], A. A. Мамонтов [26], И. С. Матрусов [28], И. Н. Пономарев [41], H. A. Рыжова [44], И. Т. Суравегина [50] и др.
Цель исследования: выявление эффективности игр-путешествий в развитии экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы.
Объект исследования: экологические представления о многообразии живой природы.
Предмет исследования: процесс развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий.
Гипотеза исследования: развитие экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы будет эффективным в процессе игр-путешествий.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий.
2. Выявить уровень экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы.
3. Составить комплекс игр-путешествий и организовать игровую деятельность, способствующую развитию экологических представлений о многообразии живой природы, а также проверить его эффективность.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, психолого-педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, беседа и статистические методы обработки полученных результатов.
Апробация и внедрение результатов экспериментальной работы.
По результатам данной работы была опубликована статья в сборнике материалов XX Международной научно-практической конференции молодых учёных, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы». (Бийск, 27 апреля 2018 г.)
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» и «Детский сад № 4» г. Бийска.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составленный комплекс игр-путешествий может быть использован педагогами и родителями с целью развития экологических представлений о многообразии живой природы.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, база исследования и его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий» изучены теоретические основы развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по развитию экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий» содержит экспериментальное исследование процесса развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр- путешествий.
Заключение представляет собой краткий обзор результатов, полученных в процессе дипломного исследования и сделанных на их основе самостоятельных аналитических выводов.
В приложении приведены протоколы выявления уровня сформированности экологических представлений о многообразии живой природы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, а также комплекс игр-путешествий, направленный на развитие экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы.
В связи с этим экологическое воспитание и образование является одной из актуальных проблем современности. Перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача развитие у старших дошкольников экологических представлений и природоохранного сознания подрастающего поколения. В настоящее время осуществляется поиск эффективных методов развития экологических представлений о многообразии живой природы.
Как отмечает ФГОС ДО, игра является одним из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве [49]. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются различные знания и нравственные качества. Именно, игра является сквозным механизмом развития ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.
Одним из залогов успешного развития экологических представлений является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Такой деятельностью в дошкольном воспитании является игра, которую педагоги рассматривают как важное средство развития экологической направленности личности ребёнка. Игра - это ведущая деятельность дошкольного периода и под её влиянием формируется личность ребёнка.
Игры-путешествия являются своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Посредством таких игр происходит более эффективное усвоение знаний. Создавая положительные эмоции, игра-путешествие оказывает стимулирующее влияние на умственную активность дошкольников, что и становится условием более эффективного их обучения. Экологические игры- путешествия помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, развивают экологические представления, помогают детям понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы.
Большой вклад в научную литературу процесса экологического образования и воспитания детей внесли: Н. М. Верзилин [7], С. Н. Глазачев [12], В. Д. Дерябо [13], А. Н. Захлебный [15], И. Д. Зверев [17], П. Г. Иоганзен [18], Д. Н. Кавтарадзе [19], B. А. Левин [25], A. A. Мамонтов [26], И. С. Матрусов [28], И. Н. Пономарев [41], H. A. Рыжова [44], И. Т. Суравегина [50] и др.
Цель исследования: выявление эффективности игр-путешествий в развитии экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы.
Объект исследования: экологические представления о многообразии живой природы.
Предмет исследования: процесс развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий.
Гипотеза исследования: развитие экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы будет эффективным в процессе игр-путешествий.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий.
2. Выявить уровень экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы.
3. Составить комплекс игр-путешествий и организовать игровую деятельность, способствующую развитию экологических представлений о многообразии живой природы, а также проверить его эффективность.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, психолого-педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, беседа и статистические методы обработки полученных результатов.
Апробация и внедрение результатов экспериментальной работы.
По результатам данной работы была опубликована статья в сборнике материалов XX Международной научно-практической конференции молодых учёных, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы». (Бийск, 27 апреля 2018 г.)
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» и «Детский сад № 4» г. Бийска.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составленный комплекс игр-путешествий может быть использован педагогами и родителями с целью развития экологических представлений о многообразии живой природы.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы, база исследования и его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий» изучены теоретические основы развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий.
Вторая глава «Опытно-экспериментальная работа по развитию экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр-путешествий» содержит экспериментальное исследование процесса развития экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы посредством игр- путешествий.
Заключение представляет собой краткий обзор результатов, полученных в процессе дипломного исследования и сделанных на их основе самостоятельных аналитических выводов.
В приложении приведены протоколы выявления уровня сформированности экологических представлений о многообразии живой природы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, а также комплекс игр-путешествий, направленный на развитие экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы.
Анализ научной литературы по теме исследования показывает, что одним из залогов успешного развития экологических представлений является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Такой деятельностью в дошкольном воспитании является игра, которую мы рассматриваем как важное средство развития экологической направленности личности ребёнка. Игра - это ведущая деятельность дошкольного периода и под её влиянием формируется личность ребёнка.
Игры-путешествия являются своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Посредством таких игр происходит более эффективное усвоение знаний. Создавая положительные эмоции, игра-путешествие оказывает стимулирующее влияние на развитие экологических представлений. Экологические игры- путешествия помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, развивают экологические представления, помогают детям понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы.
Анализ психолого-педагогической литературы, образовательных программ для ДОУ и основного документа дошкольного образования - стандарта показал, что ведущим видом деятельности детей является игровая деятельность. Экологические представления у детей развиваются через игровые ситуации, игровую деятельность. Игры формируют целостное видение мира, бережное и ответственное отношение к природе, подводят маленьких натуралистов к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего их мира.
Констатирующий этап эксперимента показал о преобладании низкого уровня развития экологических представлений старших дошкольников обеих групп. Проведение комплекса игр-путешествий экологической
направленности на формирующем этапе со старшими дошкольниками экспериментальной группы повысил их уровень развития экологических представлений по сравнению с детьми контрольной группы, что подтверждено диагностическим срезом на контрольном этапе. Это свидетельствует об эффективности комплекса игр-путешествий экологической направленности в развитии экологических представлений.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследования выполнены, а выдвинутая гипотеза доказана. Составленные игры-путешествия могут быть использованы педагогами и родителями с целью развития экологических представлений о многообразии живой природы детей старшего дошкольного возраста.
Игры-путешествия являются своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Посредством таких игр происходит более эффективное усвоение знаний. Создавая положительные эмоции, игра-путешествие оказывает стимулирующее влияние на развитие экологических представлений. Экологические игры- путешествия помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, развивают экологические представления, помогают детям понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы.
Анализ психолого-педагогической литературы, образовательных программ для ДОУ и основного документа дошкольного образования - стандарта показал, что ведущим видом деятельности детей является игровая деятельность. Экологические представления у детей развиваются через игровые ситуации, игровую деятельность. Игры формируют целостное видение мира, бережное и ответственное отношение к природе, подводят маленьких натуралистов к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего их мира.
Констатирующий этап эксперимента показал о преобладании низкого уровня развития экологических представлений старших дошкольников обеих групп. Проведение комплекса игр-путешествий экологической
направленности на формирующем этапе со старшими дошкольниками экспериментальной группы повысил их уровень развития экологических представлений по сравнению с детьми контрольной группы, что подтверждено диагностическим срезом на контрольном этапе. Это свидетельствует об эффективности комплекса игр-путешествий экологической направленности в развитии экологических представлений.
Таким образом, поставленные цель и задачи исследования выполнены, а выдвинутая гипотеза доказана. Составленные игры-путешествия могут быть использованы педагогами и родителями с целью развития экологических представлений о многообразии живой природы детей старшего дошкольного возраста.



