Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструирования из природного материала
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала
1.1. Характеристика понятий «конструирование» и «творческие
способности» 8
1.2. Задачи развития творческих способностей старших дошкольников в
процессе конструирования из природного материала 13
1.3. Формы, методы и условия обучения конструированию старших
дошкольников 20
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческих
способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала
2.1. Выявление уровня развития творческих способностей старших
дошкольников 38
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей старших
дошкольников в процессе конструирования из природного материала 42
2.3. Анализ результатов эксперимента 47
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список литературы 55
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала
1.1. Характеристика понятий «конструирование» и «творческие
способности» 8
1.2. Задачи развития творческих способностей старших дошкольников в
процессе конструирования из природного материала 13
1.3. Формы, методы и условия обучения конструированию старших
дошкольников 20
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческих
способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала
2.1. Выявление уровня развития творческих способностей старших
дошкольников 38
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей старших
дошкольников в процессе конструирования из природного материала 42
2.3. Анализ результатов эксперимента 47
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список литературы 55
В настоящее время большое внимание в ДОУ уделяется решению задач, связанных с развитием творческих способностей дошкольников.
Общество заинтересованно в расширении творчества также и в системе образования с целью прогрессирования. Эта возможность предоставляется только при условии интенсивности творческого педагогического воздействия на развитие механизмов личности (чувства, вкуса, оценки, идеала, потребности и интереса).
У каждого воспитателя есть свои моральные ценности, вкусы и увлечения, с которыми он работает. Деятельность педагога требует творческого подхода, новшества, готовности искать актуальные, нетрадиционные формы работы с детьми, открывающие простор их творческому мышлению, вместе с пробуждением эмоциональных реакций.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлены на развитие у дошкольников понимания произведений искусства (музыкального, словесного, изобразительного) и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора, художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Развитием творческих способностей детей занимались такие ученые как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, которые отмечали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления и воображения.
Исследованиями вопросов развития творческих способностей в процессе конструирования занимались также Е. И. Радина, Т.А. Макарова, В.Г. Нечаева, В.Г. Логинова, Д.В. Сергеева.
Конструирование из природного материала в детском саду развивает все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, а также наблюдательность, фантазия и творчество. Следовательно, предпочтение следует отдавать таким видам детской деятельности, которые позволяют дошкольникам осваивать свойства различных материалов, активно действовать с ними.
Исходя из вышесказанного, была определена тема исследования выпускной квалификационной работы «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструирования из природного материала».
Цель исследования: выявить эффективность конструирования из природного материала в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Объект исследования: творческие способности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала.
Гипотеза заключается в том, что конструирование из природного материала является эффективным средством развития творческих способностей старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. теоретически обосновать проблему развития творческих
способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала;
2. выявить уровень развития творческих способностей старших дошкольников;
3. разработать и экспериментально проверить эффективность конструирования из природного материала в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Методы исследования:
• изучение и анализ литературы;
• анализ детских работ;
• наблюдение;
• психолого-педагогический эксперимент;
• метод количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 73» и МБДОУ «Детский сад № 4» г. Бийска Алтайского края со старшими дошкольниками - детьми подготовительной к школе группы.
Апробация работы. Основные положения работы представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», состоявшейся в АГГПУ им. В.М.Шукшина 27 апреля 2018 г. (г. Бийск).
Практическая значимость данной работы заключается в использовании разработанного комплекса мероприятий, влияющих на развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструирования из природного материала.
Структура дипломной работы:
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Введение включает актуальность дипломной работы, цель, объект, предмет, гипотезу. Определены задачи и методы, которые применялись в исследовании, практическая значимость. Указана структура дипломной работы.
В первой главе «Теоретические основы развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала» раскрывается теоретическое обоснование проблемы формирования творческих способностей у старших дошкольников.
Вторая глава «Экспериментальное исследование развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала» включает экспериментальное исследование процесса формирования творческих способностей старших дошкольников.
Заключение содержит в себе выводы по проделанной работе и рекомендации.
Список литературы включает 50 источников.
Приложение состоит из таблиц, конспектов занятий и игр.
Общество заинтересованно в расширении творчества также и в системе образования с целью прогрессирования. Эта возможность предоставляется только при условии интенсивности творческого педагогического воздействия на развитие механизмов личности (чувства, вкуса, оценки, идеала, потребности и интереса).
У каждого воспитателя есть свои моральные ценности, вкусы и увлечения, с которыми он работает. Деятельность педагога требует творческого подхода, новшества, готовности искать актуальные, нетрадиционные формы работы с детьми, открывающие простор их творческому мышлению, вместе с пробуждением эмоциональных реакций.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлены на развитие у дошкольников понимания произведений искусства (музыкального, словесного, изобразительного) и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора, художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Развитием творческих способностей детей занимались такие ученые как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, которые отмечали, что именно дошкольный возраст характеризуется огромными потенциальными возможностями для развития сложных форм восприятия, мышления и воображения.
Исследованиями вопросов развития творческих способностей в процессе конструирования занимались также Е. И. Радина, Т.А. Макарова, В.Г. Нечаева, В.Г. Логинова, Д.В. Сергеева.
Конструирование из природного материала в детском саду развивает все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, а также наблюдательность, фантазия и творчество. Следовательно, предпочтение следует отдавать таким видам детской деятельности, которые позволяют дошкольникам осваивать свойства различных материалов, активно действовать с ними.
Исходя из вышесказанного, была определена тема исследования выпускной квалификационной работы «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструирования из природного материала».
Цель исследования: выявить эффективность конструирования из природного материала в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Объект исследования: творческие способности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала.
Гипотеза заключается в том, что конструирование из природного материала является эффективным средством развития творческих способностей старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. теоретически обосновать проблему развития творческих
способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала;
2. выявить уровень развития творческих способностей старших дошкольников;
3. разработать и экспериментально проверить эффективность конструирования из природного материала в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Методы исследования:
• изучение и анализ литературы;
• анализ детских работ;
• наблюдение;
• психолого-педагогический эксперимент;
• метод количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 73» и МБДОУ «Детский сад № 4» г. Бийска Алтайского края со старшими дошкольниками - детьми подготовительной к школе группы.
Апробация работы. Основные положения работы представлены на XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы», состоявшейся в АГГПУ им. В.М.Шукшина 27 апреля 2018 г. (г. Бийск).
Практическая значимость данной работы заключается в использовании разработанного комплекса мероприятий, влияющих на развитие творческих способностей старших дошкольников посредством конструирования из природного материала.
Структура дипломной работы:
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Введение включает актуальность дипломной работы, цель, объект, предмет, гипотезу. Определены задачи и методы, которые применялись в исследовании, практическая значимость. Указана структура дипломной работы.
В первой главе «Теоретические основы развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала» раскрывается теоретическое обоснование проблемы формирования творческих способностей у старших дошкольников.
Вторая глава «Экспериментальное исследование развития творческих способностей старших дошкольников в процессе конструирования из природного материала» включает экспериментальное исследование процесса формирования творческих способностей старших дошкольников.
Заключение содержит в себе выводы по проделанной работе и рекомендации.
Список литературы включает 50 источников.
Приложение состоит из таблиц, конспектов занятий и игр.
Изучение и анализ литературы позволил выявить особенности работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по конструированию из природного материала, на которых у них формируются творческие способности.
Конструирование из природного материала имеет целый ряд возможностей для развития творческих способностей. Развивая творческие способности детей, мы помогаем ребёнку выразить своё видение окружающего мира и своё отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, мелкую моторику пальцев, что в свою очередь способствует творческому развитию личности.
Результаты констатирующего эксперимента позволили определить уровень развития творческих способностей детей экспериментальной и контрольной групп - они оказались схожими, недостаточными по показателям, с преобладанием среднего уровня.
В процессе формирующего этапа эксперимента была реализована серия занятий, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала.
Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе наметился рост уровня развития творческих способностей на 15%.
На основании проделанной работы и анализа полученных результатов можно подтвердить поставленную гипотезу: конструирование из природного материала является эффективным средством развития творческих способностей старших дошкольников. Цель и задачи исследования решены.
Конструирование из природного материала имеет целый ряд возможностей для развития творческих способностей. Развивая творческие способности детей, мы помогаем ребёнку выразить своё видение окружающего мира и своё отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, мелкую моторику пальцев, что в свою очередь способствует творческому развитию личности.
Результаты констатирующего эксперимента позволили определить уровень развития творческих способностей детей экспериментальной и контрольной групп - они оказались схожими, недостаточными по показателям, с преобладанием среднего уровня.
В процессе формирующего этапа эксперимента была реализована серия занятий, направленная на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала.
Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе наметился рост уровня развития творческих способностей на 15%.
На основании проделанной работы и анализа полученных результатов можно подтвердить поставленную гипотезу: конструирование из природного материала является эффективным средством развития творческих способностей старших дошкольников. Цель и задачи исследования решены.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ
ИЗ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Конструирование в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Формирование мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала (Елецкий государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНСТРУКТОРОВ LEGO В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ «ФАНТАЗИЯ»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Методика развития творческих способностей с помощью аппликации у детей дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольною возраста в процессе художественного
конструирования из бумаги
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2022



