Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов 8
1.1. Сущность понятий «исследовательские умения» и «опыты» 8
1.2. Опыты как средство развития исследовательских умений старших
дошкольников Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Методика развития исследовательских умений старших дошкольников
посредством проведения опытов 19
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов 28
2.1. Выявление уровня развития исследовательских умений старших
дошкольников 29
2.2. Организация процесса развития исследовательских умений старших
дошкольников посредством проведения опытов 35
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 42
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» и другие нормативные документы Российской Федерации формулируют общие положения, касающиеся системы образования:
- познавательное развитие, обусловленное формированием познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- развитие познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности и др. [1]. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования устанавливает определенные целевые требования, предъявляемые к результатам освоения программы на этапе завершении дошкольного образования:
- ребенок обладает инициативой и самостоятельностью в области исследовательской деятельности;
- ребенок любознателен, понимает причинно-следственные связи в окружающем мире, проявляет самостоятельность в придумывании объяснений явлениям природы;
- склонен стремиться к наблюдению, экспериментированию;
- интересуется представлениями из области живой природы, естествознания и др. [2, c.74].
Педагогами и психологами доказано, что дети активно познают окружающий мир, очень восприимчивы к образовательному влиянию. Именно в дошкольный период идет формирование основ активной познавательной деятельности и отношения к действительности. Дети совершают первые самостоятельные исследования и открытия, испытывают радость от собственных возможностей. Дошкольное образование предназначено для обеспечения саморазвития и самореализации ребенка, способствованию развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева).
Среди возможных средств развития исследовательских умений дошкольников особого внимания заслуживает детская опытническая деятельность. В опытной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как?), практиковаться в установлении причинно-следственных,пространственных, временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему расширять, и упорядочивать представления о мире, развивать наблюдательность, пытливость ума, познавательные и творческие способности, умение изобретать, применять нестандартные решения. Задача педагогов дошкольной организации состоит в том, чтобы эту деятельность активно поощрять.
В работах А. П. Усовой, Е. Л. Панько, Л. А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой детское опытное экспериментирование занимает ведущую роль в период дошкольного детства. Выделяется особенность этого вида познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия, выполняют познавательную, ориентировочно¬исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие исследовательских умений старших дошкольников
посредством проведения опытов».
Цель исследования: выявление эффективности опытов в развитии исследовательских умений старших дошкольников.
Объект исследования: исследовательские умения старших дошкольников.
Предмет: процесс развития исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов.
Гипотеза исследования: развитие исследовательских умений старших дошкольников будет эффективным в процессе проведения опытов.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать развитие исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов.
2. Выявить уровень развития исследовательских умений старших дошкольников.
3. Составить комплекс опытов и организовать опытническую деятельность, способствующую развитию исследовательских умений старших дошкольников, и проверить его эффективность.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, психолого-педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, беседа и статистические методы обработки полученных результатов.
Исследовательские умения, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (С.Л.Рубинштейн, Л.Ф.Тихомирова, А.И. Савенков, Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, С.П.Арсенова) обеспечивают детям оптимальные условия для приобретения познавательно-практического опыта и развития их творческого потенциала, а также личности в целом.
База исследования: МБОУ «Детский сад «Малышок» с. Ануйское и МБДОУ «Детский сад «Чайка» п. Кировский Смоленского района Алтайского края.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный комплекс опытов по развитию исследовательских умений старших дошкольников в опытнической деятельности может быть использован педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обозначены проблема и актуальность исследования, сформулированы цель и задачи, предложена гипотеза исследования, показана степень изученности проблемы.
В первой главе представлены теоретические основы развития исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов, во второй - содержание экспериментальной работы. В заключении приведены основные выводы. Список литературы включает 50 наименований в приложениях приведена методика определения уровня развития исследовательских умений старших дошкольников, предложенная А.И. Савенковом, и использованная в ходе экспериментальной работы, а также конспекты занятий с использованием опытов. Текст работы иллюстрирован рисунками и таблицами, отражающими основные положения и результаты.
Проведенное исследование способствует решению одной из актуальных проблем современности - развитию у детей первоначального опыта исследовательской деятельности, необходимой для реализации исследовательских умений. Благодаря развитию исследовательской позиции человек получит возможность самостоятельно решать проблемные ситуации, выстраивать свой путь в этом мире.
Анализ исследований по изучаемой проблеме позволил установить, что исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.
В старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательских умений и совершенствования его исследовательской активности.
Выбор тематики, содержания опытов для детей, планирование и проведение образовательной работы со старшими дошкольниками осуществлялось на основе положений отечественной дидактики о роли обучения, активных методов в развитии исследовательских умений (Н.Е. Веракса, А.И. Савенков, А.Н. Поддьяков) и данных и рекомендаций исследований о методике организации опытно-экспериментальной деятельности детей.
Сделаны следующие выводы по работе:
1. Гипотетически выдвинуто и эмпирически проверено следующее утверждение: опытническая деятельность может выполнять функцию средства развития исследовательских умений старших дошкольников при условии их содержательного наполнения условиями и требованиями, актуализирующими исследовательские потребности детей.
2. На констатирующем этапе исследовательские умения старших дошкольников находились преимущественно на среднем уровне. Это позволяет вести речь о том, что детям данного возраста доступно освоение ряда умений, необходимых для самостоятельного осуществления исследовательской деятельности, в то же время проводимой в этом направлении образовательной работы в детском саду недостаточно.
3. Реализация плана работы по развитию исследовательских умений старших дошкольников посредством опытов позволила оптимизировать процесс их развития.
4. Положения гипотезы получили подтверждение, опытническая деятельность, как средство развития исследовательских умений старших дошкольников, может повлиять не только на развитие представлений о способах познания окружающего мира, но и на применении этих представлений в различных жизненных ситуациях детей. На этом основании поставленную цель исследовательской работы можно считать достигнутой, задачи - полностью выполненными.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 07.03.2018) [Электронный ресурс]. - Справочно-правовая система «Гарант»: / НПП «Гарант-Сервис». - Режим доступа:
http://garant.rU/#/document/70291362/paragraph/1:1 (15.03.2018)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. - Справочно¬правовая система «Гарант»: / НПП «Гарант-Сервис». - Режим доступа: http://garant.ru/#/document/70512244/paragraph/8:2 (10.10.2017)
3. Аксенова, Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ [Электронный ресурс] / Т.А. Аксенова // Центр организации и проведения Международный и Всероссийских конкурсов. - 2011. - Вып. 5. - Режим доступа: http://konkurs2016.ru/konferencii/2/8 (11.11.2017)
4. Баталина, Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.С Баталина // Дошкольная педагогика. - 2012. - №1. - С. 13-18.
5. Большой энциклопедический словарь / Энциклопедии & Словари / Коллекция энциклопедий и словарей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_big/JEksperiment-69904.html (31.01.2018)
6. Бурнышева, М.Г. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность [Текст] / М.Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 24-26.
7. Вакулина, Е.Г. Организация поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Г. Вакулина // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VIII
Междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 13 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 298-300.
8. Ванклив, Д. Простые опыты для маленьких детей [пер. с англ. Е. Г. Рудаковой]/ Д. Ванклив. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 127 с.
9. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
10. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Текст] / Н.Е. Веракса., О.Р Галимов. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 40 с.
11. Галушкина, С.В. Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников [Текст] / С.В. Галушкина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения.- № 2. - 2012.- С. 123-125.
12. Деркунская, В.А. Игры-эксперименты с дошкольниками [Текст]: Учебно-методическое пособие / В.А Деркунская, А.А. Ошкина. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 287 с.
13. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст]: Картотека игр по опытам и экспериментам для дошкольников / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова. - М.:Сфера, 2002. - 192 с.
14. Дыбина, О.В. Побуждение детей к преобразованию предметов [Текст] // О.В. Дыбина, И.Н. Щукина // Казанская наука. - 2011. - № 9. - С.207-210.
15. Егорова, Т.А. Развитие исследовательского потенциала дошкольников [Текст] / Т.А. Егорова // Современный детский сад. - № 1. - 2012. - С. 42-45.
16. Зубкова, Н.М. Тайны кипящей кастрюли [Текст]: Опыты и эксперименты на кухне для детей от 5 до 9 лет / Н.М. Зубкова. - СПб: Речь, 2010. - 58 с.
17. Зубкова, Н.М. Вечный двигатель и вечный предатель [Текст]: Опыты и эксперименты на СЕБЕ и о СЕБЕ для детей от 3-х лет и старше / Н.М. Зубкова. - СПб: Речь, 2011. - 61 с.
18. Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.И. Иванова. - М.:ТЦ Сфера, 2010.
19. Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. ФГОС [Текст] / Н.В. Исакова. - М.: Детство-пресс, 2015. - 64 с.
20. Киреева, М.М. Экспериментируем вместе! [Текст]/ М.М. Киреева // Детский сад от А до Я. - № 1 (67). - 2014. - С. 84-92.
21. Комарова, И.А. К вопросу о разработке экспериментальной модели методики формирование осознанного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст]/ И.А. Комарова, С.В. Спирин. // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика психология. - № 2. - 2010. - С. 60-64.
22. Костюченко, М.П. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов ФГОС ДО [Текст] / М.П. Костюченко. - М.: Учитель, 2017. - 152 с.
23. Мамаева, О.В. Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через эксперименты с физическими явлениями [Текст] / О.В. Мамаева // Дошкольная педагогика. - № 3. - 2014.- С. 20-22.
24. Мартынова, Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий [Текст] / Е.А.Мартынова. - М.: Учитель, 2011. - 104 с.
25. Миленко, ВВ. Познавательно - исследовательская деятельность как специфический вид детской деятельности [Текст] / В.В. Миленко, В.К. Лепепюха // Дошкольное воспитание. - 2012. - №1. - С. 25-31.
26. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст]: учеб. пособие / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, К.М. Кларина, З.А. Серова. - СПб: Детство-Пресс, 2013. - 260 с.
27. Москаленко, В.В. Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология [Текст] / В.В. Москаленко, Н.И.Крылова. - М.: Учитель, 2012. - 115 с.
28. Мотылева, Э.И. Особенности организации исследовательской деятельности дет ей дошкольного возраста [Текст] / Э.И. Мотылева, И.Е. Емельянова. - М.: Росмэнпресс, 2011. - 264 с.
29. Нахалова, М.А. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста [Текст]/ М.А. Нахалова, С.Д. Якушева // В мире научных открытий. - 2010. - № 5. - С. 22-28.
30. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 336 с.
31. Павлов, И.П. Об уме вообще, о русском уме в частности / И.П. Павлов [Текст] // Вестник практической психологии образования №3(20) июль-сентябрь 2009. - С. 12-16.
32. Педагогический словарь /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия. 2005. - 640 с.
33. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов
педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России 2006. - 608 с.
34. Петрова, Л.Г. Исследовательская деятельность как условие формирования "образа Я" у старших дошкольников [Текст] / Л. Г. Петрова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - № 8. - 2013. - С.19-26.
35. Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности [Текст] /А.Н. Поддьяков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий. -2011. - С. 51-58.
36. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в
детском возрасте [Электронный ресурс]: дис. д-ра психол. наук.- М.: МГУ. 2001. - 350 с. - Режим доступа:
http://www.aspirantura.spb.ru/dissers/poddiakov.rar. (02.02.2018)
37. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://www.ds14-ukhta.ru/metodicheskaya- kopilka/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-doshkolnikov (29.01.2018)
38. Прохорова, Л.Н. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира [Текст]/ Л.Н. Прохорова, Т.А. Балакшина // Формирование начал экологической культуры дошкольников / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2013. - 76 с.
39. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
40. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст]. - СПб.: Дом Фёдорова, 2010. - 136 с.
41. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст] /А.И. Савенков. - Самара: Учебная литература, 2010. - 88 с.
42. Савенков, А.И. Противодействие исследовательскому поведению ребенка в современном образовании [Текст]/ А.И. Савенков // Высшее образование в России. - № 8-9. - 2012. - С.67-73.
43. Скольник, Л.А. Воспитываем ребенка-исследователя [Текст]/ Л. А. Скольник // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - № 4.- 2014.- С. 114-116.
44. Словарь синонимов русского языка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httpV/словарь-синонимов.рф (05.02.2018)
45. Совместные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие [Текст]/ авт.-сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева Т.В. Иванова [и др.]. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. - 304 с.
46. Тугушева, Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст]: Методическое пособие / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. - СПб: Детство-Пресс, 2015. - 128 с.
47. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т.В. Хабарова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРОГРЕСС, 2012. - 80 с.
48. Хаярова, А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира [Текст]/ А.В. Хаярова // Дошкольная педагогика. - № 10. - 2012. - С. 12-16.
49. Яковлева, М.А. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Опыты на кухне [Текст]: [для детей 5-8 лет] / М.А. Яковлева. - М.: Эксмо, 2010. - 63 с.
50. Ярошевкий, М.Г. История психологии от античности до середины XX в. [Текст]: Учеб. пособие. - М. Академия, 1996. - 416 с.