Развитие исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов 8
1.1. Сущность понятий «исследовательские умения» и «опыты» 8
1.2. Опыты как средство развития исследовательских умений старших
дошкольников Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Методика развития исследовательских умений старших дошкольников
посредством проведения опытов 19
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов 28
2.1. Выявление уровня развития исследовательских умений старших
дошкольников 29
2.2. Организация процесса развития исследовательских умений старших
дошкольников посредством проведения опытов 35
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 42
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Глава 1. Теоретические основы развития исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов 8
1.1. Сущность понятий «исследовательские умения» и «опыты» 8
1.2. Опыты как средство развития исследовательских умений старших
дошкольников Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Методика развития исследовательских умений старших дошкольников
посредством проведения опытов 19
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов 28
2.1. Выявление уровня развития исследовательских умений старших
дошкольников 29
2.2. Организация процесса развития исследовательских умений старших
дошкольников посредством проведения опытов 35
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 42
Выводы по 2 главе 46
Заключение 48
Список использованной литературы 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» и другие нормативные документы Российской Федерации формулируют общие положения, касающиеся системы образования:
- познавательное развитие, обусловленное формированием познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- развитие познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности и др. [1]. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования устанавливает определенные целевые требования, предъявляемые к результатам освоения программы на этапе завершении дошкольного образования:
- ребенок обладает инициативой и самостоятельностью в области исследовательской деятельности;
- ребенок любознателен, понимает причинно-следственные связи в окружающем мире, проявляет самостоятельность в придумывании объяснений явлениям природы;
- склонен стремиться к наблюдению, экспериментированию;
- интересуется представлениями из области живой природы, естествознания и др. [2, c.74].
Педагогами и психологами доказано, что дети активно познают окружающий мир, очень восприимчивы к образовательному влиянию. Именно в дошкольный период идет формирование основ активной познавательной деятельности и отношения к действительности. Дети совершают первые самостоятельные исследования и открытия, испытывают радость от собственных возможностей. Дошкольное образование предназначено для обеспечения саморазвития и самореализации ребенка, способствованию развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева).
Среди возможных средств развития исследовательских умений дошкольников особого внимания заслуживает детская опытническая деятельность. В опытной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как?), практиковаться в установлении причинно-следственных,пространственных, временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему расширять, и упорядочивать представления о мире, развивать наблюдательность, пытливость ума, познавательные и творческие способности, умение изобретать, применять нестандартные решения. Задача педагогов дошкольной организации состоит в том, чтобы эту деятельность активно поощрять.
В работах А. П. Усовой, Е. Л. Панько, Л. А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой детское опытное экспериментирование занимает ведущую роль в период дошкольного детства. Выделяется особенность этого вида познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия, выполняют познавательную, ориентировочно¬исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие исследовательских умений старших дошкольников
посредством проведения опытов».
Цель исследования: выявление эффективности опытов в развитии исследовательских умений старших дошкольников.
Объект исследования: исследовательские умения старших дошкольников.
Предмет: процесс развития исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов.
Гипотеза исследования: развитие исследовательских умений старших дошкольников будет эффективным в процессе проведения опытов.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать развитие исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов.
2. Выявить уровень развития исследовательских умений старших дошкольников.
3. Составить комплекс опытов и организовать опытническую деятельность, способствующую развитию исследовательских умений старших дошкольников, и проверить его эффективность.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, психолого-педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, беседа и статистические методы обработки полученных результатов.
Исследовательские умения, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (С.Л.Рубинштейн, Л.Ф.Тихомирова, А.И. Савенков, Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, С.П.Арсенова) обеспечивают детям оптимальные условия для приобретения познавательно-практического опыта и развития их творческого потенциала, а также личности в целом.
База исследования: МБОУ «Детский сад «Малышок» с. Ануйское и МБДОУ «Детский сад «Чайка» п. Кировский Смоленского района Алтайского края.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный комплекс опытов по развитию исследовательских умений старших дошкольников в опытнической деятельности может быть использован педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обозначены проблема и актуальность исследования, сформулированы цель и задачи, предложена гипотеза исследования, показана степень изученности проблемы.
В первой главе представлены теоретические основы развития исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов, во второй - содержание экспериментальной работы. В заключении приведены основные выводы. Список литературы включает 50 наименований в приложениях приведена методика определения уровня развития исследовательских умений старших дошкольников, предложенная А.И. Савенковом, и использованная в ходе экспериментальной работы, а также конспекты занятий с использованием опытов. Текст работы иллюстрирован рисунками и таблицами, отражающими основные положения и результаты.
- познавательное развитие, обусловленное формированием познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- развитие познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности и др. [1]. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования устанавливает определенные целевые требования, предъявляемые к результатам освоения программы на этапе завершении дошкольного образования:
- ребенок обладает инициативой и самостоятельностью в области исследовательской деятельности;
- ребенок любознателен, понимает причинно-следственные связи в окружающем мире, проявляет самостоятельность в придумывании объяснений явлениям природы;
- склонен стремиться к наблюдению, экспериментированию;
- интересуется представлениями из области живой природы, естествознания и др. [2, c.74].
Педагогами и психологами доказано, что дети активно познают окружающий мир, очень восприимчивы к образовательному влиянию. Именно в дошкольный период идет формирование основ активной познавательной деятельности и отношения к действительности. Дети совершают первые самостоятельные исследования и открытия, испытывают радость от собственных возможностей. Дошкольное образование предназначено для обеспечения саморазвития и самореализации ребенка, способствованию развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева).
Среди возможных средств развития исследовательских умений дошкольников особого внимания заслуживает детская опытническая деятельность. В опытной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как?), практиковаться в установлении причинно-следственных,пространственных, временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему расширять, и упорядочивать представления о мире, развивать наблюдательность, пытливость ума, познавательные и творческие способности, умение изобретать, применять нестандартные решения. Задача педагогов дошкольной организации состоит в том, чтобы эту деятельность активно поощрять.
В работах А. П. Усовой, Е. Л. Панько, Л. А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой детское опытное экспериментирование занимает ведущую роль в период дошкольного детства. Выделяется особенность этого вида познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия, выполняют познавательную, ориентировочно¬исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие исследовательских умений старших дошкольников
посредством проведения опытов».
Цель исследования: выявление эффективности опытов в развитии исследовательских умений старших дошкольников.
Объект исследования: исследовательские умения старших дошкольников.
Предмет: процесс развития исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов.
Гипотеза исследования: развитие исследовательских умений старших дошкольников будет эффективным в процессе проведения опытов.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать развитие исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов.
2. Выявить уровень развития исследовательских умений старших дошкольников.
3. Составить комплекс опытов и организовать опытническую деятельность, способствующую развитию исследовательских умений старших дошкольников, и проверить его эффективность.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, психолого-педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, беседа и статистические методы обработки полученных результатов.
Исследовательские умения, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (С.Л.Рубинштейн, Л.Ф.Тихомирова, А.И. Савенков, Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, С.П.Арсенова) обеспечивают детям оптимальные условия для приобретения познавательно-практического опыта и развития их творческого потенциала, а также личности в целом.
База исследования: МБОУ «Детский сад «Малышок» с. Ануйское и МБДОУ «Детский сад «Чайка» п. Кировский Смоленского района Алтайского края.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный комплекс опытов по развитию исследовательских умений старших дошкольников в опытнической деятельности может быть использован педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обозначены проблема и актуальность исследования, сформулированы цель и задачи, предложена гипотеза исследования, показана степень изученности проблемы.
В первой главе представлены теоретические основы развития исследовательских умений старших дошкольников посредством проведения опытов, во второй - содержание экспериментальной работы. В заключении приведены основные выводы. Список литературы включает 50 наименований в приложениях приведена методика определения уровня развития исследовательских умений старших дошкольников, предложенная А.И. Савенковом, и использованная в ходе экспериментальной работы, а также конспекты занятий с использованием опытов. Текст работы иллюстрирован рисунками и таблицами, отражающими основные положения и результаты.
Проведенное исследование способствует решению одной из актуальных проблем современности - развитию у детей первоначального опыта исследовательской деятельности, необходимой для реализации исследовательских умений. Благодаря развитию исследовательской позиции человек получит возможность самостоятельно решать проблемные ситуации, выстраивать свой путь в этом мире.
Анализ исследований по изучаемой проблеме позволил установить, что исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.
В старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательских умений и совершенствования его исследовательской активности.
Выбор тематики, содержания опытов для детей, планирование и проведение образовательной работы со старшими дошкольниками осуществлялось на основе положений отечественной дидактики о роли обучения, активных методов в развитии исследовательских умений (Н.Е. Веракса, А.И. Савенков, А.Н. Поддьяков) и данных и рекомендаций исследований о методике организации опытно-экспериментальной деятельности детей.
Сделаны следующие выводы по работе:
1. Гипотетически выдвинуто и эмпирически проверено следующее утверждение: опытническая деятельность может выполнять функцию средства развития исследовательских умений старших дошкольников при условии их содержательного наполнения условиями и требованиями, актуализирующими исследовательские потребности детей.
2. На констатирующем этапе исследовательские умения старших дошкольников находились преимущественно на среднем уровне. Это позволяет вести речь о том, что детям данного возраста доступно освоение ряда умений, необходимых для самостоятельного осуществления исследовательской деятельности, в то же время проводимой в этом направлении образовательной работы в детском саду недостаточно.
3. Реализация плана работы по развитию исследовательских умений старших дошкольников посредством опытов позволила оптимизировать процесс их развития.
4. Положения гипотезы получили подтверждение, опытническая деятельность, как средство развития исследовательских умений старших дошкольников, может повлиять не только на развитие представлений о способах познания окружающего мира, но и на применении этих представлений в различных жизненных ситуациях детей. На этом основании поставленную цель исследовательской работы можно считать достигнутой, задачи - полностью выполненными.
Анализ исследований по изучаемой проблеме позволил установить, что исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.
В старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательских умений и совершенствования его исследовательской активности.
Выбор тематики, содержания опытов для детей, планирование и проведение образовательной работы со старшими дошкольниками осуществлялось на основе положений отечественной дидактики о роли обучения, активных методов в развитии исследовательских умений (Н.Е. Веракса, А.И. Савенков, А.Н. Поддьяков) и данных и рекомендаций исследований о методике организации опытно-экспериментальной деятельности детей.
Сделаны следующие выводы по работе:
1. Гипотетически выдвинуто и эмпирически проверено следующее утверждение: опытническая деятельность может выполнять функцию средства развития исследовательских умений старших дошкольников при условии их содержательного наполнения условиями и требованиями, актуализирующими исследовательские потребности детей.
2. На констатирующем этапе исследовательские умения старших дошкольников находились преимущественно на среднем уровне. Это позволяет вести речь о том, что детям данного возраста доступно освоение ряда умений, необходимых для самостоятельного осуществления исследовательской деятельности, в то же время проводимой в этом направлении образовательной работы в детском саду недостаточно.
3. Реализация плана работы по развитию исследовательских умений старших дошкольников посредством опытов позволила оптимизировать процесс их развития.
4. Положения гипотезы получили подтверждение, опытническая деятельность, как средство развития исследовательских умений старших дошкольников, может повлиять не только на развитие представлений о способах познания окружающего мира, но и на применении этих представлений в различных жизненных ситуациях детей. На этом основании поставленную цель исследовательской работы можно считать достигнутой, задачи - полностью выполненными.



