Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность мышления и его развития в дошкольном возрасте 8
1.2. Методика использования технологии ТРИЗ в организованной образовательной деятельности ДОО 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ
2.1. Использование технологии ТРИЗ в дополнительной образовательной деятельности ДОО с целью развития мышления детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Результаты экспериментальной работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет.
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в 3-4 года.
Детское мышление проходит определенные этапы в своем развитии. Как указывает известный детский психолог А.А. Люблинская, первым средством решения задач для маленького ребенка является его практическое действие. Так, например, получив в руки игрушку, вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех – пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно-действенного, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. «Мышление руками» не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок [16, с. 73].
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Согласно концепции Л.С. Выготского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интеллектуализируются.
Оценивая подсменные возможности организованного обучения,
Л.С. Выготский писал, что «Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленное, а не только ближайшие последствия» [9, с. 37].
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п.
В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Так, наибольшая сензитивность к языку у детей проявляется в 2-3 года, 5-летние дети легче и лучше, чем дети другого возраста, обучаются чтению. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены все сенситивные периоды, в частности обучения игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста....
В настоящее время актуальность развития мышления дошкольников не вызывает сомнений и приобретает первостепенное значение. Особенно необходимость использования технологии, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы. Образовательный процесс, построенный на усвоении конкретных фактов, изживает себя, так как факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. На помощь приходит психолого-педагогическая направленность образовательной деятельности, основанная на принципах технологии ТРИЗ. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений, оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм, а также системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия. Стремление получать новую информацию об окружающем развивает потребность в познавательной деятельности, дает возможность созидать, творить, развивать аналитические способности, формирует умение развивать и доказывать свою точку зрения.
Дети скучают в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже слышал). Поэтому основной задачей, которую мы ставили перед собой, это самостоятельное добывание детьми информации через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги, мы выполнили
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны – занимательная игра, с другой – процесс формирования диалектики и логики, преодоления застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. А также ТРИЗ является одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, представленный системой творческих игр и упражнений заданий на основе методов технологии ТРИЗ.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме позволил нам организовать и провести экспериментальную работу по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ д/с «Спутник» с. Засечное Пензенского района.
В ходе эксперимента была прослежена динамика развития мышления у детей старшего дошкольного возраста. В процессе сравнения результатов констатирующего и контрольного экспериментов было выявлено, что во всех используемых методиках в экспериментальной группе произошло снижение показателей среднего и низкого уровней развития мышления детей и увеличение показателя высокого уровня развития мышления детей, а в контрольной группе – в основном увеличение показателя среднего уровня.
Таким образом, в результате использования игр программы ТРИЗ, прослеживается положительная динамика развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
В процессе анализа экспериментальной работы, можно с уверенностью сказать, что наша работа по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста, показала большую эффективность и гипотеза о том, что системное использование в практической деятельности педагогов ДОО технологии ТРИЗ приводит к повышению уровня развития мышления дошкольников, подтвердилась.
Если вам нравятся, когда глаза детей блестят на занятии, а активность превышает 100%; если вы хотите целый день радоваться открытиям, удивляться, познавать новое и общаться с умными, думающими детьми – займитесь ТРИЗ.
Агаева Е.Л. Формирование элементов логического мышления: старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 1. — С. 38-40.
2. Альтшуллер Г.С. Методика изобретательского творчества. — Минск, 1970. — 24 с.
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. — М., 2007. — 400 с.
4.Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. Теория и практика решения изобретательских задач. Методические рекомендации. – Кишинев, 1989. — 216 с.
5.Альтшуллер Г.С. Методика изобретательского творчества. — Минск, 1970. — 24 с.
6. Альтшуллер Г.С., Фильковский Г. Современное состояние теории решения изобретательских задач. // Фонд-Архив Генриха Альтшуллера. – Баку, 1975. – 142 с.
7. Афонькина. Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. — М.: Академия, 2000. — 304 с.
8. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. — М.: Знания, 1994. — 346 с.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М., 1956. — 257 с.
10. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966. —184 с.
11. Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду» // Педагогика+ТРИЗ. – Гомель, 1997. – 108 с.
12. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите. // Педагогика+ТРИЗ. – Гомель, 1997. – 47с.
13. Зак А.С. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – М.: Аркти, 2001. – 144 с.
14. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — С. 28.
15. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус. — Минск: "Университетское". —1997. —№ 3. — С. 88-102....35