Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Детское экспериментирование как средство ознакомления с окружающей действительностью детей старшего дошкольного возраста

Работа №148231

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ
1.1. Специфика формирования представлений об окружающей действительности у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2. Методы и средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающей действительностью 14
1.3. Сущность детского экспериментирования как особого вида детской деятельности 20
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня сформированности представлений об окружающей действительности у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Содержание работы по использованию детского экспериментирования как средства ознакомления дошкольников с окружающей действительностью 40
2.3. Анализ эффективности использования детского экспериментирования как средства формирования представлений об окружающей действительности у детей старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Дошкольное детство – один из самых интересных, и в то же время сложных периодов жизни человека. Ребенок с первых минут рождения попадает в новый, неизвестный ему мир, с которым ему только предстоит познакомиться. Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем многообразии и является для него источником постоянных знаний и открытий. Представления ребенка о ней еще не вполне отчетливы, неопределенны, но только во взаимодействии с окружающей средой происходит его полноценное становление и развитие как личности, формирование его мировоззрения и мировосприятия.
Вхождение ребенка в окружающий мир, осознание себя как его составной части, понимание взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих вокруг, невозможно без помощи взрослых: сначала родителей, а затем педагогов. В ДОО ведется планомерная работа по ознакомлению детей с окружающей действительностью. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, на этапе завершения образования в ДОО ребенок должен обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт, иметь элементарные представления из области живой природы, естествознания, математики, истории, быть готовым к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности [28]. Вместе с тем, ребенок должен проявлять любознательность, интересоваться причинно-следственными связями между объектами и предметами, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Для решения стоящих пере современной системой образования задач необходимо развивать мышление ребенка в направлении от репродуктивного к творческому, включать его в познавательную деятельность, организованную таким образом, чтобы он смог проявить самостоятельность и активность в достижении целей познания. Развитию способностей и творческого потенциала каждого ребенка способствует такой вид деятельности, как экспериментирование.
В настоящее время проблемы и перспективы экспериментирования как особого вида деятельности рассматриваются в работах Н.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграевой, Е.В. Родиной и др. Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах, таких, как «Детство» (авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.), «Развитие» (авторы Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, Н.С. Варенцова и др.), «Наш дом – природа» (автор Н.А. Рыжова), «Ребенок в мире поиска» (авторы О.В. Дыбина, В.В. Щетинина, Н.Н. Поддъяков).
В процессе экспериментирования дошкольник имеет возможность не только наблюдать, но и взаимодействовать с реальными предметами и явлениями. Таким образом, он не получает готовые знания, а добывает их в результате собственных поисков и размышлений. Ребенок учится самостоятельно анализировать явления и факты, на основе которых делает логические выводы и умозаключения. Благодаря такой деятельности познавательный интерес дошкольника становится более устойчивым и целенаправленным. Экспериментирование расширяет кругозор детей и обеспечивает более полное восприятие и понимание окружающего их мира.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что тема нашего исследования является достаточно актуальной.
Объект исследования: содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающей действительностью.
Предмет исследования: детское экспериментирование как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающей действительностью.
Цель исследования: изучить возможности использования детского экспериментирования как средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающей действительностью....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования было изучить возможности использования детского экспериментирования как средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающей действительностью.
В качестве объекта мы избрали содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающей действительностью, в качестве предмета – детское экспериментирование как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающей действительностью.
В первой главе нашей работы проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, подробно рассматривается процесс формирования представлений об окружающей действительности у детей старшего дошкольного возраста, методы и средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающей действительностью, а также дается характеристика детского экспериментирования как особого вида детской деятельности. Проанализировав различные направления работы по ознакомлению детей с окружающей действительностью, мы пришли к выводу, что особого внимания заслуживает работа по формированию у детей представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Изучая их существенные свойства и качества, осознавая причинно-следственные связи между ними, дети начинают лучше ориентироваться и понимать окружающий мир и окружающую действительность.
Во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа по использованию детского экспериментирования как средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающей действительностью. Констатирующий эксперимент проводился на базе филиала «Заря» МБДОУ детский сад №130 «Росток» г. Пензы. Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о свойствах и качествах предметов окружающего мира. На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что основная масса воспитанников и в экспериментальной, и в контрольной группах имеют средний и низкий уровни сформированности знаний о материалах, свойствах и качествах предметов окружающего мира. Только по одному ребенку из каждой группы показали высокий уровень.
На формирующем этапе эксперимента мы занимались разработкой планов-конспектов НОД с использованием детского экспериментирования и внедрением их в образовательный процесс ДОО. В начале нашей работы нами был составлен календарно-тематический план проведения НОД с использованием экспериментирования, в основу которого была положена программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «В мире поиска» О.В. Дыбиной, В.В. Щетининой, Н.Н. Поддъякова. Мы пришли к выводу, что наиболее целесообразным представляется объединение занятий по содержанию в две группы: природный мир и рукотворный мир. В свою очередь, в разделе «Природный мир» было выделено два подраздела: «Физические явления» и «Материалы природного мира». Всего было разработано 16 НОД с использованием детского экспериментирования, которые проводились 1 раз в неделю в течение 4 месяцев (с декабря 2018 г. до марта 2019 г.). Предполагается, что каждое НОД с дошкольниками включает такие этапы, как мотивация к деятельности, постановка исследовательской задачи, уточнение и повторение правил безопасного поведения в ходе выполнения эксперимента, выполнение эксперимента, обсуждение результатов и его фиксация (зарисовывание в тетради наблюдений).
После проведения формирующего этапа эксперимента нами был проведен контрольный этап, целью которого является изучение эффективности использования детского экспериментирования как средства формирования представлений об окружающей действительности у детей старшего дошкольного возраста. В результате анализа полученных данных мы пришли к выводу, что в экспериментальной группе 5 дошкольников (50%) относятся к высокому уровню, 5 детей (50%) – к среднему, детей, относящихся к низкому уровню, выявлено не было. В контрольной группе 6 детей (60%) относятся к среднему уровню, 3 дошкольника (30%) – к низкому, 1 ребенок (10%) – к высокому. Можно сделать вывод, что результаты детей в экспериментальной группе улучшились, дошкольники стали правильно называть материалы, из которых сделаны предметы, лучше разбираться в свойствах и качествах предметов рукотворного мира, а также лучше разбираться в некоторых свойствах объектов неживой и живой природы. В группе ни у кого из детей не выявлено низкого уровня сформированности представлений об окружающей действительности. Улучшились результаты у некоторых детей, которые на констатирующем этапе показали средний и низкий уровни. В контрольной группе при проведении контрольного этапа эксперимента значительных изменений по сравнению с констатирующим этапом не было выявлено, результаты детей практически не изменились.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования детского экспериментирования для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающей действительности.
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза нашла свое подтверждение. Поставленные задачи были решены, цель достигнута.


Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Конспекты занятий. – М.: УЦ ПЕРСПЕКТИВА, 2008. – 248 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 213 с.
3. Важнова С. О некоторых представлениях современных дошкольников об окружающей действительности. // Дошкольное воспитание. – №2. – 2017. – С. 84-88.
4. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986. – 346 с.
5. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с.
6. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. ІІІ. – 366 с.
7. Годовиков Д.Б. Формирование познавательной активности. // Дошкольное воспитание. – 1986. – №1 – С. 57-62.
8. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей. // Дошкольное воспитание. – 1998. – №10. – С. 22-28.
9. Гринько Н., Крюкова Е. Этот удивительный песок. Занятие для детей 5-6 лет. // Дошкольное воспитание. – №3. – 2016. – С. 34-37.
10. Дыбина О.В., Щетинина В.В., Поддъяков Н.Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
11. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. Л.Г. Нисканен. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2007. – 203 с.
13. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. -– 160 с.
14. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1955. – 167 с.
15. Костюченко М. Экспериментируем! // Дошкольное воспитание. – №8. – 2006. – С. 27-37....38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ