ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФЕНОМЕНЕ МИРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ 13
§ 1.1 МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ 13
§ 1.2 ВИДЫ МИРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ 25
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ МФЦ В СТРАНАХ С ФОРМИРУЮЩИМСЯ РЫНКОМ 32
§2.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РАЗВИТИЯ МФЦ 32
§2.2 АДАПТАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ МФЦ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ СТРАН С ФОРМИРУЮЩИМСЯ РЫНКОВ 44
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МФЦ В СТРАНАХ С ФОРМИРУЮЩИМСЯ РЫНКОМ НА ПРИМЕРЕ КИТАЯ И РОССИИ 56
§ 3.1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МФЦ В КИТАЕ 56
§ 3.2 СТАНОВЛЕНИЕ МФЦ В РОССИИ 80
§ 3.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МФЦ В РОССИИ 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 115
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 116
ПРИЛОЖЕНИЯ 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 143
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 146
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 151
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 163
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 172
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 173
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 175
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. 176
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. 179
Доля услуг в структуре крупнейших развитых экономик мира составляет больше половины и продолжает расти (по данным Всемирного банка, в США она составляет 80,1%, в Великобритании – 72,7%, в России – 56,1%, в Китае – 54,5%) [121, с. 4]. Развитые страны часто имеют отрицательное сальдо торговли товарами, но положительное сальное торговли услугами во внешнеторговом балансе. Россия, имея положительное сальдо во внешнеторговом балансе, является нетто-импортером услуг. Данная ситуация касается также финансовых услуг, охватывающих комплекс прав собственности, в том числе на стратегические ресурсы и факторы производства. При общей экспортоориентированной стратегии российской экономики данная ситуация требует повышенного внимания со стороны властей. Данная работа посвящена институциональному аспекту этой проблемы.
Значительный объем услуг с экспортным потенциалом в странах создаётся в особых сервисных кластерах, которые формируются на базе столичных или портовых городов. Некоторые из этих кластеров получили название «мировые финансовые центры», что подчёркивает их важность для мировой финансовой системы.
В 2008 году Президент России Д. А. Медведев выступил с инициативой создания международного финансового центра (далее МФЦ) в Москве. В марте 2009 года правительство КНР приняло решение ускорить программу превращения Шанхая в международный финансовый центр и в основном завершить её до 2020 г. В сентябре 2021 года вышел 30-й выпуск индекса глобальных финансовых центров (последний выпуск, в котором российские центры оценивались по тем же критериям, что и остальные центры), и Шанхай в нём занимал 6-ю, а Москва 50-ю строчку из 116 возможных [137, с. 4]. Очевидно, что китайские власти ближе к достижению поставленной цели, и наша задача выявить факторы их успеха. За последние 15 лет инициатива по созданию международного финансового центра в Москве пережила подъём и определённый спад, и уже можно говорить о промежуточных итогах этой программы.
Для сравнительного анализа мы выбрали Китай как вторую экономику мира, ставшую уже первой по паритету покупательной способности, хотя сильно отстающую от лидеров по ВВП на душу населения. Кроме количественных параметров, Китай также преуспел в достижении качественных показателей. По многим из них Китай представляет пример экономической трансформации, благодаря которой миллионы людей избавились от бедности.
Финансовый сектор требует высококвалифицированных кадров, для которых создаются высокооплачиваемые рабочие места. Данная сфера требует постоянного развития человеческого потенциала и создаёт продукты с высокой добавленной стоимостью. Финансовые институты могут быть центром экосреды, создающей инновационные предприятия, которые увеличивают общий уровень производительности труда и рентабельность различных активов, превращая заброшенные производственные площадки в инновационные технопарки, создавая на новых территория технико-внедренческие промышленные зоны, «населяя» высвобождающиеся офисные площади стартапами, основанными на новых бизнес-моделях с использованием информационно-коммуникационных технологий. Некоторые исследовали отмечают, что вклад финансовой сферы во внешнеторговый оборот может быть более значительным, чем вклад обрабатывающих отраслей, так как экспорт продукции машиностроения ведёт одновременно к увеличению импорта станков, комплектующих и сырья [75, с. 20], что не столь явно выражено для сферы услуг.
Инициатива по созданию международного финансового центра в Москве всегда шла в связке со стратегией превращения рубля в региональную резервную валюту. Согласно данным Банка международных расчётов, на доллар США в 2017 году приходилось 63% международных резервов [133], хотя ВВП США в 2021 году составлял 24,7% от номинального мирового или 16% от мирового по паритету покупательской способности [122]. Обеспокоенность тем, что валюта, эмиссия которой проходит по национальным правилам одной страны, играет столь значительную роль в мировой экономике, только усилилась с началом глобальных структурных изменений в начале 2022 года, когда риск реализовался и доллар США, а также евро, по выражению министра финансов России А. Г. Силуанова, стали «токсичными фантиками» [277]. Однако ожидать, что валюта, которая за последние 25 лет теряла в стоимости по отношению к основным резервным валютам сначала в 5 раз (в 1998 году), а потом в 2 раза (в 2014 году), обесценивая накопления её владельцев, станет резервной, не приходится.
Проблема деофшоризации экономики также часто затрагивается в контексте развития международных финансовых центров. Можно попытаться регуляторными методами запретить все ошфорные операции, но, согласно данным Банка России, около половины всех накопленных прямых иностранных инвестиций в России и более половины прямых иностранных инвестиций в Москве и Санкт Петербурге на 01.01.2023 приходилось на страны со специальным налоговым режимом. «Кнут» мер по деофшоризации должен сочетаться с «пряником» развития внутреннего финансового сектора мирового уровня [208]. Без умения удерживать капитал на собственном национальном рынке многократно возрастает риск стать сырьевым придатком, источником «утечки мозгов» или дешёвой рабочей силы. Неумение бизнесом видеть картины мировой финансовой системы в целом и неспособность властей создать рынок финансовых услуг мирового уровня уже несколько раз приводили к отъему финансовых активов у российских граждан. Одним из исторически первых примеров является спасение кипрской банковской системы в 2013 году за счёт депозитов вкладчиков, половина которых принадлежала россиянам [282]. Другой пример произошёл недавно, когда в результате европейских и американских санкций были заморожены средства на сумму около 300 млрд. долларов российских налогоплательщиков, а также многие промышленные и люксовые активы крупнейших российских предпринимателей. Третий пример также связан с последними событиями: более половины из 800 воздушных судов пассажирского авиапарка российских авиалиний были зарегистрированы на Сейшельских островах с целью ухода от оплаты таможенных пошлин и иных финансовых соображений. Но перерегистрация самолётов в российский регистр привела к ограничениям полётов над определёнными территориям. Безусловно, подобные глобальные изменения сложно было заранее предсказать, но данный вопрос, очевидно, является значимым и создаёт угрозу целой отрасли без оперативного решения.
В отличие от многих предыдущих исследователей, мы постараемся строго придерживаться урбанистического подхода в разработке вопроса международных финансовых центров. Россия занимает второе место в мире по количеству городов-миллионников (на 1 января 2023 года насчитывается 16 городов, больше только в Китае). Согласно популярной формуле ООН, города, занимая 3% территории земного шара, концентрируют более 50% населения и 80% мирового ВВП [51]. Очевидно, что власти должны включить в стратегию долгосрочного экономического роста особенности развития городских экономик, заметной частью которых является финансовый сектор.
Степень разработанности темы исследования. Исследователи за рубежом и в России давно интересуются ролью международных финансовых центров. Зарубежных исследований было представлено больше, чем в отечественной научной литературе. Разработка темы началась с изучения категории «мировые города» («worldcities») П. Холлом в исследовании 1966 года, хотя считается, что этот термин был впервые предложен П. Геддесом в 1915 году. Далее данную линию в науке в рамках концепции глобализации и терминах «глобального города» продолжили американская исследовательница С. Сассен (1991) и группа из Университета Лафборо (Соединённое Королевство), представленная Дж. В. Биверстоком, Р. Дж. Смитом и Р. Дж. Тейлором, которые разработали индекс мировых городов. Позже данная группа активно подключилась к исследованию вопросов мировых финансовых центров. Свои исследования проблемам мировых городов посвятили также А. Андрессон, Д. Андрессон, Ф. Беннион, Б. Дерадер, Б. Браун, Дж. Дезъярдинс, А. Калней, С. Ханнеман, Р. Флорида, Дж. Фридманн и др. Ежегодно программа ООН по населённым пунктам (ООН-Хабитат) проводит конференцию мировых городов, по результатам которой публикуется обзор. Большой вклад в изучение истории международных финансовых центров сделали К. Киндлебергер (1974), Ю. Кассис, Ф. М. Фратианни. В 1981 году П. Рид опубликовал исследование по соотношению мировых городов и мировых финансовых центров. В начале XXI термин «глобальные финансовые центры» стал более употребим, чем мировые финансовые центры под влиянием роста глобализационных процессов. Самая известная школа изучения глобальных финансовых центров сформировалась в агентстве Z/Yen (современное название «LongFinance»).При участии Корпорации лондонского сити она создала индекс глобальных финансовых центров. К этой школе относятся: М. Йендл, М. Майнелли, А. Берент. Данная школа продолжает работу в сфере глобальных центров, расширив специализацию кластерного развития на тематики «зелёных финансов» и «умных городов». Объединившись с китайской группой Индексов Синхуа, расположенной в Шэньчжэне (Китай), школа начала выпускать двуязычную англо-китайскую версию своего индекса. Заметный вклад в изучение международных (мировых) финансовых центров также сделали следующие исследователи: К. Биндеманн, И. Р. Гордон, Дж. Кларк, М. Купер, Д. Д’Сауза, С. Дэррод, Т. Джериг, Т. С. Хаут, Ю. С. Парк, М. Эссейяд, Д. Хон Во, Н. Т. Нгуен, Д. Войчик, Дж. Дж. Ву. Вопросам использования юаня в качестве резервной валюты посвятили исследования Й. Гао, М. Кампанелла, И.-У. Чонг, У. Ху. Развитие международных финансовых центров в Азии в конце XX века привело к появлению школ по их изучению в Японии, Китае, Сингапуре, Ю. Корее и других странах.
Отечественная историография по международным финансовым центрам обычно начинается с исследования 1979 года, проведенного Г. Г. Матюхиным, сотрудником Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, карьера которого далее продолжилась в качестве первого главы Банка РСФСР. Традиции этого исследования унаследовала группа Я. М. Миркина (также из ИМЭМО), опубликовавшая в начале XXI века ряд исследований по стратегии развития финансовых рынков на постсоветском пространстве, включая вопросы развития международных финансовых центров. Тема международных финансовых центров стала очень популярна после провозглашения инициативы Президента по развитию международного финансового центра в Москве. Отдельные сборники или монографии вышли в Финансовом университете в Москве (Е. Ф. Авдокушин, А. В. Новиков, И. Я. Новикова, М. Ю. Малкина, А. А. Сахаров), в РАНХиГС (С. Е. Нарышкин, В. А. Мау, Т. Я. Хабриевая), в Институте Гайдара (С. М. Дробышевский, Е. В. Худько, Е. Е. Великова), в СПбГУ и СПбГЭУ (И К. Ключников, О. А. Молчанова, О. И. Ключников), в ННГУ им. Н. И. Лобачевского (М. Ю. Малкина). В первые 20 лет XXI века был защищен ряд диссертаций, посвященных различным аспектам международных финансовых центров (Г. В. Осипян, Ю. Н. Гусев, Д. А. Иванова, Е. В. Семенцова, В. В. Климачев, Д. А., Рассказов, А. Ю. Долгова, А. А. Айрапетян). Следует также отметить работы по международным финансовым центрам О. А. Мельниковой, С. И. Бацуновой, М. К. Беляева, И. А. Розинского, В. Н. Алеексеева, В. Г. Ермилова, В. И. Ильина, А. И. Болвачёва, Ю. Ю. Хватова, Л. П. Худяковой, О. В. Хмыз, Н. С. Зиядуллова, И. В. Горна, Д. А. Ивановой, Ю. С. Кибардина, В. Ш. Сургуладзе и других. Исследованию финансовой системы Китая посвящены сборник, подготовленный под редакцией В. В. Иванова и Н. В. Покровской, монографии и статьи В. Н. Коваленко, С. В. Лялина, Н. А. Львовой и других; глобальным городам – Н. А. Слуки; механизму составления рейтингов – И. Ю. Лукашевич, Д. В. Сухоруковой; офшорным центрам – С. П. Чернявского; финансовым институтам – Я. И. Кузьминова, В. В. Радаева, А. А. Яковлева, Е. Г. Ясина.
Объектом исследования данной работы является международные финансовые центры как значимый институт современной финансовой экономики.
Предмет исследования–методические подходы к исследованию международных финансовых центров с акцентом на особенности стран с формирующимся рынком.
Цель выпускной квалификационной работы – исследовать содержание и значение международных финансовых центров на национальном и международном уровнях, выявив особенности развития данных институтов в странах с формирующимся рынком (на примере России и Китая).
Для достижения поставленной цели мы должны решить ряд задач:
• сформировать комплексную характеристику категории «международный финансовый центр», обобщив наиболее популярные подходы к трактовке содержания, классификации видов и оценке (рейтингованию, ранжированию, анализу уровня развития) международных финансовых центров с акцентом на особенности стран с формирующимся рынком;
• оценить функциональную значимость методик составления наиболее популярных рейтингов международных финансовых центров в качестве инструмента преодоления информационной асимметрии на финансовом рынке;
• выявить особенности программы развития Шанхая в качестве МФЦ, проанализировав феномен полицентричности КНР и системы Большого Китая в финансовой сфере;
• выявить особенности и условия становления международного финансового центра в Москве в контексте проблемы формирования новых точек роста МФЦ в Российской Федерации;
• разработать рекомендации по созданию международных финансовых центров в России с учётом опыта реализации стратегий по развитию МФЦ в России и в Китае, а также применяя концепцию устойчивого развития.
Теоретическую основу работы составили аналитические выпуски рейтингов глобальных финансовых центров агентстваZ/Yen, аналитические работы МФЦ в Москве, труды отечественных и зарубежных учёных по проблемам международных финансовых центров, мировых финансов, государственной финансовой политики и классиков институциональной и неоинституциональной школ.
Методологическая основа исследования базировалась на сочетании абстрактно-логического и статистико-экспериментального подходов. Работа проводилась в рамках институциональной школы, основанной на трудах классиков институционализма (Т. Б. Веблен, У. Хамильтон, Д. Р., Коммонс, У. К. Митчелл, Д. К. Гэлбрейт), неоинституционализма (Р. Коуз, Д. Норт, К. Эрроу, Г. Саймон, О. Уильямсон).Методы по решению проблемы на рынках с несимметричной информацией, к которым также относится мировой финансовый рынок в странах с формирующейся экономикой, проработаны в статьях Дж. Акерлофа, Дж. Стиглица, М. Спенса. Проблемы глобализации и новых финансовых кризисов систематизированы в работах П. Кругмана. Концепция пространственного развития финансовой системы хорошо сочетается с идеей кластерного развития М. Портера. Основными методами данного исследования были: сравнительный метод, метод статистического анализа, количественный метод определения степени корреляции ряда экономических показателей. Для решения поставленных задач важное значение имело использование описательно-сравнительного метода, нормативно-институционального подхода и метода кейс-стади, иными словами, изучение отдельных случаев с выявлением сравнительных и типологических аспектов. Также нами использовались графические, табличные и схематические методы интерпретации рассматриваемых процессов и явлений.
Информационную базу исследования составили данные статистических сборников Росстата, его территориальных управлений в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, Всемирного банка, Международного банка расчётов, Организации экономического сотрудничества и развития, Организации объединённых наций и её программ (ООН-Хабитат, ПРООН), данные Всемирной ассоциации бирж, Московской биржи, Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), рейтинги аналитических агентств и международных организаций (Всемирного банка, Европейской ипотечной федерации и рейтинг доступности кредитов для населения по регионам России РИА Рейтинг), материалы отечественной и зарубежной периодической печати (РИА Новости, ИТАР-ТАСС, РБК, Коммерсант и пр.) комментарии экспертов, собранные на официальном сайте международного финансового центра в Москве – www.mfc-moscow.com, монографии, официальные документы, законодательные и нормативные акты РФ, ресурсы сети Интернет, компетентные мнения, интервью ведущих специалистов в данной области.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается использованием фундаментальных научных трудов отечественных и зарубежных учёных, посвященных проблемам института международных финансовых центров; использованием как качественных, так и количественных исследовательских практик; вынесением результатов исследования на обсуждение экспертному сообществу в ходе публикаций статей в научных рецензируемых изданиях и личных бесед с экспертами, а также выступлений с докладами на научно-практических конференциях.
Соответствие диссертации паспорту научных специальностей. Область исследования соответствует следующим пунктам Паспорта специальностей ВАК: 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит: пп. 1.5. Институциональные аспекты финансовой системы; пп. 1.6. Развитие региональной финансовой системы, ее отличительные особенности, проблемы интеграции в национальную и международную финансовые системы.
Научная новизна исследования заключается в конкретизации и дополнении теоретико-методических подходов к исследованию и оценке международных финансовых центров как городского кластера финансовых услуг, что позволило выявить факторы успеха в реализации стратегии развития института МФЦ на базе отдельных городов в странах с формирующимся рынком.
Наиболее значимые результаты исследования, полученные лично автором, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, представлены в следующих положениях:
• Обобщены трактовки категории «международный финансовый центр», охарактеризован генезис данного института, дана комплексная оценка наиболее популярных классификаций и рейтингов МФЦ, что позволило выявить особую роль офшорных центров роль в странах с формирующимся рынком. Данные центры образуют буфер для импорта и экспорта капитала в эти страны, создавая «ловушку» развития их национальных центров.
• Предложены варианты оценки успехов развития МФЦ с фокусом на официальные статистические показатели. Доказано с помощью количественных и качественных методов, что существование МФЦ напрямую влияет на развитие экономики, но косвенно на уровень доступности кредитов в стране нахождения, что свидетельствует о незначительном влиянии МФЦ на социально экономическую ситуацию в стране в краткосрочной перспективе.
• Охарактеризована структура, выявлены особенности функционирования, и определена роль системы Большого Китая в финансовом секторе КНР, которая оказалась драйвером преобразований в Китае и в его МФЦ. Аргументировано, что стратегия правительства КНР по формированию финансового центра в Шанхае похожа на ранее принятую политику перехода к рыночной экономике за счёт особых экономических зон, что обеспечило успех финансовых преобразований.
• Определено, что создание МФЦ в Москве, по форме представляющее собой инфраструктурный проект, по сути, инициировало проведение правительством России политики в области развития национального финансового рынка, включающей стратегию по превращению рубля в региональную резервную валюту. Таким образом, было выявлено расхождение между выбранной стратегией развития МФЦ в Москве и тактикой проводимых преобразований, что стало ключевой причиной неудач проводимой политики по созданию МФЦ в Москве, которую следует пересмотреть с учётом целей устойчивого развития.
• Разработаны рекомендации по развитию МФЦ в России в период глобальных изменений внутреннего и внешнего характера. В том числе: а) в своей политике российские власти должны ориентироваться на улучшения реальных статистических показателей объёма внешнего оборота финансового сектора, а не сложных маркетинговые инструментов с нетранспарентной методикой составления сторонних разработчиков, б) необходимо выстраивать политику по развитию системы международных финансовых центров, обслуживающих финансовые потоки российского бизнеса, исходя из того, что в данных момент главные МФЦ России находятся за её пределами (офшорные юрисдикции Дубая, Кипра, Британии), создавая конкурентные преимущества для развития подобных городских кластеров финансовых и иных услуг не только в столице России; в) требуется учитывать опыт Астаны при разработке нового подхода к развитию МФЦ в Москве; г) формируя госпрограммы по развитию финансового сектора в Москве и других городах-миллионниках, следует учитывать концепцию устойчивого развития: в данный момент институт МФЦ может обеспечить рост налоговых поступлений от крупных игроков финансового сектора за счёт создания новых продуктов, но не будет содействовать социальным функциям финансов (доступность финансовых услуги для населения и малых и средних предприятий).
Теоретическая значимость исследования заключается в формировании комплексного подхода к категории «международные финансовые центры». В работе критически оценены попытки рейтингов преодолеть асимметрию информации на мировом финансовом рынке (в том числе в странах с формирующимся рынком), выявлены факторы создания «офшорной ловушки развития» для центров в странах с формирующимся рынком. На основе концепции кластерного развития сервисных услуг сформирован новый подход к оценке уровня развития международных финансовых центров с учетом концепции устойчивого развития и новые методы выявления зональных финансовых центров, также выявлены факторы успеха некоторых формирующихся центров.
Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут оказать практическую помощь широкому кругу российских профессиональных участников финансового рынка (включая банки, инвестиционные и консультационные компании) в совершенствовании стратегии управления финансовыми рисками с учётом современных тенденций в развитии мирового и российского финансовых рынков. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в лекционных курсах, в учебном процессе, при подготовке и повышении квалификации специалистов в области банковского дела, финансового менеджмента, рынка ценных бумаг.
В ходе исследования были разработаны рекомендации по развитию МФЦ в Москве.
Апробация работы. Проверка результатов, полученных в ходе исследования, прошла на XXI международной конференции молодых учёных-экономистов на экономическом факультете СПбГУ в 2015-м году, по результатам которой были опубликованы тезисы выступления. Частично материалы исследования были использованы при проведении семинарских занятий по курсу «Институциональная экономика», которые автор вёл у двух групп 3-го курса СПбГЭУ в осенне-зимнем семестре 2015 года, а также в материалах 7-й международной конференции «Technoperspective2021 Технологическая перспектива: новые рынки и точки экономического роста». Ряд положений был изложен в аналитических справках, подготовленных в рамках работы исследователя в качестве аналитика в Санкт-Петербургском государственном унитарном предприятии «Санкт Петербургский информационно-аналитический центр», а также при разработке Добровольного местного обзора Москвы в составе группы аналитиков Программы ООН по населённым пунктам (ООН-Хабитат).
Публикации результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования опубликованы в семи научных статьях и одной коллективной монографии общим объёмом 3,5 п. л., среди которых 3 авторские статьи в рецензируемых экономических журналах, рекомендованных ВАК.
ВКР состоит из введения; трех глав, содержащих 7 параграфов; заключения; списка литературы, включающего 286 использованных источников; содержит 9 приложений. Основной текст ВКР представлен на 114 странице, проиллюстрирован 9 таблицами, 19 рисунками.
Решение задач диссертационного исследования позволило получить следующие результаты.
1. Уточнено понятие «международный финансовый центр», прослежена история развития этого института, показан высокий интерпретационный и объяснительный потенциал подхода «МФЦ как порт финансовых ценностей».
В результате нашего исследования было предложено следующее определение: международный финансовый центр – это сетевой институт мировых финансов, обслуживающий крупнейшие региональные (национальные) экономики и связывающий их с мировыми процессами. Для международных финансовых центров характерна сверхконцентрация фондовых и валютных бирж, представительств мировых банков, страховых, инвестиционных компаний, пенсионных и хэджинговых фондов, брокерских контор, депозитариев, клиринговых агентств и транснациональных корпораций, а также наличие норм регулирования оптовых операций структурированными финансовыми продуктам и услугами на внутреннем и внешнем рынках. Вне зависимости от типа центра, в относительной близости с ним должна находиться крупная региональная экономика, которую он обслуживает.
МФЦ – это не обязательно офшор, но кластер передового развития. То есть и законодательный, и административный подходы к регулированию данного института должны быть особыми, по аналогии с крупным морским портом, который всегда «иностранец» в стране.
Роль государства заметна при создании новых финансовых центров, но следует отличать успех международного финансового центра и успех всей финансовой системы страны. Успех первого можно достигнуть намного быстрее, а успехи последней могут не отразиться на положении первого. В этом отличие национальных центров от офшорных. Однако главный финансовый центр на данный момент – Лондон –набрал очки именно благодаря офшорным сделкам – размещению евробондов.
В научных кругах принято вести историю международного финансового центра с Амстердама XVII века, хотя уровень развития финансов в государствах Северной Италии XVI века был также очень высок, но из-за их раздробленности они не смогли достичь общеевропейского значения.
Мировой экономике требуется, чтобы вблизи больших экономических регионов существовал крупный финансовый кластер с фондовой и валютной биржами, представительствами крупнейших игроков (банков, страховых компаний, инвестиционных фирм, рейтинговых агентств). Такие регионы могут являться национальными экономиками (США, Япония, Индия, Китай) или наднациональными объединениями (ЕС, Арабский мир, страны бывшего СССР, страны Латинской Америки).
Финансовый центр должен привлекать «качественный капитал»: долгосрочный, под низкий процент, –для перспективных областей. Быстрый «спекулятивный» капитал можно привлечь и без финансового центра международного уровня, но в будущем это может подорвать национальную финансовую систему, когда в результате очередного кризиса спекулянты будут выводить в срочном порядке свои деньги.
2. Дана комплексная оценка наиболее популярных в мире классификаций и рейтингов МФЦ, выявлены их сильные и слабые стороны.
Для систематизации существующих классификаций МФЦ была создана таблица на основе подхода, изначально предложенного Е. В. Семенцовой, объединённая по 16 признакам.
Подробнопроанализированаметодологияряданаиболеепопулярныхрейтингов (Global Financial Centre Index, Xinhua-Dow Jones International Financial Center Development Index).
Более подробное изучение рейтинга GFCI позволило выявить ряд нестыковок, которые не позволяют на однозначно утверждать, что рейтинг составляется исключительно на основе объективных, количественный данных и не подвержен влиянию субъективной оценки его составителей: 1) довольно часто разница между соседними центрами в рейтинге составляет лишь 1 балл (при максимальном показателе около 780 баллов из 1000 баллов возможных) 2) стоит обратить внимание не только на положение МФЦ страны в рейтинге, но и на количество МФЦ одной страны, одной валютной зоны, а также, возможно, одного военно-политического союза; 3) в рейтинге ведётся список ассоциированных членов, которые пока по некоторым параметрам не могут попасть в основной список, однако не совсем понятно по каким критериям в список вошли Таллин и Рейкьявик, население стран которых меньше, чем один Санкт-Петербург. При этом данные МФЦ занимают более высокие места, чем Северная столица России; 4) некоторые исследователи отмечают «субъективный» характер оценок развитости МФЦ, что можно объяснить особенностью получения данных индекса с помощью опроса на сайте и по подписке организаторов. Тем более, нужно отметить потенциал данной бизнес-модели рекомендательного сервиса для финансистов, отчасти благодаря которой Лондон и Нью-Йорк остаются столицами мировых финансов и благодаря которой организаторы смогли сделать уже более 30 выпусков.
Анализ динамики рейтинга российских финансовых центров (Москвы и Санкт Петербурга) в GFCI позволяет выявить две тенденции: 1) наличие негативного влияния политических санкций Запада против России в финансовой сфере, 2) российские МФЦ уступают в конкурентной борьбе новым МФЦ. На рынке ЕАЭС консалтинговых услуг есть возможность для локализации методов агентства по созданию индекса глобальных финансовых центров в виде агрегированной оценки участниками рынка потенциала других регионов, так как в период геополитических перемен российским финансовым институтам приходится искать новые рынки сбыта и закупки финансовых услуг в нетрадиционных для них регионах: Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. Главным заказчиком подобного индекса может стать одно из российских СРО финансового рынка, а непосредственно проводить мониторинг может одна из структур таких консалтинговых агентств, как РИА Рейтинг, Эксперт РА, СПАРК, СБИС и т. д.
3. С помощью количественных и качественных методов доказано, что существование МФЦ прямо влияет на развитие экономики, но косвенно на уровень доступности кредитов в стране нахождения.
Анализ статистических данных из рейтингов DoingBusiness Всемирного банка и GFCI агентства Z/Yen показал положительную среднюю корреляцию по общему рейтингу и слабую корреляцию по структурным элементам рейтинга DoingBusiness (лёгкость получения кредита, регистрации компании, решения вопросов финансовой несостоятельности, выполнения контрактных обязательств, получения разрешения на строительство и подключение к электрическим сетям). Было сделано предположение, что рейтинг GFCI, как и само понятие МФЦ, больше ориентируется на финансовые конгломераты и крупный международный бизнес, в отличие от рейтинга DoingBusiness, который, прежде всего, оценивает условия для развития малого и среднего бизнеса.
На основе статистических данных Банка России был оценен вклад финансовых инструментов в доступность жилья на рынках городов федерального подчинения: Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя –и региона с самой высокой долей городского населения –Магаданской областью. Анализ показал, что на фоне улучшения показателя города в рейтинге МФЦ, а также собираемости налогов с финансового сектора, влияние финансовых инструментов на доступность ипотечно-жилищного кредитования незначительно для широких масс населения. Тем не менее, доступность ИЖК для представителей финансовой отрасли растёт, в первую очередь, за счёт роста их доходов.
Из приведённого анализа можно сделать вывод, что МФЦ – это крупный инфраструктурный проект стратегического значения, который может стать полюсом роста для всей экономики, но в краткосрочной перспективе не имеет положительного влияния на социальную сферу в стране его нахождения.
4. Рассмотрена структура, выявлены особенности функционирования и определена роль системы Большого Китая в финансовой сфере КНР.
Демографический анализ показал несостоятельность представления о едином и неделимом Китае. Китайцы – это нация, под покровом которой притаилась целая цивилизация. Многочисленность населения приводит к полицентричности, в том числе и в финансовой сфере.
Часть территорий с преимущественным использованием китайского в качестве языка повседневного общения не входит в территориальные границы КНР. Это позволяет говорить о системе Большого Китая, объединяющей, помимо китайских национальных финансовых центров (Шанхай, Пекин, Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Далянь, Циндао, Чэнду, особый административный район Гонконг), также иностранные территории и сообщества (Сингапур, Тайвань, китайские меньшинства Юго-Восточной Азии, «чайна-тауны» в развитых государствах). Политический аспект данной системы слабо развит (даже ослаблен политическим противостоянием некоторых территорий против континентального Китая). Зато экономическая составляющая неоспорима и является значительной поддержкой по привлечению финансовых потоков в Китай и становлению юаня в качестве резервной валюты.
5. Сделан вывод, что стратегия правительства КНР по формированию финансового центра в Шанхае похожа на ранее принятую политику перехода к рыночной экономике за счёт особых экономических зон.
Китай придерживается привычной для себя стратегии экономического развития, в том числе и в финансовой сфере. В марте 2009 года Госсовет КНР принял решение ускорить программу превращения Шанхая в международный финансовый центр и в основном завершить её до 2020 г. Как и прежде, стратегия развития основана на существовании особых зон опережающего развития. В данном случае речь идёт о развитии финансового сектора. Создание Шанхайской экспериментальной зоны свободной торговли (ШЗСТ) в сентябре 2013 года идёт в соответствии с этой тактикой. Как говорится на официальном сайте ШЗСТ, её основной целью является не только привлечение иностранного капитала: она также должна стать экспериментальной площадкой для апробирования новых способов государственного регулирования международной торговли, иностранных инвестиций, финансового сектора. Эксперименты идут под контролем высшего руководства страны.
Развитие финансового сектора осуществляется постепенно и системно. Вводятся новые финансовые институты для импорта и экспорта капитала. Правительство поддерживает предприятия из передовых областей экономики при условии выхода их на биржу в обозримом будущем.
Примером для Шанхая является Гонконг, который также содействует (вместе с Сингапуром и Тайбэем) интернализации юаня и развитию его в качестве резервной валюты. Эти центры эмитируют множество финансовых инструментов в юанях, а также являются площадками для первичного размещения акций китайских госкомпаний. Процесс является взаимовыгодным.
6. Охарактеризованы основные внутриполитические риски, угрожающие устойчивому росту экономики Китая.
Проанализировав свой опыт пребывания и работы в Китае в течение двух лет, автор исследования сделал вывод о существовании шести основных угроз экономическому развитию страны: 1) вопрос национального единства, 2) слабая социальная политика, 3) неравномерность развития страны, 4) бюрократия и коррупция, 5) неразвитость финансового рынка и низкая доступность кредитов для населения и бизнеса, 6) вопрос о защите частной собственности. Кроме того, была отмечена обоснованность опасений по поводу экологического состояния в районах крупнейших агломераций.
Несмотря на наличие данных рисков, китайский рынок продолжает привлекать инвесторов своей ёмкостью и стабильно высоким экономическим ростом.
7. Выявлено, что создание МФЦ в Москве, по форме представляющее собой инфраструктурный проект, по сути, инициировало проведение правительством России политики в области развития национального финансового рынка, включающей стратегию по превращению рубля в региональную резервную валюту.
Программа создания МФЦ в Москве, формально являясь инфраструктурным проектом, по сути, ознаменовала начало государственной политики по развитию отечественной финансовой системы, особенно в сфере рынка ценных бумаг. Она была инициирована Президентом Д. А. Медведевым в марте 2008 года. Сначала разработка программы шла и реализовывалась в коридорах власти, но с приходом к руководству новой команды управленцев во главе с Александром Волошиновым в 2010 году к проекту подключился бизнес. Тем не менее, после введения западных санкций против России процесс застопорился.
МФЦ не стал особым кластером, где проводятся эксперименты с финансовой политикой России, как это осуществляется в Шанхайской зоне свободной торговли. Существующая «вертикаль» государственной власти этого не позволяет. Скорее МФЦ в данный момент – это трибуна для дискуссий, аналитический клуб. Но работа не прекращается. И от широких мазков по созданию единого клирингового центра, объединения биржевых площадок руководители МФЦ перешли к прорисовке деталей инвестиционного климата.
8. Прослежена история создания и реализации программы по созданию МФЦ в Москве, выявлены негативные факторы, затрудняющие её выполнение, оценены перспективы роста влияния рубля в качестве резервной региональной валюты.
Условно историю создания и развития МФЦ в Москве можно разделить на 3 этапа: 1) «нормативно-правовой» (2008–2011), 2) «инфраструктурный» (2011–2016), 3) «инвестиционный» (2016 – н. в.).
Создание МФЦ в Москве было лишь частью озвученной Президентом программы. Но неустойчивость национальной валюты и сложная внешнеполитическая конъюнктура на современном этапе не позволяют надеяться на быстрое достижение намеченных задач по превращению рубля в региональную резервную валюту.
В ходе изучения проводимой Правительством программы по созданию МФЦ был выявлен ряд просчётов: 1) была осуществлена подмена понятий «развитие МФЦ в Москве» и «государственная политика в сфере финансов»; 2) отсутствует конкурентная стратегия (не выявлены и не стимулируются конкурентные преимущества, не определены основные конкуренты), 3) слабая институциональная составляющая проекта (нет федерального закона об МФЦ, Рабочая группа по созданию МФЦ представляет собой дискуссионную площадку, а не руководящий орган), 4) слабая система стимулов, налоговых льгот по развитию МФЦ.
Одним из вариантов осуществления стратегии по становлению рубля в качестве региональной резервной валюты является развитие интеграции регионального блока ЕврАзЭС в финансовой сфере и формирование на базе рубля единой валюты Сообщества. Сейчас рубль – это производная от мировой цены на нефть, поэтому диверсификация экономики и развитие инновационных отраслей являются обязательной составной частью в любой подобной программе. Не стоит также забывать стандартные риски развития: слабая судебная система, коррупция, политические риски.
9. Сравнительный анализ результатов китайской и российской программ показал, что тактика и набор мер, предпринимаемых правительством КНР по формированию международного центра, является относительно более успешной, отмечено негативное влияние текущей внешнеполитической конъюнктуры на российскую практику.
Россия и Китай инициировали почти одновременно схожие программы создания МФЦ, но применяют разные стратегии для её реализации, которые перекликаются лишь отчасти: Китай использует стратегию особых экономических зон, в рамках которых происходят эксперименты в финансовой сфере под наблюдением правительственных структур. В России пробуют, ещё не создав полноценно и успешно функционирующий центр, реформировать всю финансовую сферу.
10. На наш взгляд, Китай выбрал более эффективную стратегию. МФЦ, как крупный порт, должен быть немного «иностранцем» в собственной стране. Он должен быть флюгером, улавливающим общемировые тенденции, локализирующем лучшие практики и отдающим сигналы во внешний мир. С началом политических санкций МФЦ становится скорее инфраструктурным проектом, чем финансовым. Но финансовая политика российского правительства продолжается, и можно надеется, что в среднесрочной перспективе Москва войдёт в зону лидеров рейтинга МФЦ. Разработаны рекомендации по созданию МФЦ в России
В результате исследования китайского опыта и выявления факторов, тормозящих развитие МФЦ в Москве, был предложен ряд мер в качестве рекомендаций. Основная идея предложенных мер касается следующего: на первоначальном этапе необходимо создать особую площадку для проведения экспериментов в финансовой сфере, но под контролем государственных структур; необходимо поддерживать инновационные предприятия с условием, что государство сможет получить прибыль от размещения их акций на национальных фондовых площадках через определенный промежуток времени; развивать программу по поддержке экспорта продукции этих предприятий, в том числе за счёт программы экспортных кредитов в рублях. Данные рекомендации прежде всего адресованы государству как основному игроку в российской финансовой системе.
1. Медведев, Д. А. Выступление на XII Международном экономическом форуме [Электронный ресурс] /Д. А. Медведев. – 07.06.2008.– Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/345 (дата обращения: 27.02.2023).
2. Распоряжение Правительства Москвы от 07.08.2008 № 1801-РП «О первоочередных мерах по развитию Москвы как национального и международного центра финансовых услуг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/12587220 (дата обращения: 27.02.2023).
3. Распоряжение Правительства Москвы от 02.09.2008 г. № 1997-РП «О Консультативном совете по вопросам развития Москвы как национального и международного центра финансовых услуг» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/12139220 (дата обращения: 27.02.2023).
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждено Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ovmf2.consultant.ru (дата обращения: 04.04.2023).
5. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации (утверждено Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р., распоряжением Правительства РФ от 17.09.2018 № 1963-Р утратило силу) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 27.02.2023).
6. Концепция создания международного финансового центра в России (одобрена Правительством РФ 05.02.2009) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://mfc-moscow.com/assets/files/documents/mfc.doc (дата обращения: 27.02.2023).
7. Постановление Правительства Москвы от 19.05.2009 № 445-ПП «О концепции развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг» [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/27369220 (дата обращения: 27.02.2023).
8. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2009 № 911-р «Об утверждении плана мероприятий по созданию международного финансового центра в РФ». (Распоряжением Правительства РФ от 19 июня 2013 г. N 1012-р признано утратившим силу) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 27.02.2023).
9. Приказ Министерства экономического развития РФ от 14.09.2009 № 361 "О реализации Плана мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/6739521 (дата обращения: 27.02.2023).
10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 №1662-р). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 27.02.2023).
11. Постановление Правительства Москвы от 19.10.2010 г. № 958-ПП «О Концепции развития внешнеэкономических связей города Москвы (внешнеторговое и инвестиционное сотрудничество)». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/12644220 (дата обращения: 27.02.2023).
12. Распоряжение Администрации Президента от 25.10.2010 №1592. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://mfc-moscow.com/assets/files/documents/1592.pdf (дата обращения: 27.02.2023).
13. Распоряжение Президента РФ от 29.12.2010 № 900-рп «О Международном консультативном совете по созданию и развитию международного финансового центра в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://mfc-moscow.com/assets/files/documents/900-rp-mks.pdf (дата обращения: 27.02.2023).
14. Подпрограмма «Развитие Москвы как международного финансового центра на 2012–2018 гг.» (Утверждена Правительства Москвы от 11.10.2011). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.mos.ru/dvms/function/napravlenie-deyatelnosti/razvitie-moskvy-kak-mfc (дата обращения: 27.02.2023).
15. Федеральный закон от 07.12.2011 №414-ФЗ «О центральном депозитарии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ovmf2.consultant.ru (дата обращения: 04.04.2023).
16. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (разработан Минэкономразвития). (период действия: с 29.01.2013 по н.в.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://static.government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 27.02.2023).
17. Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2013 № 226-р «О государственной программе Российской Федерации «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» (Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2013 N 1864-р утратило силу). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 27.02.2023).
18. Паспорт государственная программа Российской Федерации «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» (период действия: 22.02.2013–11.10.2013) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://government.ru/docs/507 (дата обращения: 27.02.2023).
19. Позиция РСПП по проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков)» от 27.05.2013[Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://rspp.ru/activity/position/po-zakonoproektu-o-megaregulyatore (дата обращения: 28.02.2023).
20. План мероприятий («Дорожная карта») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.06.2013 № 1012-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://government.ru/media/files/41d4744634530e3dbbe8.pdf (дата обращения: 28.02.2023).
21. Создание международного финансового центра в Москве. «Дорожная карта»: основные факты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.mfc-moscow.com/assets/files/analytics/roadmap/roadmap_presentation_rus.pdf (дата обращения: 28.02.2023).
22. Перечень услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, репозитариями, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость (утвержден постановлением Правительства РФ от 31.08.2013 №761) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ovmf2.consultant.ru (дата обращения: 04.04.2023).
23. Показатели финансово-экономической деятельности иностранных компаний для их отнесения к крупным и критерии для компаний, участвующих в реализации проектов создания инновационного центра "Сколково" либо международного финансового центра в Российской Федерации, для представления обращения уполномоченного федерального органа исполнительной власти в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации о выдаче визы иностранному гражданину, являющемуся представителем либо работником таких компаний (утверждено постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 965) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ovmf2.consultant.ru (дата обращения: 04.04.2023).
24. Паспорт государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (Утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №320) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 27.02.2023).
25. Федеральный закон от 13.07.2015 №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 27.02.2023).
26. Указание Банка России от 25.07.2014 № 3341-У "О признании инфраструктурных организаций финансового рынка системно значимыми" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 27.02.2023).
27. Федеральный закон от 13.06.2015 №223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ovmf2.consultant.ru (дата обращения: 04.04.2023).
28. Паспорт государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» (утверждена постановлением Правительства РФ от 18.05.2016 №445) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 27.02.2023).
29. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с изменения от 01.06.2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 02.03.2023).
30. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов [Электронный ресурс] / Банк России. – Режим доступа: URL: http://www.cbr.ru/about_br/publ/onfinmarket (дата обращения: 04.04.2023).
31. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2022 №4355-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ovmf2.consultant.ru (дата обращения: 04.04.2023).
2.Статистические данные:
32. Банкоматы (на 100 тыс. взрослого населения) [Электронный ресурс] // Единое хранилище данных Информационно-аналитической системы мониторинга комплексного развития г. Москвы – Режим доступа: URL: https://ehd.moscow/index.php?show=inds&source=-385 (дата обращения: 02.03.2023).
33. Ведение бизнеса 2014: Понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий. Вашингтон / Группа Всемирного банка. [Электронный ресурс]. – – Режим доступа: URL: https://www.worldbank.org/en/programs/business-enabling-environment/doing-business-legacy (дата обращения: 01.03.2023).
34. Доклад «Социально-экономическое положение г. Москвы» [Электронный ресурс] / Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области. – Режим доступа: URL: https://mosstat.gks.ru/folder/65047 (дата обращения: 02.03.2023).
35. Доклад «Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга» в 2017–2023 [Электронный ресурс] / Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт Петербург и Ленинградской области. – Режим доступа: URL: https://petrostat.gks.ru/folder/32168(дата обращения: 02.03.2023).
36. Дом.РФ. Единая информационная система жилищного строительства. Анилитика. Основные показатели жилищного строительства [Электронный ресурс] /Дом.РФ. – Режим доступа: URL: https://наш.дом.рф/аналитика/показатели_жилищного_строительства (дата обращения: 02.03.2023).
37. Московская биржа. Аналитические продукты [Электронный ресурс] // Московская биржа. – Режим доступа: https://www.moex.com/ru/analyticalproducts?netflow1 (дата обращения: 01.03.2023).
38. Рейтинг регионов по качеству жизни семей. РИА Рейтинг, 2013 г. – М. [Электронный ресурс]// РИА Рейтинг. – 2013. – Режим доступа:URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2013.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
39. Рейтинг регионов по доступности покупки жилья по ипотеке. РИА Рейтинг. 6 августа 2014 г. [Электронный ресурс]. // РИА Рейтинг. – 06.06.2014. – Режим доступа:URL: http://riarating.ru/regions_rankings/20140806/610625360.html (дата обращения: 01.03.2023).
40. Среднегодовая численность занятых в экономике (расчёты на основе интеграции данных) с 2017 г. / Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс] // ЕМИСС: государственная статистика – Режим доступа: URL: https://www.fedstat.ru/indicator/58994 (дата обращения: 26.05.2023).
41. Средние потребительские цены на товары и услуги / Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс] // ЕМИСС: государственная статистика – Режим доступа: URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31448 (дата обращения: 02.03.2023).
42. Статистика. Макроэкономическая статистика. Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс] / Центральный банк Российской федерации. – Режим доступа:URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/#a_71482 (дата обращения: 02.03.2023).
43. All Time Largest Global IPOs [Электронныйресурс] /Renaissance Capital LLC. – Режимдоступа:URL: https://www.renaissancecapital.com/IPO-Center/Stats/Largest-Global-IPOs. (дата обращения: 01.03.2023).
44. BRICSJointStatisticsPublication 2013–2017[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.brics2018.org.za/statistics (дата обращения: 25.02.2023).
45. DoingBusiness - fulldataset[Электронный ресурс] // TheWorldBank. – Режим доступа: URL: https://www.worldbank.org/en/businessready/doing-business-legacy (дата обращения: 19.05.2023).
46. DoingBusinessinRussia 2012 [Электронный ресурс] // TheWorldBank. – June 21, 2012. – Режим доступа: URL: https://subnational.doingbusiness.org/en/reports/subnational-reports/russia (дата обращения: 26.05.2023).
47. Office for National Statistics of the United Kingdom and Great Britain[Электронныйресурс] – Режимдоступа: URL: https://www.ons.gov.uk (датаобращения: 23.02.2023).
48. Statistics. International banking. Consolidated Statistics / The Bank of International Settlements. – Режимдоступа: URL: https://www.bis.org/statistics/consstats.htm?m=2070 (датаобращения: 23.02.2023).
49. The Global Competitiveness Report [Электронныйресурс] / World Economic Forum, Geneva –– Режимдоступа: URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2020 (дата обращения: 25.02.2023).
50. The World Bank. Data catalogue. World Development Indicators: Structure of value added. 4.2/ TheWorldBank. – Режим доступа: URL: http://wdi.worldbank.org/table/4.2 (дата обращения: 21.02.2023).
51. The World Bank. WV.1 World Development Indicators: Size of the economy. / The World Bank. – Режимдоступа: URL: http://wdi.worldbank.org/table/WV.1 (датаобращения: 27.02.2023).
52. The World Bank. Urban development. Overview [Электронный ресурс] /TheWorldBank. – Режим доступа: URL: https://www.worldbank.org/en/topic/urbandevelopment/overview (дата обращения: 23.02.2023).
53. WorldFederationofExchanges [Электронный ресурс] – Режим доступа:URL: http://www.world-exchanges.org (дата обращения: 23.02.2023).
3.Источники на русском языке:
54. Авдокушин, Е. Ф. Некоторые черты и особенности функционирования международных финансовых центров (МФЦ) / Е. Ф. Авдокушин // Вопросы новой экономики. - № 2 (6). – 2008. – С. 130–150.
55. Айрапетян, А. А. Оценка деятельнности международных финансовых центров в современных условиях: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10/Айрапетян Арут Амурович. — М., 2019. — 194 с.
56. Акинфеев, Е. В. Формирование и развитие региональных кластеров // Наука. Инновации. Образование. – 2008, №7. – С. 177–191.
57. Алексеев, В. Н. Инвестиционный климат Москвы: отдельные аспекты // В. Н. Алексеев, В. Г. Ермилов // Финансы и кредит. – 2010, №13 (397). – С. 2–6.
58. Анисимов, Ю. П. Создание и функции регионального инвестиционного центра / Ю. П. Анисимов, Е. В. Сибирская // С. 127–134.
59. Бацунова, С. Швейцария как мировой финансовый центр /С. Бацунов // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 11. – С. 92–93.
60. Беккин, Р.И. Методы кредитования в работе исламских банков / Р. И. Беккин //Банковское кредитовании. – 2008. - №1. – С. 18–26.
61. Беляев, М. К. Международный финансовый центр (на примере лондонского Сити) / М. К. Беляев. – М.: Наука, 2010. – 292 с.
62. Болвачев, А. И. Влияние финансовой системы на образование в процессе формирования международного финансового центра // А. И. Болвачев, К. В. Климова // Вестник РЭУ. – 2013, №5. – С. 52–55.
63. Болвачёв, А. И. Об условиях создания мирового финансового центра в России / А. И Бовачёв, К. В. Екимова// Вестик РЭУ. – 2012. - №5. – С. 52–57.
64. Булатов А.С. Прогноз участия России в экономической глобализации: подход под углом экономических и внеэкономических факторов / А.С. Булатов // Мировое и национальное хозяйство. – 2017. – №3 (42).
65. Власов М.С. Анализ положения Москвы в международных рейтингах финансовых центрах // Известия Юго-Западного Государственного Университета. Серия Экономика. Социология. Менеджмент. – 2015. № 2 (15). – С. 205-210.
66. Власов М.С. Международные финансовые центры Большого Китая // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке: Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2013 год. Факультет экономики и финансов. Отделение национальной экономики. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2014. – С. 275–280.
67. Власов М.С. Международный финансовый центр в Москве: история развития и перспективы // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке: научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2014 год. Факультет экономики и финансов. Отделение национальной экономики. СПб: Изд–во СПбГЭУ, 2015. – С. 329–332.
68. Власов М.С. Особенности формирования международного финансового центра в Москве // Приоритеты развития России: институты и рынки / Под ред. Миэринь Л.А. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2018.– С. 83–85.
69. Власов М.С. Риски экономического развития: взгляд изнутри // Предпринимательство и реформы в России: Материалы работы XXI Международной конференции молодых учёных-экономистов. Санкт-Петербург, 11-12 ноября 2015. – С. 70–71.
70. Власов М.С. Риски экономического развития КНР: взгляд изнутри // Россия и Германия: экономика регионов после санкций / Под ред. Совершаевой Л.П. СПб: Скифия-принт, 2015. – С. 179–181.
71. Власов М.С. Роль международного финансового центра в развитии национального финансового рынка: социальный аспект // Известия Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета. 2015. № 2 (92). – С. 79–82.
72. Власов М.С. Система Большого Китая и международный финансовый центр в Шанхае // Экономика и управление. 2015. №6 (116). – С. 67–69.
73. Головин, М. Ю. Новые тенденции участия России в международном движении капитала / М. Ю. Головин // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2018, №6. – С. 9–23.
74. Голуб, Е. Опыт создания международных финансовых центров на пространстве Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] / Е. Голуб, аналитический центр «Форум». – Сентябрь 2018. – 12 с. – Режим доступа: URL: https://cbr.ru/content/document/file/48265/pr_1809_3.pdf (дата обращения: 04.04.2023).
75. Гусев, Ю. Н. Стратегия формирования и развития международного финансового центра в России: автореф. дис. ... док. экон. наук : 08.00.10/Гусев Юрий Николаевич. – М., 2012. – 49 с.
76. Гусев, Ю. Н. Тенденция развития международных финансовых центров / Ю. Н. Гусев // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2012. – № 10. – С. 107-110.
77. Долгова, А. Ю. Международные финансовые центры: макроэкономическая роль и факторы конкурентоспособности: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01/Долгова Алёна Юрьевна. – М., 2018. – 32 с.
78. Дробышевский, С. М. Перспективы создания международного финансового центра в Российской Федерации/ Дробышевский С.М., Худько Е.В., Великова Е.Е. – М.: Институт Гайдара, 2010. – 108 с.
79. Доробышевский, С. М. Проблемы создания единой валютной зоны в странах СНГ / Дробышевский С. М., Полевой Д. И. – М.: ИЭПП. – 110 с.
80. Доронина Н. Г. Правовые условия формирования благоприятного инвестиционного климата и информационной среды в Российской Федерации // Н. Г. Доронина, Н. Г. Семилютина // Журнал российского права. – 2012, №10. – С. 5–13.
81. Завадский, М. Малайзия для малайских /М. Завадский // Эксперт. – 2011. – № 15.
82. Зимин, В. Международный финансовый центр: точки роста [Электронный ресурс] // Консультант. – 2013, №15 (август) – Режим доступа: URL: https://internet.garant.ru(дата обращения: 05.04.2023)
83. Зиядуллаев, Н. С. Создание международного финансового центра в Москве как важнейшая составляющая экономической безопасности России/ Н. С. Зиядуллов, Д. А. Иванова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – 33 (270). – С. 2–15.
84. Зиядуллаев, Н. С. Экономическая безопасность и механизмы создания Международного финансового центра в Москве / Н. С. Зиядуллов, И. В. Горн, Д. А. Иванова, Ю. С. Кибардина // Российский внешнеэкономический вестник. – 2014. – №6. – С. 29–43.
85. Иванова, Д. А. Региональные механизмы формирования международного финансового центра в Москве: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Иванова Дарья Алексеевна. – М., 2013. – 29 c.
86. Иноземцев В.Л. Современная глобализация и ее восприятие в мире / В. Л. Иноземцев // Век глобализации. 2008. – № 1. – С.1–14.
87. Климачев, В. В. Международные финансовые центры в глобальнойфинансовой системе: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.14 / Климачев Вадим Владимирович. – М.: Российский Государственный Торгово-Экономический Университет, 2011. – 25 с.
88. Ключников, И. К. Мировые финансовые центры: учеб. пособие / И. К. Ключников. – Москва: Проспект, 2018. – 280 с.
89. Ключников, И. К. Методологические и теоретические подходы к исследованию финансовых центров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. – 2013, вып. 2 – С. 63–78.
90. «Ключевой риск – в нас самих» // Ведомости. 30.06.2011
91. Коваленко, В. Н. Тенденции и перспективы взаимодействия экономик Гонконга и Китая. / В. Н. Коваленко. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата экономических наук. СПбГУ, 2011.
92. Козлова, Н. А. Функционирование свободных экономических зон в Китае / Н. А. Козлова // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2015, № 4 (21) - С. 50-57.
93. Кузнецов, А. В. Международные финансовые институты и вызовы многополярности / А. В. Кузнецов // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. – 2017, том 17, № 1. – С. 9–21.
94. Кузьминов, Я. И. Институты: от заимствования к выращиванию: Опыт российских реформ и возможное культивирование институциональных изменений. /Я. И Кузьминов, В. В. Радаев, А. А. Яковлев, Е. Г. Ясин [и др.]. – М.: ГУ–ВШЭ. 2005.
95. Куран, Т. Исламская экономическая мысль и исламская экономика /Т. Куран // Христианство и Ислам об экономике / Под ред. М.А. Румянцева, Д.Е. Раскова. – СПб., 2008. — 298 с.
96. Логинов, Б. Б. Международный банковский бизнес в контексте правил и норм ВТО / Б. Б. Логинов // Вестник университета. – 2017, №2. – С. 141–145.
97. Логинов, Б. Б. Международный банковский бизнес / Б. Б. Логинов. – М.: Юрайт, 2016. – 179 с.