Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРЕЧИЙ ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Работа №148186

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРЕЧИЙ
1.1. Развитие речи в онтогенезе 6
1.2. Развитие речи у детей с общим недоразвитием речи 14
1.3. Употребление наречий детьми с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ НАРЕЧИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1.Организация констатирующего эксперимента 27
2.2. Результаты исследования 29
ГЛАВА III. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ НАРЕЧИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
3.1. Организация формирующего эксперимента 37
3.2. Содержание экспериментальной работы 39
3.3. Результаты контрольного эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения.
Для возникновения речи у ребенка должны быть определенные биологические предпосылки и, конечно, центральная нервная система должна созреть и нормально функционировать. Поскольку речь это социальная функция и развивается только в общении ребенка со взрослым, это условие является очень важным.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Это наблюдается у детей с ОНР.
У детей с общим недоразвитием речи исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой системы, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков. А также у них в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, страдает связная речь.
При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем: значения грамматических форм более абстрактны, правила грамматического изменения слов многообразны.
Овладение грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, различными типами предложений происходит у детей с общим недоразвитием речи в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии; недостаточность грамматического строя проявляется в более медленном темпе усвоения законов грамматики, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка.
Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому очень часто у детей с общим недоразвитием речи имеет место задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления.
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено.
Бедность активного словаря проявляется в неточном произнесении многих слов – названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Отмечается задержка в формировании семантических полей.
Словарный запас детей с общим недоразвитием речи значительно отстает от нормально развивающихся детей по уровню владения словарем наречий, что существенно ограничивает их возможность в составлении информативно полноценного, грамотного, выразительного сообщения. Знакомство с наречиями происходит у детей на ранних этапах развития, однако дети с общим недоразвитием речи практически не используют их в самостоятельной речи....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Слово – как лексическая единица представляет собой систему взаимосвязанных значений, отражающих внеязыковую действительность. Слово – как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, но и в грамматике. Абстрактные грамматические значения позволяют выражать сложные оттенки мысли в наиболее компактной форме.
Понимание значения слова во многом зависит от того, умеет ли ребенок выделять его значимые единицы (приставки, корни, суффиксы), определять родственные слова. Детям с общим недоразвитием речи, как правило, это удается с трудом, что препятствует самостоятельному расширению ими словаря – отмечают Филичева Т.Б., Левина Р.Е., Гвоздев А.Н., Лалаева Р.И и др.
Все части речи в спонтанной речи дети употребляют повседневно. Конечно, употребляют они и наречия, но гораздо реже. Мы провели исследование, в ходе которого было выявлено, что при понимании детьми с общим недоразвитием речи смысла наречий, испытуемые недостаточно чётко дифференцируют значение данного наречия от подобных по значению или звучанию, недопонимают значение слова.
При исследовании употребления наречий детьми с общим недоразвитием речи было установлено, что дошкольники не могут свободно употреблять данные наречия, у них недостаточно обширен круг употребляемых слов. Также было выявлено, что испытуемые употребляют в обиходной речи не все группы наречий.
В связи с этим нами была разработана система заданий, упражнений и игр, направленная на формирование умения понимать и употреблять наречия детьми с общим недоразвитием речи.
Коррекционная работа проводилась в три этапа. На первом этапе мы учили детей понимать наречия, на втором этапе – употреблять наречия, а третий этап был закрепляющий.
Внимание уделялось умению понимать и употреблять наречия, обозначающих различные отношения, которые наиболее часто используются в разговорной речи: места (сверху, снизу, близко, далеко, впереди, сзади), температуры (горячо, тепло, жарко, холодно), эмоции (весело, грустно, страшно, испуганно), наречия – антонимы и синонимы (высоко-низко, быстро-медленно).
После проделанной работы был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого мы выявляли эффективность предложенной нами коррекционной работы. Результаты эксперимента показали, что уровень владения словарем наречий повысился как у детей экспериментальной группы, так и у детей, с которыми велась традиционная работа логопеда.
Ребята могут грамотно, выразительно построить свое высказывание, повысилась речевая активность.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная нами система заданий, упражнений и игр по активизации словаря наречий у детей с общим недоразвитием речи оказалась эффективна и наша гипотеза подтвердилась.


1. Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. Матюхиной М.В. – М., «Просвещение», 1984.
2. Володина, B.C. Употребление наречий детьми с общим недоразвитием речи. //Дефектология. – 1997. – № 1.
3. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. / Л.С. Выготский. – М., 1956.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – М., 1961.
5. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. / В.В. Гербова, А.И. Максаков. – М., «Просвещение», 1979.
6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. / Н.И. Гуткина. – М., НПО «Образование», 1996.
7. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. / Л.Н. Ефименкова. – М., 1985.
8. Жукова, Н.С. Формирование устной речи. / Н.С. Жукова. – М., 1994.
9. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. / Г. А. Каше. – М., 1971.
10. Кондратенко, И.Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. // Дефектология. – 1999. – № 1.
11. Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. / В.В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М., 2003.
12. Коновалова, С.Н. Особенности овладения предикативной лексикой дошкольниками с общим недоразвитием речи различного генеза. // Дефектология. – 2000. – № 6.
13. Кузнецова, Э.В. Лексикология русского языка. / Э.В. Кузнецова. – М., 1982.
14. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. / Р.И. Лалаева. – М., «Владос», 2001.
15. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. /Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. .....32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ